Научная статья на тему 'Образовательный квест в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза'

Образовательный квест в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1646
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЖИВОЙ КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновская М.П.

В статье обосновывается ряд преимуществ образовательного квеста как инновационной формы занятия студентов, раскрываются возможности и механизмы формирования профессиональных компетенций будущих учителей через игровую форму обучения и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный квест в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

70%) когнитивный компонент гражданской идентичности достаточно хорошо сформирован, в свою очередь у 6 человек (30%) когнитивный компонент слабо выражен, либо не выражен совсем. Иная ситуация по шкале выраженности эмоционально-ценностного компонента: отрицательных показателей нет, у одного человека (5%) получился результат, значительно превосходящий остальные, что может свидетельствовать о том, что испытуемый имеет непосредственное отношение к гражданственности и патриотизму; у подавляющего большинства (15 человек - 75%) получился средний результат, показывающий, что у испытуемых есть определенное понимание «гражданственности»; у остальных 4 человек (20%) вышел результат, доказываемый, что у подростков нет понимания «гражданственности», либо недостаточно сформированное, а, следовательно, нужно продолжать работать с данными испытуемыми. Нами будет разработана программа, направленная на формирование гражданственности у подростков. После апробации комплекса занятий, включенных в данную программу, будет проведена вторичная диагностика, с целью определить: во-первых, эффективность разработанной программы; во-вторых, изменились ли показатели субшкал по упомянутой выше методике. Работа планируется с той группой испытуемых, у которых по результатам первичной диагностики были получены низкие показатели субшкал.

Таким образом, можно сделать вывод, что становление и развитие гражданственности - сложный, многозначный, внутренне противоречивый процесс, на который оказывают влияние все факторы, действующие с неодинаковой силой и эффективностью. Однако управлять этим процессом в образовательном учреждении можно и нужно поэтапно посредством организации педагогических условий в рамках учебно-воспитательного процесса колледжа. Список использованной литературы:

1. Бабаев, А.М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры): автореф. дис. ... канд. пед. наук: - Кемерово, 2000. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://goo.gl/52INi7

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/index.php.

3. Шакурова М.В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников / М.В. Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - с. 58-72

4. Филонов Г. Н. Образование - ресурс консолидации гражданского общества // Педагогика №8, 2004. с. 34. - 111 с.

5. Филосовский словарь/ под ред. М.М. Розенталя- М.: Политиздат, 1972-496, с.

© Макаров А.С., Сорокина И.Р., 2017

УДК 378.147

М.П. Малиновская,

канд.пед.наук, доцент ФГБОУ ВО «НГПУ» г. Новосибирск, РФ E-mail: malinovskaya-mp@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье обосновывается ряд преимуществ образовательного квеста как инновационной формы занятия студентов, раскрываются возможности и механизмы формирования профессиональных компетенций будущих учителей через игровую форму обучения и контроля.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Профессиональная компетенция, интерактивные методы обучения, живой квест.

Понятие «профессиональная компетенция» в современной российской науке рассматривается «как готовность и способность будущего учителя принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности» [1; с. 132].

Подготовка и утверждение профессиональных стандартов специалистов образовательной сферы является одним из шагов совершенствования профессиональной подготовки педагогов.

Квалифицированные специалисты должны обладать рядом качеств, способствующих быстрому реагированию в современных динамичных условиях образования: готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Обретение этих ценных качеств ещё в студенческом статусе невозможно без овладения инновационными образовательными технологиями, без расширения пространства педагогического творчества.

В современном высшем профессиональном образовании можно выделить несколько проблем, ведущих к снижению качества подготовки специалистов. К ним можно отнести:

- слабая профессиональная и познавательная мотивация студентов и использование преподавателями неэффективных типов мотивирования [3];

- «урезанность», мозаичность и фрагментарность в содержании образования при возросшем значении прикладного аспекта;

- недостаточная или неверно осуществляемая междисциплинарность преподавания.

Решению этих проблем могут способствовать инновационные формы проведения аудиторных и внеаудиторных занятий, интерактивные методы обучения, технологии деятельностного типа.

Всеми необходимыми характеристиками современного процесса обучения (деятельностным и творческим подходом, интерактивностью) в полной мере обладает инновационная форма - образовательный квест.

