8. Парамонова, В.А. Изучение уровня представлений о живой природе и отношения к ней у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта / В.А. Парамонова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: Материалы VII всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Череповец, 2012. - С. 18 - 20.
9. Парамонова, В.А. Теоретические основы формирования предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта / В. А. Парамонова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 4 (42). - Т. 1. - С. 122 - 126.
10. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.
УДК 37.0 (075.8)
М. В. Пац
ПРИНЦИП ДОВЕРИЯ СУБЪЕКТУ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье представлена педагогическая трактовка философского принципа доверия субъекту образования. Анализируется деятельность будущего педагога в контексте образовательной практики информационного общества на основе принципа доверия субъекту образования. Рассматривается феномен самообразования с точки зрения профессиональной подготовки специалиста.
Принцип, цель, субъект образования, самообразование, информационное общество.
Pedagogical interpretation of the philosophical principle of trust in the subject of education is presented in the article. The work of the future teacher in the context of the educational practice of the information society based on the principle of trust is analysed in the paper. The phenomenon of self-education is considered from the point of view of the specialist’s vocational training.
Principle, aim, subject of education, self-education, information-oriented society.
Современная социокультурная ситуация, новая образовательная парадигма меняют место субъекта (человека) в сфере образования: теперь он (человек) «поставлен в центр образовательной системы» [3, с. 86]. В.А. Ситаров отмечает: «В качестве концептуального принципа этой парадигмы была выделена идея об <...> ориентации на возможность полноценной реализации внутреннего потенциала каждого студента посредством решения следующих задач:
- гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;
- стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления через освоение современных методов научного познания;
- добиться успешной социализации человека через его погружение в существующую культурную, в том числе и техногенную и компьютеризированную среду;
- научить человека жить в условиях насыщенной и активной информационной среды, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;
- реализовать потребности в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные отрасли профессиональной деятельности» [11, с. 335 - 336].
Образование в информационном обществе становится опережающим, и учиться приходится всю жизнь. Это обстоятельство ориентирует на рассмот-
рение вопросов свободы и ответственности субъекта, развития личностных качеств, способствующих быстрому освоению новых знаний, технологий, формирующих базу самообразования. Такая постановка вопроса предполагает учет «всех компонентов трудовой деятельности специалиста: технико-технологических, нравственно-эстетических» [3, с. 97], социокультурных. Это выводит нас на обращение к философскому принципу доверия субъекту образования и исследованию механизма его функционирования в педагогических реалиях. «Механизм» вслед за Л.М. Митиной мы понимаем как «континуум логико-смысловых связей, детерминирующих процесс саморазвития будущего педагога» [5, с. 149].
Принцип как феномен познания - «основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям» [2, с. 824]. Принцип предполагает учет социокультурного контекста и выступает итогом познания.
Изменения в образовании и в обществе в целом предъявляют новые требования к профессии учителя. По мере роста информации растет потребность получения студентами, в том числе будущими педагогами, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, оценивать и обобщать информацию. Актуально звучит сегодня мысль английского философа Б. Рассела, высказанная им еще в 1922 г.: «Образование должно научить людей принимать утверждения только в том случае, когда существуют некоторые основания думать, что они истинны» [7, с. 228].
Философский принцип доверия субъекту образования разработан современным философом Л. А. Ми-
кешиной на основе идей М.М. Бахтина, которые ныне признаются базовыми для методологии социально-гуманитарного знания [4, с. 64]. Прежде всего, это «философия поступка», доверие субъекту как человеку «ответственно мыслящему». «Поступок» в трактовке М. М. Бахтина исследуется с точки зрения ответственности, изнутри. «Эта ответственность поступка есть учет в нем всех факторов: и смысловой значимости, и фактического свершения во всей его конкретной историчности и индивидуальности; ответственность поступка знает единый план, единый контекст, где этот учет возможен, где и теоретическая значимость, и историческая фактичность, и эмоционально-волевой тон фигурируют как моменты единого решения. во всей полноте и всей своей правде» [1, с. 103]. Л.А. Микешина пишет: «само «получение истины» (движение в своем развитии) трактуется как «поступок» в познавательной деятельности. Истина исходно означает вырванное из той или иной непотаенности» [4, с. 353].
