Научная статья на тему 'Эскиз театрального костюма как важная составляющая детского художественного творчества'

Эскиз театрального костюма как важная составляющая детского художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / ДЕТСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е. Ю., Рощин С. П.

Статья посвящена проблемам эстетического вкуса, аналитического и дизайн-мышления школьников через эскиз театрального костюма. Показана важность проектирования театрального костюма на этапе эскиза. Определены пути решения поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эскиз театрального костюма как важная составляющая детского художественного творчества»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

5.Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. [Электронный ресурс]. http://search.rsl. ru/ru/record/

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. [Электронный ресурс]. http://standart. edu. ru/.

© Пегушина Ю.В., Грачева Н.Н., Нукенов Е.К.,2017

УДК37

Петрова Е.Ю.

магистрант Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ

Рощин С.П.

д. п. н., профессор кафедры рисунка и графики Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ

ЭСКИЗ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация

Статья посвящена проблемам эстетического вкуса, аналитического и дизайн-мышления школьников через эскиз театрального костюма. Показана важность проектирования театрального костюма на этапе эскиза. Определены пути решения поставленной проблемы.

Ключевые слова

Изобразительное искусство, театральный костюм, детское театральное творчество, методика.

Важным методом развития эстетического восприятия окружающего мира у детей является театрализация. Театральное творчество служит средством эмоционального, творческого и интеллектуального развития ребёнка.

Вопросами актуальности занятий театральным творчеством в школах занимались многие ученые педагоги. Среди них такие педагоги, как В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин, доказывавшие возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся.

Стоит отметить, что набирает развитие острая необходимость заниматься проблемой одаренных, талантливых детей во всех сферах науки и искусства в нашей стране и за рубежом. Она выделяется на фоне наблюдающейся тенденции падения детского и подросткового интереса к искусству и требует нового, эффективного подхода к разрешению возникшей проблемы.

Известный психолог Л.С. Выготский указал путь, по которому следует идти педагогу, решившему использовать театральное искусство в своей практике, определив важнейшие составляющие детского театрального творчества. Одной из которых было участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения детей и его реализации [1]. Таким видом творчество может служить проектная деятельность по созданию театрального костюма.

Театральный костюм — это часть сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, содействующие перевоплощению актера; способ художественного воздействия на зрителя. Спецификой любого костюма - является цель, ради которой он создается. А на основе цели формируется художественный образ, в котором воплощена весь спектр роли костюма, которую в дальнейшем ему определено исполнить.

В научных исследованиях многих ученых, таких как Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается на недостаточную полноту творческого воображения учащихся и на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

необходимость его развития. Школьники не достаточно определяют связь между свойствами объектов, предметов и явлений, используя узкий круг представлений об образе.

Погружение в вымышленный мир театральной постановки и сопоставления с ее героями в полной мере способствует развитию воображения. К тому же, согласно рекомендациям лондонского учителя Шейлы Джексон, театральный костюм для школьных пьес должен состоять из простых материалов, например, бумаги. В костюмах для школьных пьес вдохновение намного важнее, чем законченность и тщательность [3]. Поэтому первоначальный этап создания театрального костюма - изобразительный, то есть эскиз, - как способ вдохновения через воображение, очень важен.

Используя результаты анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, нужно отметить, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выделяет абсолютно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Используя его как комплекс, сочетающий в себе особые установки сознания, оценочные суждения и способы творческой деятельности, человек может сформировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.

Над этой проблемой работали многие педагоги и психологи. Среди них А.А. Адамян, Д. Благоев, А.И. Буров, Г.Д. Гачев, М.С. Каган, Н.И. Килщенко, В.П. Копнин, Н.Л. Лейзеров и др., в работах которых рассматривались вопросы художественного творчества и дизайна.

Дизайн-мышление - это процесс, направленный на создание лучшего будущего и поиск новых решений для комплексных проблем в самых разных областях. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.