Как отмечают М.Н. Кичерова и Г.З. Ефимова, квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) -«специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач» [4; с. 4] и этим понятием обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве.

В профессиональной литературе квест определяется как интеллектуальная игра [4], как приключенческая командная игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету [2], как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности [7].

Квест может сочетать в себе активные и интерактивные методы проведения занятий: тренинг, викторину, игру, микрогрупповую работу, дебаты, дискуссии, беседу, тестирование и другие [2].

Использование интерактивных методов обучения в преподавании педагогических дисциплин в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» позволяет будущим учителям не только актуализировать педагогическую теорию, приобрести собственный опыт интерактивного образования, но способствует развитию личностных и профессиональных качеств и способностей.

В профессиональном образовании сегодня используют различные виды квестов [6], но больше всего теоретически обоснованы и эмпирически выверены веб-квесты и «живые» квесты.

«Живые» квесты - это квест-технологии, проводимые в реальном режиме, «направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы» [7].

«Живые» квесты - командные игры. Команда, используя свои знания, интеллект, смекалку, творческие способности, должна выполнить все задания и преодолеть дистанцию за определенное время. Игра включает в себя последовательность «точек» (этапов, локаций) и заданий, объединенных общим сценарием. Выполнив

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

задание, команда получает направление на следующую локацию или задание, и так до финиша. Количество «точек» и их сложность определяется для каждой игры в отдельности.

Варианты образования игровых команд для прохождения квеста студентами в процессе обучения, по мнению В.В. Истоминой, могут быть следующими:

- деление группы на подгруппы;

- каждая команда - отдельная учебная группа;

- объединение в одной команде студентов из разных групп [2].

Образовательный квест может быть внутрипредметным (проводиться по материалу одной дисциплины) и междисциплинарным (предполагает использование знаний и умений разных учебных дисциплин).

Основными задачами образовательного квеста в процессе обучения студентов являются:

- повышение мотивации к учебной и познавательной деятельности;

- развитие творческого мышления и навыков решения проблем;

- развитие аналитических способностей и навыков работы с переработкой информации, создания конечного продукта деятельности специфического формата (мотиватор, буклет-реклама).

Образовательными задачами обучения будущих учителей с использованием квеста можно назвать также:

- расширение представлений о целостности педагогического процесса через реализацию межпредметных связей;

- формирование представлений об образовательных возможностях игровых технологий и особенностях организации игрового занятия в форме квеста на собственном опыте.

Квест как форма контроля на итоговом этапе изучения педагогических дисциплин позволяет:

- включать каждого студента в процесс промежуточной аттестации в активной форме;

- вовлекать студента в ситуацию применения теории на практике;

- анализировать представленные студентами знания и навыки психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса по вопросам воспитания.

Вся суть (изюминка) квеста в заданиях. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию.

В квесте могут быть представлены задания разных типов:

- задания на уровне обязательных результатов обучения, в виде узнавания учебной информации, ее применения в стандартных ситуациях;

- задания на уровне повышенной трудности, требующем применения полученных знаний в разнообразных педагогических ситуациях, когда необходимы умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- задания на уровне творческой, исследовательской деятельности.

По мнению В.В. Истоминой, содержание заданий также можно представить в разных вариантах: тесты, вопросы, логические задания, ситуации, видеофрагменты и другие [2].

Разнообразие типов заданий позволяет решать задачу формирования компетенций, составляющих необходимые предпосылки для выполнения будущими педагогами трудовых функций, зафиксированных в современном профессиональном стандарте [5].

Возможное соотнесение заданий в образовательном квесте по материалам педагогических дисциплин с требованиями профессионального стандарта «Педагог» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Педагогическое задание в соотнесении с требованиями профессионального стандарта

Задание квеста Действия студента Требования профессионального стандарта

Проанализировать педагогическую ситуацию, выбрать решение из предложенных вариантов, обосновав выбор с точки зрения решения педагогических задач - анализ педагогической ситуации; - перевод ситуации в педагогическую задачу; - выбор решения задачи Трудовая функция: воспитательная деятельность Трудовые действия: Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 2410-700Х

Продолжение таблицы 1

Проанализировать ситуацию взаимодействия педагога с родителями, выбрать тактики взаимодействия с родителем учащегося с целью оказания помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка - анализ ситуации взаимодействия - выбор тактики взаимодействия Трудовая функция: воспитательная деятельность Трудовые действия: Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Соотнести изображение с названием метода, формы или средства воспитания. Определить пару (изображение -название) в одну из групп «инструментария» воспитания: средства; методы; формы. - соотнесение теории и практики - классификация компонентов педагогического процесса Трудовая функция: воспитательная деятельность Необходимые знания: Основы методики воспитательной работы

Представить в целостности одно из «золотых» правил воспитания ребенка, соотнеся первую часть (незаконченное предложение) со второй частью фразы из предложенного перечня словосочетаний. Создать мотиватор, выбрав подходящее к дополненному правилу изображение. - соотнесение педагогических действий и их последствий - эмоционально-образное представление воспитательных последствий - создание педагогического мотивирующего продукта для родителей, с использованием ИКТ Трудовая функция: развивающая деятельность Необходимые знания: Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью Общепедагогическая функция. Обучение: развивающая деятельность Необходимые умения: Владеть ИКТ-компетентностями

Написать текст-анонс, призывающий прочесть педагогическую книгу (о воспитании детей). По форме: «3 довода за то, чтобы прочесть эту книгу». - анализ педагогической литературы (содержательный, ценностный компоненты; способы подачи материала) - создание педагогического мотивирующего продукта для родителей Трудовая функция: развивающая деятельность Необходимые знания: Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

Учитывая возможности «живого» квеста, для закрепления и проверки знаний и умений, необходимых для реализации трудовых функций работников сферы образования, преподавателями кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета был разработан образовательный квест «С Алисой в Стране чудес», объединивший содержание нескольких учебных дисциплин: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика» и «Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном процессе».

Тема квеста появилась благодаря ассоциации «Страна детства - Страна чудес».

В игре одновременно принимали участие две команды, сложившиеся в результате жеребьевки, в состав которых входили студенты двух факультетов: психологии и иностранных языков (смешанные команды).

Стимулом для участия и победы студентов являлось включение квеста в объем аудиторного времени (в рамках одной пары) педагогических дисциплин и бонусная программа для студентов-победителей (зачет ряда самостоятельных заданий, входящих в состав итоговых портфолио трех учебных дисциплин).

Структура игры связана с ключевыми героями и событиями литературной истории (выстроена «по мотивам» произведения):

- Белый кролик - «В недрах кроличьей норы»;

- Синяя Гусеница - «Встреча с Синей Гусеницей»;

- Шляпники Мышка Соня - «Безумное чаепитие»;

- Герцогиня иЧеширский кот - «Королевский крокет»;

- Червонная Королева - «Суд».

Все литературные события в игре подверглись трансформации. На всех этапах предлагались игровые ситуации, содержащие задания, интегрирующие образовательный материал по нескольким «дидактическим единицам» трех вышеназванных учебных дисциплин: современные проблемы воспитания ребенка, взаимодействие педагогов с родителями; педагогические ситуации и задачи; заповеди воспитания ребенка в семье; методы, формы, средства воспитания.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Каждая команда на этапе ввода в игру получала маршрутные листы и приступала к прохождению квеста. Всего было пять локаций и на каждой игрокам нужно было выполнить определенное задание за 10 минут, затем они должны были вернуться в «точку» сбора. Вместе с рефлексией квест длился 1,5 часа.

Для расположения локаций использовались учебные аудитории, библиотека, компьютерный класс, помещение кафедры. В каждой «точке» игроков встречали герои истории, выполнявшие функции организации и контроля.

Продвигаясь по маршруту (следуя за Белым кроликом), студенты на каждом этапе получали задание, формулировки которого в игровой форме интерпретировали образовательные (педагогические) задания.

Как это реализовано в игре, представлено в таблице 2.

Таблица 2

Содержание заданий в игре

Этап (мизансцена) Задание

«В недрах кроличьей норы» На столах лежат и стоят книги по педагогике (12 - 15 шт., издания последних 5 лет; научно-популярная литература для родителей о воспитании детей). Рядом лежат морковки с инструкцией (изображения или муляжи) и бланки для анонса выбранной работы. Написать текст-анонс, призывающий (родителей, педагогов) прочесть выбранную книгу о воспитании детей. По форме: «3 довода за то, чтобы прочесть эту книгу».

«Встреча с Синей Гусеницей» Перед Синей Гусеницей на столе лежат листы с правилами семейного воспитания (В каждом «билете» разные правила в виде незаконченных предложений и одинаковый список словосочетаний - окончаний фраз). На мониторах компьютеров папка «Мотиваторы», в которой подобраны 50 сюжетных фотографий (ключевые слова: дети, воспитание и т.п.). Представить в целостности одно из «золотых» правил воспитания ребенка, соотнеся первую часть (незаконченное предложение) со второй частью фразы из предложенного перечня словосочетаний. Создать мотиватор, выбрав подходящее к дополненному правилу изображение из предложенных фотографий.

«Безумное чаепитие» Шляпник и Мышка Соня пьют чай. На столах в хаотичном порядке стоят чашки, блюдца, ложки. К дну каждой чашки прикреплена карточка с картинкой; к дну каждого блюдца - карточка со словом (или словосочетанием). На углу каждого стола стоят подносы (всего - 3 шт.) с надписями «Формы воспитания», «Методы воспитания», «Средства воспитания». Соотнести изображение с названием метода, формы или средства воспитания. Определить пару (изображение - название) в одну из групп «инструментария» воспитания: средства; методы; формы.

«Королевский крокет» Чеширский Кот и Герцогиня играют в крокет. Предлагают прочитать характеристику видео фрагмента и посмотреть эпизод фильма без звука (экран, видео проектор, фрагмент художественного фильма с ситуацией взаимодействия педагогов и родителей). После просмотра студенты заполняют бланк с тремя позициями (педагогическая проблема, задачи педагога по решению данной проблемы, тактика взаимодействия с родителями). Каждый правильный ответ сопровождается игрой в крокет (игрок забивает гол Коту и Герцогине). Прочитав характеристику видео эпизода и просмотрев видео фрагмент без звука, проанализировать ситуацию взаимодействия педагога с родителями, определить тактики взаимодействия с родителем учащегося с целью оказания помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка. Заполнить бланк с тремя позициями (педагогическая проблема, задачи педагога по решению данной проблемы, тактика взаимодействия с родителями). Озвучить эпизод фильма по ролям.

«Суд» Червонная Королева сидит за карточным столом. Перед ней колода карт (4 шт.) с педагогическими ситуациями, а в стороне разложены 4 стопки карт (в стопке несколько штук) с вариантами решений (в соответствии с педагогическими ситуациями). Студенты, посовещавшись, кроют карту с педагогической ситуацией картой с выбранным решением. Выбрав карту, проанализировать педагогическую ситуацию, выбрать решение из предложенных вариантов (путем обсуждения в команде), обосновав выбор с точки зрения решения педагогических задач

В квесте «С Алисой в Стране чудес» представлены задания разных типов:

- на закрепление знаний в новых условиях (соотнесение и классификация понятий и явлений);

- аналитические задания (анализ педагогических ситуаций, анализ ситуации взаимодействия педагога с родителями ребенка);

- творческие задания (создание продукта специфического формата: мотиватор, буклет-реклама). Решать задачу формирования профессиональных компетенций возможно не только через игровую

форму обучения и контроля. Но реализация образовательного квеста имеет ряд преимуществ, связанных с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

особенностями этой инновационной игровой технологии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Новая модель учебной деятельности, при которой возможно расширить рамки образовательного пространства, реализовать активно-деятельностный подход к обучению, сменить позицию педагога-«урокодателя» на позицию педагога-«конструктивиста» (консультанта, организатора и координатора проблемно-ориентированной учебно-познавательной деятельности студентов).

2. Одна из сильных сторон - психологическая и социальная составляющая игры. «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками, что способствует общению, формированию умений работать в команде. С другой стороны, квесты содержат в себе элементы, требующие умений работать с информацией (анализ, синтез, сопоставление, классификация, преобразование в какую-либо форму).

3. Квест учит быстро мобилизоваться, применять теорию на практике и решать нестандартные задачи.

4. Квест - оболочка для модульного наполнения (заданиями на оргдеятельностной основе, мини проектами и т.п.)

5. Ненавязчивое обучение: стимулирует познавательную мотивацию участников (сюжет, позволяющий создать интригу в продвижении; снятие психологических барьеров на восприятие и усвоение информации по проблеме; постепенность, «этапность» выполнения посильных заданий на пути к цели).

Об эффективности игровой формы организации контроля свидетельствуют не только методические и научные публикации, но и количественные и качественные результаты, прохождения студентами квеста.

В качестве количественных результатов может служить доказательством следующий показатель -100% участников высказали позитивные отзывы об участии в проекте.

О качественных результатах использования квеста в преподавании педагогических дисциплин свидетельствуют высказывания студентов на этапе рефлексии (в скобках представлены цитаты студенческих рефлексивных работ):

- позитивные эмоциональные отзывы студентов («поднимает настроение»; «вызывает интерес к предмету»; «эмоционально, захватывающе»; «спасибо за эмоции»);

- наличие готовности использовать полученный опыт в будущей профессиональной деятельности («опыт, который я буду использовать в своей педагогической деятельности»; «обязательно попробую квест в работе»);

- определение полезности данной формы для закрепления и повторения образовательного материала («повторили огромное количество материала, не напрягаясь»; «освежили свои старые знания»; «было не только очень весело и интересно, но и закрепили пройденный материал»);

- указание на практическую значимость заданий («позволяет увидеть пользу теоретических знаний»);

- отметка возможности совершенно по-новому взглянуть на своих товарищей и преподавателей («было интересно увидеть своих одногруппников в непривычной для них роли»; отмечали: артистизм, творческий подход студентов; слаженную работу организаторов; современность преподавателей и владение ими инновационными подходами в обучении).

Анализ рефлексии студентов позволяет высоко оценить данную игровую технологию, так каквсе педагогические задачи, поставленные преподавателями-организаторами квеста на этапе подготовки были решены.

Список использованной литературы:

1. Зайцева В.П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 2 (90). - С. 131-137.

2. Истомина В.В. Квест в профессиональном образовании // Личность в профессионально-образовательном пространстве. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков; ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - 2015. - С. 70-75.

3. Какунина Т.Е. Мотивация познавательной деятельности: 33 способа мотивировать // Методист. - 2014. - № 3. - С. 44-48.

4. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5. - [Электронный ресурс]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (доступ свободный). - Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/ 129 (дата обращения: 27.04.2016).

6. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. - 2014. - №6 (09). - С. 138-140. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.

7. Эльмуратова Н.А. Квест как современная педагогическая технология - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html

© Малиновская М.П., 2017

УДК 372.881.161.1

В.С.Нефедьева

канд. пед. наук, доцент ТвГТУ г. Тверь, РФ E-mail: nefedjevavs@mail.ru

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСПЕШНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Аннотация

Цель экспериментального обучения - подтверждение рабочей гипотезы о возможности формирования у иностранцев интонационных навыков на русском языке на базе специального комплекса упражнений. Анализируются текущие результаты основного этапа эксперимента, полученные в ходе проведения промежуточного среза. Сравнительные показатели успешности обучения испытуемых в экспериментальной и контрольной группах позволяют скорректировать процесс обучения в экспериментальной группе и получить предварительные данные о действенности разработанного комплекса интонационных упражнений при обучении иностранцев русской интонации на начальном этапе.

Ключевые слова

Русский язык как иностранный, интонационный компонент, экспериментальное обучение,

промежуточный срез, тест, высказывание.

Значение интонации для передачи смысла русскоязычного высказывания определяется функциональной значимостью интонационных компонентов. Знание русского языка как иностранного предполагает свободное владение интонационными средствами оформления русской речи. Обучение иностранцев русской интонации можно начинать еще до предъявления первых русских звуков, то есть с первых занятий по русскому языку как иностранному.

Исследование проблем классификации интонационных ошибок в русской речи иностранцев [4] и формирования интонационных навыков у иностранцев на начальном этапе обучения [1] послужило основой для разработки нами специального комплекса интонационных упражнений, апробированного к ходе экспериментального обучения иностранцев русской интонации. Экспериментальное обучение проводилось в несколько этапов: тестирование интонационной чувствительности [2], разведывательный эксперимент [3] и основной эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.