Научная статья на тему 'Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов'

Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогорцев Н.Н.

В статье рассмотрены возможности воспитательной работы вуза в развитии общекультурных компетенций у студентов. Выделены компоненты системы воспитательной работы в вузе, аргументирован комплекс педагогических условий, помогающих реализовать эффективность процесса развития общекультурных компетенций студентов гуманитарных вузов в рамках воспитательной работы, выявлены принципы их формирования. Обоснована целесообразность внедрения программы «Базовые ценности мировой культуры» в рамках внеучебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов»

2. Белецкий С.В. Информационная компьютерная поддержка в формировании компетентности здоровьесбережения у студентов бакалавриата. // Педагогическое мастерство и технологии. - 2015. №3 (5). -С. 326-328.

3. Белецкий С.В. Дидактические возможности компьютерного репетитора по теоретическим основам физической культуры. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 321-322.

4. Белецкий С.В. Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. -2014. -№10 (89).- С. 121-130.

5. Белецкий С.В., Лобанов С.В., Якушев В.А. Корректирующая функция программных продуктов обучающего назначения по физической культуре в вузе. // НИЦ «Аэтерна» Инновационная наука. - 2017. -№ 1-1. - С. 163-165.

6. Белецкий С.В., Антонова И.Н., Кондратьев П.А. Обучающее компьютерное тестирование в преподавании физической культуры современного вуза. // Интерактивная наука. - 2016. - № 1. - С. 52-54.

7. Белецкий С.В., Внукова Е.Ю., Сысоева Е.Ю. Адаптация контролирующих программ по теории физической культуры в вузе к условиям дестабилизирующих воздействий. //Теория и практика физической культуры. -2016. -№ 5. - С. 58.

© Белецкий С.В., Завалин А.В., Сорокин Д.В., 2017

УДК 377.037.5

Н.Н. Белогорцев

Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж, РФ

E-mail: belogortsevnik@mail.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности воспитательной работы вуза в развитии общекультурных компетенций у студентов. Выделены компоненты системы воспитательной работы в вузе, аргументирован комплекс педагогических условий, помогающих реализовать эффективность процесса развития общекультурных компетенций студентов гуманитарных вузов в рамках воспитательной работы, выявлены принципы их формирования. Обоснована целесообразность внедрения программы «Базовые ценности мировой культуры» в рамках внеучебной работы.

Ключевые слова

Воспитание, воспитательная работа в вузе, общекультурные компетенции, высшее образование, педагогический потенциал, педагогические условия, основополагающие ценности мировой культуры.

В современной России происходят серьезные социально-экономические и политические преобразования. Включение России в мировой консорциум, усиление влияния глобалистики на современное человечество, кульминация национальных и конфессиональных противоречий инициировали серьезные задачи в области профессионального образования. Особенно злободневна проблема в современных реалиях - подготовка высококультурного, высоконравственного квалифицированного специалиста, способного к сотрудничеству, межкультурному диалогу, обладающего чувством ответственности за будущее страны. Изучение основных направлений деятельности юриста и требований к его индивидуально-практическим качествам постулирует, новые экономические условия, требуют специалиста, подготовка которого объективирует новые формы обучения. На наш взгляд, основополагающим условием и фактором формирования у будущих юристов общекультурных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

компетенций выступает воспитательная работа. Педагогические аспекты образовательного процесса в образовательных организациях являются объектом неослабевающего интереса [2, 4, 6, 7]. Однако при достаточной освещенности вопросов воспитательной работы вуза, развитие общекультурных компетенций при подготовки будущих юристов в системе воспитательной работы не являются предметом широкого круга изысканий.

