Научная статья на тему 'Развитие двиательных качеств обучающихся на уроках физической культуры'

Развитие двиательных качеств обучающихся на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пегушина Ю. В., Грачева Н. Н., Нукенов Е. К.

В статье представлен опыт работы по развитию двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры. Рассмотрен один из эффективных методов «Круговая тренировка»,который способствует развитию двигательных качеств обучающихся. Статья может быть интересна учителям физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пегушина Ю. В., Грачева Н. Н., Нукенов Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие двиательных качеств обучающихся на уроках физической культуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

которое сегодня испытывает трансформации.

Личностно-профессиональное мировоззрение субъекта образования дополняется информационным мировоззрением, элементом его информационной культуры. Последнее предполагает понимание воздействия информационных технологий на содержание и структуру современных профессий. Опора на это знание способствует формированию у будущего специалиста совокупности образов, представлений и смысловых отношений к профессиональной деятельности в современном информационном поле. [5] Формируемый образ мира, его коммуникативный универсум [4] позволит специалисту с методологических позиций давать оценку явлениям современности, вести творческий поиск, быть автором инноваций.

Контекст ответственности субъекта образования включает и осмысление целей его подготовки. Так, стратегической целью обучения сегодня выступает повышение его качества с опорой на интеллектуальный потенциал студента.

Определение тактических целей соотносится с формированием умений и навыков, интегральных характеристик, обеспечивающих выполнение будущим специалистом его новых функций. Список использованной литературы:

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. / М.М.Бахтин. Ежегодник 1984-1985. - М., 1986. - 266 с.

2. Микешина Л.А., Опенков М.Ю., Новые образы познания и реальности / Л.А.Микешина, М.Ю. Опенков - М., - 1997. - 240 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. Яз., 1989. - 750 с..

4. Пац М.В. От модели языковой картины мира к моделям художественных систем. Репрезентация. / М.В.Пац; М-во образования Рос. Федерации, Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва. Пенза, 2004. - 92 с.

5. Пац М.В. Профессиональное мировоззрение педагога: новые смыслы// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 11. С. 107-113.

6. Рассел Б. Свободомыслие и официальная пропаганда / Б. Рассел // Искусство мыслить. - М.: Идея-пресс, 1999. - 240 с.

© Пац М.В., 2017

УДК 37

Ю. В. Пегушина

заместитель директора по НМР, учитель начальных классов.

Н. Н. Грачева, руководитель ГМО учителей русского языка и литературы

Е.К. Нукенов, учитель физической культуры, МАОУ «СОШ№15», г. Соликамск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ДВИАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье представлен опыт работы по развитию двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры. Рассмотрен один из эффективных методов «Круговая тренировка»,который способствует развитию двигательных качеств обучающихся. Статья может быть интересна учителям физической культуры.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Двигательные качества, двигательная активность, метод круговой тренировки, результат.

Жизнь требует движения.

Аристотель

По мнению Всемирной организации здравоохранения, во всем мире 81% подростков, посещающих школу, испытывают недостаток физической активности. По данным Минздравсоцразвития России, школьники реализуют свой двигательный потенциал только на 18-20%. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма, вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности, неустойчивости и снижению общей работоспособности организма.

В 2015 году нами была проведена входная диагностика двигательных качеств обучающихся 4 классов по методике Е.Н. Вавиловой с целью определения среднего показателя таких характеристик как быстрота, гибкость, ловкость, сила и выносливость. Результаты диагностики показали, что средний показатель быстроты составляет 32%, гибкости-32%, ловкости-30%, силы-30%,выносливости-28%. Таким образом, уровень двигательных качеств обучающихся 4 классов нашей школы ниже среднего.

Это определило одну из главных целей педагогической деятельности: применение эффективных методов и приемов, способствующих развитию двигательных качеств обучающихся.

В своей работе мы использовали учебную и методическую литературу: «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов» под редакцией В.И.Ляха, «Поурочные разработки по физической культуре» А.Ю.Патрикеева для начального уровня обучения и 5-6 классов, материалы журнал «Физическая культура в школе», методические рекомендации по использованию метода «Круговая тренировка».

Образовательную деятельность в школе планируем с учётом возраста и возможностей учеников. Система занятий направлена на получение знаний, умений и навыков, необходимых для развития двигательных качеств. Основные методы работы: индивидуальный; фронтальный; групповой; соревновательный; многократного повторения.

Новизна опыта заключается в дополнении новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств.

