Научная статья на тему 'Возрастной психологический портрет зрителей различных телевизионных каналов'

Возрастной психологический портрет зрителей различных телевизионных каналов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ТЕЛЕПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова И.Ф.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление личностных особенностей людей, предпочитающих различные телевизионные каналы и передачи. Оказалось, что личностные особенности в большей степени определяют выбор телевизионного каналы, чем возрастные. Результаты исследования могут быть использованы для разработки адресной телепродукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастной психологический портрет зрителей различных телевизионных каналов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

большую роль в формировании психологических особенностей личности ребенка играет микросоциум (семья).

Малкиной-Пых и другими авторами отмечается, что формирование психологических особенностей личности пищевого аддикта обусловлено присутствием в семье таких деструктивных факторов, как:

- фиксация родителями ребенка на страхе отвержения;

- фиксация на чувстве вины;

- фиксация на неполноценности;

- фиксация на перфекционизме;

- фиксация на неодобрении при выражении отрицательных эмоций (запрет на эмоции) - закрепление положительного поведения;

- фиксация на значимости одобрения окружающих.

По крайней мере, три из вышеперечисленных фиксаций (запрет на эмоции, фиксация на перфекционизме, фиксация на страхе отвержения) могут закрепить за ребенком такую негативную копинг-стратегию, как «самоконтроль». Однако, данную связь следует устанавливать отдельным исследованием, выявлять особенности проявления этой копинг-стратегии в пищевом поведении.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу, согласно которой у лиц с пищевой зависимостью неконструктивная копинг-стратегия «бегство-избегание» ярко выражена. Эта стратегия влияет на их пищевое поведение при возникновении ситуаций психологического дискомфорта. Кроме того, исследование обнаружило выраженность другой негативной копинг-стратегии, а именно стратегии самоконтроля. Это обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований поведения лиц с пищевой зависимостью.

При терапии пищевого поведения в коррекционные методики следует включать методики коррекции копинг-стратегий для получения максимального эффекта от терапии. Список использованной литературы:

1. Билибин Д. П., Дворников В. Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий: Учебное пособие. — М.: УДН, 1991. — 104 с.

2. Отчет Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), по состоянию на 01.01.2014 года в Республике Казахстан

3. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// «Аддиктология» 2005, № 1. С. 65-77.

4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на русск. яз. Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. - СПб, Адис. -1994. -302 с.

5. Малкина-Пых И. Терапия пищевого поведения. - М.: Эксмо, 2000

6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М.: 2007. №3. - С.93-112.

7. Schneider J.P., Irons R.R. Assessment and treatment of addictive sexual disorders: relevance for chemical dependency relapse// Subst. Use Misuse. - 2001 Dec. - V. 36. - N 13. - P. 1795-1820.

© Гилек Ю.Н., Тулебаева А.Б., 2016

УДК 159.9.075

И.Ф. Демидова

к.псхол.наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ТИУиЭ, г. Таганрог, РФ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЗРИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ

ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

личностных особенностей людей, предпочитающих различные телевизионные каналы и передачи. Оказалось, что личностные особенности в большей степени определяют выбор телевизионного каналы, чем возрастные. Результаты исследования могут быть использованы для разработки адресной телепродукции.

Ключевые слова

Психология телезрителя, личностные особенности, психологический портрет, телепродукция.

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства массовой коммуникации.

Как отмечают многие известные исследователи, например, Д. Макквейл, М. Маклюэн, С.Г. Корконосенко, Л.Г. Свитич, человек, его повседневная жизнь все больше зависят от массовой коммуникации, создающей для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем воздействие объективной реальности.

Современное телевидение предлагает обширный и разнообразный спектр передач, кино- и музыкальной продукции, аналитических обзоров, которые представлены на различных каналах. Среди этих каналов есть как узко специальные - Муз.ТУ, Fashion, Euro News, Спорт и т.д., так и смешанные, на которых идут передачи разных жанров. Такое разнообразие позволяет каждому зрителю выбрать тот канал для просмотра, который не просто ему нравится, но который соответствует его взглядам, вкусам, интересам. Поэтому можно предположить, что люди определенного типа или склада предпочитают смотреть определенные каналы.

Целью эмпирического исследования было определить личностные качества людей, предпочитающих различные телевизионные каналы и передачи. Для выявления предпочитаемых телепередач и каналов была разработана анкета, которая содержала открытые вопросы, касающиеся того, какие телеканалы смотрит человек, почему он выбирает эти каналы, какие передачи выбирает и почему, какому каналу доверяет. Для того, чтобы перепроверить ответы, в анкету были включены закрытые вопросы о просмотре конкретных передач.

