Научная статья на тему 'Значение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников в педагогической системе формирования их готовности к здоровому образу жизни'

Значение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников в педагогической системе формирования их готовности к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ГОТОВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Марина Леонидовна

В статье рассматривается место и роль мотивов и потребностей старшеклассников в процессе формирования их готовности к здоровому образу жизни. Подвергаются изучению ключевые понятия и категории, вытекающие из исследуемой сферы отношений. На основе анализа имеющихся теоретических позиций по данной проблеме автором выделяются основные проблемные моменты, предлагаются и обосновываются отдельные векторы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников в педагогической системе формирования их готовности к здоровому образу жизни»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

УДК: 371:614

Леушина Марина Леонидовна

преподаватель кафедры физической подготовки Нижегородская Академия МВД России г. Нижний Новгород, РФ E-mail: leumarina52@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация

В статье рассматривается место и роль мотивов и потребностей старшеклассников в процессе формирования их готовности к здоровому образу жизни. Подвергаются изучению ключевые понятия и категории, вытекающие из исследуемой сферы отношений. На основе анализа имеющихся теоретических позиций по данной проблеме автором выделяются основные проблемные моменты, предлагаются и обосновываются отдельные векторы их преодоления.

Ключевые слова

Мотивы, потребности, старшеклассники, готовность, здоровый образ жизни, школа.

Изучение современного состояния работы общеобразовательных школ дает основание говорить о сохраняющейся актуальности проблемы сохранения и развития здоровья старшеклассников, решение которой обусловлено потребностями подрастающего поколения, новыми, перспективными целями школы и социума [8, с. 175]. В данной связи важнейшее значение приобретает мотивационно-потребностная сфера старших школьников, учет и коррекция которой будет повышать эффективность формирования готовности подростков к здоровому образу жизни. Проблемы, связанные с изучением мотивов и потребностей подрастающего поколения нашли достаточно широкое отражение в научных исследованиях психолого-педагогического профиля [1, 4, 6, 9 и др.].

Потребности и мотивы неразрывно связаны. Развитие и укрепление мотивов обеспечивает устойчивое формирование мотивации. Исследование специфики мотивационной составляющей играет важную роль для прогнозирования эффективной деятельности, для которой необходимы: развитые мотивы, обусловливающие положительное отношение к деятельности личности, необходимая сила и перманентность. Потребности в движении, в физическом развитии, в здоровьесозидании - представляют собой психологическую основу мотивации к здоровому образу жизни.

Мотивация может быть внутренней и внешней (по отношению детям, школьникам, людям). Устойчивый интерес к здоровому образу жизни развивается в результате внутренней мотивации, возникающей в случае если внешние мотивы и цели оптимально отвечают способностям индивида. Достижение поставленных целей, удовлетворение мотивов стимулируют желание продолжать эту деятельность в дальнейшем, т.е. внутренняя мотивация формируется тогда, когда старшеклассник испытывает удовлетворение от своих действий, окружающей обстановки, характера взаимодействия с учителем и другими ребятами.

Следует принимать во внимание, что сложные или простые условия внешней мотивации продуцируют негативный эффект, поскольку внутренняя мотивация, а, следовательно, и интерес не возникают. При сложных условиях наблюдается возникновение фрустрации, неуверенности в своих силах. Простые условия порождают индифферентность и скуку. Изложенное может относиться к любым видам физкультурно-оздоровительной деятельности и должно обязательно учитываться при формировании готовности к здоровому образу жизни. Мы полагаем, что внешняя и внутренняя мотивации не могут находиться изолированно. Они, так или иначе, буду находиться в сбалансированной диалектической связке. Активные и целенаправленные действия старшеклассников не могут побуждаться только победами или ошибками. Вот

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

почему мотивация к здоровому образу жизни должна быть многоуровневой: от далеких идеалов физического совершенства до текущих ориентиров, подлежащих достижению в ближнесрочной перспективе.

Немалое значение в контексте текущей проблематике имеет понимание категории «интерес», под которой мы будем иметь в виду позитивно-эмоциональное отражение желания индивида к уяснению чего-либо. Как правило, познание объекта не способствует нивелированию интереса - он может укрепиться, получить новую глубину. Изначально интерес нередко возникает внезапно, стихийно. Настоящий интерес возникает лишь при наличии: а) знаний, которыми человек обладает в интересующей области; б) практической деятельности в этой сфере; в) эмоционального удовлетворения, которое человек испытывает в связи со знаниями и видами деятельности [5].

