Научная статья на тему 'Специфика и практика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре'

Специфика и практика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хиля Виталий Алексеевич, Козырева Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются возможности определения и уточнения системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курсов современного профессионально-педагогического знания; возможности педагогического моделирования детализируются через систему противоречий, непосредственно связанных с будущими профессионально-трудовыми функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хиля Виталий Алексеевич, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика и практика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

Исходя из принципа межпредметных связей, для студентов-юношей составлены тексты по темам: «Wir arbeiten mit Leder» (обработка кожи), «Wir gestalten in Holz» (работа по дереву), «Wir arbeiten mit Metallen» (работа по металлу), а для девушек - «Wir fertigen einen Grundschnitt» (выкройка), «Wir häkeln» (вязание), «Wir sticken» (вышивание). Используя уже пройденный материал по курсу, например, «Материаловедение», студенты легче овладевают знаниями по данным темам на немецком языке. При чтении и переводе иностранного текста по специальности, студентами усваиваются немецкие понятия, которые были пройдены ранее и знакомы им на русском языке. Например, в тексте (отрывок) «Während beim Schmieden und Gießen Metalle durch starke Wärmeeinwirkung verformbar gemacht werden, geschieht das Treiben auf kaltem Wege. Durch das Schlagen mit dem Hammer dehnen sich die Metalle, sie können so zu Hohlteilen getrieben werden. Außer Edelmetallen eignen sich dazu besonders Kupfer, Messing, aber auch Aluminium. Um leicht gewölbte Formen (Schmuckanhänger, Teller usw.) zu treiben, wird ein Stück Kupfer- oder Messingblech (0,6-1,5 mm) über der Gasflamme oder im Brennofen rotwarm gemacht und in Wasser abgeschreckt. So wird das Metall weich und geschmeidig» [2, с.256-257] разбираются термины die Schmiede (ковка), das Gießen (заливка),die Wärmeeinwirkung (термическое воздействие), die Handblechschere (ручные ножницы по металлу) и другие. А в тексте для девушек (отрывок) «Der Stickrahmen ist für viele Stickstiche unentbehrlich, dem Anfänger erleichtert er außerdem die Arbeit. Wir laufen ohne ihn leicht Gefahr, den Stoff mit dem Stickfaden einzuziehen. Auch einen Fingerhut sollten wir benutzen. Er muß gut passen. Ist er zu groß, rutscht er ständig herab; ist er zu klein, drückt er und sitzt nicht fest. Wir können auch einen Nähring benutzen, der den Vorteil hat, dass der Finger darunter nicht schwitzt. Ferner brauchen wir einen Bindlochstecher und eine kleine spitze Schere. Niemals soll der Faden abgebissen werden, das bekommt weder den Zähnen noch der Stickerei» [2, с.106-107] изучают термины der Stickrahmen (пяльцы), der Stickstich (стежок), das Stickgarn (пряжа), das Gestrick (трикотаж), der Stramin (канва), der Fingerhut (наперсток) и другие.

Организация работы студентов с иностранным текстом по специальности в рамках изучения раздела «Особенности научного стиля» должна основываться на использовании межпредметных связей, что дает возможность преподавателю объединить в единую систему знания обучающихся, которые были получены на занятиях по другим дисциплинам. Это в свою очередь облегчает для студентов процесс овладения иностранным языком и способствует повышению эффективности обучения.

Список использованной литературы:

1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования // http:// festival.1september.ru/articles/527712/

2. Walter Sonja. Schöne Dinge selbst gestaltet. Urania-Verlag, Leipzig, Berlin, Jena, 1968-349 S.

© Хаустова Г.А., 2016

УДК 378.1; 371.3

Хиля Виталий Алексеевич,

студент 2 курса

Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна,

к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА И ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности определения и уточнения системы принципов педагогического

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

взаимодействия в структуре изучения курсов современного профессионально-педагогического знания; возможности педагогического моделирования детализируются через систему противоречий, непосредственно связанных с будущими профессионально-трудовыми функциями.

Ключевые слова

Воспитание, социализация, самореализация, педагогическое взаимодействие, методология, культура

самостоятельной работы, моделирование.

Особенности использования педагогического моделирования [1] в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре обеспечивают качественное формирование культуры самостоятельной работы личности [2], включенной в активный поиск продуктивных условий профессионального становления и самоутверждения [3]. Педагогическое моделирование в модели научно-педагогического исследования [4] определяется в двух направлениях детализации возможностей личности - словесно-логическом моделировании и структурно-логического моделировании. Моделирование системы принципов педагогического взаимодействия можно отнести к структурно-логическому моделированию, т.к. в структуре детализации системы принципов могут быть в детерминируемых положениях формулы, схемы, детали, которые относят именно к структурно-логическому моделированию. Качество изучения курса «Практическая педагогика» [5-7] можно повысить в структуре использования программно-педагогического обеспечения включением в процесс моделирования конструктора систем принципов [8-9], реализующих условия продуктивности в модели профессиональной подготовки и профессионального образования будущих педагогов. Приведем в качестве примера еще одну авторскую систему принципов педагогического взаимодействия, детерминированную в структуре изучения курса «Практическая педагогика».

Система принципов педагогического взаимодействия обучающегося и педагога по физической культуре (Хиля В. А., 2016):

1. Принцип позитивного взаимодействия в единстве всех категориальных единиц и функций при учете социального заказа и индивидуальных особенностей обучающихся: • принцип сотрудничества педагога и обучающихся; • принцип воспитания в коллективе и через коллектив; • принцип единства всех видов обучения; • принцип сознательности и активности обучающегося; • принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки; • принцип ведущей роли педагога в процессе взаимодействия; • принцип единства сознания и деятельности; • принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности; • принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления; • принцип адекватного отражения объективной действительности; • принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой.

