Сайфутдинова Гузель Борисовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СОЦИОГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций у студентов высших технических учебных заведений в процессе обучения дисциплинам социогуманитарного профиля. Автором были определены педагогические условия, способствующие формированию общекультурных компетенций у будущих студентов-энергетиков в процессе изучения дисциплины "История". Показано, что самоорганизация студентов, их способность к самоанализу, аудиторная и самостоятельная работы повышают формирование общекультурных компетенций.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/11 -2756.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 2. C. 197-200. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Абдуллина О. А. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России. 1999. № 5. С. 78-82.
2. Белозерцев В. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 205 с.
3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. 352 с.
4. Горленко В. П. Цели педагогической практики: проблемы обоснования // Педагогика. 1999. № 4. С. 73-78.
5. Иванов С. И. О постановке педагогической практики в педагогических институтах. М.: Издательство АПН РСФСР, 1955. 43 с.
6. Мкртчян Н М. Модульная организация педагогической практики как условие совершенствования педагогической культуры будущего учителя: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ростов н/Д, 2007. 24 с.
7. Пискунов А. И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. 1985. № 12. С. 42-47.
8. Полянский С. Н Практика студентов в школе: пособие для студентов III и IV курсов педагогических институтов. М: Учпедгиз, 1950. 208 с.
9. Симонов В. П. Педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2000. 180 с.
10. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 158 с.
PEDAGOGICAL PRACTICE IN THE SYSTEM OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION:
HISTORY AND THE PRESENT
Mkrtchyan Nina Mikhailovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Southern Federal University [email protected]
The article is devoted to the evolution of ideas about the nature and character of pedagogical practice in Russian pedagogical thought of the XVIII-XXI centuries. The author considers questions of continuity in understanding the content, aims, objectives, principles, the nature of supervision and organization forms of pedagogical practice at different stages of its development. Special attention is paid to the problem of optimization of pedagogical practice in recent years of the XX century, its personal-semantic aspects, and conditions of developing the professional competencies.
Key words and phrases: professional pedagogical education; retrospective approach; pedagogical practice; learning and educational process; optimization of pedagogical practice; personality-oriented approach; pedagogical culture.
УДК 17.018.22
В статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций у студентов высших технических учебных заведений в процессе обучения дисциплинам социогуманитарного профиля. Автором были определены педагогические условия, способствующие формированию общекультурных компетенций у будущих студентов-энергетиков в процессе изучения дисциплины «История». Показано, что самоорганизация студентов, их способность к самоанализу, аудиторная и самостоятельная работы повышают формирование общекультурных компетенций.
Ключевые слова и фразы: педагогические условия; общекультурные компетенции; студент; современное инженерное образование; инженер-энергетик; технический вуз; дисциплины социогуманитарного цикла.
Сайфутдинова Гузель Борисовна, к.и.н.
Казанский государственный энергетический университет guzelsai@mail. гы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ЭНЕРГЕТИКОВ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СОЦИОГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Энергетическая промышленность России имеет особое стратегическое значение для развития экономики страны и общества в целом. В последние годы она претерпевает переход на новый технологический уклад на основе формирования эффективного инновационного партнерства государства, бизнеса, российской науки и образования.
В эпоху глобальных изменений, происходящих как в российском, так и мировом сообществе, высшее техническое образование становится одной из самых масштабных и важных областей системы профессионального образования страны. «Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно
198
^БЫ 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 2
оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, может быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит к "уходящей" экономике» [1, с. 11-18]. Во многом инновационный технологический прорыв зависит от качества инженерного образования, его устойчивого воспроизводства новым поколением инженеров.
В связи этим профессиональная подготовка инженера энергетической отрасли - первейшая задача современной образовательной политики государства.
Вступление России в Болонский процесс и изменение модели высшей школы предполагают использование компетентностного подхода, который в большей степени направлен на достижение качества подготовки, отвечающего экономическим и социальным общественным потребностям. Данный подход обеспечивает создание баланса между востребованностью на рынке труда выпускников и интересами и профессиональной реализацией личности [4].
Британский психолог Дж. Равен установил, что люди не могут управлять своей жизнью без определенных видов компетенций - взглядов, представлений, ожиданий и мотиваций, необходимых для понимания и вмешательства в социо-политико-экономические процессы, как на рабочем месте, так и в обществе в целом [5].
Одной из составляющих профессиональной компетентности инженера-энергетика является синтез знаний, входящих в так называемые общекультурные компетенции, которые приобретаются в процессе изучения дисциплин социогуманитарного цикла. Важность обучения социогуманитарным дисциплинам определяется исследователями О. И. Кирсановым и Е. С. Кирсановой как система, способствующая развитию в человеке человеческого начала: нравственности, ответственности, совести, толерантности и т.д. [2].
А. В. Хуторской рассмотрел данный феномен еще шире. Общекультурная компетенция учащегося, по его мнению, представляет собой широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо подготовлен, с одной стороны, и с другой стороны, владеть определенными знаниями, умениями и навыками, к числу которых относятся: познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, и пр. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [7].