Интерес представляет собой показательное отношение индивида к какому-либо объекту, деятельности, носит выраженную форму, обусловливает повышенное внимание к объекту, повышая порог утомляемости. В современной науке интерес идентифицируется не как автономная категория, а как феномен, подлежащий рассмотрению в совокупности с ключевыми отношениями и потребностями индивида. Познавательный интерес может выступать в качестве избирательной направленности личности относительно объектов, явлений и процессов окружающего мира, то есть является носителем интеллектуально окрашенных умений, состояний и усилий индивида. Он может проявляться в виде стремления (потребности) личности осуществлять определенную деятельность, побудителя (мотива) активности индивида (деятельность воспринимается как привлекательная), стимула к действиям, к преодолению препятствий. Достижения в учебе старшеклассников находятся в прямой зависимости от мотивации, от имеющихся устойчивых и глубоких стимулов к получению необходимых компетенций, выработке значимых личностных свойств. Наличие способности не гарантирует успехи старшеклассника, поскольку отсутствие необходимой мотивации не позволит ему инициативно включаться в образовательный процесс или иное взаимодействие, которые бы порождали психологическое развитие личности. При дефиците мотивации задатки, которыми обладает личность, не могут превратиться в способности, а интеллектуально-личностное развитие идет менее интенсивно.

Условия призваны обеспечить независимое стремление старшеклассника к развитию, которое позже трансформируется в личную потребность в необходимых компетенциях, саморазвитии. Следует констатировать, что современная образовательная школьная среда обладает внушительными резервами, которые, к сожалению, на практике используются не в полной мере из-за слабой мотивации [12, с. 52].

Способности личности начинают развиваться с рождения и до преклонного возраста, таким образом, их необходимо развивать в тесной связи с активностью индивида. При этом совершенствование способностей зависит от особенностей взаимодействия, в котором участвует личность. Всем хорошо известен феномен компенсаторного механизма, который позволяет при определенной неразвитости какого-либо из компонентов, повысить возможности индивида путем повышенного развития других качеств. Это объясняет вариативность в характеристиках старшеклассников, демонстрирующих высокий уровень сформированных способностей относительно интересующей их деятельности. Результативное осуществление деятельности не всегда означает наличие какой-либо способности, поскольку одинаковую работу могут успешно выполнять ребята с разным уровнем способностей.

Педагогическая практика содержит немало методик, связанных с формированием мотиваций. Среди них можно выделить включение элемента занимательности в проведение занятий, которая, не смотря на относительную тривиальность, придает педагогическому процессу естественный и неутомительный характер. Весьма результативно создание мотивационных проблемных ситуаций, которые отражают практическое содержание определенного ключевого вопроса. Весьма эффективна методика, связанная с обращением к формированию представлений старшеклассника о значении хороших знаний в дальнейшей деятельности для достижения профессиональных целей [7]. Достаточно эффективно использование приемов убеждения, опоры на положительные жизненные ситуации. Для этих целей старшеклассникам могут приводиться актуальные злободневные факты, сопровождающиеся пояснениями относительно путей успешного их преодоления с использованием имеющихся компетенций.

Категория «потребность» достаточно многогранна. Как правило, в нее входят: объективная нужда

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

личности в каких-либо условиях, определяющая отношение к окружающему и личным обязанностям; в итоговом результате - образ жизни; определенное состояние психики, отражающее нужду в чем-либо для обеспечения надлежащего функционирования организма и индивида [10].

Потребность может быть представлена в виде исходного побуждения к действительности, означающего нужду, которую испытывает индивид. Оно отражает наличие зависимости от мира и ориентации на него. Его пассивная составляющая отражена в положительном или же в отрицательном ключе, в зависимости от степени достижения поставленной цели. Активная составляющая заключается в желаниях и стремлениях, содержащих в неразрывном единстве аффективную и волевую стороны психики [11].

Потребность, будучи состоянием личности, как правило, обусловлена чувством неудовлетворенности, связанным с дефицитом необходимого организму. Потребность мобилизует ресурсы организма, концентрирует необходимые усилия в нужном направлении, приводит в активное состояние отдельные психические процессы, а также органы, которые обеспечивают состояние повышенной готовности организма до тех пор, пока желанный объект не становится достигнутым [2, с. 7475].

Важно понимать, что потребность в физическом саморазвитии находится в тесной связи с формированием у индивида познавательных и самопознавательных процессов. В соответствии с классификацией Г.К. Зайцева [3], необходимо выделять потребности «для себя» и потребности «для других». Их отношение у разных людей различно. Одни склонны к коллективному взаимодействию и сопереживанию в процессе спортивной или подвижной игры, другие предпочитают работать над физическим развитием наедине с собой. Одни склонны заниматься упражнениями с предметами или на снарядах, то есть ацикличными, другим нравятся циклические упражнения физической активности, например, плавание, бег, ходьба на лыжах и др. Это подтверждает вывод о том, что в процессе физического воспитания идеальные потребности в познавательной и самопознавательной активности, у каждого индивида проявляются весьма вариативно.

