МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
На основании анализа проведенного анкетирования можно предположить, что респонденты считают игроманию социально-значимым заболеванием, но полностью не осознают серьезность проблемы, думая, что от игровой зависимости можно легко избавиться и что увлечение компьютерными играми не является зависимостью.
Таким образом, для формирования нравственной целостности личности современному российскому обществу необходимо не только осознание проблем, затрагивающих нашу молодёжь, но и комплексное участие всех социальных групп в разрешении этих проблем, активное содействие государству в становлении и развитии молодого поколения.
Список использованной литературы:
1. Азарова Е.А. Психология зависимости: некоторые аспекты проблемы/Е.А. Азарова. - Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - №3 (11). - С. 139-142.
2. Азарова Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно-нравственный и криминофамилистический аспекты/Е.А. Азарова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005.
3. Белоглазова Л. А. Игромания как феномен отчуждённой реальности/Л.А. Белоглазова//Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - №4, том 8. - с. 99-102.
4. Цвейг С. 24 часа из жизни женщины/ С. Цвейг. - Москва, 1956. - т.1. - с 280-284.
5. Видеоигры изменяют работу мозга// www.supervita.ru
© Ахундова Л.А., 2016
УДК 159.99
М. Г. Гаташев
магистрант 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация Научный руководитель: Е.А. Азарова
к.пед.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
КОМПЕНСАЦИЯ И ДЕСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ. РЕЛИГИОЗНАЯ И
ЛЮБОВНАЯ АДДИКЦИИ
Аннотация
В статье представлен анализ исторических событий и художественной литературы, описаны примеры проявлений религиозных и любовных аддикций. Предполагается, что подобного рода зависимости могут быть причиной, как деструктивного поведения, так и компенсаторного.
Ключевые слова
аддикция, религиозная аддикция, любовная аддикция, созависимость, деструкция, компенсация.
В данный момент мы являемся свидетелями развития науки и техники, которое меняет наш предметный мир и нашу повседневность. Стали привычными мобильная зависимость, зависимость от социальных сетей [3] и др. Но среди всех форм аддикции есть и такие, которые человечество пронесло через тысячелетия. К таковым можно отнести любовную и религиозную аддикции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
А.Л. Свенцицкий предлагает следующее: определение аддиктивного поведения: «Аддикция, в широком смысле — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим зависимостям» [13]. Исходя из этого определения аддикции, можно говорить о том, что аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти от реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. В нашей статье мы будем анализировать несколько примеров компенсации и деструкций аддиктивного поведения.
Наряду с влюбленностью, шопоголизмом, трудоголизмом, спортом и т.д., А. Ю. Егоров причисляет духовные практики к категориям социально приемлемых аддикций [6]. Согласно работам Шаева А., существуют две категории аддикции: субстанциональные и аддикции процесса. Субстанциональные, это те, которые подразумевают употребление, тем или иным способом, разного рода веществ (наркотики, алкоголь и д.р). Аддикция процесса, это аддикция с фиксацией на каком либо процессе (спорт, трудоголизм, гемблинг, религия) [6].
Если обратиться к истории, то мы увидим, какую роль сыграл этот вид аддиктивного поведения в истории человечества. Изначально, с помощью религии люди совершали попытки объяснить происходящее вокруг [10]. Существуют теории о том, что одна из основных функций религиозных верований, заключалась в сплочении людей для дальнейшего выживания. Дж. Кемпбел, в своих работах по сравнительной мифологии, утверждал: «Проверку временем проходят те истории, которые, по сути, являются инструкцией для проживания жизни» [10].
В работах С. Артерберна и Дж. Фельтона фигурирует следующее определение религиозной аддикции: «Как и при любой аддикции, религиозная практика становится доминирующей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов, отодвигает личную потребность в Боге. Религия и те, кто ее олицетворяют, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом»[9].
Известны примеры, когда люди в критической или кризисной ситуации, находили спасение в вере. В таких случаях срабатывают разные психологические «механизмы». В данном случае, обращаясь к работам Телепова Н., мы видим пример замещения одной аддикции другой: «Многолетний опыт показывает, что успех в лечении и реабилитации химической аддикции достигается в тех случаях, когда больному удается реально «переключиться» на деятельность, которая обладает всеми признаками нехимической зависимости, но социально приемлема (секс, работа, любовь, спорт, религия). Клинический опыт показывает, что одна аддикция может достаточно легко переходить в другую. Если удалось заменить химическую зависимость на социально приемлемую, то это рассматривается, как несомненный успех» [14].
Другой пример психологического «механизма», который чаще всего встречается в деструктивных религиозных течениях и сектах, это перенос ответственности с индивида на «гуру», или даже на волю самого Бога. Этот феномен проиллюстрировал американский социальный психолог С. Милгрем, проведя эксперимент «подчинение авторитету». «Участникам этот эксперимент был представлен, как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом» [18].
На самом деле электричества не было. Актер только имитировал муки в нужный момент. Одно из условий эксперимента заключалась в том, что если испытуемый колебался, то экспериментатор требовал продолжения [18].
Результаты показали, что 62% испытуемых продолжали поднимать напряжение даже после того как «ученик» (актер игравший жертву) переставал проявлять признаки жизни [18].
Другим примером психологической аддикции, является любовная аддикция или созависимость.
Егоров Ю.А. приводит следующее определение любовной аддикции: «Это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных или созависимых» [8].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Как отмечает Е. А. Азарова - многие ученые, из разных научных направлений, изучая аддиктивное поведение, очень мало уделяют внимания компенсаторным функциям аддикции. Она пишет: «...аддикция может являться своеобразной капсулой, комфортной средой обитания, образом жизни для человека, переживающего определенную жизненную ситуацию, субъективно оценивающего аддиктивное состояние, как спасение» [1].
