юляет отнести проблемы здоровье в
_____________________________мл
отсутствует. Планеты-гиганты - Ю окружены мощной газовой оболочт
УДК 178.048
М. В.
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕ В ШКОЛ!
В современных условиях развит снижение здоровья детей.
По данным исследований Минз; сии лишь 14% детей практически отклонения, 35-40% хронические с од обучения в 5 раз возрастает част патология пищеварения и мочепол ки, в 4 раза - нервно-психических увеличилось количество низкорос; даемость. Ежегодно более 35% юнс бу по медицинским показателям. 25 ных помещений». Воздух в классах -микрочастицы краски, бумаги, пы сы. При этом особое беспокойстве ния показателей детской заболевае нимают не только болезни органов мы и социально обусловленные з< венерические болезни), но также Д1 ного происхождения (сколиоз, мио
Суммарная оценка ситуации вые факторы, определяющие сн них указываются главные: отсутст] образе жизни, низкий уровень кулк двигательной активности, гиподиназ сификацией обучения и нерациона: ствием чего является высокий урове является искажение образа жизни и вок, разрушающих здоровье. Это пс разряд педагогических проблем.
Состояние здоровья населения в (
бири отражает еще более неблагопо-
’'.лавгородская____________________________
ітер, Сатурн, Уран, Нептун - наоборот, й».
іавгородская
ЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НТЕРКАТЕ
нашего общества наблюдается резкое
змедпрома и Госкомэпиднадзора Рос-эровы, 50% имеют функциональные шевания. Среди школьников за пери-нарушений органов зрения, в 3 раза-'й системы, в 5 раз - нарушение осан-стройств. За последние годы в 20 раз : детей. Смертность превышает рож-;й не способны нести воинскую служ-'% детей страдают от «синдрома боль-о «коктейль», который содержит пыль, ;ы растений, микроорганизмы, виру->ізьівает опасная тенденция увеличе-сти, где доминирующие позиции задания, органов чувств, бытовые трав-певания (токсикомания, наркомания, кто-неврозы и другие болезни школь-[, фобии).
їла возможность выделить ключе-ение здоровья школьников. Среди осознанной потребности в здоровом эы здоровья; недостаточный уровень [я; перегрузки, обусловленные интен-ным режимом учебного труда, след-5 стрессовых состояний. Результатом
ПИМИППИЯНИР nnRPHPHlTPr.TfUV VP.TaHD-
лучную картину (Н. Н. Гребнева, А. Б. Загайнова, 1999; В. А. Труфакин, В. И. Хаснулин, 1998) [1; 2].
Особенность сибирских регионов состоит в резком сезонном перепаде температур, большей продолжительностью зимнего периода, малой продолжительностью солнечных дней. У населения выражены сезонные депрессии, гипо - и авитаминозы, несбалансированное питание. Согласно статистическим данным, Кузбасс занимает ведущее место по загрязненности среди других регионов Сибири. Уровень заболеваний детей в Новокузнецке превышает общероссийский по всем классам.
Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.
В современном образовании в последние годы стали четко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожными являются состояние физического, психического и нравственного здоровья детей. Это выражается в увеличении заболеваний нервно-психической, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата; возникновения стрессовых состояний, нарушений функций зрения, росте наркомании - что существенно снижает эффективность учебной деятельности и адаптацию к образовательному процессу.
Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знания, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования, путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся многофакторная. И соответственно решить данную проблему возможно только с учетом всех факторов и причин их порождающих [5].
Анализ причин ухудшения здоровья учащихся обусловил разработку и реализацию концепции формирования физического и духовного здоровья учащихся. В основу концепции легли базовые положения:
* здоровье является важнейшим ресурсом состоятельности и конкурентоспособности человека в условиях рыночной экономики;
* наиболее эффективными для формирования физического, психического и социального здоровья являются детский и подростковый периоды;
* формирование культуры здоровья предполагает непрерывность и преемственность.
В соответствии с концепцией делается акцент на необходимости объединения усилий всех заинтересованных сторон в формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, поскольку одна из главных задач школы-интерната заключается в сохранении и укреплении здоровья учащихся, что предполагает раннее выявление физических отклонений или психологических проблем, устранение причин, вызывающих эти нару-
шения, повышение резистентности учащихся к патогенным и психотравмирующим факторам. С нашей точки зрения, здоровьесберегающая школа-интернат - это комплекс взаимодействия медика, психолога и педагога, позволяющий учителю выбрать оптимальный способ общения и обучения, соответствующий физическому и психическому состоянию ребенка.
Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся, являются основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения. При этом важно, чтобы процесс обучения не отражался негативно на здоровье детей и подростков, в нем должны присутствовать формы активности, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни.
Следовательно, необходимо становление здоровьесберегающего обучения (по форме и содержанию), которое возможно только в случае изменения профессионально-педагогического подхода: учитель должен осознавать себя специалистом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью. Речь идет о переосмыслении и переоформлении содержания педагогического взаимодействия -его гуманизации, утверждение субъект-субъектньгх отношений.
Контуры здоровьесберегающей работы школы-интерната: отношение к здоровью как к универсальной ценности, являющей собой единство социального, духовного и физического; идея «заботы о себе» как управления собой, своей судьбой, жизненной траекторией; единство теории и практики в сохранении и укреплении здоровья учащихся и формировании у них представления о ценности здоровья и здорового образа жизни как важной функции процесса обучения.
