Научная статья на тему 'Система знаний о здоровом образе жизни - залог формирования у старшеклассников надлежащей готовности к нему'

Система знаний о здоровом образе жизни - залог формирования у старшеклассников надлежащей готовности к нему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ГОТОВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛА / МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Марина Леонидовна

В статье рассматриваются сущность и содержание факультативного курса «Основы здоровьесозидания», прослеживается его значимость в процессе формирования у старшеклассников готовности к здоровому образу жизни. На основе анализа имеющихся теоретических позиций по данной проблеме автором выделяются основные дискуссионные моменты, предлагаются и обосновываются отдельные векторы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система знаний о здоровом образе жизни - залог формирования у старшеклассников надлежащей готовности к нему»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного университета Данный минимальный перечень вопросов, по которым представительные органы студенчества могут участвовать в управлении и формировании локального законодательства, перечислен в законе. Иные случаи могут предусматриваться локальными нормативными актами образовательной организации.

© Латыпов А.Р., Лысенко Д.В., 2017

УДК: 371:614

Леушина Марина Леонидовна

Старший преподаватель кафедры физической подготовки Нижегородская Академия МВД России г. Нижний Новгород, РФ E-mail: leumarina52@mail.ru

СИСТЕМА ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ - ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НАДЛЕЖАЩЕЙ ГОТОВНОСТИ К НЕМУ

Аннотация

В статье рассматриваются сущность и содержание факультативного курса «Основы здоровьесозидания», прослеживается его значимость в процессе формирования у старшеклассников готовности к здоровому образу жизни. На основе анализа имеющихся теоретических позиций по данной проблеме автором выделяются основные дискуссионные моменты, предлагаются и обосновываются отдельные векторы их преодоления.

Ключевые слова

Старшеклассники, готовность, здоровый образ жизни, школа, мотивы, потребности.

Самопознание побуждает подростков к познанию индивидуально-психологических особенностей других людей, заставляет размышлять о необходимости согласования своих интересов, намерений, поступков с интересами социума. В данной связи разработанный нами факультативный курс «Основы здоровьесозидания», выступающий в качестве одного из значимых факторов формирования готовности к здоровому образу жизни, был направлен на достижение ключевой цели - формирование у старшеклассников долгосрочной валеологической концепции; выработку устойчивых здоровьесозидающих компетенций, необходимых для уяснения сущности и ведения здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной деятельности.

Факультативный курс был призван обеспечить решение следующих педагогических задач: исследовать ключевые вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья; расширить понимание старшеклассников здорового образа жизни, его ценности и правила; скорректировать мыслительную деятельность старшеклассников на изучение своего образа жизни; сформировать позитивное личностное восприятие здорового образа жизни; сформировать понимание старшеклассниками необходимости включения здорового образа жизни в повседневную деятельность; выработать устойчивое стремление к здоровой жизнедеятельности; развитие культуры здоровья; формирование умений выстраивать различные режимы жизнедеятельности; привитие навыков самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья. Представленный курс включает в себя 12 тем, формулирование и содержательное наполнение которых были обусловлены, во-первых, соответствием поставленным задачам и возможностям их решения. Во-вторых, личными предпочтениями старшеклассников, которым мы заблаговременно до начала формирующего эксперимента, предложили написать на чистых листах интересующие их вопросы в сфере здорового образа жизни.

Изучение содержания образования в сферах таких учебных предметов, как «Физическая культура»,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

«Основы безопасности жизнедеятельности» «Биология» показывает, что стихийные процессы дифференциально-интеграционного характера в педагогической практике обусловили разобщенное изучение сведений о здоровом образе жизни в каждой отдельной дисциплине.

Как показали исследования [1-3] старшеклассники зачастую не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о сущности и значимости здорового образа жизни, его принципах, в том числе, основах труда и отдыха, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы понимание важности здорового образа жизни, готовности к нему формировались в школе.

Основная задача, стоящая перед нами, состояла в том, чтобы подростки не механически заучивали анатомический материал и гигиенические рекомендации, а осмысливали и понимали их физиологическую сущность. Важно оказать помощь каждому старшекласснику в выстраивании своей собственной системы оздоровления, со временем трансформирующуюся в душевную потребность. Методический инструментарий предмета был обусловлен методико-содержательным компонентом нашей модели и включал в себя следующие элементы: групповую работу; дискуссии; «мозговые штурмы»; беседы; лекции; ролевые игры и др.