Компенсаторные функции любовной зависимости могут проявляться в самых разнообразных формах. Проанализировав примеры в СМИ, истории и художественной литературы, можно сделать следующие предположения: компенсация может выражаться в стремлении человека работать над собой, чтобы продемонстрировать свою состоятельность, надежность, привлекательность перед объектом своей симпатии.
Иные формы компенсации в любовной аддикции можно увидеть в предметах искусства, которые, будучи посвящены автором объекту своей любви, имели невероятный коммерческий успех.
Первый раз Сальвадор Дали увидел изображение своей музы в первом классе. Позже он вспоминал: «В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. » [5]. Сейчас картины с изображением Галы по разным оценкам стоят более 10 миллионов долларов.
Говоря о деструктивной функции любовной аддикции, зарубежные исследования показывают, что переживания «страстной», «роковой» и «неразделенной» любви, в разной степени, знакомы 62-75% взрослых людей. Несмотря на такую высокую распространенность любовных аддикций, они пока не стали объектом широких научных исследований [8].
И. Н. Хмарук приводит ряд тезисов, раскрывающих значимость проблематики любовных аддикций:
• чаще всего им подвержены люди молодого возраста; • приводят к быстрой десоциализации этих людей, что заканчивается значительным прямым или косвенным экономическим ущербом для каждого из них, их семей и общества в целом; • повышают уровень агрессии и деструктивного поведения у аддикта, направленного на себя; • повышают уровень суицидального риска; • повышают криминализацию и виктимизацию пациентов;
• способствуют большому количеству коморбидных расстройств (других, связанных с этим, расстройств, болезней) [8].
В художественной литературе встречаются описания деструктивного поведения любовных аддиктов. Одним из наиболее известных примеров, является легенда о падения Трои, описанная в «Илиаде» Гомера. В ней рассказывается история Елены Троянской, похищенной из Спарты Парисом. В результате этот поступок привел к тому, что её законный муж Менелай, царь Спарты, пошел войной на Трою, и стер великий город с лица земли [4].
Зависимость, преимущественно, характеризуется учеными как негативная особенность, по сути ограничивающая свободу человека, и часто приносящая вред здоровью самому себе и окружающим. По итогам нашего анализа, можно сделать вывод о том, что как у религиозной, так и любовной зависимости есть как компенсаторные, так и деструктивные функции. Обретя зависимость, человек может пойти на многое ради удовлетворения своей потребности. От творчества до убийства. Что в свою очередь, характеризует значимость более глубокого изучения данного вопроса. Список использованной литературы.
1. Азарова Е. А. Деструкция или компенсация: социальные или психологические парадоксы аддикций/Е.А. Азарова//
В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. - Сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 267-269.
2. Балонов И.М. Компьютер и подросток/И.М. Балонов. - М., 2002.
3. Бережковская Е. Мобильная зависимость/Е. Бережковская//Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 2-7
4. Гомер. Илиада. / Пер. Н. И. Гнедича. Ст. и прим. А. И. Зайцева. Отв. ред. Я. М. Боровский.
5. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим
6. Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции/А.Ю. Егоров. - СПБ., 2004.
7. Егоров А. Ю. Перспективы лечения аддиктивных расстройств: теоретические предпосылки/А.Ю. Егоров. - СПБ., 2006.
8. Егоров А. Ю. Любовные и сексуальные аддикции (зависимости)/А.Ю. Егоров. - СПБ., 2007.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
9. Егоров А. Ю. Религиозная аддикция (зависимость)/А.Ю. Егоров. - Руководство по аддиктологии. СПб.: Речь, 2007.
10. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / пер. с англ. А. П. Хомик. — К., М.: Ваклер; Рефл-бук; АСТ, 1997.
11. Мате Г. Власть Зависимости и Зависимость от Власти/Г. Мате. - TEDx. - 2012.
12. Мухаметшина К.О. Проблема интернет зависимости в подростковой среде/О.К. Мухаметшина. - 2014.
13. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь/А.Л. Свенцицкий. — Проспект, 2011.
14. Телепова Н.Н. Религиозная аддикция как вид нехимической зависимости/Н.Н. Телепова. - 2014.
15. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 2003.
16. Наука 2.0. Аддикция (зависимость) [Угрозы совр. мира]. https://www.youtube.com/watch?v=XADmOM_-tcY
17. John Roach. National Geographic News. 9,000-Year-Old Beer Re-Created From Chinese Recipe. 2005.
18. Milgram, Stanley Behavioral Study of Obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology (англ.)русск.. — 1963. — № 67. — С. 376.
© Гаташев М.Г., 2016
УДК 378.11
Ж.М.Жумалиева
к.психол.н., почетный профессор КГУ им. И.Арабаева г.Бишкек, Кыргызстан
ПРОЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В
ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Аннотация
В данной статье рассматриваются мотивационные факторы влияющие на выбор профессии старшеклассников.
Ключевые слова
Мотивы, мотивация, личность, старшеклассник, выбор профессии.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методом ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Р. Рубинштейн, Л.Б. Божович, А.Н Леонтьев, П.И. Якобсон др.). В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека. В высшем уровне в этой регуляции является сознательно волевой акт.
Понятие «мотивация», более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятия «мотивация» имеет в современной психологии двойной смысл. С одной стороны, это система факторов, влияющих на поведение человека. Соответственно, сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения и др. С другой стороны это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются течение жизни человека. Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции