Научная статья на тему 'Личностная ориентация будущих педагогов в системе образования'

Личностная ориентация будущих педагогов в системе образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мураталиева Н. Х.

Вопросы личностного развития будущих педагогов и его готовности к профессиональной деятельности являются, в настоящее время, ключевыми в теории и практике к изучению формирования профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная ориентация будущих педагогов в системе образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

На уровне государства необходимо создавать для людей, страдающими мизантропией, определенные условия для их полноценного развития и совершенствования. Формы работы с такими молодыми людьми могут быть, как и групповые, так и индивидуальные, например, социальные проекты, направленные на сближение народов разных рас и национальностей; проведение митингов, посвященных дню добра, толерантности, альтруизму.

Список используемой литературы:

1. Психология и Психиатрия, сайт http://psihomed.com/sotsiofobiya/. (Дата обращения 19.11.2015).

2. Большая советская энциклопедия. Гл. ед. А.Н. Бакулев, Ф.Н. Петров. М., «Большая советская энциклопедия», 1961.

3. Долгов С., Мысли о религии, публикуется по изданию: Паскаль. М.: Типография И. Д. Сытина и Ко, 1892.

4. Нечкасов Е. Зарисовки мизантропии, Svarte Askе http://www.proza.ru/2012/07/06/439/, (Дата обращения 13.02.2016г.)

5. Прус Болеслав, Кукла, Москва, 1996 г.,638с., Издательство: Художественная литература.

© Мочалова А.С., Сафонова Т. Н., 2016

УДК 378.11

Н.Х.Мураталиева

к.психол.н., доцент КГУ им. И. Арабаева г. Бишкек, Кыргызстан

ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Вопросы личностного развития будущих педагогов и его готовности к профессиональной деятельности являются, в настоящее время, ключевыми в теории и практике к изучению формирования профессиональной компетенции.

Ключевые слова

Личностная ориентация, профессиональная направленность, профессиональные компетенции

Выбор и освоение профессии - основа для самоутверждения человека в обществе. Правильный выбор профессии определяет его дальнейшую судьбу, его успешность и направленность в профессиональной деятельности.

В это время происходит процесс профессионального становления и развития личности, его свойств и качеств, определяющие устойчивость и динамичность профессиональной направленности, развития ее профессиональных способностей, формируется отношение к учебной и профессиональной деятельности, определяется профессиональная позиция.

Однако, остается недостаточно освещенной, мало изученной проблема личностного развития студента, его профессионального становления как субъекта деятельности, а также изучение его профессиональной направленности.

Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, происходит самоопределение молодого человека к профессиональному делу, труду, жизни. При этом формируется его жизненная и мировоззренческая позиция, развиваются личностно-профессиональные и индивидуальные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

качества и особенности, приемы и способы реализации профессиональной деятельности, поведения и общения.

Следовательно, все более актуальной становится изучение личностной ориентации и определении взаимосвязи двух компонентов: личностная ориентация и профессиональная направленность будущих педагогов в системе образования.

В аспекте изучения содержания направленности личности, представлено большинство психологических исследований таких ученых как Б.Ф.ЛомовГ.А.Ковалев, К.К.Платонов, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Г.И.Щукина, Т.Е.Клиникова и другие.

Изучение личностной ориентации будущих педагогов в системе образования основывается на концепции культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, теории направленности личностиС.Л. Рубинштейна, формирование личности Л.И. Божович, личностно-ориентированное обучение И.С. Якиманской, профессиональное развитие учителя Л.М.

Направленность личности, согласно взглядам С.Л.Рубинштейна, составляют мотивы, тенденции, побуждения в меньшей степени обуславливают психологические состояния личности, чем побуждения, которые осознаются. С.Л.Рубинштейн, анализируя направленность личности, включал в ее структуру и установку.

Он выделил в характеристике направленности личности предметное содержание, подчеркнув определенную роль в мотивации деятельности, а также то напряжение, которое возникает при реализации этих мотивов. «Проблема направленности, - писал он, - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». [3. с. 128.]

«Изучение направленности - это всегда выяснение ответа на вопрос: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится?», [там же, с.40]

Между психологическими процессами и психическими свойствами существует диалектическая связь. Протекание психических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств и особенностей личности, с другой стороны, любой психический процесс в ходе деятельности личности (рассмотренной с точки зрения ее возможностей, условий для развития личности) переходит в психическое свойство личности. Сами психические свойства личности не могут быть поняты вне их связи с психическими процессами (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и другие), [там же, с. 121]

Психические свойства личности «окрашивают» ее деятельность, «пронизывают» отношение личности к другим людям, профессиональной деятельности, труду. Поэтому возникновение - психических свойств зависит от всей предшествующей деятельности личности. Последующая же деятельность есть проявление и развертывание этих сложивших свойств. Способность, понимаемая как личностное свойство, выступает своеобразным побуждением к новой деятельности. [3, с. 166]

Для понимания развития личности необходимо рассматривать в контексте подразделения самих способностей на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности - это такие, которые можно определить как возможности развития индивида, дающее себя знать всякий раз, когда перед ним возникают новые проблемы, новые задачи, требующие решения. Они характеризуют индивида как бы в его потенциальных возможностях, в силу его психологических свойств и особенностей. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции, то возникает так называемая проблема актуальных способностей, т.е. тех способностей, которые реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимости от конкретного вида деятельности.

