_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Бахрамова Г.А. Педагогическое мастерство / Электронное учебное пособие - Шымкент. ЮКГПИ, октябрь 2016. 3,75 ГБ
2. Каракулов К.Ж. Школоведение. - Алматы. 2005. -191 с.
3. Баймолдаев Т.М. Педагогический менеджмент и современное управление школой. - Алматы.: Fалым, 2001.- 110 с.
© Бахрамова Г.А., Арзымбетова Ш.Ж., Алимова К.Ш., Естаева А.О., 2017
УДК 377.037.5
Белогорцев Николай Николаевич
Преподаватель кафедры уголовно-процессуальных и административно-правовых дисциплин, Воронежский институт ФСИН России г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье аргументированы возможности применения акмеологических оценочных и развивающих методик для реализации общекультурных компетенций самодетерминации будущих специалистов, слушателей курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.
Ключевые слова
Акмеологические методики, акмеологический подход, акмеологическая образованность, акмеологическая компетентность, акмеологическая культура личности, общекультурные компетенции, самодетерминация.
Сегодня, по мнению исследователей, качество образования является принципиально важным вопросом, находящимся в неразрывной взаимосвязи с интеллектуальным потенциалом подрастающего поколения, определяющим будущий вектор развития государства [3, 6]. Современная система образования опирается на компетентностный подход, предусматривающий развитие у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в общекультурные компетенции способность к самодисциплине, самоактуализации, направленность на самореализацию, опираясь на креативный потенциал. Акмеологические технологии и методики в рамках акмеологического подхода способствуют развитию этих компетенций.
Объединив и трансформировав итоги изысканий в ряде областей гуманитарной науки, акмеология, аргументировала, что категории «самоэволюция», «самоактуализация», «самодетерминация», «самоуважение» коррелируют с дефинициями «акме» и «культура». Категория «акме» как итог и одновременно как процесс самоактуализации человека реализуется в его культуре, которая, в свою очередь, экстраполируется как интегральный параметр самосовершенствования и вместе с тем как личностное качество, способствующее эффективности искомого процесса.
Санкт-Петербургские и Московские научные акмеологические школы наиболее успешно реализуют акмеологический подход к изучению проблем самоактуализации, самодетерминации и акмеологической культуры. Е. К. Елманова, Н.В. Кузьмина, С.Т. Пожарский наиболее успешно изучают эти проблемы в Санкт-Петербурге. Е. Н. Богданов, С. Л. Кандыбович, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, А. К Маркова, В. Г.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Михайловский, О. В. Москаленко, Л. В. Темнова активно исследуют проблемы профессионального определения личности и личностно-профессиональной самоактуализации в Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; В. С. Агапова, В. Н. Маркин, А. С. Огнев, М. Ф. Секач Л. А.Степанова изучают проблемы самодиагностики, самопознания, саморефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Насущным вопросом остается исследование различных аспектов компетентности и ментальности индивида, дающие возможность саморазвиваться личности.
А. А. Деркач постулировал, что успешность самодетерминирующей деятельности человека определяется конкретными личностными качествами и компетентностями, интегрирующими акмеологическую культуру личности. Основополагающей характеристикой исследуемого феномена, исследованием парадигмы ее когнитивности занимались В. Ф. Варуков, И. Э. Варуков, О.Г. Коломиец, Е. П. Кондратьева, Е. В. Селезнева. Ученые определили влияние высокого уровня акмеологической культуры на осмысление процесса саморазвития как витальной ценности, создающей условия для самоактуализации и самодетерминации в ходе жизнедеятельности, познания, творческого проявления своей индивидуальности [1, с.87].
Квинтэссенцией акмеологических методик выступает развитие личности. Применение в образовательном процессе акмеологических технологий и методик позволяет эффективно развивать общекультурные компетенции саморазвития и самодетерминации. Использование технологий акмеологической культуры личности в современной системе образования дает возможность выпускникам высшей школы достигать не только высокой профессиональной компетентности, но и значительного уровня личностного развития, не останавливаться на пути самоактуализации, достойно используя свои ресурсы в профессиональной и витальной сферах.
