тетрадях обучающихся с выделением ключевых тезисов
11 Человек и наркотики (2 ч). Урок с постановкой проблемы Конспектирование лекционного материала, обсуждение аналогичных фактов из своего опыта, просмотр и анализ видео фрагментов Рисунок, фотография по данной проблеме.
12 Учимся говорить «нет» (2 ч). Анализ ситуативных проблемных задач Мозговой штурм, диалог, обсуждение аналогичных фактов из своего опыта. Оформить текстовый материал в рабочих тетрадях обучающихся с выделением ключевых тезисов
Важным первоначальным этапом факультативного курса является формирование направленности индивида на осознание своих потребностей. Это является предпосылкой для мотивации на продуктивную работу. Очень важно указать старшекласснику на то, как действует, коррелирует ли его поступок своим потребностям, что этому мешает? Важно не оказывать на него директивное воздействие, лишающее его выбора своей индивидуальной траектории. Дальнейшим этапом является создание необходимых условий для понимания индивидом своих ключевых потребностей, т.е. для приобщения старшеклассника к собственному личностному росту. Здесь будет происходить трансформация от понимания отличий между потребностями и действиями к реальной работе с механизмом, искажающим внутренний мир индивида. Следующий этап заключается в выводе старшеклассника на такую степень приобщенности к своему личностному пространству, который позволит изменить отношение к своему внутреннему содержанию.
На основании изложенного полагаем, что использование представленного факультативного курса будет дополнять образовательный процесс, способствовать формированию у подростка нацеленности на самостоятельный поиск наилучших способов, удовлетворяющих его текущие потребности и дающих возможности для дальнейшей личностной трансформации.
Список использованной литературы:
1. Леушина М.Л. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни школьников в контексте современной образовательной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (112). С. 88-92.
2. Овчинников О.М., Фортова Л.К. Педагогическая профилактика противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // В сборнике: Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке Материалы международного конгресса. 2014. С. 314-322.
3. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Здоровьесберегающая педагогика в контексте современного образовательного пространства: проблемы и перспективы // Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 52-55.
© Леушина М.Л., 2017
УДК 378
Мамонова Л.И.
Ст. преп. фиала КузГТУ, в г. Прокопьевске
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации учебной деятельности студентов технического вуза. Обобщается опыт применения различных форм научно-исследовательской работы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Учебная деятельность, формализация профессиональных задач.
Задача привития студентам глубокого интереса к будущей профессии - многоплановая работа, требующая участия преподавателей всего вуза. На протяжении всех лет обучения студенты овладевают компетенциями, последними научно-техническими достижениями в профессиональной области выбранной специальности. Широкое внедрение математической подготовки в процессе становления будущего инженера, предъявляет определенные требования к методике ее использования. Кроме определенной суммы знаний и практических навыков, он должен научиться самостоятельно и творчески мыслить, быть готовым правильно ставить и технически решать производственные задачи.
Содержание материала усваивается студентами в процессе учебной деятельности, поэтому результат обучения во многом зависит от того, как эта деятельность организована педагогами вуза. В процессе обучения математике необходимо развивать интеллектуальные способности студентов, ориентировать на формирование у них продуктивного мышления, профессионально значимых интеллектуальных качеств и умений.
Организация обучения, реализующего формирование профессиональной компетентности, предполагает активную учебно-познавательную деятельность студентов, характеризующуюся осознанным мотивированным интересом и самостоятельностью.
Лекции по дисциплинам математики призваны формировать необходимый математический аппарат будущего инженера и определять стратегию применения математических методов при решении профессиональных задач. Перед преподавателем, при обучении студентов различных направлений подготовки, встает вопрос о выборе соответствующего объема и уровня изложения материала.
Для развития продуктивного мышления студентов и связи излагаемого материала с профессиональными компетенциями при изучении основных математических понятий нами используется следующая структура лекции:
- постановка задач профессионального содержания, описывающих качественно различные процессы;
- построение обобщенной математической модели поставленных задач;
- изучение математических методов решения задач;
-применение изученных методов для решения профессиональных задач и выявление свойства процессов, которые исследуются с помощью этой модели.