Общекультурные компетенции наполняют современное высшее образование культурно-гуманистическим смыслом и обеспечивают готовность студента к вхождению в современный мир культуры и социум, в многообразие связей и отношений в широком социальном, культурном, экономическом контекстах.
Деятельность современного инженера сложна и многофункциональна. Эффективная деятельность инженеров во многом зависит от овладения ими компетенциями, вызывающими у студента эмоциональный отклик, самостоятельность, творческую активность, взаимодействие и чувство гражданственности [6]. В этой связи, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать те педагогические условия, в которых процесс формирования общекультурных компетенций будет протекать эффективно: те условия, где студент сможет осознавать и ориентироваться в мировых социально-политических и экономических процессах; те условия, в которых сформируются и разовьются гражданские качества личности студента, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Под педагогическими условиями нами понимается совокупность сконструированных мер учебно-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень формирования общекультурных компетенций.
В данной статье нами представлены и раскрыты педагогические условия формирования общекультурных компетенций у студентов-энергетиков в процессе изучения дисциплин общегуманитарного цикла на примере дисциплины «История».
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования третьего поколения, регламентирующем подготовку инженеров-энергетиков, определены общекультурные компетенции, в частности ОК-2, которыми должен обладать выпускник. Общекультурная компетенция (ОК-2) предусматривает следующее: выпускник должен владеть историческим методом и уметь его применять к оценке социокультурных явлений [3]. Данный подход дает нам право понимать тот факт, что общекультурная компетенция (ОК-2) формирует способность обучающегося к интерпретации социокультурных явлений с исторической точки зрения и владение историческим методом как совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
При этом для достижения поставленной цели необходимо было решить несколько задач, к числу которых мы отнесли такие как: развитие познавательных интересов и учебных мотивов студентов к изучению истории; формирование навыков анализа этапов и закономерностей исторического развития общества; способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям общества, что в целом формирует гражданскую позицию обучающегося.
Всем известно, что любой процесс базируется на функциях, реализация которых позволит достичь положительного результата. Поэтому для достижения сформированности общекультурных компетенций (ОК-2) будущих инженеров-энергетиков в процессе обучения дисциплине «История» нами использовались такие специфические функции как:
- развивающая - наряду с учебными, ставятся задачи по повышению уровня общего развития будущего энергетика, формируются творческое начало, критическое мышление, умение анализировать;
- воспитывающая - в процессе формирования компетенции у студентов развивается чувство ответственности в системе знаний в области общечеловеческой культуры и характерных черт национальной культуры;
- классифицирующая - на основе дифференцированного подхода студенты делятся по уровню подготовки во время обучения в вузе, что способствует отбору перспективных студентов с учетом их потенциальных возможностей и их дальнейшей адресной подготовки.
Таким образом, все вышеперечисленное позволило нам выделить следующие педагогические условия формирования общекультурных компетенций у будущих инженеров-энергетиков в процессе изучения дисциплины «История», а именно:
Теоретические условия - необходимость формирования общекультурной компетенции у будущего инженера-энергетика (социальный и государственный заказ, требования современного этапа развития мировой истории).
Функционально-целевые условия - навыки самоорганизации, методические средства организации учебной и самостоятельной работы студентов и социальные условия для формирования общекультурных компетенций у студентов, предусматривающие развитие способностей и потребностей к самообразованию, повышению уровня общекультурной компетентности.
Содержательные условия - совокупность фундаментальных и специальных знаний по дисциплине «История» для аудиторной и самостоятельной работы студентов (учебные планы, программы по дисциплине, научно-исследовательская работа и пр.).
Методические условия - достижение через учебно-методическое обеспечение формирования общекультурной компетенции у студентов в процессе обучения истории, включающее в себя программы, учебно-методические пособия для студентов, методические пособия для преподавателей, диагностические тесты и методические рекомендации по организации учебной и самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины и пр.
Критериально-оценочные условия содержат комплекс критериев и показателей уровней овладения общекультурной компетенцией у студентов и позволяют судить об эффективности применения вышеизложенных условий процесса формирования общекультурных компетенций у студентов.
С целью проверки эффективности сформированности общекультурных компетенций у студентов-энергетиков в процессе изучения дисциплин общегуманитарного цикла на примере дисциплины «История» нами разработан диагностический комплекс, состоящий из критериев и показателей, исследующих эффективность данного процесса.
Так, среди критериев, проверяющих владение общекультурной компетенцией студентов-энергетиков в процессе изучения дисциплин общегуманитарного цикла на примере дисциплины «История», мы выделяем следующие: мотивационный критерий (оформленная мотивация у студентов к изучению истории как средства развития у них общекультурной компетенции); когнитивный критерий (овладение системой исторических знаний и умений); рефлексивный критерий (способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике). Показателями сформированности общекультурной компетенции у будущих инженеров-энергетиков в процессе изучения дисциплины «История» нами определены такие как настойчивость, учебная активность и самостоятельность, академическая успеваемость, эффективность применения знаний в новых ситуациях, адекватная самооценка, стремление к непрерывному образованию и самообразованию.