Учебно-тематический план курса представлен в следующем виде:

№ Темы Виды деятельности Способы организации Задание на

старшеклассников деятельности самостоятельное изучение

1 Основы самопознания (4 ч)

1 Здоровье и вредные привычки (2 ч). Самоанализ, самовоспитание, самокритика. Эвристический диалог в рамках фронтальной работы с подростками. Подбор информации по данной проблематике

2 Полезные привычки человека (2 ч). Дискуссия Диалог, обсуждение аналогичных фактов из своего опыта. Презентация или фрагмент из соответствующего фильма

II. Я и другие (4 ч)

3 Учимся понимать других. Работа с тематической Диалог, обсуждение Оформить

Учимся отстаивать свою литературой аналогичных фактов из своего текстовый

позицию (2 ч). опыта. материал в рабочих тетрадях обучающихся

4 Почему необходимо быть Обсуждение изучаемых Работа старшеклассников с Разработать

здоровым (2 ч). сведений в малых группах. текстом, необходимым для разработки презентации. презентацию.

Ш. Основы здорового образа жизни (16 ч).

5 Правила здорового Урок- дискуссия. Конспектирование лекционного Разработать

питания (2 ч). материала. презентацию

6 Курение и здоровье (2 ч). Обсуждение вреда курения в форме моделирования суда. Выступление обучающихся в соответствии с распределенными ролями (обвинитель, защитник, прокурор, свидетели и т.д.). Рисунок, фотография по данной проблеме.

7 Стресс в нашей жизни (2 Заслушивание сообщений по Выступления обучающихся, Решение

ч). избранной теме обсуждение изучаемых сведений в малых группах анализ ситуаций из жизни предлагаемых ситуаций

8 Стрессоустойчивость: развитие и укрепление (2 Урок-беседа, заслушивание сообщений по избранной теме, Диалог, обсуждение аналогичных фактов из своего Анкетирование с родителей,

ч). обсуждение изучаемых сведений в малых группах опыта. подготовка презентации

9 Навыки критического мышления (2 ч). Урок-дискуссия Конспектирование лекционного материала. Подготовка сообщения

10 Поведение в различных ситуациях (2 ч). Анализ ситуативных проблемных задач Мозговой штурм, диалог, обсуждение аналогичных фактов из своего опыта. Оформить текстовый материал в рабочих

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х

тетрадях обучающихся с выделением ключевых тезисов

11 Человек и наркотики (2 ч). Урок с постановкой проблемы Конспектирование лекционного материала, обсуждение аналогичных фактов из своего опыта, просмотр и анализ видео фрагментов Рисунок, фотография по данной проблеме.

12 Учимся говорить «нет» (2 ч). Анализ ситуативных проблемных задач Мозговой штурм, диалог, обсуждение аналогичных фактов из своего опыта. Оформить текстовый материал в рабочих тетрадях обучающихся с выделением ключевых тезисов

Важным первоначальным этапом факультативного курса является формирование направленности индивида на осознание своих потребностей. Это является предпосылкой для мотивации на продуктивную работу. Очень важно указать старшекласснику на то, как действует, коррелирует ли его поступок своим потребностям, что этому мешает? Важно не оказывать на него директивное воздействие, лишающее его выбора своей индивидуальной траектории. Дальнейшим этапом является создание необходимых условий для понимания индивидом своих ключевых потребностей, т.е. для приобщения старшеклассника к собственному личностному росту. Здесь будет происходить трансформация от понимания отличий между потребностями и действиями к реальной работе с механизмом, искажающим внутренний мир индивида. Следующий этап заключается в выводе старшеклассника на такую степень приобщенности к своему личностному пространству, который позволит изменить отношение к своему внутреннему содержанию.

На основании изложенного полагаем, что использование представленного факультативного курса будет дополнять образовательный процесс, способствовать формированию у подростка нацеленности на самостоятельный поиск наилучших способов, удовлетворяющих его текущие потребности и дающих возможности для дальнейшей личностной трансформации.

Список использованной литературы:

1. Леушина М.Л. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (112). С. 88-92.

2. Овчинников О.М., Фортова Л.К. Педагогическая профилактика противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // В сборнике: Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке Материалы международного конгресса. 2014. С. 314-322.

3. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Здоровьесберегающая педагогика в контексте современного образовательного пространства: проблемы и перспективы // Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 52-55.

© Леушина М.Л., 2017

УДК 378

Мамонова Л.И.

Ст. преп. фиала КузГТУ, в г. Прокопьевске

mamonl@rambler.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации учебной деятельности студентов технического вуза. Обобщается опыт применения различных форм научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.