Нам импонируют исследования В.В. Семикина, выделившего три базовых этапа формирования акмеологической культуры: акмеологическую образованность; акмеологическую компетентность; акмеологическую культуру. [5, с.24]. Опираться на изыскания ученого целесообразно и при разработке образовательных программ, стержнем которых является акмеологический подход к развитию способности к самоорганизации и самопросвещению и соответствующие ему методики и технологии.
Акмеологическую образованность можно рассматривать как компетентность о детерминантах достижения человеком кульминации в своем индивидуальном развитии. Формируя акмеологическую грамотность, необходимо объяснить обучающимся, что саморазвитие может инициировать и психологически неполноценные, неэффективные качества, выбрать ложную цель саморазвития. Деформированный выбор направления развития может привести к остановке в саморазвитии и деградации [4, с.101]. Для достижения профессионального и жизненного успеха, необходимо осознать закономерности саморазвития личности.
Развитие акмеологической образованности предполагает применение оценочных акмеологических технологий, позволяющих выявлять сильные и слабые стороны индивида, определять актуальные направления развития индивидуально для каждого студента. Реализовав данные технологии, вне системы образования, человек сможет автономно выполнить самомониторинг и своевременную направленность процесса саморазвития. Наличие акмеологического компонента в программе обучения вне зависимости от специальности и специализации позволит слушателям и студентам освоить психолого-акмеологическую грамотность как начальный этап развития акмеологической культуры. Реализованная акмеологическая образованность дает полную картину о компонентах, механизмах, условиях, факторах и способах самоактуализации и позволяет перейти к следующему этапу- формированию акмеологической осведомленности. Акмеологическую компетентность А. А. Деркач трактует как интегральную способность индивида конструировать свое поступательное развитие в различных областях жизнедеятельности с постепенным усложнением задач и возрастанием уровней достижений, наиболее полно объективирующих личностно-профессиональный потенциал индивида [2, с.96]. Акмеологическая образованность и акмеологическая осведомленность- составные части акмеологической культуры, выступающие как начальные этапы ее развития. Акмеологическая осведомленность может взаимодействовать с определенными сферами жизнедеятельности человека ( профессиональной, семейной), акмеологическая же
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
культура уравновешивает процесс саморазвития и дает возможность наиболее полно самореализоваться во всех витальных ареалах.
Таким образом, диффузия системы оценочных и акмеологических методик и технологий в современную парадигму образования может способствовать повышению эффективности формирования основополагающих общекультурных компетенций- способности к самодисциплине, самообразованию, готовности к саморазвитию, самодетерминации, интегрирующихся с позиций акмеологического подхода в категорию акмеологической культуры личности. С целью получения реальных результатов, система подобных акмеологических технологий и методик должна охватить весь период обучения.
Список использованной литературы:
1. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности. Содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. - Москва: МПСИ, МОДЭК, 2006. - 496 с., с.87
2. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. - Москва: РАГС, 2000. - 578 с.
3. Овчинников О.М., Фортова Л.К. Педагогическая профилактика противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке/ Материалы международного конгресса. 2014. С. 314-322.
4. Реан А. А. Человек как субъект воспитания / А. А. Реан // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография: в 2 кн. / под общ.ред. И. А.Зимней. -Москва, 2001. - Кн. 1. - 275 с., с.101
5. Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Семикин Виктор Васильевич. - Санкт-Петербург, 2004. - 48 с., с.24
6. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме // учебное пособие / Л. К. Фортова, О. М. Овчинникова, А. Н. Ломакина ; Федеральная служба исполн. наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир, 2011. 147 с.
© Белогорцев Н.Н., 2017
УДК 796.011
Валиуллина Ольга Владимировна,
к.п.н., доцент кафедры физического воспитания, спорта и туризма
ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ» E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования ценностного отношения студентов в процессе обучения в вузе к регулярным занятиям физической культурой.
Ключевые слова Студенты, ценности, мотивации, отношение, физическая культура.
Студенческий возраст характеризуется завершением, в основных чертах, физического развития, выработки мировоззрения, убеждений, характера, жизненного самоопределения. У студентов усиливаются сознательные мотивы поведения, формируются ценностные ориентации, интересы и намерения [1, с.160].