Принцип доверия субъекту в преломлении к педагогике - это система форм, методов, условий организации образовательного процесса, предполагающая принятие субъектом ответственности за собственное обучение; умение ставить цели и задачи; принимать решения, базирующиеся на адекватной самооценке; формирование интегрального качества личности, влияющего на ее способность к саморазвитию.
Учет принципа доверия субъекту в организации образовательного процесса предполагает корректную постановку цели подготовки специалиста. В соответствии с философской трактовкой понятия, цель представляет собой составляющую поведения и сознательной деятельности человека, которая мысленно предопределяет результат деятельности и возможности его реализации с помощью различных средств [2, с. 1058]. Цель, обладая системообразующей, критериальной и проектирующей функциями, выступает основанием для разработки технологий профессионального образования, в качестве предполагаемого результата и критерия обеспечения ее достижения.
Сегодня в соответствии с переходом к непрерывной модели профобразования, широкопрофиль-ностью и рядом особенностей в подготовке современных специалистов, отмечаются изменения в сфере оснований и содержания образования, а в соответствии с этим, - иерархичность и направленность целей профессионального образования не только на результат, но и на качество. Выделяют цели тактические и стратегические. Тактическая цель предполагает направленность на конкретную систему подготовки специалистов. Стратегическая цель долгосрочна и выступает как прогноз развития отрасли.
С нашей точки зрения, определение стратегической цели подготовки современного специалиста обусловлено не только прогнозом развития сферы труда, но и социокультурными реалиями, становлением информационного общества.
Существование в информационном мире требует от человека ответственности, которая может проявляться сегодня в способности:
- использования благ информационной цивилизации в качестве информационной поддержки человека, совершенствования его интеллектуальных возможностей при соблюдении баланса между интеллектуальной ответственностью и творческой самореализацией;
- самопроектирования и разработки вариантов реализации проекта в контексте цифровой реальности (применение информационных баз данных, тренажеров различного типа), что позволяет избегать ошибок в реальной жизни;
- критического оценивания негативных сторон прогресса: манипулирование массовым сознанием, лингвистическое программирование и пр.;
- развивать профессиональное мышление.
Применительно к профессии учителя интеллектуальная ответственность может быть реализована в развитии и традиционных ролей педагога, и новых.
Так, роль интеллектуального гида, в которой все чаще выступает педагог, предполагает постоянное совершенствование и активизацию познавательных действий. Роль интерпретатора включает способности толкования окружающей действительности как текста; готовности ориентироваться в современном мире. Роль фасилитатора (К. Роджерс) может проявляться в активности, способствующей самореализации, самоактуализации и становлении личности обучающихся.
Указанные изменения функций учителя находят отражение в его профессиональном мировоззрении, которое сегодня испытывает трансформации. В. А. Тестов отмечает, что «под профессиональнопедагогическим мировоззрением понимается интегральное личностное образование, динамически развивающаяся система взглядов, ценностей и идеалов, которые основаны на научных знаниях, определяющих направленность профессиональной педагогической деятельности» [12, с. 41].
Современная ситуация переоценки ценностей и взглядов ориентирует педагога на формирование информационного мировоззрения, дополняющего мировоззрение профессионально-педагогическое.
Информационное мировоззрение специалиста выступает в качестве составляющей его важной профессиональной характеристики, информационной культуры. При этом мировоззренческий компонент, в соответствии с мыслью Д.Е. Прокудина, будет включать «осознание влияния информационных технологий на развитие общества и системы образования, структуру и содержание современных профессий» [6, с. 21]. Опора на это знание способствует формированию у педагога совокупности образов, представлений и смысловых отношений к информации. Формируемый образ мира позволит учителю с методологических позиций давать оценку явлениям современности, вести творческий поиск, быть автором инноваций.