При таком подходе, создание проблемной ситуации, заключающейся в выяснении возможности описания разнородных задач общей абстрактной моделью и в поиске такой модели, стимулирует работу мысли студентов, направляет не на пассивное восприятие, а на участие в разрешении проблемы и понимание изучаемого материала на лекции.
Для того чтобы самостоятельная работа студентов была постоянной, большое внимание уделяется организации внеаудиторной работы с теоретическим материалом. Эта передача части теоретического материала студентам для самостоятельного изучения с отсроченной проверкой (устные и письменные сообщения, теоретический коллоквиум).
При таком подходе у студентов развиваются навыки работы с учебной и научной литературой, они приобретают опыт самостоятельного поиска необходимой информации профессионального содержания, формируется потребность в совершенствовании знаний. При этом для активного восприятия студентами теоретического материала важно систематическое включение примеров приложения теории к решению задач. Задачи при обучении выполняют разные функции: разъяснение отдельных теоретических положений; применение знаний на практике; воспроизведение и закрепление знаний; организация самостоятельной работы; контроль наличия определенного запаса знаний и уровня сформированности предметных и профессиональных компетенций. Применение математики при решении профессиональной задачи мы разделяем на три этапа:
1этап - переход от ситуации к ее формальной математической модели, к четко поставленной профессиональной задаче. На этом этапе студент учится выделять основные взаимосвязи между компонентами условия, анализировать имеющиеся данные, выражать математическими символами те
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
положения и их взаимосвязи, которые даны в условии задачи.
2 этап - решение поставленной математической задачи методами, рассмотренными в теории для задач данного типа.
3 этап - сопоставление полученного математического решения с исходным условием задачи и применение его к ней. На этом этапе студенты должны научиться делать качественные выводы на основании математического решения, выявлять соответствие полученных результатов рассматриваемой ситуации, оценивать значение определенных факторов для практической деятельности.
Таким образом, проходя при решении все эти этапы, студенты приобретают навыки выполнения мыслительных операций, которые характеризуют интеллектуальную деятельность при решении профессиональных задач. Формами самостоятельной работы может быть индивидуальный блок задач по разделу дисциплины математики, в который включаются задачи с профессиональным содержанием, выполнение расчетно-графических семестровые заданий, формирующих готовность планировать, систематизировать, контролировать свою деятельность, что является важным условием развития познавательной самостоятельности, необходимой как для дальнейшего обучения, так и для успешной профессиональной деятельности.
Другой формой научно-исследовательской работы является участие в научных студенческих конференциях, которое формирует у студентов навыки публичных выступлений, умение оформить представить результаты своих исследований. Выполнение работ, содержащих элементы исследования, является важным звеном в системе научно-исследовательской работы студентов.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что введение в учебный процесс исследовательской работы позволяет обеспечить всестороннее развитие студентов; формировать их творческую активность и самостоятельность; вооружать студентов умениями и навыками научно-исследовательской деятельности: формировать у студентов видение перспектив развития отраслей науки и техники.
Список использованной литературы:
1.Василевская Е. А. О взаимосвязи курса высшей математики со специальными дисциплинами в подготовке инженеров./ Научные труды. Вып. 306. -М., МГУЛ, 1999.
2. Вейл Г. Математическое мышление. - М., Наука,1989.
3. Мамонова, Л.И. Формирование умения самообразования через организацию самостоятельной работы студентов технического вуза //Материалы международной н-п конференции «Современные научные исследования: проблемы и перспективы».-Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС,2015.-230с.
4. Новиков, А. М. Формы учебной деятельности / А. М. Новиков // Школьные технологии. - 2007. - № 4. -С. 18-28.
© Мамонова Л.И., 2017
УДК 373.3
Г.Г. Микерова
доктор педагогических наук, профессор КубГУ E-mail: [email protected] А.А. Павленко студентка 4 курса КубГУ Г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ УРОВНЯ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема необходимости развития речи младших школьников на лексическом