Научная статья на тему 'Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате'

Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате»

М. В. Славгородская

УДК 178.048

М. В. Славгородская

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья детей.

По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Смертность превышает рождаемость. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. 25-50% детей страдают от «синдрома больных помещений». Воздух в классах - это «коктейль», который содержит пыль, микрочастицы краски, бумаги, пыльцы растений, микроорганизмы, вирусы. При этом особое беспокойство вызывает опасная тенденция увеличения показателей детской заболеваемости, где доминирующие позиции занимают не только болезни органов дыхания, органов чувств, бытовые травмы и социально обусловленные заболевания (токсикомания, наркомания, венерические болезни), но также дидакто-неврозы и другие болезни школьного происхождения (сколиоз, миопия, фобии).

Суммарная оценка ситуации дала возможность выделить ключевые факторы, определяющие снижение здоровья школьников. Среди них указываются главные: отсутствие осознанной потребности в здоровом образе жизни, низкий уровень культуры здоровья; недостаточный уровень двигательной активности, гиподинамия; перегрузки, обусловленные интенсификацией обучения и нерациональным режимом учебного труда, следствием чего является высокий уровень стрессовых состояний. Результатом является искажение образа жизни и формирование поведенческих установок, разрушающих здоровье. Это позволяет отнести проблемы здоровье в разряд педагогических проблем.

Состояние здоровья населения в Сибири отражает еще более неблагополучную картину (Н. Н. Гребнева, А. Б. Загайнова, 1999; В. А. Труфакин,

В. И. Хаснулин, 1998) [1; 2].

Особенность сибирских регионов состоит в резком сезонном перепаде температур, большей продолжительностью зимнего периода, малой продолжительностью солнечных дней. У населения выражены сезонные деп-

рессии, гипо - и авитаминозы, несбалансированное питание. Согласно статистическим данным, Кузбасс занимает ведущее место по загрязненности среди других регионов Сибири. Уровень заболеваний детей в Новокузнецке превышает общероссийский по всем классам.

Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

В современном образовании в последние годы стали четко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожными являются состояние физического, психического и нравственного здоровья детей. Это выражается в увеличении заболеваний нервно-психической, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата; возникновения стрессовых состояний, нарушений функций зрения, росте наркомании - что существенно снижает эффективность учебной деятельности и адаптацию к образовательному процессу.

Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знания, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования, путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся многофакторная. И соответственно решить данную проблему возможно только с учетом всех факторов и причин их порождающих [5].

Анализ причин ухудшения здоровья учащихся обусловил разработку и реализацию концепции формирования физического и духовного здоровья учащихся. В основу концепции легли базовые положения:

* здоровье является важнейшим ресурсом состоятельности и конкурентоспособности человека в условиях рыночной экономики;

* наиболее эффективными для формирования физического, психического и социального здоровья являются детский и подростковый периоды;

* формирование культуры здоровья предполагает непрерывность и преемственность.

В соответствии с концепцией делается акцент на необходимости объединения усилий всех заинтересованных сторон в формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, поскольку одна из главных задач школы-интерната заключается в сохранении и укреплении здоровья учащихся, что предполагает раннее выявление физических отклонений или психологических проблем, устранение причин, вызывающих эти нарушения, повышение резистентности учащихся к патогенным и психо -травмирующим факторам. С нашей точки зрения, здоровьесберегающая школа-интернат - это комплекс взаимодействия медика, психолога и педагога, позволяющий учителю выбрать оптимальный способ общения и обучения, соответствующий физическому и психическому состоянию ребенка.

М. В. Славгородская

Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся, являются основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения. При этом важно, чтобы процесс обучения не отражался негативно на здоровье детей и подростков, в нем должны присутствовать формы активности, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни.

Следовательно, необходимо становление здоровьесберегающего обучения (по форме и содержанию), которое возможно только в случае изменения профессионально-педагогического подхода: учитель должен осознавать себя специалистом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью. Речь идет о переосмыслении и переоформлении содержания педагогического взаимодействия - его гуманизации, утверждение субъект-субъектных отношений.

Контуры здоровьесберегающей работы школы-интерната: отношение к здоровью как к универсальной ценности, являющей собой единство социального, духовного и физического; идея «заботы о себе» как управления собой, своей судьбой, жизненной траекторией; единство теории и практики в сохранении и укреплении здоровья учащихся и формировании у них представления о ценности здоровья и здорового образа жизни как важной функции процесса обучения.

Сохранение здоровья учащихся в большой степени может быть обеспечено организацией безопасной, здоровьесберегающей среды, которая характеризуется равновесием между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой за счет активного использования методики психофизиологического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе. В ходе психофизиологического сопровождения проводится мониторинг состояния здоровья детей, осуществляется изучение инфраструктуры школы-интерната, организации учебного процесса, учебной и внеучеб-ной нагрузки, широко используются разнообразные методы, приемы, организационные формы и другие меры, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни учащегося.

Здоровьесберегающая образовательная среда школы-интернат подразумевает эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям для каждого учащегося; использование методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность; способы формирования личностных концепций здоровья; выработка способностей к саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтролю в стрессовых ситуациях; внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.

В школе-интернате N° 38 г. Новокузнецка сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов уделяется особое внимание. На это направлена

деятельность психологов, педагогического коллектива, творческих групп, администрации (рис. 1).