Так, стратегической целью подготовки учителей сегодня выступает повышение качества обучения с опорой на интеллектуальный потенциал будущих педагогов. Определение тактических целей, с нашей точки зрения, должно соотноситься не только с по-
вышением качества обучения, но и способствовать формированию умений и навыков, интегральных характеристик, обеспечивающих выполнение педагогом его новых функций. В качестве тактических целей обучения выделяются:
- овладение умениями самообразования, самореализации, самопроектирования;
- освоение методик самостоятельного получения знаний, их постоянного пополнения;
- формирование методологически ориентированного мышления.
Одним из приоритетных в тактической подготовке педагога является умение самообразования. Феномен самообразования может быть рассмотрен как многокомпонентное, многоуровневое, многофункциональное сложноорганизованное явление. Теоретический базис исследования феномена заложен в работах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.
В педагогической науке представлены разные точки зрения на самообразование. Нас интересует аспект профессиональной подготовки специалиста. Так, А.К. Громцева, М.Н. Скаткин, Ю.Г. Опарин трактуют самообразование как познавательную деятельность, А.Ж. Насипов - как качество личности, обеспечивающее ее познавательные потребности, стимулом которой является внутренняя мотивация. Г.Н. Сериков определяет самообразование следующим образом: «Самообразование есть средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное воспитание, развитие и профессиональную подготовку с поставленными перед собой целями и задачами» [10, с. 34].
Среди компонентов самообразования могут быть выделены следующие: понимание значимости этого вида деятельности, континуум знаний о нем, профессиональная познавательная активность будущих специалистов, наличие методологически ориентированного мышления.
Рассмотрение феномена может быть дополнено выявлением уровней готовности к нему.
В соответствии с мнением Г.Н. Серикова можно выделить следующие уровни.
1) начальный уровень с преобладанием спонтанных мотивов самообразования, отсутствием системы в работе с информационными данными, отсутствием менеджмента самоорганизации;
2) средний уровень отличают попытки целепола-гания и постановки задач в процессе самообразования, отсутствие систематизации знаний по отдельным предметам, умение организации самообразования и неспособность моделирования средства самообразования;
3) высший уровень предполагает умение целепо-лагания, коррелирующее с личностными установками и целями, обозначение четкой и оптимальной стратегии ее достижения, проектирования, творче-скости.
Г. Н. Сериков прослеживает связь самообразования с самоподготовкой [9, с. 31]. В качестве функций
самообразования могут рассматриваться: воспитывающая, диагностическая, прогностическая, проективная, рефлексивная, эвристическая, интерпретирующая.
Реализация самообразования соотносится с наличием определенных личностных качеств, которые будущий специалист обретает в этом процессе.
1. Умение целеполагания, определение собственных стратегических и тактических целей, перспектив развития, соотнесения их с целями общества, готовность к осуществлению экзистенциального выбора.
2. Готовность к прогнозным, творческим преобразованиям проявляется, как отмечает И.Б. Сеннов-ский, в «способности классифицировать массив информации о программе и плане; определять их реалистичность, выявлять актуальность, поддерживать процесс прогнозирования» [8, с. 79 - 80].
3. Готовность к проектировочной деятельности как способность профессионального самопроектиро-вания. По Л. М. Митиной, составляющими такого проекта могут стать перспективы развития личности, способы оценивания ситуации и варианты конкретных действий [5, с. 150 - 151].
Следовательно, необходимо сформировать у будущего педагога потребность в самообразовании как основе его саморазвития.
Стратегическая цель подготовки педагога, обусловленная перспективой развития сферы труда и проблемами информационного общества, - это подготовка специалистов высокого качества, компетентных и востребованных, готовых к выполнению новых функций, формирование профессионального мировоззрения, включающего информационную составляющую.