Автор книги «Дизайн-мышление в бизнесе» Тим Браун утверждает, что область применения дизайн-мышления не ограничивается профессией дизайнера. Это мышление в современном мире используется в разных сферах и людьми разных профессий. В связи с актуальностью этого понятия, встает вопрос о развитии дизайнерского мышления у детей младшего и среднего возраста.

Эскиз подсказывает тип ношения костюма, походку, учитывает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме [2]. Даже для современных пьес, с персонажами в обыкновенных платьях и костюмах, нужен эскиз, так как только он может дать полную внешнюю характеристику.

При распределении ролей акцентируют внимание не только на своеобразие дарования, но и на физические данные актера. Создавая эскиз, необходимо приглядеться к актеру и выбрать из его качеств и навыков именно то, что помогло бы в создании внешнего образа роли. Нужно учитывать множество нюансов, включая историческую составляющую.

Таким образом, этап создания эскизов театрального костюма несет широкую функциональную нагрузку с точки зрения развития личности. Опираясь в разработке театрального костюма на эскизную проектировку, осуществляется:

- развитие аналитических способностей учеников, через сбор информации по костюму (сюжетная линия, характер персонажа, исторический период и др.), способствуя тем самым развитию дизайн-мышления;

- развитие эстетического отношения к восприятию мира и творческой деятельности;

- расширение знаний в других предметных областях (история, литература, биология и др.), через сбор информации о будущем костюме.

Этого можно достичь, разработав программу по направлению художественного проектирования театрального костюма путем создания эскиза, которая включает следующие способы деятельности: работа в группах, мозговой штурм, индивидуальные проектные работы.

Список использованной литературы:

1. Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация: Начальная школа плюс до и после, № 11: Образовательная система «Школа 2100», 2004. - С. 68-72.

2. Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм. Книга 1. Женский костюм. - М.: «Связь»/1976г. - 316с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

3. Джексон Ш. Костюм для сцены: пособие по изготовлению театрального костюма. - М.: Искусство, 1984. - 146с.

4. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, №4: Московский государственный институт культуры, 2009. - С. 139-143.

©Петрова Е.Ю., Рощин С.П., 2017

УДК 372.851

Г.И. Салихова

студент 5 курса ФМФ, Б ГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа, Российская Федерация

Г.Р. Каримова магистрант 1 курса ФМФ, Б ГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа, Российская Федерация

УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о методике изучения в средней школе уравнений с параметрами.

Ключевые слова

Уравнения с параметром, частная методика.

Одними из наиболее сложных задач для учащихся в курсе математики - это задачи с параметрами, так как требуют от них умения рассуждать логически и анализировать полученные решения. С одной стороны, для выполнения этих задач не требуется знаний сверх школьной программы, но, с другой стороны, необходимо глубокое понимание всех разделов элементарной математики.

Это, вообще говоря, очевидно, так как большинство учащихся не могут свободно выполнять задания с параметрами. Отметим , что в последнее время задачи с параметрами стали встречаться в программе по математике средней общеобразовательной школы , но в основном не упоминаются в явном виде , отводится очень мало времени на их изучение . Чаще всего это рассматривается обзорно в разделе « Для тех кто хочет знать больше». Задачи с параметрами частично освещается в рамках школьного курса математики. Например, школьные уравнения: х2=а; ах2+Ьх+с=0; sinx=a; со^^=а; tgx=a; ^х=а, в которых а,Ь,с -параметры. [1].

Задачи с параметрами представляют чисто математический интерес, способствуют интеллектуальному развитию учащихся, служат хорошим материалом для отработки навыков.

Методика решения задач с параметрами относится к частной методике обучения математике, поэтому изучается на старших курсах, а также применяется при решении задач на дисциплинах по выбору. Поскольку содержание дисциплин, взаимодействие дисциплин учебного плана, последовательность их освоения должны обеспечивать формирование профессиональной компетентности учителя в соответствии с задачами модернизации современного педагогического образования России [2].

В учебном плане подготовки магистров по математическому образованию также имеются предметы, связанные с методами решения задач в профильных классах. Сегодня учителя должны быть готовы к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.