Научная статья на тему 'К проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России'

К проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогорцев Николай Николаевич

Статья посвящена изучению особенностей формирования профессионально-ценностных ориентиров у курсантов вузов пенитенциарной системы России. Раскрываются закономерности данного процесса, на основе умозаключений профильных исследователей констатируются ключевые проблемы в данной сфере, делаются обоснованные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов образовательных организаций ФСИН России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 355.23

Белогорцев Николай Николаевич

Преподаватель кафедры уголовно-процессуальных и административно-правовых дисциплин, Воронежский институт ФСИН России г. Воронеж, РФ E-mail: belogortsevnik@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей формирования профессионально-ценностных ориентиров у курсантов вузов пенитенциарной системы России. Раскрываются закономерности данного процесса, на основе умозаключений профильных исследователей констатируются ключевые проблемы в данной сфере, делаются обоснованные выводы.

Ключевые слова

Профессионально-ценностные ориентации, нравственные качества, курсанты, образовательная среда, Федеральная служба исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система.

Исследователи современного этапа развития российского общества проявляют неслучайный интерес к проблеме формирования ценностных ориентаций- К.А. Абульханова- Славская, О.В.Аракелян, Е.В. Бондаревская, О.С.Газман, Ю.С.Мануйлов. Е.А.Ямбург и другие. Это аргументирует ее актуальность и злободневность для теории и практики образования. Вместе с тем, реальность такова, что данная проблема и в настоящее время остается нерешенной. Не обошла она стороной и образовательные организации ФСИН России.

Рассуждая о профессиональном становлении сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), считаем целесообразным акцентировать внимание на ценностных ориентациях его личности, отражающих готовность курсантов вузов ФСИН России в будущей профессии руководствоваться приоритетными установками, общекультурными, правовыми ценностями, осознающими свою ответственность перед близкими людьми, обществом и государством. Ценностные ориентации — ступени перевода ценностей в деятельность. Они — опосредующее звено между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием [3, с. 1056].

Социальный статус современного сотрудника УИС в немалой степени детерминирован его мобильностью, гибкостью и лабильностью и зависит от его умения быстро оценить обстановку, грамотно и адекватно сориентироваться в непростых условиях профессиональной и социальной жизни [2, с. 135-136].

Профессиональная жизнь будущих сотрудников УИС сопряжена с критическими и динамическими ситуациями, что предполагает наличие умений эффективно решать как тривиальные (аналитические, хозяйственные, конструктивно-организаторские), так и проблемные, форсмажорные ситуации. Сотрудник ФСИН России должен гибко интегрировать профессионализм с фундаментальными принципами нравственности, иметь гуманистически ориентированное мировоззрение, что позволит ему осмыслить подлинное предназначение своей службы и ее значение для охраны общества.

Сотрудник УИС - это специалист, грамотно ориентирующийся в ведущих тенденциях развития общекультурных процессов современного мира с его глобальными, урбанизированными, а не только локальными проблемами, самостоятельно анализирующий и диагностирующий социальные последствия витальных явлений, процессов и объектов окружающей среды. Социально-направленная позиция сотрудника ФСИН России, искусство вести межличностный диалог и активно влиять на происходящие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

события, должны проявляться и в его профессиональной, и в общественной деятельности. Он должен уметь устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях коммуникации. Его коммуникативность должна проявляться в умении входить в диалог с другими сотрудниками, осужденными, их родственниками и обеспечивать наиболее целесообразное деловое взаимодействие с ними, а также в способности сотрудника к суггестивному воздействию на человека. В.А. Ануфреев утверждает, что такая способность проявляется «в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владении искусством коммуникации с человеком, умении убеждать, увлекать, заражать идеями...» [1, с. 45].