Тем не менее, несмотря на положительную динамику внедрения педагогических условий формирования общекультурных компетенций у студентов-энергетиков в процессе изучения дисциплин общегуманитарного цикла на примере дисциплины «История», все-таки остаются еще проблемы, которые необходимо решать путем внедрения современных способов и механизмов воздействия на данный процесс; разрабатывать перспективные направления по исследованию педагогических и методических условий формирования общекультурной компетенции у обучающихся технических направлений.
Таким образом, разработанные педагогические условия формирования общекультурной компетенции (ОК-2) будущих инженеров-энергетиков в процессе изучения дисциплин общегуманитарного цикла, в частности, дисциплины «История», отражают сущность данного процесса, заключающуюся в приобретении специальных знаний, умений и способов деятельности, позволяющих студентам реализовывать их интеллектуальный потенциал в будущей профессиональной деятельности.
При этом пути реализации предложенных педагогических условий формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза включают в себя направленность содержания дисциплины на подготовку будущих инженеров-энергетиков, знакомство с основными этапами мировой истории и формирование гражданской позициии у обучаемого, активизацию процесса подготовки и самоподготовки студентов технических вузов, отбор перспективных студентов с учетом их потенциальных возможностей, а также дальнейшую их адресную подготовку с учетом современных требований к рынку труда.
Список литературы
1. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование:
тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докладов. М.: Дело АНХ, 2009. С. 11-19.
2. Кирсанов О. И., Кирсанова Е. С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания //
Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 104-109.
200
ISSN 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 2
3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС ВО по направлениям бакалавриата электро- и теплоэнергетика [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/13 (дата обращения: 21.09.2016).
4. Прокофьева Е. Н, Левина Е. Ю., Загребина Е. И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 4. С. 797-801.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 395 с.
6. Сайфутдинова Г. Б., Козелков О. В., Тактамышева Р. Р., Усачев С. С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5. Ч. 2. С. 300-304.
7. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE POWER ENGINEERS' GENERAL CULTURAL COMPETENCES FORMATION IN THE COURSE OF STUDYING THE DISCIPLINES OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DIRECTION
Saifutdinova Guzel' Borisovna, Ph. D. in History Kazan State Power Engineering University guzelsai@mail. ru
The article considers the problem of general cultural competences formation of technical higher educational institutions students in teaching the disciplines of a social and humanitarian profile. The author determines the pedagogical conditions contributing to the formation of general cultural competences of future power engineering students in the process of teaching the discipline "History". It is shown that the self-organization of students and their ability to self-examination, classroom and independent work increase the formation of general cultural competences.
Key words and phrases: pedagogical conditions; general cultural competences; student; modern engineering education; power engineer; technical higher educational institution; disciplines of social and humanitarian cycle.
УДК 811.161.1
В статье представляется опыт моделирования учебного материала по русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки учащихся-инофонов. Предлагается материал по слоговому членению русского слова, структурно-речевым и лексико-грамматическим особенностям русского предложения, семантическим различиям некоторых лексико-грамматических единиц.
Ключевые слова и фразы: моделирование; учебная модель; языковая интерференция; языковые навыки; имплицитное усвоение; электронная лингводидактика.
Сотникова Ольга Петровна
Южный федеральный университет [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ-ИНОФОНОВ
В процессе учебной работы на этапе довузовской подготовки преподаватель русского языка как иностранного (далее РКИ) регулярно сталкивается с ошибками в речевых действиях учащихся-инофонов, вызванными влиянием их родных речевых автоматизмов. Для предупреждения межъязыковой интерференции и выработки новых речевых автоматизмов на помощь может прийти метод моделирования соответствующего учебного материала. В данной статье изложены некоторые учебно-методические результаты нашего преподавательского опыта в организации и осуществлении метода моделирования.
В лингводидактике и методике преподавания РКИ проблемы моделирования и учебной модели - постоянно расширяющаяся и усовершенствуемая сфера теоретического и прикладного изучения. В ней достаточно исследованы и обоснованы гносеологические и психолингвистические основы моделирования [1; 5; 6], определены принципы учебной модели [10], выделяются и описываются операционный состав и специальные средства моделирования в обучении РКИ [8], создаются методические разработки и рекомендации по моделированию различных предметных сторон русского языка [3; 4]. Этот ресурс знаний - важное подспорье в обучении РКИ на этапе довузовской подготовки учащихся-инофонов.
Метод моделирования в обучении РКИ подразумевает построение учебной модели, отражающей содержание определённого речевого действия знаково-символическими средствами и тем самым становящейся ориентировочной основой этого действия. Будучи наглядным, хотя и упрощенным аналогом нового для учащихся-инофонов речевого действия, модель обладает важным познавательным и обучающим потенциалом. Воспроизведённые в ней посредством условных изображений свойства нового для учащихся-инофонов языкового