Научная статья на тему 'Системная идентификация особенностей и структуры инвестиционного потенциала региона как объекта управления'

Системная идентификация особенностей и структуры инвестиционного потенциала региона как объекта управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова И. В.

В статье рассматривается проблематика инвестиционного потенциала с точки зрения его особенностей как объекта управления. Актуальность данного исследования обосновывается возрастающей важностью системного целенаправленного управления инвестициями на мезоуровне, которое в своей стратегической направленности невозможно без учета специфики накопления и реализации инвестиционного потенциала, как базиса инвестиционной активности. Проводится системная идентификация его особенностей и структуры с точки зрения управления. Подчеркивается высокий уровень стохастичности инвестиционного потенциала как объекта управления, детерминируемой как внешними воздействиями, так и внутренними процессами. Выделяются основные причины сложности структуры инвестиционного потенциала в региональной экономике, среди которых выделяется уровень агрегирования, особенности природы явления и специфика региона локализации. Акцентируется внимание на многоаспектности и многоуровневости инвестиционного потенциала как объекта управления, с выделением трех уровней его декомпозиции: по отраслям и секторам региональной экономики, по однородным в определенном смысле территориям внутри региона и по составляющим потенциала. Отмечается связь векторов декомпозиции, их взаимодополнение. Охарактеризовывается сущность составляющих инвестиционного потенциала региона с точки зрения управления. Подчеркивается роль каждой из составляющих кадровой, материально-технической, финансовой, информационной, организационно-управленческой и инновационной в формировании и использовании потенциала. Особо выделяется инновационная составляющая, как характерная исключительно для инвестиционного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная идентификация особенностей и структуры инвестиционного потенциала региона как объекта управления»

СИСТЕМНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

и. в. Фролова,

кандидат экономических наук, доцент Южный Федеральный университет

Инвестиционные процессы, протекающие на региональном уровне, имеют своей основой инвестиционный потенциал, накопление и расходование которого детерминирует в определенной степени эффективность инвестиций в регионе в стратегической перспективе. Это актуализирует исследование проблематики инвестиционного потенциала, в том числе как объекта управления, для выработки механизмов повышения его уровня и качества с точки зрения достижимости инвестиционных целей мезоуровня.

Исследование и формирование систем управления экономическими объектами на основе системного подхода базируется на концептуальном исследовании основных их элементов, соотношений и связей между ними, возникающих в процессе взаимодействия друг с другом и внешней средой. Это порождает необходимость углубленного анализа объекта, субъекта управления и образуемой ими системы управления инвестиционным потенциалом региона и предполагает выявление особенностей, порождаемых спецификой управления.

В общем виде управление инвестиционным потенциалом региона можно определить как совокупность целенаправленных управляющих воздействий на потенциал. При осуществлении процесса управления любой системой, включая инвестиционный потенциал региона, целенаправленное воздействие должно производиться одной подсистемой (субъектом управления) на другую — объект управления, т. е. в данном процессе всегда задействованы как минимум две компоненты.

Одна из главных особенностей экономических объектов, к которым относится и инвестиционный потенциал региона, с точки зрения управления заключается в их постоянном динамизме, перманентной изменчивости большинства основных и

вспомогательных параметров. Если при управлении технической системой ее переход их одного состояния в другое неизменно связан с некоторым воздействием на нее, чаще всего — планируемым и контролируемым, и изменение характеристик не только может быть спрогнозировано, но и достигается, как правило, с высокой степенью вероятности, то для любой экономической системы характерен высокий уровень стохастичности. Изменение параметров экономической системы происходит не только вследствие управляющих воздействий, но и по причине влияния множества факторов внешнего и внутреннего по отношению к системе происхождения, большая часть которых носит случайный характер. Это делает процесс управления более сложным, не только с точки зрения неопределенности характеристик объекта управления, меняющихся существенно более непредсказуемым образом, нежели для детерминированной системы, но и со стороны возникающей необходимости более точного и частого контроля целевых параметров.