2. Принцип саморазвития и персонификации профессионального становления личности в модели учета индивидуальных способностей обучающегося: • принцип формирования глубокого и всестороннего знания в модели адаптивной и акмеверифицированной практики развития; • принцип ситуативного определения и решения конкретных задач развития и саморазвития в соответствии с условиями, возможностями и показателями (характеристиками) антропологического и ноосферного генеза; • принцип циклической, поэтапной, многофакторной рефлексии (самоанализа деятельности и общения); • принцип совершенствования деятельности и внесения корректив в процессы воспитания, обучения, социализации, самореализации с учётом особенностей каждого конкретного обучающегося и коллектива в целом.

3. Принцип наглядности в определении возможностей и ресурсов ведущей деятельности: • принцип чёткого определения цели и задач использования наглядности; • принцип логичности, порядка и регламентации показа; • принцип последовательных демонстраций, фасилитирующих формирование общей картины и понимания дидактического материала; • принцип сочетания отдельных видов наглядности с формированием мышления и коммуникативных умений обучающегося; • принцип включения обучающихся в процесс формирования культуры и самостоятельного анализа наблюдаемых объектов с последующим продуцированием необходимых педагогических средств; • принцип оптимизации условий выбора у преподавателя в контексте соблюдения адаптивно-акмеверифицированного продуцирования объектов и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

продуктов культуры, искусства, науки, спорта и пр.; • принцип соблюдения эргономических и психологических требований к оформлению наглядности и ее использования.

4. Принцип прочности результатов педагогического взаимодействия в модели современного образования: • принцип эффективной реализации модели обучения и образования в целостном формировании условий и возможностей развития обучающегося (доступность, наглядность, сознательность, активность, систематичность, последовательность, целенаправленность, объективность, продуктивность, конкурентоспособность, гибкость и пр.); • принцип организации повторения и закрепления полученных знаний; • принцип формирования умений и навыков у обучающихся с учетом их способностей и нормального распределения способностей в выборке (класс или параллель классов) обучающихся; • принцип пополнения и ситуативной модификации знаний в изменяющихся условиях объективного педагогического процесса; • принцип систематического контроля знаний у обучающихся, повышения качества способности оценки приобретенных знаний, сформированных умений, навыков и компетенций; • принцип осуществления индивидуализации и дифференциации в обучении и развитии личности.

5. Принцип формирования здорового образа жизни и культуры здоровья: • принцип природосообразности, обеспечивающий воспитание личности с учётом природного потенциала, на основе и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил в структуре осознания важности и целостности процесса развития; • принцип личностно ориентированного характера развития и образования, обеспечивающий оздоровление ребенка в продуктивном выборе и решении задач развития и саморазвития личности (детерминируется педагогом в контексте определения содержания форм, методов и педагогических средств достижения позитивного восприятия мира и самочувствия личности, т.е. здоровья); • принцип положительного эмоционального подкрепления личности через социальные формы сотрудничества и продукты персонифицированной деятельности, одобряемые в социуме; • принцип формирования потребности в активности и здоровом образе жизни.

6. Принцип гуманистической направленности развития обучающегося и формирование потребности в общении: • принцип добровольного включения обучающегося в ту или иную деятельность при учете адаптивного и акмеверифицированного знания как ресурсов и продуктов развития личности и общества; • принцип веры каждого ребёнка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели; • принцип оптимистических стратегий в определении и решении воспитательных задач; • принцип готовности обучающихся к социальной самозащите интересов при осознании своей социальной защищенности; • принцип учёта потребностей, интересов обучающихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, своевременного пробуждения педагогом обучающегося к постановке новых целей и возможности их достижения.

Список использованной литературы:

1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

2. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.

3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.

4. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

5.Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы:уч.пособ.для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.1. Пед.проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015.64 с.

6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учеб.пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч.Ч.2. Пед. технологии. Уфа: Аэтерна,2015.62с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг.44.03.01-Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.3. Псих.-пед. практ. Уфа: Аэтерна,2015.63с.

8. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488

9. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340

© Хиля В. А., 2016

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна

кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитанияТульского государственного университета им. Л.

Н. Толстого, г. Тула, РФ E-mail: astro1963@mail.ru Алешина Наталья Сергеевна

кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н.

Толстого, г. Тула, РФ

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

Данная статья раскрывает проблему модернизации современной системы преподавания физической культуры, а так же и ее теоретического аспекта. Показывает новые подходы к формированию устойчивой мотивации подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова

Фитнес-технологии, физическое воспитание, фитнес, физическая культура личности.

В течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными формами занятий физической культурой в учебныхзаведениях на все ступенях обучения. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровняфизической подготовленности и состоянии здоровья подрастающего поколения. В связи с этим актуальным является поискинновационных форм физической активности, способствующих повышению уровня здоровья и физического развития детей и подростков, студенческой молодежи и взрослого населения.

Сейчас нужен пересмотр подходов к физическому воспитанию, необходимо выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему.

Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы преподавания физической культуры, а так же и ее теоретического аспекта.

За последний период за рубежом появилось много концепций и разнообразных подходов к физическому воспитанию.

Но в этих материалах затрагиваются лишь отдельные аспекты, направления современного физического воспитания и, как правило, применительно к тем или иным группам населения (например, к школьникам или студентам) или странам. Отсутствует общая теоретическая оценка предлагаемых концепций, не выявляется их соответствие основным принципам и положениям современной логики и методологии науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.