Научная статья на тему 'Организационные основы формирования культуры мышления курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России'

Организационные основы формирования культуры мышления курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МИКРОСРЕДА / МАКРОСРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Ирина Вячеславовна

Статья посвящена раскрытию структурных элементов формирования культуры мышления курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России. Автор считает, что сложный характер задач, решаемых отечественной пенитенциарной системой в условиях ее реформирования, предъявляет высокие требования к личностным качествам персонала, развитие которых невозможно без высокого уровня сформированности культуры мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы формирования культуры мышления курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Определение цели информационной подготовки связано с описанием возможностей, которые могут приобрести студенты в результате информационно-образовательной деятельности [3, с.168]. Целью курса является - развитие навыков математического, в частности, логического и как следствие алгоритмического мышления; формирование математической и информационной культуры у студентов; повышение профессиональной компетентности студентов в результате обучения курса «Информатика и математика».

Курс «Информатика и математика» включает в себя две отдельные дисциплины. Сравнивая эти две дисциплины можно отметить как их взаимосвязь, так и отличия.

Общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости в информатике можно проследить на дидактической единице, которая относится к теоретическим основам информатики, и которая кратко формулируется как «Основные понятия и методы теории информатики и кодирования». К этой дидактической единице относятся: алгебраические и логические основы ЭВМ.

В информатике построение алгоритма решения любой задачи математики требует сохранить логическую строгость, которая необходима для реализации данного алгоритма на компьютере.

Однако, несмотря на ярко выраженные отличия этих дисциплин, просматриваются связи между ними. Целостность дисциплины «Информатика и математика» как единой и связывающей две самостоятельные дисциплины должна основываться на фундаментальных понятиях этих наук.

Информатику воспринимают как прикладную дисциплину, которая, в частности, позволяет перейти от сформулированной задачи в математике в виде алгоритма, представленного средствами информатики на одном из языков программирования, к её решению на компьютере.

Связь между математикой и информатикой при изложении курса постоянно прослеживается, что определяет идеологическую направленность обучения дисциплин.

Список использованной литературы:

1. Ахмедханлы, Д.М., Аршинникова, В.Г. Методологические основы изучения вопросов информационной безопасности в высшей школе // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 113-115.

2. Ахмедханлы, Д.М.К., Ушмаева, Н.В., Аршинникова, В.Г. Актуальные вопросы изучения проблем информационной безопасности в подготовке специалистов // Инновации. Наука. Образование. 2016. № 3 (2). С. 7.

3. Панюкова Е.В. Информационная подготовка инженеров // В сборнике: НАУКА XXI ВЕКА: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 168-170.

© Егорова Э.В., 2016

УДК 37.013

Ершова Ирина Вячеславовна

канд. пед. наук, преподаватель ВЮИ ФСИН России,

г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена раскрытию структурных элементов формирования культуры мышления курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России. Автор считает, что сложный характер задач, решаемых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

отечественной пенитенциарной системой в условиях ее реформирования, предъявляет высокие требования к личностным качествам персонала, развитие которых невозможно без высокого уровня сформированности культуры мышления.

Ключевые слова

Культура мышления курсантов вузов ФСИН России, образовательный процесс, педагогическое

взаимодействие, микросреда, макросреда.

В условиях развития современной системы образования становится очевиден тот факт, что для успешной деятельности по обучению и воспитанию будущего работника УИС уже недостаточно одних узкоспециальных профессиональных знаний и умений, необходим качественно новый этап педагогического развития - этап формирования и развития культуры мышления будущего офицера.

Специфика проявления культуры мышления курсантов обусловлена условиями образовательной среды и заключается в том, что данный процесс:

- осуществляется в рамках учебной деятельности, для которой характерна нормативность, что создает определенные трудности для формирования культуры мышления курсантов, жизнедеятельность которых регламентируется правилами внутреннего распорядка, положениями, приказами, требованиями служебной дисциплины. Формальное следование приказам представителей учебно-строевых подразделений порождает установку на бездумное выполнение их требования. Боязнь наказания за неточное исполнение распоряжения препятствует развитию у курсантов инициативности, самостоятельности, любознательности, формирует конформизм, узость, шаблонность мышления;

- происходит в групповой и индивидуальной формах организации учебной деятельности, при этом коллектив учебной группы, курса или вуза также оказывают на его протекание определенное влияние. Страх перед неудачей, опасение критики и осуждения со стороны консервативно-мыслящих сокурсников, нежелание идти на конфликт выступают в качестве препятствия на пути к формированию культуры мышления курсантов;

- выполняется под руководством профессорско-преподавательского состава. При этом авторитарный стиль педагогического общения, излишняя жесткость в оценке поступков обучающихся, ограничение их собственного мнения в процессе решения учебной задачи оказывают негативное воздействие на эффективность рассматриваемого процесса. Здесь важно предоставлять курсантам возможность личного выбора в поступках, способствовать развитию творческого потенциала в решении поставленных задач, ориентировать и направлять их, демонстрировать личным примером культурно мыслящую личность.

