_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
позволяют этого сделать то стереостанциями или если помещение совсем маленькое - мультистанцией. Так же желательно 1/3 от всех силовых тренажеров иметь с ротационными узлами и 1/3 тренажеров позволяющих выполнять встречнонаправленные и поочередные движения конечностями. Тип системы нагружения предпочтительнее всего грузоблочный или нагружаемый дисками. Способ регулировки места размещения занимающегося с помощью подпружиненного штыря или со свободной регулировкой.
Для занятий избранным видом спорта тренажеры подбираются в первую очередь таким образом, что бы они позволяли совершенствовать различные виды подготовленности, могли применяться как для общей, так и для специальной физической подготовки, а так же помогали дифференцированно развивать физические способности востребованные в данном виде спорта. Все остальные параметры тренажера являются второстепенными и подбираются таким образом, что бы они могли решать вышеперечисленные задачи.
Для занятий дома: идеально подходят мультистанции, которые позволяют на минимальной площади выполнять большое количество упражнений на одном тренажере. Вторым компонентом отбора является цена тренажера, соответственно, чем он дороже, тем более удобен и надежен. Тренажеры для бытового использования не имеют компьютеров, ротационных узлов и эксцентрических дисков, что естественно снижает их стоимость.
Для реабилитационных занятий, в условиях специальных лечебных заведения и реабилитационных центрах, подходят тренажеры, позволяющие развивать и совершенствовать отсутствующие или утраченные в результате заболевания или травмы двигательные способности. Для решения этих задач подойдут тренажеры с различной степенью вовлечения скелетной мускулатуры, способные развивать необходимые физические способности, моностанции или в редких случаях стереостанции, со встроенным компьютером и программным обеспечением способным регулировать место размещения занимающегося и изменять нагрузку, как с эксцентрическими дисками, так и без них.С различным устройством системы передачи нагрузки и системы нагружения, с заданной, частично заданной и свободной траекторией движения и с различным типом фиксации корпуса занимающегося на месте его размещения.
Список использованной литературы:
1. Верхало Ю.Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов / Ю. Н. Верхало. - М. : Советский спорт, 2004. - 536 с. : ил. - Библиогр.: с. 513-521 . - ISBN 5-85009-841-0 : 304.48.
2. Зулаев И.И. Спортивные тренажеры: классификация, характеристика, возможности применения в качестве технических средств физического воспитания [Электронный ресурс]: методические рекомендации / И.И. Зулаев, М.В. Абульханова, А.Г. Демирчоглян ; МГАФК. - Электрон. дан. - Малаховка : ВИНИТИ, 2012. - 120.00.
© Терзи К.Г., 2017
УДК 373
Е.Д.Трофимова, к.п.н., доцент НТГСПИ (филиал) ФГАОУ ВО «РГППУ» г. Нижний-Тагил, РФ Е-mail:[email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития социокультурной компетенции будущего учителя начальных классов, которая сегодня может быть базисным критерием оценки качества образования студентов. Раскрываются составляющие социокультурной компетенции учителя начальных классов и роль музыкально - педагогической подготовки в развитии социальной активности студентов, их социокультурной адаптации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Учитель начальных классов, социокультурная компетенция, музыкальное искусство, поликультурная компетенция, информационно-инструментальная компетенция, индивидуально-личностная компетенция.
Сегодня, учитывая требования нового стандарта начального образования, актуальной педагогической проблемой вузовского образования является подготовка специалиста с универсальными способами действий, выполняющего роль посредника-передатчика социальных смыслов и ценностей культуры — детям. Базисным критерием оценки качества образования сегодня выступает социокультурная компетенция учителя начальных классов.
В новом ФГОС ВО по направлению «Психолого-педагогическое образование», компетенция понимается как «новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» [3,с34].
Современная образовательная гуманистическая парадигма нацеливает вузы на развитие личностного, ценностного, интеллектуального потенциала студентов, где особое значение приобретает формирование их социокультурной компетенции [1]. Социокультурная компетенция сегодня играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом.
Социокультурную компетенцию учителя начальных классов мы понимаем как:
-совокупность знаний и универсальных способов действий, обеспечивающих оптимальное и наиболее эффективное протекание творческо-созидательной, художественно-развивающей педагогической деятельности;
-наличие определенной психологической культуры, профессиональной и художественно-творческой активности, которые выражаются в способности и готовности к осуществлению профессиональной деятельности;
- совокупность знаний о музыке и способах музыкальной деятельности для участия и определения социального взаимодействия в разных жизненных сферах, как единство социальной адаптированности и мобильности.
Использование возможностей музыкального искусства в процессе подготовки специалиста, содействует развитию креативности, успешности, самопроявления, способности к новизне, личностной идентичности — качеств необходимых для социокультурной адаптации будущего специалиста. Музыкальная деятельность человека изначально формирует его личностные и социальные качества, а также культурные образцы, существующие в обществе.
К составляющим социокультурной компетенции учителя начальных классов можно отнести социально-коммуникативную, поликультурную, информационно-инструментальную и индивидуально-личностную компетенции.
Социально-коммуникативная компетенция — это способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия; навыки межличностного общения, умение разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения; стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной группе; приверженность этическим ценностям.