В связи с этим идентификация объекта управления в рамках системы управления экономической природы является весьма важной задачей, поскольку мониторинг свойств и характеристик объекта должен быть детализирован на требуемом для эффективного управления уровне. Если детализация недостаточна, то возникает вероятность снижения контроля до недопустимо низкого уровня, информации для принятия управленческих решений будет недостаточно, и цели управления не будут достигнуты, либо их достижение потребует более высоких затрат, что также характеризует процесс управления как неэффективный. При излишней детализации также снижается эффективность всего управления, так как затраты на получение информации растут, тогда как полезность ее со-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

53

вокупности практически не меняется от прироста избыточных данных, кроме того, возрастают затраты и на ее обработку, и увеличивается сложность ее анализа и восприятия при принятии решений. То есть, детализация объекта управления должна, в идеальном случае, полностью соответствовать требованиям управления. Таким образом, определение и анализ объекта управления весьма важен для проектирования и осуществления процесса управления системой экономического происхождения, к которой относится инвестиционный потенциал мезообразования.

Инвестиционный потенциал региона, как объект управления, представляет собой весьма сложную структуру, которая детерминируется рядом причин. Первая из них связана с уровнем агрегирования экономической системы, на котором осуществляется управление. Региональный уровень, представляя собой второй после микроуровня, определяет большую укрупненность объектов по сравнению с микроуровнем, что вызывает необходимость в меньшей детализации. Однако на мезоуровне становятся более сложными связи между отдельными объектами, как и их происхождение, из-за чего возникает необходимость более тщательного анализа не только самих объектов, как типичных с исследуемой точки зрения, но и возможных возникающих частных случаев. С другой стороны, более высокий уровень определяет относительно меньшую стохастичность протекающих процессов, что также должно учитываться при анализе и синтезе системы управления. Все это в полной мере присуще инвестиционному потенциалу региона как объекту управления, так как он, с одной стороны, представляет собой интегрированную определенным образом совокупность инвестиционных потенциалов отдельных предприятий и организаций микроуровня, территориально локализованных в данном регионе. Кроме того, при подобном объединении инвестиционных потенциалов в единый для региона возникает синергетический эффект, в силу которого инвестиционный потенциал региона как объект управления приобретает свойства и характеристики, не сводимые к простой сумме свойств инвестиционных потенциалов отдельных предприятий региона, что также детерминирует его особенности с точки зрения управления.

Другое направление формирования специфических черт инвестиционного потенциала региона как объекта управления связано с особенностями самой природы инвестиционного потенциала, представляющего собой сложную многоуровневую

и многоаспектную структуру. Региональный инвестиционный потенциал складывается из отдельных составляющих, вносящих свой вклад, в том числе и с точки зрения возникновения особенностей при управлении. При этом каждая составляющая, в свою очередь, имеет особенную внутреннюю структуру и логику функционирования. Составляющие имеют общерегиональный характер и при этом могут как являться, так и не являться синтетическими по отношению к аналогичным составляющим инвестиционного потенциала отдельных предприятий и организаций данного региона.

Помимо этого, важные элементы специфики инвестиционного потенциала связаны с особенностями конкретного региона, в котором формируется и используется данный потенциал. Одной из важнейших характеристик региона являются его отличительные качества, вызванные конкретным географическим положением и связанными с этим свойствами, которые отражаются в специализации региона и отраслевой структуре его экономики. И рассмотрение инвестиционного потенциала с точки зрения парадигмы региона как квазикорпорации также вносит свои характерные черты в его определение как объекта управления. Подобный срез анализа позволяет исследовать региональный инвестиционный потенциал с точки зрения его соответствия целям и требованиям развития экономики данного региона как единой целеори-ентированной управляемой системы. Такой подход не противоречит выделенному ранее направлению декомпозиции инвестиционного потенциала региона на отдельные составляющие, но уточняет и дополняет его, так как его отличительные черты как объекта управления в данном случае привязываются к территориальному расположению региона и связанной с этим спецификой экономической его системы.

Уточнение особенностей инвестиционного потенциала, как объекта управления, должно в обязательном порядке учитывать и такое его объективное качество, как многоуровневость. Представляется некорректным его исследование только и исключительно как конечного продукта агрегирования от микро- к мезоподходу, поскольку в данном случае теряется часть важных для понимания данного явления аспектов, учет которых необходим при анализе процессов управления. И подобная многоуровневость исследования инвестиционного потенциала региона, как логичное повторение его органической многоуровневости, является ключевым моментом декомпозиции ин-

вестиционного потенциала мезообразования, его системообразующим элементом, позволяющим, в том числе, конкретизировать возникновение и содержание синергетического эффекта.