Следует принимать во внимание, что один и тот же мотив может возникать на основе нескольких потребностей и обусловливаться не только внешними стимулами, но и устойчивыми характеристиками личности. В то же время, на основании одной или комплекса потребностей может включаться не только один мотив, но и несколько мотивов, так как любая деятельность является полимотивированной. Важно понимать, что интерес старшеклассника к здоровому образу жизни будет высоким, если он связан с чем- либо привлекающим его, уже знакомым, но он должен заключать в себе и новые формы деятельности. Совершенно новое и совершенно старое не способно заинтересовать. Кроме того, чтобы сопоставить новую активность и личное отношение к нему старшеклассника, надо сделать его познание личным делом старшеклассника. Иными словами, к новому интересу надо идти через уже существующий интерес. В условиях общеобразовательной школы - от интереса старшеклассников к физической активности к интересу ребят к устойчивому здоровому образу жизни. Далее, на основании интереса к здоровому образу жизни и осмысления новых возможностей посредством такой активности, активизируются познавательные мотивы и на их основе - профессионально-познавательные. Мотивация к здоровому образу жизни является регулируемым процессом, который может направляться педагогом от просоциальных мотивов к учебно -познавательным и далее - к профессионально-познавательным и способствовать не только совершенствованию навыков и умений здорового образа жизни, но и формировать качества личности старшеклассников, необходимые для активного участия в их будущей профессиональной деятельности.

Важно понимать, что наличие у подростка теоретических знаний о значимости и пользе физической культуры не является достаточным пределом воспитательной работы. Необходимо обеспечить формирование соответствующей мотивационно-потребностной сферы. Как известно, для подрастающей личности характерно желание получения новых впечатлений, которое переходит в ненасыщаемый познавательный мотив. В первую очередь именно на него следует опереться учителю в процессе формирования мотивации к здоровому образу жизни. Необходима его актуализация, четкость и осознанность для индивида. Отсутствие у старшеклассника актуализированного познавательного мотива на получение новых знаний о здоровом образе жизни, обусловливающего готовность к здоровьесберегающей и укрепляющей жизненной стратегии, не позволит ему перейти к более эффективным и активным действиям, допустим, к самостоятельному определению целей.

Таким образом, знание мотивационно-потребностной сферы старшеклассников будет создавать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

условия для полноценной сформированности их желаний и устремлений относительно здорового образа жизни, что позволит обеспечить серьезные предпосылки для готовности к нему. Список использованной литературы:

1. Гараева Е. А. Исследовательские задачи как средство развития образовательной мотивации старшеклассника : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 216 с.

2. Гончаров В.Д., Дубенюк В.В Социально-психологическое содержание индивидуализации учебного процесса по физическому воспитанию в высшей, средней, специальной и профессионально-технических школах //Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Научно-теоретическая конференция. Кн. 1. - СПб., 1993. - С. 7475.

3. Зайцев Г.К., Зинченко М.В. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития // Валеология. - 1997. - №2. — С. 31-35.

4. Карташова Л. И.. Развитие познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике на основе решения задач межпредметного характера : дисс... канд. пед. наук.- Москва, 2009. 192 с.

5. Кикнадзе Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физическая культура: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990. - 20 с.

6. Куликов В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней образовательной школе: Дис... канд. пед. наук. - Киров, 2002.-181 с.

7. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

8. Овчинников О.М. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся подростков в образовательной среде школы. Символ науки. 2015. № 12-2. С. 175-179.

9. Овчинников О.М. Психолого-педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 189 с.

10.Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского, В.В. Абраменкова, Т.М. Горбатенко и др. - М,: Педагогика, 1988. - 239 с.

11.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна Т.Н.Бостанжиевой, И.М. Вереникина и др. - М.: Просвещение, 1987. - 238 с.

12.Фортова Л.К., Овчинников О.М. Здоровьесберегающая педагогика в контексте современного образовательного пространства: проблемы и перспективы. Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 52-55.

© Леушина М.Л., 2016

УДК 373

Мечик Инна Александровна

канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования

E-mail: iskra163@gmail.com Пудовкина Наталья Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования

E-mail: pudovkinanv@ya.ru Чичканова Татьяна Анатольевна канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Самарский государственный социально-педагогический университет

г. Самара, РФ E-mail: t.a.chichkanova@mail.ru

ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье рассматривается значение и содержание литературного образования детей дошкольного и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.