_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
9. Егоров А. Ю. Религиозная аддикция (зависимость)/А.Ю. Егоров. - Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007.
10. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / пер. с англ. А. П. Хомик. — К., М.: Ваклер; Рефл-бук; АСТ, 1997.
11. Мате Г. Власть Зависимости и Зависимость от Власти/Г. Мате. - TEDx. - 2012.
12. Мухаметшина К.О. Проблема интернет зависимости в подростковой среде/О.К. Мухаметшина. - 2014.
13. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь/А.Л. Свенцицкий. — Проспект, 2011.
14. Телепова Н.Н. Религиозная аддикция как вид нехимической зависимости/Н.Н. Телепова. - 2014.
15. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 2003.
16. Наука 2.0. Аддикция (зависимость) [Угрозы совр. мира]. https://www.youtube.com/watch?v=XADmOM_-tcY
17. John Roach. National Geographic News. 9,000-Year-Old Beer Re-Created From Chinese Recipe. 2005.
18. Milgram, Stanley Behavioral Study of Obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology (англ.)русск.. — 1963. — № 67. — С. 376.
© Гаташев М.Г., 2016
УДК 378.11
Ж.М.Жумалиева
к.психол.н., почетный профессор КГУ им. И.Арабаева г.Бишкек, Кыргызстан
ПРОЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В
ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются мотивационные факторы влияющие на выбор профессии старшеклассников.
Ключевые слова
Мотивы, мотивация, личность, старшеклассник, выбор профессии.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методом ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Р. Рубинштейн, Л.Б. Божович, А.Н Леонтьев, П.И. Якобсон др.). В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека. В высшем уровне в этой регуляции является сознательно волевой акт.
Понятие «мотивация», более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятия «мотивация» имеет в современной психологии двойной смысл. С одной стороны, это система факторов, влияющих на поведение человека. Соответственно, сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения и др. С другой стороны это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются течение жизни человека. Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
лишь косвенно влияют на процесс. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации. Достижению профессионального мастерства способствует мотивационный компонент обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средстве личностного и профессионального роста.
Мотивация (от lat, "movere")- побуждение в дейтсвию: динамический процесс физиологического и психологического плана, управляюещий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость: способность человека труд удовлетворять свои потребности.
Мотивация является одной их основных проблем психологической науки. Ее значимость для разработки современной психологии связаны с анализом активности человека, побудительных сил его деятельности и поведения. Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любо деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, поэтому это понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействиях.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация -побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Среди Российских ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С.Выготский и его ученики А.Н.Леонтьев и Е.А.Климов. Эти работы стали основной для разработки методологического инструментария исследования мотивации.
В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, признание общества и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, осуждения, критики и других санкций негативного характера.
А.И.Зелинченко и А.Г. Шмелев отмечают следующие внешние и внутренние мотивационные факторы.
I. Внешние мотивационные факторы:
1.Факторы давления - рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера (служба в армии, материальные положение внутри семья), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
2.Факторы притяжения-отталкивания - примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны «социального преуспевания» ( мода, престиж, предрассудки).
3.Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:
- этой профессии легко научиться;
- так поступили мои друзья;
- учебное заведение находится близко от дома;
- работа не очень трудная;
4. Факторы социально-экономического характера:
- люди с этой профессией везде нужны;
- материальные блага.
II. Внутренние мотивационные факторы (личные, профессиональные и жизненные планы): 1. Привлекает содержание этой профессии.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
2. Наличие практических качеств.
3. Желание принести пользу обществу.
4. Притязание на общественное признание.
5. Присутствие интересов склонностей, способностей.
Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальный доход, престижность профессии и др.). Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.
В психологии мотивации интерес рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и интерес как отношение. Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательныхА.Г.Ковалев., А.В.Петровскийи другие считают, что интерес - более сложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, В.Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но не сводится к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе профессии. Например, интерес к педагогической деятельности может стать настоятельной потребностью поступления в педагогический вуз и получить в будущем профессии связанной с данным видом деятельности.
Таким образом, мотивационные факторы - это движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. В данном исследовании - это движущая сила выбора профессии школьниками. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но полезно учитывать тот факт, что придавая большое значение мотиву выбора как стартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данного выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.
Мотивы профессиональных предпочтений: к концу старшего подросткового возраста у школьника возникают достаточно устойчивые мотивы, связанные с его представлениями и намерениями относительно своей будущей жизни и деятельности.
Понимание мотивации употребляется в 2-х смыслах:
1. Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включается такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.
2. Мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами - мотивирование.
Исходя из анализа психологических представлений о мотивации при всех разночтениях - понимание мотива как побудительной причины поступков и деятельности, связанной с удовлетворением потребности -не вызывает сомнения. Именно мотив определяет смысл того, что делает человек. Это подводит человека к необходимости определить свое место в социуме. С другой стороны, мотив как подчиненный цели в качестве действий, в определенной сфере. Деятельности заставляет человека вырабатывать общие принципы, способные проявлять себя.
Выбор профессии, как смысловая вертикаль в профессиональном самоопределении сводится к мотивационной лестнице предпочтений тех или иных мотивов деятельности, которая выстраивается, складывается в реальном контексте жизни и деятельности человека. Если отсутствует один из элементов в «связке» мотив-цель-способ достижения цели, или недостаточно представлен, то возникает неполноценное намерение, работающее на поддержание состояние, мешая выполнению основной функции системы регуляции актуального поведения. Выяснив свои достоинства и недостатки, учащийся должен принять твердое решение сделать все возможное для развития достоинств и устранения недостатков. Готовность к изменениям будет выше, если этому способствует ценностно-ориентированная структура.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Это возможно, если соотнести условия со своими объективными возможностями и желаниями, если учащийся полагает, что выдвинутые по отношению к нему условия являются объективно-необходимыми для преодоления трудностей. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляции отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.
В каждый момент времени на развитие мотивов старшеклассников оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:
1.Настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
2.Прошлое: история индивида, его собственный опыт;
3.Будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.
Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Старший школьник же уже стоит перед выборам сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.
Выбор предмета будущей деятельности - это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность - деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности.
Анализ исследований психологов посвященных проблеме мотивации выбора профессии обнаруживает разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения.
Определены множество факторов влияющих на выбор профессии старшеклассниками: мнение родителей, сверстников и школьного коллектива, полоролевой фактор уровень развития интеллекта, индивидуальные способности, а также интерес к тому или иному виду деятельности.
Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль. Список использованной литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.,1976.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.М., Изд-во, Смысл, изд-во КСМО, 2003.
3. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи /текст/ О.А.Волкова под.ред.Т.П.Дурасановой-Балашов изд-во, «Николаев», 2000.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.,1990, с.121-125.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер КОМ, 1999.
© Жумалиева Ж.М., 2016