В процессе формирования инвестиционного потенциала региона происходит поуровневая трансформация потенциала отдельных предприятий и организаций региона, последовательно организовывающихся в кластеры по различным признакам. Одним из признаков такой кластеризации является отраслевая принадлежность предприятия либо принадлежность к определенному виду экономической деятельности, по которым возможно объединение всех однородных в данном смысле предприятий, территориально принадлежащим к данному региону. Другим кластеризирующим признаком может быть территориальная близость, то есть районирование внутри региона. Подобное объединение весьма актуально для макрорегионов, к которым относятся федеральные округа Российской Федерации, а также для многих российских регионов, располагающихся на больших площадях и обладающих существенной дифференциацией природно-климатических условий, которые детерминируют высокий уровень различий в составе, содержании, а также в накоплении и использовании инвестиционного потенциала.

В определенном смысле можно сказать, что инвестиционный потенциал таких регионов, как объект управления, целесообразно исследовать не только в совокупности, как единое целое, но и логичным расчленением на несколько мини-региональных компонент, каждая из которых обладает рядом особенностей с точки зрения управления, учет которых необходим для повышения эффективности всего процесса.

Определение особенностей инвестиционного потенциала каждого кластера как объекта управления в их соотнесении с характеристиками инвестиционного потенциала региона в целом дает возможность не только более точно описать происходящие внутри инвестиционного потенциала процессы, но и охарактеризовать переход от одного уровня его формирования к другому, что важно в тех случаях, когда агрегирование, всегда и неизбежно приводящее к потере определенной части информации о системе на фоне возрастающей ее сложности, потенциально допускает утрату существенной для процесса управления информации. В этом случае исследование поуровневой трансформации инвестиционного потенциала региона как объекта управления позволяет снять данное ограничение и повысить эффективность всего процесса управления инвестиционным потенциалом региона.

Таким образом, декомпозиция инвестиционного потенциала региона проводится по трем основным направлениям:

1) по уровням экономической системы внутри региона:

• инвестиционный потенциал предприятий и организаций региона;

• инвестиционный потенциал отраслей, секторов экономики;

• инвестиционный потенциал региональной экономики.

2) территориальное:

• инвестиционный потенциал предприятий и организаций региона;

• инвестиционный потенциал территорий внутри региона;

• инвестиционный потенциал региональной экономики.

3) по составляющим потенциала:

• кадровая;

• материально-техническая;

• финансовая;

• информационная;

• организационно-управленческая;

• инновационная.

Различия между первым и вторым подходами к декомпозиции выражены в промежуточной класте-ризирующей роли, которую в первом случае играют отрасли и сектора региональной экономики, а во втором — территории внутри региона, объединенные некими общими характеристиками, в первую очередь — природно-климатическими, в результате чего инвестиционный потенциал совокупности предприятий данной территории может рассматриваться как в определенном смысле единый и целостный. В ряде случаев роль объединяющих характеристик может играть административно-территориальное деление.

Выделение в структуре инвестиционного потенциала составляющих весьма важно, так как оценка уровня инвестиционного потенциала региона, а также формулировка конкретных управляющих воздействий для достижения определенных целевых характеристик детерминируются применительно к отдельным составляющим.

Кадровая составляющая инвестиционного потенциала региона представляет собой все совокупные трудовые ресурсы и их человеческий капитал, которые могут быть эффективно задействованы в инвестиционном процессе и чья трудовая деятельность будет способствовать достижению инвестиционных целей мезоуровня. От качества кадровой

составляющей и способности ее быстрой мобилизации в существенной мере зависит эффективность управления инвестиционным потенциалом региона, так как быстрые изменения в ее структуре в масштабе региона практически невозможны либо очень дороги. Если отдельное предприятие в целях повышения инвестиционного потенциала (особенно в случае высокотехнологичной направленности инвестиций) может, при недостатке человеческого капитала собственных работников, привлечь сторонние трудовые ресурсы, в частности, из других регионов и даже стран, то регион в целом не в состоянии провести аналогичные мероприятия в таких масштабах, чтобы это существенно повысило уровень инвестиционного потенциала. Кроме того, подобные изменения в кадровой составляющей в короткие сроки может негативно отразиться на социальной политике региона и политике в области занятости населения, что автоматически делает такие мероприятия неприемлемыми. То есть, региональный уровень детерминирует необходимость последовательного, длительного и целенаправленного воздействия на кадровую составляющую инвестиционного потенциала с целью повышения ее качества и уровня соответствия региональным инвестиционным целям.

