Научная статья на тему 'Формироване мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре'

Формироване мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИИ / ОТНОШЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиуллина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностного отношения студентов в процессе обучения в вузе к регулярным занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формироване мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

культура уравновешивает процесс саморазвития и дает возможность наиболее полно самореализоваться во всех витальных ареалах.

Таким образом, диффузия системы оценочных и акмеологических методик и технологий в современную парадигму образования может способствовать повышению эффективности формирования основополагающих общекультурных компетенций- способности к самодисциплине, самообразованию, готовности к саморазвитию, самодетерминации, интегрирующихся с позиций акмеологического подхода в категорию акмеологической культуры личности. С целью получения реальных результатов, система подобных акмеологических технологий и методик должна охватить весь период обучения. Список использованной литературы:

1. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности. Содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. - Москва: МПСИ, МОДЭК, 2006. - 496 с., с.87

2. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. - Москва: РАГС, 2000. - 578 с.

3. Овчинников О.М., Фортова Л.К. Педагогическая профилактика противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке/ Материалы международного конгресса. 2014. С. 314-322.

4. Реан А. А. Человек как субъект воспитания / А. А. Реан // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография: в 2 кн. / под общ.ред. И. А.Зимней. -Москва, 2001. - Кн. 1. - 275 с., с.101

5. Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Семикин Виктор Васильевич. - Санкт-Петербург, 2004. - 48 с., с.24

6. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме // учебное пособие / Л. К. Фортова, О. М. Овчинникова, А. Н. Ломакина ; Федеральная служба исполн. наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир, 2011. 147 с.

© Белогорцев Н.Н., 2017

УДК 796.011

Валиуллина Ольга Владимировна,

к.п.н., доцент кафедры физического воспитания, спорта и туризма

ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ» E-mail: yello4@mail.ru

ФОРМИРОВАНЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностного отношения студентов в процессе обучения в вузе к регулярным занятиям физической культурой.

Ключевые слова Студенты, ценности, мотивации, отношение, физическая культура.

Студенческий возраст характеризуется завершением, в основных чертах, физического развития, выработки мировоззрения, убеждений, характера, жизненного самоопределения. У студентов усиливаются сознательные мотивы поведения, формируются ценностные ориентации, интересы и намерения [1, с.160].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Одним из принципов физического воспитания в вузе является принцип сознательности и активности, который предусматривает формирование осознанного ценностного отношения и устойчивого интереса занимающихся к занятиям физической культурой и спортом[2, с.190].

На текущем этапе преобразования системы образования основная цель физического воспитания студента в вузе - подготовить студента не столько к сдаче текущих контрольных нормативов, сколько к дальнейшему использованию физической культуры в повседневной жизни. Поэтому процесс физического воспитания в вузе переориентирован от системы, которая в большей степени направлена на формирование определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья [3, с.234]. Определяющей в этом процессе является потребность у студента в физическом самосовершенствовании, а также в активном участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях [4, с.385].

Наши исследования показывают, что основная часть студенческой молодежи пассивно относится к занятиям физическими упражнениями. Основные причины, мешающие регулярно заниматься физическими упражнениями или спортом, по мнению опрошенных студентов 2 курса нашего вуза, следующие: большая загруженность учебной и общественной работой, недостаток времени (37,0%); недостаточные знания в области физической культуры, неумение правильно подбирать физические упражнения (33,0%); отсутствие желания (16,0%); отсутствие волевых качеств, неумение организовать себя (13,0%); неумение организовать образ жизни, непродуманность режима дня (12,0%); слабая физическая и функциональная подготовленность, ограничения в здоровье (9,2%); отсутствие спортивной формы, обуви (5,7%); непонимание значимости занятий (3,4%); низкая самооценка, боязнь выглядеть смешным (2,4%).

Формирование мотивационно-ценностного отношения студенческой молодежи к физической культуре необходимо осуществлять с учетом жизненной позиции, убежденности, потребностей, интересов, ценностей. Положительный эффект будет достигнут, если ценности физической культуры будут прочувствованы, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-оздоровительной деятельностью [5, с.255]. Сформированность мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре можно определить следующим образом:

1) Низкий уровень - преобладают ситуативные мотивы участия студентов в физкультурной деятельности, удовлетворение минимальных потребностей личности, не сформирован интерес, физкультурная деятельность ограничена, средства физической культуры не используют в образе жизни.

2) Средний уровень - пассивное, индифферентное отношение к физкультурной деятельности, узконаправленное применение полученных знаний, умений и навыков. Включение физической культуры в образ жизни наблюдается при условии, если попадают в среду с хорошими традициями физкультурно-спортивной деятельности.

3) Высокий уровень - сформирована убежденность в необходимости физкультурной деятельности для себя лично. Активно воздействуют на ближайшее к себе окружение. По окончании вуза ведут активно физкультурно-спортивную деятельность по месту работы.

Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов и т.д. Однако необходимая мотивация у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется направленная работа преподавателя на выявление интересов, потребностей занимающихся. Заинтересованность может сформироваться при создании соответствующей обстановки и перерасти в стойкий интерес при следующих педагогических условиях: проведение занятий на высоком эмоциональном уровне; создание ситуаций на занятиях, которые требуют творческого подхода, самостоятельного решения, проявление мыслительной активности; создание ситуаций, требующих поиска в познавательной деятельности и практической реализации, преодоления трудностей; создание ситуации успеха, достижения, переживания радости и т.д.

За период обучения в вузе у студентов должна быть сформирована убежденность в необходимости

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, рационально и систематически использовать ценности физической культуры для повышения физического потенциала, самооценки.

Список использованной литературы:

1. Валиуллина О.В. Социальное значение физической культуры в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи / Л.Г. Селезнева // Актуальные проблемы, механизмы и перспективы развития физической культуры и спорта высших учебных заведений Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. 2011. С. 158-161.

4. Семерханова Н.Ф. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой студентов// Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. С. 384-387.

2. Адова О.Л. Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой высшем учебном заведении// Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО "Башкирский ГАУ". 2010. С. 189-191.

3. Адова О.Л. Особенности организации занятий со студентами специальных медицинских групп по физической культуре// Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс - 2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С. 232-235.

5. Семерханова Н.Ф. Значение физической культуры для снижения психофизической нагрузки студента-первокурсника //Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: Материалы Международной учебно-методической и научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; под редакцией О.М. Поповой. 2012. С. 254-256.

© Валиуллина О.В., 2017

УДК 37.086

Войтикова Марина Андреевна

Магистрант 1 курса

ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», РФ

E-mail: yulkazh@yandex.ru

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ПЕДАГОГА В ПРОСТРАНСТВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Описание единого квалификационного справочника должностей работников образования. Описание опроса педагогов о нормативно-правовом поле педагогической деятельности.

Ключевые слова Квалификация, педагог, педагогическая деятельность.

Сегодня современное общество нуждается в квалифицированных специалистах. Данные специалисты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.