Организующим аспектом образования в вузе в рамках данного подхода является его способность обеспечить органичность и целостность личности путем постоянного гармоничного взаимодействия образования и культуры, а искусство выступает в качестве оптимизирующего способа приобщения к иному человеческому опыту, своеобразной формой коммуникации и межкультурного диалога.
Поликультурная компетенция — это способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном обществе, уважать иные культурные особенности, обычаи и традиции, проявлять интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Информационно-инструментальная компетенция — владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.
Индивидуально-личностная компетенция — это способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям. В результате в процессе собственной саморазвивающей активности личности и ее целенаправленного воспитания происходит актуализация эскизных, заданных природой, тенденций, их развертывание, закрепление в активной структуре личности и конкретизация в реалиях жизненных ситуаций, то есть перевод на конкретно-предметный язык жизни и язык внутренних и окружающих сред развития. Усиливается и становится более устойчивым их звучание в общей системе мотивации дальнейшего развития личности.
Культурные тенденции в своем развитом и упроченном виде составляют общую культуру жизнедеятельности личности, что позволяет достаточно целостно учитывать требования внутреннего и внешнего мира и оперативно находить природно - и социально приемлемые, одобряемые природой, обществом и культурой способы действия в различных ситуациях.
Развитие социкультурной компетенции, позволяет проявляться «творческому базису» личности, так как активизирует ее внутренние механизмы [2].
Особое значение в формировании социокультурной компетенции приобретает образовательно-событийная среда, включающая учебную и внеучебную деятельность, основанная на взаимодействии эмоциональных и интеллектуальных процессов, активизирующая установку личности на творческую позицию и творческую деятельность.
Целью учебных занятий по дисциплинам музыкального цикла является развитие социокультурной компетенции студентов посредствам знакомства с основами музыкального искусства в теоретическом, исполнительском, историческом и методическом аспектах.
В организации музыкально-педагогической подготовки, направленной на формирование социокультурной компетенции студентов можно выделить два направления: музыкально-просветительское и художественно-образовательное, которые находят отражение в содержании профессиональной деятельности учителя начальной школы. Музыкально-просветительская работа может осуществляться, прежде всего, при проведении уроков музыки, организации музыкальных гостиных, музыкально-литературных спектаклей. Художественно-образовательная деятельность учителя предполагает применение музыки в содержании различных уроков в начальной школе (изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение и знакомство с окружающим миром и др.).
Поэтому при подготовке будущих учителей начальных классов, для формиования их социокультурной компетенции, важно педагогически эффективно организовать процесс музыкальной подготовки студентов, позволяющий оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющую обучения, интегрируя их.
Важную роль в формировании социокультурной компетенции играет событийная внеучебная деятельность. При проектировании различных художественно-творческих проектов (музыкальная гостиная, музыкальный аукцион, филармонический час), направленных на формирование социокультурной компетенции будущих учителей, необходимо введение в процесс их организации элементов самоуправления. Самоуправление позволит студентам самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах собственного развития. Такая организация позволит достичь более высоких результатов в музыкально-творческой деятельности студентов, будет способствовать развитию социальной активности будущих учителей, а, следовательно, и достижению более высокого уровня социокультурной компетенции личности.
Компетентностный подход требует радикального отказа от традиционных процедур оценивания. Приоритетными в оценивании результатов обучения мы считаем методы, ориентированные на индивидуальные нормы студентов (БРС, эссе, портфолио и др) и деятельностные методы. Деятельностные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
методы реализуются в форме проектов (на аттестационных испытаниях); в форме деловых игр (например, «Учитель начальных классов XXI века»); ситуационных заданий и задач, мультимедийных презентаций студентов.
Мы считаем, что именно музыкально-творческая деятельность будущих учителей начальных классов направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствует формированию их социокультурной компетенции, являющейся показателем качества готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности и разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности.
Список использованной лиературы:
1. Бобиенко А. Г. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: автореф. дис. ...канд.пед наук. Казан. гос.пед. ун-т. Казань, 2007. - 28с.
2.Левина И. Р. Социальная компетентность учителя музыки - базисный критерий оценки качества образования. Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы музыкального и художественного образования детей и юношества» - Екатеринбург 2011. - С.21-28
3.Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / под.ред. И. А. Казьминова, Д. В Пузанкова, И. Б. Федотова, В. Д. Шадрикова. М.: Академия, 2010. - 84с.
© Трофимова Е.Д., 2017
УДК 378
Фортова Любовь Константиновна
Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России,
г. Владимир, РФ, е-тай: [email protected] Фабриков Максим Сергеевич Проректор по административно-хозяйственной работе Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых, г. Владимир, РФ, е-тай: [email protected]
РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье раскрыто представление о правовом сознании, правовом воспитании обучающихся. Показано состояние, пути формирования правового сознания обучающихся. Констатировано, что этот процесс носит проблемный характер, ибо развитие личности молодого человека - это не только прогнозируемые, но и контролируемые моменты, связанные со спорадическими, атипическими процессами, ставящие личность перед дилеммой принятия непростого решения при отсутствии необходимого витального опыта. Автор постулирует, что вопросы формирования правового сознания обучающихся взаимосвязаны с вопросами их правового воспитания и правового обучения. Отмечена роль нравственно-правового развития в формировании правового сознания обучающихся, интегрирующими элементами которой выступают социально-правовые аттитюды и правовое воспитание. Аргументировано, что социально-правовые