Кроме того, анализ научных работ позволил выявить мнение о том, что «в ходе занятий и учений преподаватель призван учитывать умственную работоспособность курсантов» [4, с. 41]. Так, по мнению авторов учебного пособия «психология и педагогика высшей военной школы», под умственной работоспособностью принимается такая функциональная характеристика психических процессов, при которой возможно достижение высоких количественных и качественных результатов аналитико-синтетической деятельности при оптимальных затратах умственных и психофизиологических усилий. Умственная работоспособность складывается из качества функционирования сенсорного (восприятие), аттенционного (внимание), мнемического (память), мыслительного и физиологического компонентов. В ее динамике выделяют выраженные этапы: заблаговременный, установочный, врабатываемости, максимальной работоспособности, конечного прорыва. Эта динамика своеобразно разворачивается в рамках завершенных отрезков учебного времени: лекция, учебный день, учебная неделя, семестр, учебный год. Надо сказать, что эти этапы преподаватель имеет возможность насыщать нужным содержанием. Он может заранее заложить настрой к предстоящей теме, задать установку в начале лекции, принять энергичный, электризующий темп, применить меры стимулирования, резко нарастить смысловую нагрузку, заключая тему. В зависимости от характера и приемов учебной деятельности у каждого из обучающихся постепенно формируется свой тип работоспособности. По мере развития навыков умственной деятельности эта работоспособность растет.

Из изложенного следует, что преподавателям целесообразно учитывать указанную особенность мышления в процессе обучения, чтобы эффективно руководить их аналитико-синтетической

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

деятельностью, осуществляемой в целях усвоения учебного материала на этапе его осмысления.

Таким образом, для достижения успешности в формировании культуры мышления курсантов необходимо понимать специфику ее проявления в их будущей профессиональной деятельности и учитывать перечисленные условия, в которых оно осуществляется.

Вместе с тем, исходя из предложенного авторского варианта содержания понятия «культура мышления курсантов высших учебных заведений ФСИН России - интегративное качество личности, позволяющее мобильно ориентироваться в информационном пространстве учебной и профессиональной деятельности, грамотно мыслить, объективно оценивать ситуации, проявлять гибкость поведения и эмоциональную устойчивость в процессе решения учебных и профессиональных задач» [1, с. 35], следует заключить, что культура мышления объединяет мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты и обусловливает субъектную позицию обучающихся в деятельности, направленность на самоактуализацию и самосовершенствование. Культура мышления - это качество личности, позволяющее ставить цель, анализировать, синтезировать, обобщать, критически оценивать информацию профессионального характера, сознательно выбирать способы взаимодействия и воздействия с представителями определенных групп осуждённых, сохранять эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях несения службы.

Сущность культуры мышления и ее место в системе других качеств личности наиболее полно раскрывается через анализ ее функций. Мы выделяем следующие специфические функции культуры мышления:

- развивающая - позволяет активизировать процессы самообразования, самосовершенствования,

- самореализации, саморазвития;

- адаптационная - обеспечивает вхождение личности в общество;

- регулятивная - способствует регулированию отношений с другими социальными субъектами в любой сфере жизнедеятельности;

- интегративную - отражает воздействие всех ее компонентов на личность в целом;

- гармонизирующая - обеспечивает состояние внутреннего благополучия, повышение качества жизни, степени удовлетворенности.

Блок-схема структурных элементов рассматриваемого педагогического процесса представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Блок-схема формирования культуры мышления курсантов в образовательном

процессе вузов ФСИН России

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

В основном звене данной схемы можно выделить ряд блоков, где сконцентрированы важнейшие группы факторов, требующие к себе пристального педагогического внимания.

Первый блок - макро- и микросреда, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс. Макросреда включает в себя: экономические, политические, социально-педагогические условия, в которых функционирует образовательное учреждение, а микросреда состоит из внутренних факторов и условий: образовательная среда, социально-психологический климат в группе, постановка образовательного процесса и др.