Материально-техническая составляющая инвестиционного потенциала региона — это совокупность материально-технических ресурсов, которые потенциально могут быть вовлечены в инвестиционный процесс в регионе и способствовать его эффективной реализации. Состав и структура материально-технической составляющей инвестиционного потенциала, необходимой для инвестиционного процесса в конкретные моменты времени, могут существенно меняться в зависимости от инвестиционных целей и задач, а также планируемых и реализуемых инвестиционных проектов регионального уровня.

Финансовая составляющая инвестиционного потенциала региона является одной из самых важных, поскольку характеризует способность привлечения инвестиционных финансовых ресурсов в виде и размерах, соответствующих инвестиционным целям региона. Важной характеристикой финансовой составляющей является распределение финансовых ресурсов во времени, так как инвестиционный процесс в регионе является длительным, поэтому недостаток финансовых средств в определенные периоды, как и их переизбыток, не будут способствовать эффективному достижению региональных инвестиционных целей, будут сни-

жать доходность и рентабельность всего инвестиционного процесса в регионе из-за необходимости привлечения сторонних финансовых средств либо неэффективного использования уже накопленных. В связи с этим оптимизация параметров финансовой составляющей представляет собой весьма важную задачу. Таким образом, финансовую составляющую инвестиционного потенциала региона можно рассматривать как ключевую.

Информационной составляющей инвестиционного потенциала отводится важная роль, особенно при исследовании процессов управления, представляющего собой в первую очередь информационный процесс. При этом информационная составляющая может рассматриваться двояко. С одной стороны, это совокупность самой информации об инвестиционном процессе региона и возможностей доступа к ней заинтересованных лиц, в первую очередь — инвесторов и органов власти региона. В данном случае информационная составляющая трактуется как информационный ресурс, обслуживающий региональный инвестиционный процесс и призванный обеспечить его эффективность за счет своевременного и полного получения всеми пользователями полной и актуальной информации в доступной форме. С другой стороны, информационная составляющая инвестиционного потенциала региона включает информацию, требуемую для эффективного осуществления процесса управления, т. е. информацию о состоянии инвестиционного потенциала региона (и в этой части она пересекается с первой трактовкой) и информацию о производимых управляющих воздействиях, а также плановую. Объединение этих двух подходов к анализу информационной составляющей инвестиционного потенциала региона дает возможность избежать ее дублирования при непосредственном разделении на части с точки зрения целевого использования и конечных пользователей.

Организационно-управленческая составляющая инвестиционного потенциала региона является также в определенном смысле комплексной. Она включает, с одной стороны, инфраструктуру и принцип организации инвестиционного процесса в регионе и может оцениваться с точки зрения эффективности мобилизации инвестиционных ресурсов в процессе достижения инвестиционных целей региона и реализации отдельных инвестиционных проектов. С другой стороны, организационно-управленческая составляющая характеризует сам процесс управления инвестиционным потенциалом региона, и следовательно, как и информаци-

онная, может рассматриваться как внутренняя для процесса управления.

В структуре составляющих важно также выделить инновационную, которая нехарактерна для других типов потенциалов, но весьма существенна для потенциала инвестиционного. Наиболее важные инвестиции для региона, как правило, имеют инновационную направленность, поскольку, обладая более высоким уровнем риска, также приносят и большую доходность, а кроме того, способны приводить к качественным изменениям не только в сфере собственного приложения, но и в региональной экономике в целом. Поэтому в качестве инновационной составляющей инвестиционного потенциала региона можно рассматривать совокупность инновационных идей и технологий, которые требуют инвестиций для успешной реализации. Чем больше величина инновационной составляющей, тем в целом выше инвестиционный потенциал региона.

Все рассмотренные составляющие инвестиционного потенциала в совокупности представляют потенциал региона в целом и характеризуют его отдельные стороны, учет закономерностей которых важен для эффективного управления инвестиционным потенциалом региона.

Инвестиционный потенциал как объект управления предстает сложноструктурированным, что усложняет процесс управления, в частности, по причине сложностей в получении информации о его состоянии и оценки его величины. В качестве базисного можно рассматривать дробление на составляющие, так как оно является делимым и наследуемым — одинаковые составляющие инвестиционного потенциала выделяются как на уровне отдельных предприятий и организаций, так и на уровне региона в целом.

