_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
• Возможность отслеживать активность учащихся. Например, если в отчетах видно, что учащийся, смотрел учебный ролик 15 минут, а длительность ролика составляет полчаса, это значит, что он не ознакомился с ним полностью.
• Удобный анализ результатов обучения — система электронного обучения позволяет преподавателю сформировать отчеты по тестированию учащихся.
• Как правило, система обучения также хранит историю учебного процесса каждого учащегося и позволяет удобно конвертировать ее в таблицы excel или в pdf-документ.
С развитием интернета и технологий электронное обучение будет все больше проникать в нашу жизнь. Обучение сотрудников становится важным компонентом успешного развития компании. Несомненно, и в дальнейшем учебные центры будут готовить учебный материал, адаптированный для использования в электронном обучении, скорость обучения сотрудников будет возрастать, а качество их подготовки и инструменты анализа их знаний — улучшаться. Электронное обучение — актуальное решение в современном стремительном экономическом мире. Список использованной литературы:
1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.
2. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе // Инновационная наука, 2016. - №11. - с. 185-187.
3. Куницына В. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3605
© Отекина Н.Е., 2017
УДК 37.013.
М.В.Пац
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
(ФГБОУ ВПО ПГУАС), Пенза, РФ e-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ (БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА) В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье представлена философско-педагогическая трактовка понятия ответственности субъекта обучения (будущего специалиста) через сферу образовательной практики информационного общества.
Ключевые слова
Ответственность, субъект образования, самообразование, личностные качества, информационное общество.
THE "RESPONSIBILITY OF A FUTURE SPECIALIST" PHENOMENON IN THE CONTEXT OF THE INFORMATIONAL SOCIETY
Abstract
The author analyses philosophical and pedagogical viewpoints of "responsibility" concept. The activity of a future specialist in a present day situation is also considered in the article.
Key words
Responsibility, subject of education, self-mastering, personal qualities, informational society.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Образование в информационном обществе становится опережающим и непрерывным. Личностно-деятельностная парадигма меняет место субъекта (человека) в контексте образования - перемещает его в центр системы. Это обстоятельство ориентирует на рассмотрение вопросов свободы и ответственности будущего профессионала, развития личностных качеств, способствующих быстрому освоению новых знаний, технологий, формирующих базу самообразования.
Изменения в образовании и обществе в целом предъявляют новые требования к профессионалу любой сферы деятельности. Сегодня от специалиста требуется рефлексивное отношение к действительности, умение системно анализировать проблемы, разрешать задачи в ситуации неопределенности, что обусловливает потребность получения им навыков самостоятельной работы.
Так в фокус внимания попадает понятие «ответственности» и совокупность логико-смысловых взаимосвязей, определяющих процесс саморазвития субъекта образования, будущего специалиста.
Ответственность понимается как «необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки». [3, с.377.]
Понятие ответственности может быть рассмотрено в контексте философского принципа доверия субъекту образования, разработанного Л.А.Микешиной на основе идей М.М.Бахтина, которые ныне признаются базовыми для методологии социально-гуманитарного знания. [1] Прежде всего, - это «философия поступка», доверие субъекту как человеку «ответственно мыслящему».
«Поступок» в трактовке М.М.Бахтина, исследуется с точки зрения ответственности, изнутри. «Эта ответственность поступка есть учет в нем всех факторов: и смысловой значимости, и фактического свершения во всей его конкретной историчности и индивидуальности; ответственность поступка знает единый план, единый контекст, где этот учет возможен, где и теоретическая значимость, и историческая фактичность, и эмоционально-волевой тон фигурируют как моменты единого решения... во всей полноте и всей своей правде». [1,с. 103.] Л.А. Микешина пишет, что поиск истины осмысливается как «поступок» в познавательной деятельности. Истина исходно означает «вырванное из той или иной непотаенности». [2]
Ответственность будущего специалиста в образовательном контексте проявляется в понимании им важности собственного обучения; умении определять цели и задачи собственной деятельности; принимать решения, базирующиеся на адекватной самооценке; формировании интегрального качества личности, влияющего на ее способность к саморазвитию.
Существование в обществе знаний требует от человека, прежде всего, ответственного отношения к информации. Актуально звучит сегодня мысль английского философа Б.Рассела, высказанная им еще в 1922 году о том, что образование должно научить людей разделять утверждения только в том случае, когда существуют доказательства их истинности. [6]
Интеллектуальная ответственность человека может проявляться сегодня в реализации следующих способностей:
- применения достижений информационной цивилизации в развитии и совершенствовании его познавательных возможностей при соблюдении баланса между интеллектуальной ответственностью и творческой самореализацией;
- самопроектирования в контексте цифровой реальности;
- критического оценивания позитивных и негативных сторон прогресса;
- развития мировоззренческого мышления.
Применительно к профессионалу любой сферы деятельности ответственность может быть реализована в выполнении как традиционных, так и новых профессиональных ролей.
Так, роль интеллектуального гида предполагает постоянное совершенствование и активизацию познавательных действий, поиск и применение новых методов и технологий профессиональной деятельности. Роль интерпретатора включает способности толкования окружающей действительности как текста; готовности ориентироваться в современном мире. Роль само-организатора может проявляться в активности, способствующей самореализации, самоактуализации, проектировании собственной профессиональной деятельности.
Указанные изменения функций будущего специалиста находят отражение в его мировоззрении,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
которое сегодня испытывает трансформации.
Личностно-профессиональное мировоззрение субъекта образования дополняется информационным мировоззрением, элементом его информационной культуры. Последнее предполагает понимание воздействия информационных технологий на содержание и структуру современных профессий. Опора на это знание способствует формированию у будущего специалиста совокупности образов, представлений и смысловых отношений к профессиональной деятельности в современном информационном поле. [5] Формируемый образ мира, его коммуникативный универсум [4] позволит специалисту с методологических позиций давать оценку явлениям современности, вести творческий поиск, быть автором инноваций.
Контекст ответственности субъекта образования включает и осмысление целей его подготовки. Так, стратегической целью обучения сегодня выступает повышение его качества с опорой на интеллектуальный потенциал студента.
Определение тактических целей соотносится с формированием умений и навыков, интегральных характеристик, обеспечивающих выполнение будущим специалистом его новых функций. Список использованной литературы:
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. / М.М.Бахтин. Ежегодник 1984-1985. - М., 1986. - 266 с.
2. Микешина Л.А., Опенков М.Ю., Новые образы познания и реальности / Л.А.Микешина, М.Ю. Опенков - М., - 1997. - 240 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. Яз., 1989. - 750 с..
4. Пац М.В. От модели языковой картины мира к моделям художественных систем. Репрезентация. / М.В.Пац; М-во образования Рос. Федерации, Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва. Пенза, 2004. - 92 с.
5. Пац М.В. Профессиональное мировоззрение педагога: новые смыслы// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 11. С. 107-113.
6. Рассел Б. Свободомыслие и официальная пропаганда / Б. Рассел // Искусство мыслить. - М.: Идея-пресс, 1999. - 240 с.
© Пац М.В., 2017
УДК 37
Ю. В. Пегушина
заместитель директора по НМР, учитель начальных классов.
Н. Н. Грачева, руководитель ГМО учителей русского языка и литературы
Е.К. Нукенов, учитель физической культуры, МАОУ «СОШ№15», г. Соликамск, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ДВИАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье представлен опыт работы по развитию двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры. Рассмотрен один из эффективных методов «Круговая тренировка»,который способствует развитию двигательных качеств обучающихся. Статья может быть интересна учителям физической культуры.