Для диагностики личностных качеств испытуемых использовался опросник Кеттелла (16PF). В исследовании приняло участие две выборки испытуемых - молодежная и взрослая. В каждой выборке было по 21 человеку. Молодежную выборку составили студенты в возрасте от 17 до 19 лет, взрослую - люди от 28 лет до 71 года. При обработке результатов пол, уровень образования испытуемых не учитывались.

Проведенное исследование выявило ряд различий, обусловленных не только личностными особенностями, но и возрастом. Так, молодежь смотрит телевизор гораздо реже, чем более старшее поколение, при этом их интересы более разнообразны. Молодежь больше ориентирована на развлекательные передачи и передачи, посвященные путешествиям, в то время как взрослых больше интересуют события в мире. Об этом свидетельствует такой факт, что никто из взрослых не смотрит канал Пятница, который достаточно популярен у молодежи, а никто из молодежи не смотрит каналы РБК и Россия 24. И даже на развлекательных каналах молодежь и взрослые смотрят разные передачи, что вполне естественно, поскольку возрастные интересы различны.

Что касается личностных качеств, то молодые люди, предпочитающие развлекательные каналы, достаточно открыты и общительны, с низким интеллектом, подвержены чувствам, эмоционально нестабильны, беззаботны, импульсивны, веселы и разговорчивы, иногда компенсируют этим робость и застенчивость. Подозрительны, эгоцентричны, практичны, иногда с недостатком воображения, расчетливы, но тревожны. Консервативны, зависимы от группы, ориентируются на окружение, склонны к возбудимости, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости. Взрослые респонденты данной группы конкретно думающие, рассудительные, благоразумные, склонны к сдержанности, чрезмерно осторожны, созидательны, упорны, придерживаются правил, предпочитают работающих людей. Они стремятся к покровительству, иногда им требуется помощь и внимание. Их интересы обращены на самих себя, они часто сомневаются. Консервативны, с сомнением относятся к новым идеям, не интересуются аналитическими и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

интеллектуальными соображениями. Как видно из данных результатов, общими качествами, не зависящими от возраста, являются консерватизм и конкретность мышления. Во всем остальном молодежь и взрослые люди отличаются друг от друга. Однако и молодежь, и взрослые смотрят развлекательные передачи, чтобы отдохнуть и развлечься, но причины у них для этого различны. Молодежь беззаботна, взрослые хотят уйти от проблем.

Также мы можем сравнить зрителей государственных каналов. Молодые люди, смотрящие эти каналы, замкнутые, необщительные, критически настроенные, с низким интеллектом, эмоционально стабильные, спокойные, конформные, пассивные, но при этом смелые и склонные к риску, жесткие, самоуверенные, практичные, свободны от зависти, ориентированы на внешнюю реальность, с развитым самоконтролем. Взрослые люди являются конкретно мыслящими, склонными к медленному усвоению новых понятий, держатся, как правило, свободно, готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, легко переносят жизненные препятствия, однако часто невнимательны к деталям. Практичны, ориентированы на внешнюю реальность, следуют общественным нормам, стараются все делать «правильно». Прямолинейны, естественны и непосредственны.

Как видно из этих результатов, данные люди весьма схожи между собой, независимо от их возраста. По-видимому, к этой категории относятся те, кто уже сложился к окончанию школы и в дальнейшем их личностные качества меняются незначительно, в том числе, незначительно с возрастом меняются и их интересы.

Таким образом, между зрителями различных телевизионных каналов есть определенные личностные различия, которые и обусловливают выбор ими того или иного телевизионного канала или передачи. При этом существуют также и возрастные сходства и различия у потребителей телепродукции. Следовательно, направление исследования, основанное на изучении личностных качеств телезрителей с целью создания адресной телепродукции, является достаточно перспективным.

© Демидова И.Ф., 2016

УДК-159.99

А. С.Дуева

студентка 4 курса бакалавриата Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников и склонности к педагогической деятельности, которая представляет собой совокупность таких параметров как: педагогический интерес, педагогический опыт и педагогические способности. Контрольной группой стали студенты 4 курса, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Ключевые слова

Педагогическая деятельность, склонность к педагогической деятельности, мотив выбора профессии, старшеклассник

На протяжении десятилетий проблема мотивов выбора профессии в школьные годы неизменно привлекает к себе внимание исследователей и работодателей, в связи с их изменчивостью и вариативностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.