Таким же образом, составляющие инвестиционного потенциала региона могут выделяться и оцениваться как объект управления и на уровне отраслей (секторов) региональной экономики, и на уровне отдельных территорий в рамках региона. Агрегирование составляющих более низкого уровня до уровня регионального по любому из векторов декомпозиции дает величину составляющих инвестиционного потенциала регионального уровня, но с учетом синергетического эффекта (т. е. уровень развития составляющих регионального инвестиционного потенциала) может быть больше или меньше простой суммы по агрегируемым компонентам. Большим этот уровень будет в том случае, если инвестиционный потенциал региона

по конкретной составляющей будет в большей степени соответствовать целям и задачам региональной инвестиционной политики, нежели величина этой составляющей для отдельных отраслей, секторов экономики региона или территорий. В противном случае, если степень достижимости целей будет ниже в агрегированном варианте, величина составляющей инвестиционного потенциала региона будет ниже суммы по направлениям декомпозиции.

Однако именно такое, многоуровневое рассмотрение инвестиционного потенциала региона дает возможность его инкорпорирования в систему управления в качестве объекта, т. е. позволяет не только понять его сущность, но и определить направления его оценки, его параметры, дающие информацию, необходимую для процесса управления.

Региональные приоритеты инвестиционного потенциала как объекта управления детерминируются уровнем экономической системы и связаны с изменением целевого вектора инвестиционного потенциала при укрупнении масштаба его анализа и усложнением его структуры. Управление всегда представляет собой целенаправленный процесс, поэтому процесс целеполагания и связанный с ним процесс планирования играют важную роль при управлении инвестиционным потенциалом региона.

Многоуровневость построения инвестиционного потенциала региона как объекта управления обусловливает и поэтапность формирования целей управления потенциалом.

На самом низком уровне агрегирования в качестве объектов — носителей инвестиционного потенциала рассматриваются предприятия и организации, обладающие собственными инвестиционными целями.

Следует отметить, что инвестиционные цели и цели относительно инвестиционного потенциала не являются тождественными, хотя и связаны между собой. В целом все инвестиционные цели представляют собой цели стратегические, поскольку их осуществление направлено на изменение будущих состояний предприятия, организации или экономики региона в целом. При этом инвестиционные цели, очевидно, следует рассматривать как менее долгосрочные и масштабные, чем цели относительно инвестиционного потенциала, так как первые, как правило, касаются конкретных инвестиционных проектов либо определенных направлений инвестиционной деятельности. Вторые же направлены на повышение уровня ин-

вестиционного потенциала, рост инвестиционной привлекательности, которая может не конкретизироваться для определенных инвестиционных направлений.

Тем не менее очевидно, что цели относительно инвестиционного потенциала отдельных предприятий и организаций региона связаны с их инвестиционными целями, а также стратегическими целями развития. При переходе к более высоким уровням рассмотрения инвестиционного потенциала в регионе (отраслей, секторов экономики, отдельных территорий) возникает проблема согласования целей уровней. Не все цели инвестиционного потенциала предприятий соответствуют целям территорий или отраслей. Так же при переходе на третий в данном контексте — региональный, — уровень возможна аналогичная несогласованность.

Каждый более высокий уровень агрегирования экономической системы порождает собственные цели относительно инвестиционного потенциала, т. е. их число увеличивается. В этом расширяющемся перечне присутствуют как наследованные от более низких уровней, так и синергетически появившиеся на текущем уровне. Однако не все цели более низкого уровня наследуются на более высоком. Более того — часть целей разных уровней может противоречить друг другу. При региональном анализе особую важность приобретают цели экологической и социальной направленности. В определенной своей части они противоречат целям получения прибыли и максимизации доходности, более характерных для низких уровней. Таким образом, процедура согласования целей инвестиционного потенциала при его поуровневой трансформации является весьма актуальной.