Нам представляется, что для более полного освещения потенциала воспитательной работы в формировании общекультурной компетенции будущих юристов, необходимо рассмотреть ключевую категорию - «воспитательная работа в вузе». Привлекает внимание концепция известного ученого А. В. Мудрика, отмечавшего, что многие исследователи, анализируя понятие « воспитание», выделили ряд постулатов : воспитание в широком социальном смысле включает воздействие общества на человека в целом; целенаправленное воспитание как воспитание в широком педагогическом смысле осуществляется системой учебно-воспитательных организаций; воспитательная работа призвана формировать систему определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в крайне узком значении призвано решать конкретные воспитательные задачи [3, с. 98-112]. А. В. Мудрик трактует воспитание следующим образом: «...это относительно продуманное и целенаправленное взращивание человека в семье, в социальных, государственных, частных, религиозных воспитательных организациях, в некой мере способствующее приспособлению человека в социуме и предоставляющее условия для его обособления» [3, с.134]. Представляет интерес определение воспитания, предложенное Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневич: «Воспитание- это возвышенное, духовное питание человека, опосредованное умением забирать спрятанное, это деятельность по развитию личности, ориентированная на оказание ей педагогической фасилитации в самоформировании своего нравственного образа.» [1, с.57]. В этом определении сделан акцент на аксиологическое сопровождение феномена «воспитание». В. А. Сластенин был убежден, что воспитание в широком смысле - это общественное явление, воздействие общества на личность. Воспитание может трактоваться и как социально организованный процесс интериоризации общеантропогенных ценностей [5, с. 9]. Определения указанных авторов отражают социально-психологические, ценностно-смысловые основания воспитательного процесса. Ю. В. Сорокопуд рассматривает воспитательную работу как сумму целенаправленных, специально организованных, инициирующих действия педагогов и ответных реакций студентов, ориентированных на: объективизацию потенциала воспитательной системы; конструирование специфической среды жизнедеятельности со своим укладом, нравственной атмосферой, ритуалами; гармонизация обучающей и общегуманитарной среды вуза; диффузи. в среду общегуманитарного, культурного потенциала города, региона, международного сообщества [6, с. 274]. Е.Г. Залюбовская убеждена, что воспитательная работа может ассоциироваться с деятельностью по управлению профессионально-личностным становлением обучающихся, и включает нормы социума и профессии (социально-нормативный аспект), креативную самодетерминацию (индивидуально-смысловой аспект), профессионально-личностную самореализацию (ценностно-деятельностный аспект)» [2, с. 85-86]. Таким образом, воспитательная работа в вузе представляется нам как вид педагогической деятельности, ориентированный на организацию воспитательной среды студентов и управления многообразными видами их деятельности с целью гармонического развития личности.

В контексте нашего исследования, считаем целесообразным раскрыть категории «потенциал» и «Общекультурные компетенции». Дефиниция «потенциал» трактуется неоднозначно. В «Большой советской энциклопедии» «потенциал» трактуется как «средства, запасы, источники, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения необходимых целей, осуществления решения определенных задач, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной сфере». Данный постулат содержит два аспекта: наличие ресурсов и целевую ориентированность их использования. В нашем исследовании в качестве целевой направленности выступают общекультурные компетенции юристов, определяющих просоциальную жизненную стратегию, гармонизацию его эндогенного мира и отношений с окружающими, способствующих ориентации в различных областях социальной и профессиональной жизни, формирующих способность автономно и инициативно находить решения различных проблем.

Мы выделили целый комплекс педагогических условий, способствующих развитию общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов: конструирование позитивной мотивации, создание

воспитывающей среды, использование потенциала профессиональных и личностных качеств педагогов и кураторов вуза, их профессиональная переподготовка; оснащенная учебно-материальная база, диффузия инновационных технологий воспитания; применение информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания (интерактивная экскурсия, кейс-технологии, видеоконференции, вебинары, интеллектуальный футбол, дискуссионный аквариум, информационный лабиринт, дебрифинг, ролевые и деловые игры), опора на дистанционные технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций будущих юристов.

Воспитание - приоритет российской образовательной политики, органичная составляющая деятельности всех субъектов образования, интегрированное в общий процесс обучения и развития студентов. Развитие общекультурных компетенций будущих юристов в процессе воспитательной работы, симбиоз культурно-ценностной направленности с высоким витальным потенциалом, успешной технологией ведения дел и юридического мышления инициирует новый тип юриста, обладающего высокой культурой и успешно оказывающего юридическую помощь различным стратам населения. Список использованной литературы:

1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д : ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.

2. Залюбовская Е.Г. Внеаудиторная воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной и личностной компетентности специалиста-менеджера : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2009. - 197 с.

3. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы : сб. науч. докл. / под ред. проф. И.А. Зимней. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 98-112

4. Овчинников О.М., Фортова Л.К. Педагогическая профилактика противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // Триединство здоровья нации, качества жизни и гармоничного общества как основа устойчивого развития России в XXI веке/ Материалы международного конгресса. 2014. С. 314-322.

5. Сластенин В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. - Ч. 2 / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 258 с.

6. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 341 с.

7. Фортова Л.К., Овчинников О.М., Ломакина А.Н. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме // учебное пособие / Л. К. Фортова, О. М. Овчинникова, А. Н. Ломакина ; Федеральная служба исполн. наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир, 2011. 147 с.

© Белогорцев Н.Н., 2017

УДК 372.881.111.1

А.Р. Давлетшина

5 курс, ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация А.Р. Бодулева

к.филол.наук, ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация

ИГРА И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Данная статья посвящена роли игровой деятельности на уроках иностранного языка. Были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.