Научная статья на тему 'Игровые технологии при обучении русскому языку'

Игровые технологии при обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / НАВЫКИ СПОНТАННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ / РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоян К.Т.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающего осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формулировать цели и программы собственной, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоян К.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии при обучении русскому языку»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

определенным видом спорта, и пр.

Выделенные направления реализуют целостное развитие возможностей продуктивного поиска будущего педагога по физической культуре в конструктах инновационной и традиционной педагогики, определяющих потребности личности и общества в системе детерминируемых условий и возможностей развития и самосохранения личности и общества. Список использованной литературы:

1.Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы:уч.пособ.для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.1. Пед.проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015.64 с.

2. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб.пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч.Ч.2. Пед. технологии. Уфа: Аэтерна,2015.62с.

3. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг.44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.3. Псих.-пед. практ. Уфа: Аэтерна,2015.63с.

4. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебн. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «44.03.01 - Пед. образование». М. : МИФИ, 2015.80 с.

5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

7. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Псих., социол. и педагогика. 2015. № 8. С.13-22.

8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 (33). С. 14-23.

9. Медведева В. А., Козырева О. А. Социализация обучающегося как проблема современного образования // Научные преобразования в эпоху глобализации:сб.ст. Межд.науч.-пр.конф.:в 2-х ч.Ч.2. Уфа:Омега Сайнс,2015.С.148-150.

© Медведева В. А., 2016

УДК 37

К.Т.Мирзоян

Кандидат педагогических наук Кафедра русского языка

Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна

г. Ереван. Республика Армения.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающего осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формулировать цели и программы собственной, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Речевая культура , деловое общение, навыки спонтанной русской речи, речевое действие.

Одной из актуальных задач современной средней и высшей школы является формирование и воспитание всесторонне развитой личности, являющейся носителем гуманитарной культуры, необходимым компонентом которой выступает в свою очередь речевая культура. В последние годы особо важным становится обучение эффективному деловому общению, что связано, с одной стороны , с востребованностью в обществе таких специальностей , для которых деловое речевое общение является профессионально значимым, и, с другой стороны, с необходимостью знать и практически применять законы делового общения, иметь для этого соответствующие речевые навыки и умения.

По наблюдениям Галимовой Л. М., "между словом и тем, кто этому слову внимает, располагается некое пространство, в котором все и происходит. Это пространство может быть заполнено как тишиной понимания, так и эмоционально окрашенной увлеченностью, то есть игрой" [4]

В условиях отсутствия языковой среды, например, в Армении, ролевые игры являются одним из наиболее эффективных видов упражнений по развитию навыков спонтанной русской речи. В аудитории должно происходить гибкое сочетание различных ролевых игр, причем психологической особенностью их использования является умение преподавателя не только помочь студенту научиться разыгрывать различные ситуации в условиях новых "ролевых" контактов, но и помочь ему, студенту, психологически раскрепоститься. Владение говорением на "уровне выживания" означает достижение элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей учащемуся контакт в наиболее типичных ситуациях повседневного общения, например:

- устанавливать и поддерживать контакт в разговоре;

- сообщать и запрашивать информацию;

- побуждать партнера к неречевым и речевым действиям;

- выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции;

- обосновывать мнение и предлагать собеседнику высказывать свою точку зрения;

- выражать различные чувства (отношение к предмету речи, ситуации и др.) и побуждать собеседника к выражению своих чувств.

Как отмечают М. Л. Вайсбурд и Л. М. Пустосмехова [2], - ролевая игра - это приём, который помогает учащимся совершенствовать речевые навыки и умения, а также пробовать свои силы в актерском мастерстве.

Для проведения определенного вида игр-диалогов необходимо решить следующие коммуникативные задачи и произвести соответствующие речевые действия:

Диалог этикетного характера:

- уметь приветствовать и ответить на приветствие;

- уметь представиться и представить другого;

- уметь начать, поддержать и закончить разговор;

- уметь выразить благодарность и отреагировать на нее.

Диалог-расспрос:

- тип интервью;

- обмен вопросами и сообщениями.

Диалог-побуждение:

- обратиться с просьбой, выразить готовность, отказ ее выполнить;

- дать совет и принять его;

- высказать предложение и выразить согласие/несогласие.

Диалог-обмен мнениями, сообщениями:

- выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться / не согласиться с ним;

- выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника;

- выразить сомнение;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

- выразить одобрение/неодобрение.

Как отмечает В. Л. Бернштейн, использование игровых коммуникативных ситуаций на уроке помогает предупредить возникновение языкового барьера в процессе естественного общения [1]. Это в значительной степени обеспечивается полным исключением во время урока (особенно на продвинутом этапе обучения) родного языка. Большинство коммуникативных заданий в аудитории имеет соревновательный характер, что способствует коммуникативной направленности занятий и позволяет педагогу довольно легко стимулировать учащихся к неподготовленному речепорождению.

В процессе обучения необходимо использовать приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий, проведение ролевых игр, дискуссий; составление рассказов.

К этому типу коммуникативных видов речевой деятельности можно отнести и некоторые виды интервью.

Дискуссия, как известно, носит довольно сложный характер, и для ее проведения необходимо, чтобы учащиеся имели определенный лингвистический опыт, а также приобрели умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Иногда дискуссии могут возникать спонтанно, но обычно это заранее подготовленные дебаты, где обе стороны готовят и представляют свою точку зрения. Темой для обсуждения могут быть прочитанный текст, просмотренный вместе фильм, общеизвестные события. Помимо большой эффективности в обучении реальной коммуникации, дискуссия помогает также решать воспитательные задачи. Желание среагировать, аргументировать, спорить на интересующую тему - это стимул для формирования механизмов неподготовленной речи [1].