Для инвестиционного потенциала как объекта управления, что уже отмечалось, характерны три уровня агрегирования. На первом (предприятий и организаций) и третьем (собственно региональном) уровнях объекты — носители инвестиционного

потенциала, в отличие от второго (отраслевой, сек-ториальной или территориальной декомпозиции), не имеют множественной структуры. Поэтому для них характерна простая иерархическая структура целей — «дерево целей». Однако второй уровень обладает двумя векторами декомпозиции — по отраслям и секторам экономики, и по территориям внутри региона. Таким образом, древовидная иерархическая структура целей приобретает в своем среднем звене матричную составляющую. Наглядно концептуальный вид «дерева целей» с интегрированной матричной структурой для регионального инвестиционного потенциала представлен на рис. 1. Как видно, во второй своей части «дерево» целей рассматривается в двух плоскостях, каждая из которых обладает аналогичным представлением собственной структуры целей, которые в конечном итоге интегрируются в одной основной цели развития инвестиционного потенциала региона. Принцип формирования «дерева целей» предполагает, что цели нижнего уровня способствуют до-

Основная цель инвестиционного потенциала региона

Цели отраслей (секторов) Цели территорий

Цель 1

Цель п

17"

Цели верхнего уровня

Цель 1

1 и Г

Цель т

Цель 1

т:

Цель 2

Цель к

Цели средних уровней

Цели инвестиционного потенциала предприятий и организаций региона

Цель 1

Цель ]

Цель 1

XI

Цель 2

Цель i

У

Цели нижних уровней

Рис. 1. Концептуальное представление «дерева целей» регионального инвестиционного потенциала с интегрированной матричной структурой: п, т, ^ j, i — число целей на соответствующем уровне

стижению целей верхних уровней, что схематично указывается соответствующими стрелками (дугами данного ориентированного графа). Таким образом, «дерево целей» не должно включать упомянутых ранее противоречивых целей, когда достижение низкоуровневых целей исключает достижение целей более высоких уровней.

Таким образом, процесс согласования целей должен предшествовать составлению «дерева целей» регионального инвестиционного потенциала, разбивая тем самым процесс целеполагания на три этапа:

• поуровневая идентификация целей;

• согласование целей разных уровней;

• формирование «дерева целей» с интегрированной матричной структурой.

Для того чтобы процесс целеполагания был эффективным, формулировку (определение) целей необходимо проводить на основании и с учетом текущей информации об объекте управления.

Управление в условиях неопределенности ставит задачи не только оценки текущего состояния объекта управления, но и прогнозирования состояний будущих. Это связано не только с неопределенностью целевой траектории объекта управления, но и с порождаемыми как данной неопределенностью, т. е. смещение объекта управления с целевой траектории может происходить по разным причинам, порождаемым различными факторами. Это могут быть объективно обусловленные самой логикой развития инвестиционного потенциала факторы, часть из которых невозможно либо излишне предусматривать при планировании управляющих воздействий. Также могут возникать спонтанные, непредвиденные факторы, действие которых в ряде случаев может быть достаточно сильным («шоковым») с точки зрения воздействия на объект управления — инвестиционный потенциал. И если первая группа факторов в целом может рассматриваться как подлежащая прогнозированию, то вторая выступает исключительно как источник риска для достижения целевого состояния инвестиционного потенциала региона.

Однако и та и другая группа факторов должны подвергаться оценке при прогнозировании возможных отклонений инвестиционного потенциала как объекта управления от целевой траектории.

Это должно учитываться при формировании планов достижения целей инвестиционного потенциала, что является расширением процессе целеполагания. Так как цели расширения инвестиционного потенциала региона относятся к

стратегическим, то и планы по их достижению также являются стратегическими. Причем, если процесс целеполагания должен происходить снизу вверх при последовательном поуровневом согласовании целей, то планирование, наоборот, более эффективно проводить при движении сверху вниз. Это достигается путем разработки стратегического плана развития инвестиционного потенциала региона в целом, с последующей его детализацией для всех задействованных в этом процессе элементов. В этом случае план верхнего уровня не будет перегружен деталями, и следовательно, будет понятным и обозримым, а планы более низких уровней будут согласованы с ним по всем целевым характеристикам, чего существенно сложнее добиться при агрегировании планов «снизу вверх».

Целеполагание и основанное на нем планирование можно считать первой фазой управления инвестиционным потенциалом региона. В качестве второй фазы, ассоциируемой с функцией управления, рассматривается организация. Исследование организации как фазы управления инвестиционным потенциалом региона предполагает анализ системы управления в целом, идентификации основных ее принципов, а также поуровневой декомпозиции субъекта управления.

Инвестиционный потенциал региона, как объект управления, является системой сложной, в силу своей структуры и свойств входящих в него элементов, большинство из которых в состоянии без изменений функционировать и при разрушении по какой-либо причине системы управления инвестиционным потенциалом. Это связано с тем, что функции данных элементов по отношению к инвестиционному потенциалу являются вторичными, вспомогательными и косвенными по сравнению с основными. Причем данное свойство относится и к микроуровню, однако указанная «отделимость» появляется только при укрупнении уровня до регионального.

