Научная статья на тему 'Пути формирования мотивации школьников к художественно-творческой деятельности'

Пути формирования мотивации школьников к художественно-творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2027
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Е.Н.

В статье выявляются причины снижения интереса школьников к изобразительной деятельности. На основе обобщения научных взглядов на сущность мотивации человека, собственного многолетнего опыта работы со школьниками и студентами определены условия, способы и приемы формирования устойчивого интереса школьников к художественно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования мотивации школьников к художественно-творческой деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке [2].

Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Список использованной литературы:

1. Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. - М. : Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

2. Жарова, Е. Е. Использование методик дистанционного обучения в преподавании английского языка / Е.Е. Жарова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - № 4. - С. 68-73. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М., 2005.-204 с.

© Снигирева П.В., 2016

УДК 372 874

Е.Н. Соколова

К. искусствоведения, доцент РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье выявляются причины снижения интереса школьников к изобразительной деятельности. На основе обобщения научных взглядов на сущность мотивации человека, собственного многолетнего опыта работы со школьниками и студентами определены условия, способы и приемы формирования устойчивого интереса школьников к художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова

Художественно-творческая деятельность школьников. Условия и методы формирования мотивации.

Изучение мотивации к художественно-творческой деятельности школьников находится в центре размышлений и молодых, и опытных педагогов, так как это есть необходимое основание для художественного развития детей. К причинам снижения интереса к художественной деятельности современных школьников можно отнести увлечения экранными видами искусств, расширяющимся потоком информации. Между тем, именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития стремления к познанию не только науки, но и искусства, в особенности изобразительного. «Изобразительная деятельность ребенка - наиболее яркая сторона его развития» [1,3]. Искусство фундаментально воздействует на формирующегося человека, так как основано на создании художественного образа. Художественно-образное мышление является основой познания в детском возрасте. Именно в искусстве в период детства можно сформировать творческое отношение к деятельности в любой области. Искусство создает основу для самоопределения личности, ее свободы и ответственности, для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала школьника.

Взгляды на сущность мотивации человека неоднократно менялись. Начиная с 30-х годов XX века, появились концепции мотивации, относящиеся только к человеку (К.Левин, А.Маслоу, Г.Оллпорт,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

К.Роджерс и др.). В отечественной науке объяснение целенаправленного поведения человека принадлежит А.А.Ухтомскому, мотивацию с позиции «теории установки» рассматривал Д.Н.Узнаде, сущность мотива, его структура и разновидность исследована Е.П.Ильиным. Проблеме интереса посвящены исследования Б.Г.Ананьева Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, Н.Г.Морозова, Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной и др. Причины снижения интереса к изобразительной деятельности выявляли А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Е.А.Флерина.

Мотивационная сфера - ядро личности. Мотивация, как совокупность факторов, определяющих целенаправленное поведение, создает особое состояние предпусковой интеграции, которое обеспечивает готовность человека к выполнению соответствующей деятельности, к возрастанию поисковой активности человека.

Поведение может быть объяснено как внутренними, так и внешними причинами. К внутренней мотивации, как к системе факторов детерминирующих поведение, относятся: мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п. Внешние стимулы исходят из сложившейся ситуации, обусловленные окружающей человека средой. Внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение [2]. Полноценным процесс обучения будет только в том случае, если у школьника вырабатывается внутренняя мотивация.

Для формирования полноценной учебной внутренней мотивации необходима целенаправленная, специально организованная работа: на основе духовных потребностей, включая эмоциональную сферу ученика, создается фиксированная установка, и предлагаются способы деятельности для реализации этой установки, т. е. создается ситуации для удовлетворения духовных потребностей [3]. Позиция учителя заключается в стимуляции мотивационной сферы и ее развитие системой психологически продуманных приемов, создание ситуаций для развертывания активности, где необходимые мотивы и цели развиваются на основе индивидуальных особенностей, прошлого опыта, внутренних устремлений учащегося.

На основе многолетних целенаправленных наблюдений, анализа собственной педагогической деятельности, деятельности педагогов-художников и студентов на педагогической практике, выявлены условия, способы и приемы формирования мотивации к художественно-творческой деятельности школьников. Формирование внутренней мотивации учащихся в такой тонкой сфере педагогического общения как искусство основывается: на гуманных отношениях между учителем и учеником; на создании единого поля мотивации учителя и ученика; на доброжелательной поддержке в ходе творческого процесса; на постоянной заинтересованности со стороны учителя; на поощрении деятельности. Такие условия создают ощущение стабильности и уверенности, способствует самореализации учащегося через художественно-творческую деятельность.

Развитию познавательного интереса к изобразительному искусству на уроке способствует определенная структура учебной деятельности, включающая в себя такие компоненты как цель, учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка.

Заинтересованность изобразительной деятельностью начинается с четко сформулированных ожиданий от процесса создания художественной работы. На желание активно действовать на уроке большое влияние оказывает постановка педагогом цели урока и принятие этой цели учеником, а также совместное обсуждение условий ее достижения. Это могут быть следующие приемы: повторение учебного или творческого задания; выделение времени на его осмысление - «неспешное вживание», что является одним из принципов педагогики искусства; совместное продумывание этапов его выполнения. Цель урока должна быть значима для ученика, достижима в рамках отведенного времени, ясно и четко сформулирована. Когда ученики видят общую картину, основную цель, тогда они легче представляют частные задачи урока и чаще добиваются хороших результатов.

Развитие мотивации зависит от содержания обучения. До ученика необходимо донести содержательную специфику изобразительной деятельности; ее особенность, связанную с художественно-образным мышлением. Учащихся привлекает творческая деятельность при работе над художественным образом, разнообразие и богатство содержания уроков; овладение языком искусства; работа с различными

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

художественными материалами; смена видов деятельности; преодоление проблем, связанных с интеллектуальным напряжением. Формированию внутренней мотивации особенно способствует обладание той информацией, которая, недоступна знакомым ребенку людям, например, родителям, и делает его исключительным - это поднимает его самооценку.