В процессе обучения языку с помощью деловой игры стимулируется формирование коммуникативной компетенции обучаемых. Кроме приобщения к новому языку, обучаемый получает возможность для развития личности, для формирования необходимых не только для профессиональной работы, но и для повседневной жизни навыков общения с другими людьми.

Реальные мотивационные потребности изучающих РКИ связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного отбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

Современные средства коммуникации представляют неограниченные возможности поиска информации и общения. Профессиональная деятельность любого специалиста требует умения пользоваться базами данных, оформлять различные документы, редактировать тексты. Эффективность иноязычного общения прямо зависит от умения предвидеть ход беседы, от способности изменить тактику коммуникативного поведения в нестандартных условиях и ситуациях общения.

В ходе проведения деловой игры студенты могут играть активную роль (руководителя отдела, директора фирмы, специалиста-консультанта, сотрудника отдела и т. д.), а также просто быть участником игры.

На занятиях в группах по специальности "Технология и предпринимательство" студентам можно предложить, например, игру по теме "Фирма".

Деловая игра по теме "Фирма"

Рассказ о предпринимательской деятельности, о ее проблемах. Обсуждение по теме: какие отрасли экономики нуждаются в развитии предпринимательства? Ввести в урок понятия: фирма, предприниматель. Повторить еще раз, какие бывают виды фирм, уточнить их преимущества и недостатки.

1. Цели игры:

- систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;

- формирование умений работать в команде.

2. Задачи игры:

- "создать" виртуальную фирму, определить, к какому виду фирм она относится;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

- определить возможные проблемы в выбранном виде деятельности;

- заполнить бланк "Я и моя фирма".

Предоставление учащимся, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных пособий.

3. Разделение на группы.

4. Проведение игры: Учащиеся выполняют поставленные задачи:

- определить, в какой отрасли будут создавать свою фирму;

- продумать, какие проблемы могут возникнуть при создании и деятельности фирмы, пути их разрешения.

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.

6. Опрос учащихся: Кто такой предприниматель? Что такое фирма? Какие бывают виды фирм? Какие у них преимущества и недостатки? Какие проблемы могут возникнуть при создании и деятельности фирмы? Каким образом их можно разрешить?

Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки:

Достижение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измерительных материалов, итоги которых интерпретируются следующим образом:

- "5" - образовательные результаты усвоены в полной мере;

- "4" - усвоены не в полной мере;

- "3" -усвоены частично;

- "2" -неусвоены.

Рассмотрим ход деловой игры "Журналист".

Игровая задача:

Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, учащиеся должны за один день сделать газету.

Участники игры побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музеи, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа готовит собственную страницу газеты.

По ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают с журналистами на пресс-конференции.

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы с профессионалами. Студенты с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, аналитика, редактора...

Деловая игра расширяет не только возможности речевой деятельности студентов, но и дает возможность студентам анализировать профессиональные ситуации, определяя их проблематику и пути ее решения, корректирует представление учащихся о поведении в конкретной профессиональной ситуации, наконец, обогащает профессиональные знания и помогает формированию у обучаемых профессиональных навыков и умений. Это могут быть игры в форме "научного семинара", "научной конференции", "диспута", "аукциона" и т. п.

Для успешной разработки и проведения деловой игры (ДИ) выделеляют основные признаки, характеризующие ее как активную форму обучения:

1) имитация условий осуществления иноязычной деятельности;

2) моделирование типичных для участников игры ситуаций;

3) распределение ролей между участниками игры;

4) описание структуры и сценария игры, распределение ролевых заданий;

5) организация обсуждения предстоящей игры;

6) реализация целей игры;

7) наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сказать, что ДИ предполагают процесс постепенного перехода от традиционного обучения к новому типу обучения - знаково-контекстному (А. А. Вербицкий [3]), который

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

воссоздает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и усиливает развивающий характер вузовского педагогического образования. Список использованной литературы:

1. Бернштейн В.Л. Некоторые приемы развития неподготовленной речи."Иностранные языки в школе", 2004. N7, с.17-24.

2. Вайсбург М.А., Пустосмехова Л. Телепередача как опора для организации игры на уроке иностранного языка. " Иностранные языки в школе", 2002.N6, с.3-7.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: конкретный подход: Методическое пособие М.: "Высшая школа", 1986. 197 с.

4. Галимова Л.М. Язык - игра - творчество. "Русский язык в школе", 2001. N5, с. 8-13.

© Мирзоян К.Т., 2016

УДК 316

Митина Ольга Григорьевна

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2», г. Брянск, РФ E-mail: olgamit11@yandex.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению, которое ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Становясь «общественным» субъектом, ребёнок приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, социализация, школа, общественная оценка, система жизненных отношений ребёнка.

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация младшего школьника происходит в самых различных ситуациях, которые возникают в результате взаимодействия множества обстоятельств.

Л.И. Божович связывает начало школьного возраста с периодом рождения социального «Я» [1, с. 274, 276] . У ребёнка впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений, потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Д.И. Фельдштейн вычленяет два типа реально существующих позиций ребенка - «я в обществе» и «я и общество» [2, c. 57, 62] . Именно позиция «я» по отношению к обществу максимально полно отражает результаты социального развития. Позиция «я в обществе» связана с освоением предметно-практической стороны деятельности — орудий, знаков, социально заданных действий, способов обращения с предметами и т. д. В целом это предстает как процесс социализации ребенка. Позиция «я и общество» связана с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.