Второй блок - цель (основной структурный элемент) - переход культуры мышления курсантов на новый, более высокий, по сравнению с исходным, уровень сформированности. Она служит начальным и конечным пунктом как процесса развития культуры мышления курсантов, так и функционирования отдельных элементов схемы. Педагогические зависимости выражаются в способности профессорско-преподавательского состава мысленно предвидеть, проектировать требующийся результат, который должен полностью соответствовать намеченной цели, конкретизируемой в следующих задачах:

- обеспечение мотивации курсантов к обучению;

- создание условий для саморазвития культуры мышления курсантов;

- внедрение педагогической системы формирования культуры мышления курсантов с использованием активных методов обучения и целенаправленной организации внеучебной познавательной деятельности.

Третий блок - деятельность профессорско-преподавательского состава, педагогическая наполненность которой связана со способностью субъекта подчинять ее во всех составляющих правильно понятым цели и задачам и полностью достигать их. Главную роль здесь играет педагогический профессионализм.

Четвертый блок - деятельность курсантов. Важнейшее значение в решении настоящей проблемы имеет согласованность действий, усердие и организованность обучающихся, стремление к самосовершенствованию, повышению культуры мышления, в частности.

Пятый блок - педагогическое взаимодействие. Данная схема включает в себя педагогическое взаимодействие, наполненное межгрупповыми, межличностными и личностно-групповыми отношениями участников процесса, общением и взаимным восприятием. Оно охватывает весь комплекс организационных и стихийных взаимодействий, формальных и неформальных, наполненных межгрупповыми, межличностными и личностно-групповыми отношениями участников процесса, общением, взаимным восприятием. Их эффективность зависит от особенностей взаимодействующих личностей, мастерства педагогического общения, организации педагогического сотрудничества.

Шестой блок - конечный результат рассматриваемого процесса. Результатом должен стать переход культуры мышления курсантов на более высокий, по сравнению с исходным, уровень сформированности. Если поставленная цель достигнута, то начинается следующий цикл на качественно новом уровне, осуществляется постановка новых целей и задач по совершенствованию рассматриваемого процесса. В случае неудачного исхода происходит поиск и анализ причин, условий, приведших к этому. По результатам осуществляется корректировка своей работы. Окончательной целью формирования культуры мышления курсантов является осознание ими значимости культуры мышления в процессе становления высококвалифицированного сотрудника УИС.

Все структурные элементы формирования культуры мышления курсантов взаимосвязаны между собой и нуждаются в постоянном педагогическом внимании и совершенствовании.

Список использованной литературы:

1. Ершова И.В. Формирование культуры мышления курсантов в образовательном процессе высших учебных заведений ФСИН России: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Ершова. - Владимир, 2012. -186 с.

2. Касымжанов А.Х. О культуре мышления / А.Х. Касымжанов, А.Ж. Кельбуганов. - М.: Политиздат, 1981. - 128 с.

3. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / пер. с нем.; под ред. А.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Коссаковски [и др.]. - М.: Педагогика, 1981. - 248 с.

4. Психология и педагогика высшей военной школы : учеб. пособие / В.И. Варваров [и др.]; под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. - 366 с.

© Ершова И.В., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамова Айгуль Айратовна докт. филол. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Оценено дидактическое значение словесного информационного моделирования природной, технической и социальной действительности в процессе постановки и решения учебных и научных задач в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школах.

Ключевые слова Моделирование, задача, слово, график, формула, алгоритм, познание.

Согласно нашей концепции одним из эффективных методов учебного и научного познания и преобразования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира служит информационное моделирование действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировки выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной или научной задачи [1].

Постановка учебной или научной задачи начинается со словесного определения известного и выделения искомого неизвестного с единицами измерения математических, физических, химических или иных величин [2].

Построение информационной модели решения учебной или научной естественно-математической, технической или социально-гуманитарной задачи школьниками или студентами осуществляется математической, графической, табличной или словесной форме [3].

Словесная модель объекта, процесса или явления природной, технической или социальной действительности, построенная старшеклассниками или студентами под руководством учителей или преподавателей естественно-математических, общетехнических или социально-гуманитарных дисциплин, выделяет существенные свойства или признаки изучаемого предмета средствами русского языка согласно правилам синтаксиса и семантики и оформляется согласно приемам орфографии.

При построении учебных словесных моделей фрагментов действительности учащиеся средних общеобразовательных школ и студенты высших профессиональных учебных заведений, учителя и преподаватели для разрешения «строительных» вопросов широко используют приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения формальной логики и способы диалектической логики с привлечением интеллектуальной интуиции [4].

Словесные алгоритмы решения школьных и вузовских задач по различным дисциплинам используются учителями и преподавателями всегда, если необходимо приближенно описать действия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.