В школе эффективно используются различные здоровьесберегающие технологии и учитывается:

* комплексность использования образовательно-оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структура образовательного процесса, условия обучения, воспитания;

* непрерывность проведения образовательно-оздоровительных мероприятий со всеми учащимися;

* интеграция оздоровительных программ в образовательный процесс;

* применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

* формирование положительных мотиваций у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий;

* реализация в условиях ОУ на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности на уроках физкультуры и в более десяти спортивных секциях работающих в школе-интернате;

* обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самоконтроля, самооценки индивидуальных резервных возможностей организма на индивидуальных и групповых занятиях по психо -логической коррекции и социальной адаптации учащихся, педагогических советах [4].

В 2005 г. школа получила диплом Кузбасской ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» за сборник статей педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников» [3]. В 2007 г. дипломы Кузбасской ярмарки получили: система здоровьесберегающей деятельности и методическое пособие М. В. Славгородской «Здоровьесбережение учащихся школы-интерната» [6].

Школа участвует в федеральной программе «Здоровое питание», ведет научно-исследовательскую и издательскую деятельность, изучая и пропагандируя здоровый образ жизни.

Коллектив педагогов работает над единой методической темой «Социальная адаптация и реабилитация слабослышащих школьников в рамках компетентностного подхода», так как социализация и формирование установки на здоровый образ жизни неразрывно связаны.

Психологическая служба в течение многих лет ведет здоровьесберегающую деятельность по направлениям: просвещение, консультирование, диагностика и аналитика, развивающее, коррекционное, научно-экспериментальное.

В образовательный процесс внедряется аромапрофилактика, арттерапия, различные формы по формированию и укреплению психологического здоровья личности всех участников образовательного процесса.

414

Рис. 1. Система здоровьесберегающей работы школы — интерната № 38

М. В. Славгородская

Психологи школы, освещая опыт здоровьесберегающей деятельности, выступают на городских, региональных и международных конференциях.

Психологическая служба, мотивируя учащихся и педагогов к здоровому образу жизни, издает красочные буклеты, проводит интересные общешкольные мероприятия «Неделя Психологии», «Неделя Культуры», «Неделя Здоровья».

Творческая группа педагогов по изучению и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий разработала систему здоровьесберегающей деятельности. Составлена программа оздоровления всех участников образовательного процесса, разработан и внедряется годовой план работы, учитывающий участие всех служб и специалистов школы-интерната, разработаны таблицы, отражающие содержание, деятельность и реализацию здоровьесбережения в школе по направлениям: духовно-нравственное здоровье, психологическое здоровье, физическое здоровье и социальное здоровье (рис. 2-6).

Духовно-нравств енное здоровье

Физическое

здоровье

Социальное

здоровье

Рис. 2. Реализация здоровьесбережения в школе-интернате по направлениям

Здоровье и образование взаимозависимы и взаимосвязаны. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании слабослышащих школьников способствует созданию комфортности образовательной среды, повышает познавательную активность, обеспечивает гармоничное развитие личности, способствует адаптации к современным условиям, а самое главное формирует у воспитанников ценность духовно-нравственного, психологического и физического здоровья.

Реализуя здоровьесберегающий подход к образованию, педагоги созидают вечные, необходимые ценности, закладывают фундамент будущим поколениям.

Психологическое

здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Рис. 3. Реализация направления: духовно-нравственное здоровье

Рис. 4. Реализация направления: психологическое здоровье

Рис. 5. Реализация направления: физическое здоровье

Рис. 6. Реализация направления: социальное здоровье

М. В. Славгородская

Библиографический список

1. Гребнева, Н. Н. Адаптивные возможности и функциональные резервы детского организма в условиях Тюменского Севера / Н. Н. Гребнева, А. Б. Загайнова/ / Всероссийская научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения И. П. Павлова. - СПб., 1999. - С. 123-124.

2. Труфакин, В. А. Современные проблемы Северной медицины / В. А. Тру-факин, В. И. Хаснулин // Медицинские и экологические проблемы Северных районов Сибири. - Томск-Стрижевой, 1998. - С.90-99.

3. Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психо-лого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников/ под ред. А. Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 147 с.

4. Юсупова, Н. П., Плетнева, Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 9-11.

5. Синенко, В. Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема. // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 5-8.

6. Славгородская, М. В. Здоровьесбережение учащихся школы-интерната: методическое пособие / М. В. Славгородская; под ред. А. Н. Солодовниковой. -Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 79 с.

7. Минникаева, Н. В. Стратегии оптимизации двигательного режима дня для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С.309 - 315

8. Нарзулаев С. Б., Мингажев М.Б..Методы обучения инвалидов и лиц с нарушением здоровья двигательным действиям и формирования двигательных навыков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 316 - 322

9. Сериков С. Г., Клестова О. А., Коржова М. Е.. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С.202-208

10. Данилова О. В. Формирование гуманитарной культуры учащихся в эпоху современных глобальных перемен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 249 - 254

11. Быструшкин С. К., Айзман Р. И. Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 216 - 221.

12. Быструшкин С. К., Айзман Р. И. Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развития в условиях психоэмоционального воздействия // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 226 - 232.

13. Гончарова О. А. Представление о человеке и здоровье в системе традиционной культуры алтайцев // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 169 - 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.