В работе предпочтение отдаем методу круговой тренировки, направленной на воспитание у учеников комплекса физических качеств, которые наиболее важны в определённом возрасте:

в 1-4 классах - координационные и скоростные качества, в 5-6 классах - скоростно-силовые качества и выносливость. Применение метода круговой тренировки позволяет избежать монотонности урока, организовать деятельность всех учащихся одновременно и самостоятельно, использовать простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования, проводить уроки с высокой моторной плотностью.

Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо связываются с материалом уроков, учебных тем, подготовкой к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, способствуют не только общему и физическому развитию школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы.

Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для круговой тренировки, всегда помним, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, гибкостью, ловкостью на занятиях круговой тренировки очень тесна.

Для проведения занятий составлен комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и их разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств, способствует повышению общей работоспособности организма.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, работа проходит по следующему алгоритму:

1) определяем перспективную цель формирования двигательных качеств;

2) осуществляем глубокий анализ намеченных упражнений, связываем их с учебной программой, учебным материалом, учитываем наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе;

3) объясняем методику организации и проведения круговой тренировки (каждое упражнение комплекса обучающиеся выполняют в течение обусловленного времени (работают 20-30 сек., отдыхают 3040 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз);

4) комплекс круговой тренировки включаем в основную часть урока;

5) определяем объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей обучающихся;

6) соблюдаем определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;

7) создаем станционные плакаты (название станции). Обучающиеся, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы, как правило, комментируем и уточняем.

Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учеников к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Мы уверены, что использование метода круговых тренировок создаёт оптимальные условия всем системам организма школьника для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока.

Мы убедились в эффективности круговой тренировки даже при использовании её в 50% уроков. Там, где она внедрена, у детей заметно повысился уровень развития двигательных качеств. Проведенный анализ изменений двигательной активности обучающихся в 2016 году позволяет отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение силовой выносливости и быстроты движений, ловкости и гибкости.

Диаграмма 1

Диагностика двигательных качеств обучающихся 4 классов МАОУ «СОШ №15»

(по методике Е.Н.Вавиловой)

1 _1 ■

1 ■ гибкость

В ловкость ■ сила

■ выносливость

2015 2016

В результате использования данного метода удается повысить качество знаний обучающихся; раскрыть индивидуальные способности обучающихся; повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом; научить использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях. Этого добиваемся на основе взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. Ученики принимают активное участие в муниципальных, краевых спортивно-массовых мероприятиях, где становятся победителями и призерами. Список использованной литературы:

1.Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. [Электронный ресурс].http://www.danilov.lg.ua/

2. Гневнова Г. Р. Исследование уровня двигательной активности учащихся // Молодой ученый. - 2015. - .№7 4. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. [Электронный ресурс]. http://moimummi.ru/publ/

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

5.Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. [Электронный ресурс]. http://search.rsl.ru/ru/record/

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. [Электронный ресурс]. http://standart. edu. ru/.

© Пегушина Ю.В., Грачева Н.Н., Нукенов Е.К.,2017

УДК37

Петрова Е.Ю.

магистрант Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ

Рощин С.П.

д. п. н., профессор кафедры рисунка и графики Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ

ЭСКИЗ ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация

Статья посвящена проблемам эстетического вкуса, аналитического и дизайн-мышления школьников через эскиз театрального костюма. Показана важность проектирования театрального костюма на этапе эскиза. Определены пути решения поставленной проблемы.

Ключевые слова

Изобразительное искусство, театральный костюм, детское театральное творчество, методика.

Важным методом развития эстетического восприятия окружающего мира у детей является театрализация. Театральное творчество служит средством эмоционального, творческого и интеллектуального развития ребёнка.

Вопросами актуальности занятий театральным творчеством в школах занимались многие ученые педагоги. Среди них такие педагоги, как В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин, доказывавшие возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся.

Стоит отметить, что набирает развитие острая необходимость заниматься проблемой одаренных, талантливых детей во всех сферах науки и искусства в нашей стране и за рубежом. Она выделяется на фоне наблюдающейся тенденции падения детского и подросткового интереса к искусству и требует нового, эффективного подхода к разрешению возникшей проблемы.

Известный психолог Л.С. Выготский указал путь, по которому следует идти педагогу, решившему использовать театральное искусство в своей практике, определив важнейшие составляющие детского театрального творчества. Одной из которых было участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения детей и его реализации [1]. Таким видом творчество может служить проектная деятельность по созданию театрального костюма.

Театральный костюм — это часть сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, содействующие перевоплощению актера; способ художественного воздействия на зрителя. Спецификой любого костюма - является цель, ради которой он создается. А на основе цели формируется художественный образ, в котором воплощена весь спектр роли костюма, которую в дальнейшем ему определено исполнить.

В научных исследованиях многих ученых, таких как Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается на недостаточную полноту творческого воображения учащихся и на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.