Региональный же уровень исследования инвестиционного потенциала позволяет сделать вывод, что отдельные элементы системы управления им обладают свойством отделимости функций, непосредственно связанных с инвестиционным потенциалом от основных. То есть, если в регионе по каким-либо причинам (экономического или политического характера) отсутствует или разрушается система, связанная с инвестиционным потенциалом, это не означает «гибели» всех ее элементов. Существование прекратят только те, которые связаны только и исключительно с системой

управления инвестиционным потенциалом — т. е. не имеют других функциональных назначений. Остальные же объекты продолжат свою жизнедеятельность, так как эффект от управления инвестиционным потенциалом проявляется в основном на мезоуровне, потому что носит существенный синергетический характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное свойство элементов системы управления инвестиционным потенциалом детерминирует ряд особенностей всего процесса управления. В частности, управление инвестиционным потенциалом производится элементами, которые осуществляют и остальные виды управления на данном уровне, причем, что важно — управление инвестиционным процессом. Это относится ко всем выделенным уровням. Кроме того, на первом, микроуровне, управление инвестиционным потенциалом чаще носит опосредованный, не выраженный характер.

Помимо уже отмеченного свойства, характерного и для субъекта управления нижних уровней управления инвестиционным потенциалом региона и заключающемся в том, что эти их функции не являются основными, для управления данным сложным объектом характерно также некоторое «кажущееся» дублирование функций управления по уровням. Оно заключается в том, что на разных уровнях управления инвестиционным потенциалом реализуется набор по сути схожих функций управления, что, при условии применения к одним и тем же объектам управления является дублированием и, соответственно, свидетельствует об избыточности и, следовательно, неэффективности всего процесса управления. Однако в случае инвестиционного потенциала объект, по сути, не остается «одним и тем же», он видоизменяется, приобретая синергетические свойства, на которые и направлено управление более высоких уровней. То есть, инвестиционный потенциал одного предприятия является объектом управления на микроуровне и остается частью объекта управления на уровне региона, однако в совокупности с инвестиционными потенциалами других предприятий данного региона он приобретает такие свойства, воздействовать на которые на микроуровне либо невозможно, либо неэффективно, либо нецелесообразно.

Особой ролью при управлении инвестиционным потенциалом региона обладает контрольная функция, также осуществляемая в соответствии с уровнями управления. Оценка величины инвестиционного потенциала является, по сути, информацией, представляющей собой так называемую

информацию состояния. Информация состояния фиксируется как до осуществления управления, перед этапом планирования, так и в процессе управления, для отслеживания, каким образом объект управления движется по намеченной траектории. Информация состояния является также информацией контрольной. При сопоставлении целей управления инвестиционным потенциалом региона с его реальной величиной в текущий момент времени осуществляется планирование, в результате которого генерируется плановая информация, то есть информация о том, каким должен быть инвестиционный потенциал региона (в разрезе отдельных составляющих и характеризующих их показателей) в конкретные «контрольные» моменты времени, а также при планируемом достижении цели управления.

При осуществлении функции контроля информация о состоянии инвестиционного потенциала региона сравнивается с плановой информацией, и определяется их различие, которое является основанием для выработки управляющего воздействия. Управляющие воздействия при управлении инвестиционным потенциалом также носят информационный характер и выражаются в виде так называемой командной информации. Она содержит (в любом понятном и доступном виде) данные о том, какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должен выполнить конкретный объект управления, которым может быть, в зависимости от уровня, как отдельный работник, так и целое предприятие, отрасль и т. д.

Таким образом, процесс управления инвестиционным потенциалом регионального формирования, хотя и строится по принципам, характерным для управления любыми экономическими объектами, обладает на всех этапах и во всех структурах более или менее существенными особенностями, детерминируемыми, в первую очередь, сложной и частично неявной природой объекта управления — инвестиционного потенциала региона, и связанной с ней его иерархической структурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вилкас Э. Й, Майминас Е. З. Экономическая кибернетика. — М. , 1982.

2. Матвеева Л. Г., Синявская Т. Г. Оценка потенциала интегрированных форм предпринимательства: региональный аспект. — Ростов-на-Дону, 2000.

3. Сайт делового журнала «Эксперт» wwwexpert. ru

4. Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www. raexpert. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.