Другими словами, объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. При всех условиях актуальные способности будут отличаться от потенциальных, составляя только часть последних. [1, с. 171].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Превращение потенциальных способностей в актуальные всегда различны у разных индивидов в том смысле, что одни из них смогут развить гораздо больше потенциальных способностей, до такой степени, что они станут актуальными, другие меньше. Причины этому могут быть самые различные, в том смысле ими оказывается и индивидуальные психологические особенности индивида.

Подводя итоги взглядам С.Л.Рубинштейна, на природу направленности личности, можно сделать вывод, что динамическая система установок и тенденций, потребностей, мотивов, интересов и идеалов находятся в сложных иерархических связях и отношениях, понимаемых как направленность.

Так Божович Л.И. считала, что центральным моментом психического и личностного развития в юношеском возрасте это «осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы»[2].

В этом возрасте стабилизируются, и вместе с тем получают новый виток развития черты характера и основные формы межличностного поведения, интенсивно развивается сознание и самосознание личности, формируется «Я - концепция». В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра личностных свойств и качеств.

Важнейшей составляющей жизненного плана является профессиональное самоопределение и его направленность: «ни один из жизненных планов не выступает в юношеском возрасте так ярко, выпукло, определенно, как профессиональный план, который действительно становится ядром, стержнем самоопределения на этом этапе» [2 с. 68].

Устремленность в будущее становится основной профессиональной направленностью личности, проблема дальнейшей жизни находится в центре внимания его интересов, склонностей, творчества.

Устойчивый круг интересов, мотивов, свойств и качеств, склонностей и способностей является психологической базой для развития личностной ориентации.

Основная сфера его самореализации - самоутверждение личности через освоение профессионального

труда.

Из известных нам работ близкой к нашей проблеме является исследование Якиманской И.С. (1993), которая разработала модели личностно-ориентированной психологии и соответствующих им технологий образовательного процесса[7, 8, 9]

Условно эти модели должны быть разделены на: социально-педагогические, предметно-дидактические, психологические. [7 с.96]

Социально-педагогическая модель реализовала требование общества воспитать личность с заранее заданными свойствами. Этим занимались образовательные институты. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик, по мере взросления, соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, усредненный вариант, как носитель выразительности массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и другие.

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики традиционно связана с организацией системы научных знаний в процессе обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности с учетом рациональных приемов их усвоения, «порций» подачи материалов, сложности его переработки и т.п. Эта своеобразная предметная дифференциация обеспечивает индивидуальный подход в обучении.

Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных особенностях личности, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, психофизиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Познавательные способности нередко отождествляют с интеллектуальными способностями, что на наш взгляд, неправомерно.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний (Б.Г.Ананьев, 1957; Н.А.Менчинская, 1971; З.И.Калмыкова, 1975, и другие).

Целью образовательного процесса с позиции психологии является развитие, коррекция обучаемости как познавательной способности, оценка уровня ее проявления (повышенной/пониженной обучаемостью); анализ особенностей ее становления у одаренных детей (В.А. Крутецкий, 1964) и детей с различными нарушениями развития (Т.В.Розанова, 1991; Л.С.Славина, 1966; Т.А. Власова 1984 и др.).

Образовательный процесс, по мнению психологов, должен быть ориентирован на цель развития личности, ее способностей. Эта цель осознанно формулировалась психологами, начиная примерно с 60-х годов.

Важным психологическим составляющим в исследовании Л.М. Митиной является четкое определение понятий «личностное развитие» и «профессиональное развитие»[5,6].

По ее мнению: личностное развитие подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы, при необходимости противостоять среде, активно воздействовать на среду, отстаивая свою независимость от внешнего давления и возможность творческих проявлений.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (Митина, 1977), что характерно для модели профессионального развития педагога. [6, с. 89]

Такой подход находит отражение и в работе Г. А. Ковалева. «Развитие личности определяется ее взаимодействием с обстоятельствами жизни. Оно представляет собой процесс все более глубокого отражения объективной действительности, которое обеспечивает образование необходимых человеку внутренних свойств, непосредственно регулирующих его отношения к внешнему миру, поведение и деятельность. Во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих и взаимосвязанных момента: во-первых, характер воздействия обстоятельств жизни, отражающих личностью, и, во-вторых, активность личности, в той или иной мере изменяющий обстоятельства в интересах общества и самой личности». [6, с.391]

Проводя аналитический подход к проблеме изучения личностной ориентации, мы все больше рассматриваем психологические механизмы, что является основополагающим в нашем исследовании.

Список использованной литературы:

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания.- Наука, 1977 .- 379 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1998.- 464 с.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 173 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 2000.-669 с.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Авторефдок... дис. -Москва, 1995.- 20 с.

6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.-М., Флинта: МПСИ-1998.-200 с.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -/Директор школы, II выпуск- М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.

8. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. -/Директор школы.-М., 1995.-№3.

9. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. -//Вопросы психологии, 1993.№3.- С.39-48

© Мураталиева Н.Х., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.