Эмоциональные переживания играют важную роль в пробуждении интереса к художественной деятельности. Они обеспечиваются установками и созданием особой эмоциональной атмосферой урока: включением в учебный процесс музыкальных и литературных произведений, интерактивных дидактических и наглядных пособий, произведений изобразительного искусства; слово учителя, пробуждающее душевные переживания, осознание собственного отношения к увиденному.

Сочувствие, соучастие и внимание к желаниям и целям, незаметная помощь, использование примеров из жизни, обращение к опыту ребенка помогает достижению успеха в творческой деятельности. Явная помощь взрослого, особенно на стадии завершении рисунка, подавляет интерес к художественному творчеству.

На активность ученика влияет форма организации занятий. Приоритет закрепляется за самостоятельной учебной и поисково-творческой деятельностью при решении художественных задач. К часто используемым в практике эффективным формам, снимающим проблемы мотивационного плана, относятся развивающие и учебно-дидактические игры; коллективные формы работы на основе сотрудничества, сотворчества. Необходимо формировать умения организовывать учебную деятельность, помогать ее планировать, развивать самостоятельность и умение доводить работу до завершения; создавать условия для проявления активности не только во время урока, но и при подготовке к творческой работе.

При организации занятий необходимо отличать понятия интерес и занимательность, внешняя привлекательность. Занимательность (яркие наглядные пособия, эффектное оформление, неожиданные опыты, занятные детали) вызывает положительные эмоции, чувства, переживания необходимые для творческой деятельности. Это предпосылки интереса, но не сам познавательный интерес. Занимательность может отвлекать от сути художественных проблем. Подлинный интерес к искусству связан с поиском решения поставленной художественной задачи и событиями, связанными с этим поиском. Рассмотрение проблемы только с внешней стороны, не вникая в сущность вопроса, вызывает быстро проходящее внимание, если не возбуждается желание понять, что это за явление, как оно возникло, какова его природа [4]. Поэтому, занимательность необходима на начальном этапе формирования интереса, так как она создает условия для устойчивого познавательного отношения к предмету.

Включение школьников в социокультурную среду - эффективный способ формирования мотивации. Неоценимая роль здесь принадлежит знакомству с великими творениями художников. Сопричастность к творчеству мастеров происходит на основе частичной идентификация себя с художником и способствует созданию чувства преемственности в деятельности, помогает осознать собственные возможности, наметить путь своего совершенства. В этом плане помогает как знакомство с результатами художественной деятельности, произведениями художников, так и с процессом возникновения шедевров, описания пути от замысла к картине.

Определенную роль играет взаимодействие с родителями. Родительские эмоции радости за успехи своих детей важный фактор формирования мотивации. Такие мотивы имеют внешний характер, однако непроходимой границы между внешней и внутренней мотивацией не существует. Внешняя мотивация при определенных условиях переходит во внутреннюю. Если родители умело поощряют успехи, интересуются содержанием детских рисунков, проявляют неподдельное внимание к художественной жизни, посещают с детьми выставки, то на данной основе может возникнуть устойчивый интерес.

К сильному внешнему мотивирующему воздействию относится оценка. Мотивация, связанная с оценкой требует от учителя особого внимания. Для ребенка имеет большую ценность то, на что потрачены усилия, а оценка творческих достижений - задача педагога. На уроках изобразительного искусства целесообразно применять оценку, отражающую художественное развитие и рост каждого ученика. Поощрения должны соответствовать усилиям и результатам. Для формирования веры в свои силы, что является важным условием для творчества, педагогу необходимо не упускать возможность похвалить

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

ученика, Наградой должно быть то, что ценно и значимо для данного ребенка. Продвижение в творческом поиске следует признавать всегда в свободной и открытой форме. Однако, открытая система оценок имеет положительное воздействие в ситуации, когда учитель не знаком с творческими и художественными возможностями учеников класса. Частое или постоянное ее применение сдерживает развитие творческих способностей. Демонстрация уверенности в ученике, в его творческих способностях благоприятствует лучшим творческим достижениям.

К показателям сформированной мотивации относится наличие потребности в общении с изобразительным искусством, которая проявляется: в осознанном стремлении к повышению своего культурного уровня, в интересе к проблемам искусства, в расширении художественного кругозора, в определенной организации культурного досуга, в проявлении инициативы при посещении художественных выставок, в эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства; в чтении литературы, посвященной творчеству художников, в наличии домашних видеоматериалов. При решении художественно-творческих задач появляется новизна, оригинальность, самостоятельность, свобода, намечаются пути собственного художественного саморазвития. Профессионально сформированная учителем внутренняя мотивация положительно влияет на качество художественно-творческой деятельности школьника.

Список использованной литературы

1. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

3. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.

4. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.

© Соколова Е.Н., 2016

УДК 373

В.Ф.Стафеев

К.м.н.доцент ФГБОУ ВО ПетрГУ Г.В.Васильева

МОУ лицей №13 г.Петрозаводск, Российская Федерация

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлены материалы одномоментной оценки комплексного медико-педагогического сопровождения школьников. Представлена оценка состояния профориентационной работы, эффективность обучения вопросам сохранения репродуктивного здоровья и уровень гигиенической грамотности педагогов. Показана как актуальность этих вопросов, так и направления совершенствования деятельности в этих направлениях

Ключевые слова

Школьники, профессиональная ориентация, репродуктивное здоровье, здоровьесберегающие компетенции учителя.

В структуре факторов, определяющих характер развития и формирования личности подростков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.