Тактические цели направлены на овладение умениями самообразования, самореализации, самопро-ектирования, освоение методик самостоятельного получения знаний, их постоянного пополнения; формирование методологически ориентированного мышления. Контекст образовательной практики ориентирует на достижение стратегических целей подготовки педагогов на основе принципа доверия субъекту через решение следующих задач:
- психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса;
- создание информационного образовательного пространства.
Тактические цели на основе принципа доверия субъекту могут быть достигнуты в процессе выполнения таких задач, как: моделирование и реализация проекта самообразования; научно-методическое и системно-технологическое обеспечение преподавания методологии и методики педагогической деятельности.
Литература
1. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 - 1985. - М., 1986.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М., 2001.
3. Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М., 2006.
4. Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. - М., 1997.
5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М., 2004.
6. Прокудин, Д.Е. Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры: автореф. ... д-ра филос. наук / Д.Е. Прокудин. - СПб., 2012.
7. Рассел, Б. Свободомыслие и официальная пропаганда / Б. Рассел // Искусство мыслить. - М., 1999.
8. Сенновский, И.Б. Профессиональная компетентность учителя и управление образовательной деятельностью ученика / И.Б. Сенновский // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С. 78 - 83.
9. Сериков, Г.Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / Г.Н. Сериков. -Иркутск, 1985.
10. Сериков, Г. Н. Самообразование. Совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск, 1992.
11. Ситаров, В. А. Дидактика / В. А. Ситаров / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
12. Тестов, В. А. Педагогическое мировоззрение и современная научная картина мира / В.А. Тестов // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 34 - 42.
УДК 37.013.42
В.А. Плешаков, А. О. Кочнев
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ
В статье поднимается вопрос о возможностях использования Интернета студентами. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе анализа полученных в результате анкетирования студентов-первокурсников Череповецкого государственного университета данных сделаны предположения и выводы о современной специфике использования Интернета студентами ЧГУ.
Киберсоциализация, студенты, условия киберсоциализации, Интернет.
The article deals with the question of potential use of the Internet by students. The theoretical and practical aspects of the stated problem are considered in the paper. Based on the analysis of data survey of the first-year students of Cherepovets state university the authors made conclusions about the contemporary specifics of using the Internet by students.
Cybersocialization, students, conditions of cybersocialization, Internet.
Особенность современной жизнедеятельности человека и ситуации в области информационнокоммуникационной инфраструктуры киберпространства состоит в том, что изменения в данной индустрии столь стремительны и обладают таким всеобщим масштабным действием, что сегодняшние инновационные достижения в этой сфере становятся завтра уже «вчерашним днем». Соответственно, необходимо одновременно изучать данные процессы и прогнозировать тенденции их развития как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. В новом тысячелетии современные информационно-коммуникационные, компьютерные и цифровые технологии предоставляют колоссальные возможности для сокращения разрыва между уровнями социальноэкономического развития различных стран. Современные технологии позволяют осуществлять обмен знаниями и опытом, они способны активизировать диалог между культурами и способствовать киберсоциализации человека.
Киберсоциализация - процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационнокоммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности [2].
Поскольку общение играет большую роль в формировании и развитии личности (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.), то важным является изучение особенностей коммуникации в Интернет-среде как одного из факторов социализации человека. Интернет играет определенную роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями и воздействиями на личность. Специфика Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике педагогам, учащимся, а также администрации образовательных учреждений при создании тематических сайтов, виртуальных дискуссионных клубов и форумов, обучающих игр и фильмов и т. п.
В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как: Е.П. Белинская, Е. Блохина, С.В. Бондаренко, И.А. Васильева, А.Е. Войскунский, Е. И. Горошко, В. В. Гудимов, А. Е. Жичкина, А.В. Минакова, А.В. Мудрика, И. Параво-зова, В.А. Плешакова, В.В. Нестерова, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнова, Дж. Сулера, В. Фриндте, Н.И. Чудова, И.Шевченко, К.С. Янг и др.
А. В. Мудрик в контексте глобализации условий социализации отмечает, что сеть Интернет - непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала