Научная статья на тему 'Возможности социального партнерства при подготовке специалистов сопровождения выпускников всех форм попечения'

Возможности социального партнерства при подготовке специалистов сопровождения выпускников всех форм попечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ВСЕХ ФОРМ ПОПЕЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Анатольевна Бобылева, Ольга Владимировна Заводилкина

В статье характеризуется программа повышения квалификации, разработанная для совершенствования профессиональных компетенций специалистов, включенных в процесс оказания социально-педагогической поддержки выпускникам всех форм попечения (организаций для детей-сирот и семейных форм воспитания): цель, перечень профессиональных компетенций, на качественное изменение которых направлена программа, учебный план, особенности содержания и реализации, в том числе возможности сетевой формы при ее внедрении. В основе программы лежит опыт подготовки кураторов и специалистов сопровождения в рамках общественно-государственных проектов БФ «Расправь крылья» по созданию региональных систем сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Анатольевна Бобылева, Ольга Владимировна Заводилкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности социального партнерства при подготовке специалистов сопровождения выпускников всех форм попечения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума. [2. с. 249]. Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [3].

В программах по патриотическому и гражданскому воспитанию студенческой молодежи отмечено, что систематическая педагогическая работа по данному направлению способствует подготовке будущих специалистов к деятельности в условиях демократического общества, к проявлению инициативы в труде и в управлении социально ценными делами, ответственности за свой правовой, нравственный, политический выбор, за развитие своих способностей для достижения успеха и пр. В связи с этим основная цель - это развитие у студентов социальной активности и гражданской ответственности, чувства любви к своему Отечеству, национальной гордости и гражданского достоинства.

Главный принцип реализации направления - ориентация на общечеловеческие ценности, выступающие как общечеловеческий идеал, как выработанные общественным сознанием представлений о должном в общественной жизни [1]. Это такие ценности как гражданственность, патриотизм, честь, совесть, свобода, верность и любовь к отчизне, своему народу и его культуре, языку и традициям, уважительное отношение к семье, высокие нравственные нормы поведения, справедливость, доброжелательность и др.

Реализация гражданско-патриотического направления осуществляется на основе знаниевого и деятельностного подходов. Поэтому большую роль играет активное вовлечение студентов в социальную деятельность и сознательное участие в ней. Например, подготовка и проведение ежегодных мероприятий в учебном заведении (встречи с ветеранами, День защитника Отечества, мероприятия, посвященные Победе в Великой отечественной войне, посещение тематических экспозиций, экскурсии по достопримечательным местам, знакомство с историей своего учебного заведения и пр,). Немалую роль играют тематические часы, диспуты, дискуссии, круглые столы, посвященные актуальным проблемам современного российского общества. памятным датам истории Отечества, воспитанию уважения к историческому прошлому и т.д.

Поэтому современный специалист не только профессионал с высоким уровнем развития компетенций и обладает мастерством по своей специальности, но и должен быть высоконравственной личностью, активно участвующий в социальной деятельности гражданско-патриотической направленности.

Список использованной литературы

1. Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1810-1812.

2. Никифоров Ю.Н. Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» // Журнал Известия Алтайского государственного университета. Выпуск № 4-3, 2007. - С. 248-251.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2011. - 736 с.

© Балыкова И.Е., Германова Л.М., 2016

УДК 378.046.4

Ирина Анатольевна Бобылева,

к.п.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИИДВС РАО,

Москва, Российская Федерация Ольга Владимировна Заводилкина старший научный сотрудник ФГБНУ ИИДВС РАО, Москва, Российская Федерация E-mail: kolega212@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВСЕХ ФОРМ ПОПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В статье характеризуется программа повышения квалификации, разработанная для совершенствования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

профессиональных компетенций специалистов, включенных в процесс оказания социально-педагогической поддержки выпускникам всех форм попечения (организаций для детей-сирот и семейных форм воспитания): цель, перечень профессиональных компетенций, на качественное изменение которых направлена программа, учебный план, особенности содержания и реализации, в том числе возможности сетевой формы при ее внедрении. В основе программы лежит опыт подготовки кураторов и специалистов сопровождения в рамках общественно-государственных проектов БФ «Расправь крылья» по созданию региональных систем сопровождения.

Ключевые слова

Программа повышения квалификации, сопровождение выпускников всех форм попечения, организации для

детей-сирот, семейные формы воспитания.

Система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере социальной адаптации и сопровождения выпускников в подавляющем большинстве регионов находится в стадии становления. Показатели самооценки регионов в данной сфере низкие, а уровень потребностей в два раза превышает уровень возможностей. Регионы испытывают дефицит организационно-методического и программно-методического обеспечения.

Решением данной проблемы может стать создание специализированных программ в системе дополнительного профессионального образования. В статье будет характеризирована программа повышения квалификации «Сопровождение выпускников разных форм попечения (организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания)», реализация которой стала возможна в результате социального партнерства нескольких организаций: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», Центр подготовки и сопровождения выпускников Белгородской области «Расправь крылья».

Программа разработана в институте на основе опыта внедрения технологии сопровождения в деятельность специалистов нескольких регионов Российской Федерации в рамках государственно-общественных проектов фонда по развитию региональных систем сопровождения выпускников (Смоленская, Владимирская, Калужская, Белгородская области). Всего с 2009 года было подготовлено более 250 специалистов.

Программа разработана с учетом трех новых профессиональных стандартов: специалиста органов опеки и попечительства; специалиста по социальной работе; педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Программа предназначена для данных специалистов и социальных педагогов, чей профессиональный стандарт дорабатывается в настоящее время.

Повышение квалификации обеспечит формирование у специалистов необходимых для индивидуального сопровождения выпускников профессиональных компетенций, что повысит качество помощи, оказываемой выпускникам.

Перечень профессиональных компетенций, качественное изменение которых произойдет в результате обучения:

оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в защите их прав и интересов;

осуществление мониторинга адаптации к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера;

планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

выявление, оценка и мобилизация собственных ресурсов гражданина и ресурсов его социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

оценка эффективности социального обслуживания и мер социальной поддержки;

проектирование совместно с коллегами, студентами и их родителями (законными представителями) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Учебный план рассчитан на 144 часа. Две трети учебного времени занимают интерактивные виды учебных занятий: практикумы, мастер-классы, тренинги, семинары, ролевые и деловые игры.

Учебный план включает 5 основных тематических модулей.

Модуль «Сопровождение как деятельность по управлению изменениями жизненной ситуации выпускника»:

- поможет понять особенности сопровождения;

- узнать про теорию изменений и стратегию «шаг за шагом»;

- научиться ставить цели, соотносить цель социальной поддержки выпускника с его личными целями и жизненными планами;

- помогать выпускнику разработать план действий для изменения жизненной ситуации.

Модуль «Особенности социальной адаптации выпускников в постинтернатный период»:

- позволит разобраться в особенностях социальной ситуации выпускников и специфике их социального статуса;

- научиться выявлять факты нарушения прав и социальных гарантий выпускников, предпринимать необходимые действия для их восстановления;

- понять какие факты жизненной ситуации выпускника, имеют значение для организации, планирования и оценки его сопровождения.

Модуль «Сбор и анализ данных о жизненной ситуации выпускника»:

- даст возможность освоить приемы сбора информации о выпускнике и способы ее использования для его поддержки;

- овладеть новым инструментом сбора информации - картой оценки жизненной ситуации;

- научиться разрабатывать критерии и показатели социальной адаптации выпускников, организовывать проведение мониторинга;

- познакомиться с программным комплексом учета данных о выпускниках, качестве их жизни, эффективности услуг.

Модуль «Профессионально значимые качества специалиста сопровождения»:

- поможет понять какие качества и умения специалиста, помогают установить контакт с выпускником, вызвать его доверие, мобилизовать, вовлечь в деятельность для изменения жизненной ситуации;

- научиться создавать обстановку взаимного уважения, безопасности и поддержки;

- устанавливать партнерские отношения с выпускниками на основе принципа разделения ответственности за достижение конкретных изменений в жизненной ситуации выпускника;

- проводить встречи с выпускником;

- освоить обратную связь, описательную похвалу и другие техники коммуникации.

Модуль «Техники, приемы, инструменты специалиста сопровождения» направлен на оснащение специалиста инструментарием:

- различные виды карт (ресурсная карта, карта результатов, карта сопровождения, карта социальных навыков);

- техники анализа и принятия решений;

- техники взаимодействия с выпускником, включая техники консультативной беседы, конструктивного диалога, ведения переговоров;

- проектирование открытой педагогической среды и индивидуального образовательного маршрута.

Тематические модули независимы и могут применяться как самостоятельные учебные программы.

Разработаны оценочные средства, позволяющие сделать вывод о произошедших в квалификации

специалистов изменениях. В каждом модуле программы предусмотрен промежуточный контроль. Формы проведения промежуточного контроля: тестирование; заполнение карт, таблиц; решение практических задач (оценка планирования; составление правил, алгоритмов; анализ текста), участие в дискуссии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Форма проведения итогового контроля: ролевая игра «Пирамида сопровождения». В ходе игры каждый участник заполняет игровую карту и действует в соответствии с цепочкой: знакомство - выяснение игровых целей «сопровождаемого» - выявление трудностей в ее достижении - планирование действий по их преодолению - пошаговое выполнение действий - анализ результатов каждого шага и внесение при необходимости изменений в следующий шаг - оценка полученных результатов.

Данная программа реализуется в сетевой форме в Белгородской обрасти, где с ноября 2014 года при поддержке фонда реализуется проект по созданию региональной системы постинтернатного сопровождения выпускников «Вместе к успеху». В основе системы лежит территориальный принцип организации сопровождения. В каждом муниципальном образовании создается муниципальная служба сопровождения выпускников. Специалисты службы работают со всеми выпускниками, находящимися на территории в возрасте от 15 до 23 лет. Цель специалиста - не решить все проблемы выпускника, а научить его решать их самостоятельно на основе разграничения ответственности с учетом потребностей и интересов выпускника.

Система постинтернатного сопровождения Белгородской области имеет три уровня: первый -управление социальной защиты населения Белгородской области, второй - центр подготовки и сопровождения выпускников «Расправь крылья», который является ресурсным и координационным центром; третий - муниципальные службы сопровождения. В настоящее время в области функционируют 12 служб сопровождения. Ядро службы - координатор, специалисты сопровождения и выпускники. Именно от квалификации координатора и специалистов сопровождения зависит эффективность всей системы.

Несмотря на разделение уровней система постинтернатного сопровождения - это единый механизм, функционирование которого невозможно, если исключить один из его элементов.

В задачи центра подготовки и сопровождения выпускников «Расправь крылья», входит обучение специалистов. Задача сложная, поэтому она решается вместе с партнерами: благотворительным фондом «Расправь крылья!» и институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО.

В зоне ответственности центра - научить специалистов работать с электронными документами: картой оценки жизненной ситуации выпускника, социальной картой, картой сопровождения, информационной системой «ВыпускникПлюс». Центр также является координатором взаимодействия между специалистами муниципальных служб сопровождения, обеспечивает единый подход к сопровождению выпускников на всей территории области.

В зоне ответственности фонда находятся темы, раскрывающие сопровождение как профессиональную деятельность, характеристики региональной системы сопровождения. Фонд проводит трехдневный семинар-практикум «Летняя профессиональная школа», главный результат которой - осознание и принятие слушателями принципиального положения: сопровождение выпускников является самостоятельной деятельностью и требует своей собственной профессиональной позиции.

В зону ответственности института включены техники и приемы работы специалиста сопровождения; представление опыта других регионов по постинтернатному сопровождению; проведение вебинаров.

Команда центра включалась в реализацию программы постепенно. Сначала специалисты центра учились по специально разработанной для них программе, овладевали всеми необходимыми для специалиста сопровождения знаниями и умениями. Учились специалисты не только отдельно своей командой, но и вместе с другими специалистами муниципальных служб сопровождения. Учились на очных семинарах и дистанционно, на Летней профессиональной школе посещали мастер-классы коллег из Калуги и Смоленска. В настоящее время центр продолжает учиться на вебинарах фонда и института, но уже проводит свои семинары-практикумы. В марте этого года специалисты центра провели два семинара: «Искусство договариваться» и «Становление муниципальной службы сопровождения». Формат обучения специалистов, сложившийся в Белгородской области оптимален и может быть рекомендовать другим регионам.

Таким образом, сетевая форма повышения квалификации дает возможность:

- агрегировать ресурсы разных организаций, создавать профессиональное сообщество;

- экономить ресурсы за счет обмена между партнерами (одной из форм повышения квалификации может стать «учение через обучение других»);

- создавать открытую образовательную среду, расширить спектр образовательных предложений.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 2410-700Х

Все это позволяет сделать процесс повышения квалификации индивидуализированным.

В заключение приведем высказывания специалистов Белгородской и Калужской областей, прошедших повышение квалификации по данной программе.

- Появился позитивный настрой на изменение принципов в своей работе и желание работать по-новому.

- Обогатился арсенал педагогических средств, способствующих успешной социализации выпускника.

- С удивлением обнаружила, что на курсах повышения квалификации надо работать.

- Я стала более творчески подходить к любому делу.

- Могу работать с новыми формами документов (социальная карта, карта оценки жизненной ситуации, карта сопровождения).

- Могу понимать и вникать в непонятную для меня информацию.

- Встреч не так много, как бы хотелось, но они как живительный глоток: вдохновляют и окрыляют.

- Появилось сомнение в собственном праве решать за других.

- Стала по-другому смотреть на взаимодействие с ребенком (сначала же надо его спрашивать).

- Обострился интерес к познанию, сомнению, поиску ответов (а то как-то уснул в последние годы).

- Поняла, что важно вести диалог. Не только говорить самой, но и слышать того, кто рядом.

- Понравилось узнавать новое, интересное и полезное для своей профессиональной деятельности.

- Изучила много полезной литературы совершенно неожиданной педагогической направленности.

Литература.

1. Постинтернат: конструктор системы сопровождения [Текст] / И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина и др.; под ред. И.А. Бобылевой - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013 г. - 40 с.

2. Сопровождение: вопросы подготовки специалистов / И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина [Текст] // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца 15 декабря 2015 / редакционная коллегия: Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, О.С. Ушакова. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. - С. 17-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Бобылева И.А., Заводилкина О.В., 2016

УДК 798.2

Р.Р. Букиров

студент 1 курса автодорожного факультета Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

О.А. Сафонова

старший преподаватель, кафедры физического воспитания Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ ЭКЗОСТОЗЫ

Аннотация

Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Она доказала свою уникальность и эффективность для людей, страдающих множественными костно-хрящевыми экзостозами, позволяет им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.