Культура поведения, взаимодействия и коммуникации сотрудников УИС должна базироваться на знании и понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм деятельности. Компетентность сотрудника УИС соотносится не только с выполнением функциональных обязанностей, но и с осуществлением нравственного выбора. Ведущая этическая проблема, возникающая в данной парадигме, состоит в том, чтобы определить границы моральной ответственности, границы насильственного вмешательства в ареал жизни другого человека, в ситуации, которые в не конкретизированы в нормативных актах.

Принятию этически верного решения может способствовать его собственное ощущение нравственной ответственности, умение объективно анализировать сложившуюся ситуацию, способность принимать во внимание чувство достоинства и права другого человека, даже, если он является осужденным или заключенным под стражу.

Экзистенциальными образованиями личности и энергетическим потенциалом социальной и профессиональной деятельности будущего сотрудника ФСИН России должны стать гуманистические ценности. Предполагается, что эти ценности необходимо актуализировать в сознание и сделать их источником объективного поведения, нравственным регулятором социально-профессиональной активности.

Нравственные ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Усвоение антропогенных ценностей в человеке предполагает осмысленное осознание системы гуманистических ценностей как базиса его ценностных ориентаций. Вопрос об усвоении этих ценностей в образовательном процессе вузов ФСИН России имеет значительную социальную значимость.

В то же время анализ научных исследований по проблеме формирования профессионально ценностных ориентаций курсантов вузов ФСИН России в процессе их подготовки позволил выявить ряд противоречий:

- между возросшей потребностью общества в подготовке специалистов, сущностную основу профессиональной деятельности которых составляет континуум личностно осознанных гуманистических ценностей и недостаточно выраженной направленностью образовательного процесса вуза ФСИН России на профессионально-антропогенные ценности;

-между личным желанием курсантов в ценностной самодетерминации, самореализации и зачастую недостаточными условиями для их выполнения;

-между имеющейся практикой подготовки сотрудников ФСИН России, направленной на гипотетического человека, и целесообразностью конструирования образования на ценностно-антропологической основе с ориентированностью на конкретного индивида.

С целью развития у курсантов умений активно взаимодействовать с различными социальными стратами, опираясь на систему гуманистических социальных и нравственных ценностей, нам представляются актуальными следующие задачи:

- воспитание ценностного ядра личности как нравственного индикатора ее служебной деятельности;

-направленность содержания образования на обеспечение научной, профессиональной и социальной

компетентности специалистов, способствующих эффективной реализации в современных условиях будущего специалиста;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

-вовлечение курсантов вузов ФСИН России в процесс решения проблемных коммуникационных

задач;

- организация образовательного процесса в контексте гуманистической парадигмы и концепции активно действующего субъекта, обеспечивающих овладение курсантами практики аргументированной коммуникации.

Возможности решения поставленных задач целесообразно осуществить в контексте развития «Я-концепции» как становление профессиональной ответственности через внутреннее осознание культурных норм и гуманистических ценностей.

Список использованной литературы

1. Ануфреев В.А. социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений.-М., 1984.- 288 с.

2. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Детерминанты и признаки профессиональной деформации личности сотрудников ФСИН России. European Social Science Journal. 2014. № 3-1 (42). С. 134-136

3. Фортова Л. К., Овчинников О. М. Культура личности курсантов как задача эгагогики // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1055-1057

© Белогорцев Н.Н., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Дерусова Татьяна Александровна

учитель, Веселовская СОШ г. Судак Республики Крым, РФ

НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены дидактические условия формирования научной компетентности учителя - исследователя посредством систематического и регулярного использования субъектом интеллектуальной и творческой деятельности метода информационного моделирования фрагментов действительности.

Ключевые слова Наука, компетентность, моделирование, обучение, творчество

Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ, в особенности актуализируемая в последние десятилетия [1], является проектирование и реализация обучения и творчества учителей - исследователей, способных максимально сблизить сферы учебного и научного познания фрагментов действительности старшеклассников в системе непрерывного образования [2].

Выделенную дидактическую задачу, очевидно, сможет решать лишь научно компетентный учитель средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.