Сохранение здоровья учащихся в большой степени может быть обеспечено организацией безопасной, здоровьесберегающей среды, которая характеризуется равновесием между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой за счет активного использования методики психофизиологического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе. В ходе психофизиологического сопровождения проводится мониторинг состояния здоровья детей, осуществляется изучение инфраструктуры школы-интерната, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, широко используются разнообразные методы, приемы, организационные формы и другие меры, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни учащегося.
Здоровьесберегающая образовательная среда школы-интернат подразумевает эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям для каждого учащегося; использование методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность; способы фор-
мирования личностных концепций здоровья; выработка способностей к саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтролю в стрессовых ситуациях; внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.
В школе-интернате № 38 г. Новокузнецка сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов уделяется особое внимание. На это направлена деятельность психологов, педагогического коллектива, творческих групп, администрации (рис. 1).
В школе эффективно используются различные здоровьесберегающие технологии и учитывается:
* комплексность использования образовательно-оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структура образовательного процесса, условия обучения, воспитания;
* непрерывность проведения образовательно-оздоровительных мероприятий со всеми учащимися;
* интеграция оздоровительных программ в образовательный процесс;
* применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
* формирование положительных мотиваций у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий;
* реализация в условиях ОУ на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности на уроках физкультуры и в более десяти спортивных секциях работающих в школе-интернате;
* обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самоконтроля, самооценки индивидуальных резервных возможностей организма на индивидуальных и групповых занятиях по психологической коррекции и социальной адаптации учащихся, педагогических советах [4]
В 2005 г. школа получила диплом Кузбасской ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» за сборник статей педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников» [3]. В 2007 г. дипломы Кузбасской ярмарки получили: система здоровьесберегающей деятельности и методическое пособие М. В. Славгородской «Здоровьесбережение учащихся школы-интерната» [5].
Школа участвует в федеральной программе «Здоровое питание», ведет научно-исследовательскую и издательскую деятельность, изучая и пропагандируя здоровый образ жизни.
Коллектив педагогов работает над единой методической темой «Социальная адаптация и реабилитация слабосльппащих школьников в рамках ком-петентностного подхода», так как социализация и формирование установки на здоровый образ жизни неразрывно связаны.
Психологическая служба в течение многих лет ведет здоровьесберегаю-
Инновационные методики и технологии учения
Ароматерапия, арттерапия Технологии В.Ф. Базарнова, М. Монтессори КСО, Сотрудничество Экспериментальная площадка
\
Материальное, научное и учебно-методическое сопровождение
Разработка и внедрение рабочих образовательных программ в учебный процесс
Редакционно-издательская деятельность Создание информационной компьютерной базы
Мониторинг качества учебного процесса Создание портфолио
Наличие компетентного кадрового потенциала
Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров
Реабилитационно - образовательное пространство
Формы организации работы но здоровье-сбережению
Урок
Индивидуальные занятия Групповые занятия Внеклассные занятия Кружки
Фонетическая зарядка Недели здоровья
ы—интерната № 38
щую деятельность по направлениям: просвещение, консультирование, диагностика и аналитика, развивающее, коррекционное, научно-экспериментальное.
В образовательный процесс внедряется аромапрофилактика, арттерапия, различные формы по формированию и укреплению психологического здоровья личности всех участников образовательного процесса.
Психологи школы, освещая опыт здоровьесберегающей деятельности, выступают на городских, региональных и международных конференциях.
Психологическая служба, мотивируя учащихся и педагогов к здоровому образу жизни, издает красочные буклеты, проводит интересные общешкольные мероприятия «Неделя психологии», «Неделя Культуры», «Неделя здоровья».
Творческая группа педагогов по изучению и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий разработала систему здоровьесберегающей деятельности. Составлена программа оздоровления всех участников образовательного процесса, разработан и внедряется годовой план работы, учитывающий участие всех служб и специалистов школы-ин-терната, разработаны таблицы, отражающие содержание, деятельность и реализацию здоровьесбережения в школе по направлениям: духовно-нравственное здоровье, психологическое здоровье, физическое здоровье и социальное здоровье (рис. 2, 3,4,5)
Духовно-нравственное
здоровье
Психологическое
здоровье
Фишчсское
здоровье
Социальное
здоровье
Рис. 2. Реализация здоровьесбережения в школе по направлениям
Здоровье и образование взаимозависимы и взаимосвязаны. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании слабослышащих школьников способствует созданию комфортности образовательной среды, повышает познавательную активность, обеспечивает гармоничное развитие личности, способствует адаптации к современным условиям, а самое главное формирует у воспитанников ценность духовно-нравственного, психологического и физического здоровья.
Реализуя здоровьесерегающий подход к образованию, педагоги созидают вечные, необходимые ценности, закладывают фундамент будущим поко-
лениям.
Духовно-нравственное здоровье
к>
О'*
Художественная школа № 53
Кружки
Экскурсии
^ Тематические праздники
___________________________________
Кружок «Восприятие прекрасного»
! __________. _________
|* Видеолекторий
I - ■______________
| Неделя культуры
_гт
Выставки
I ■ - _1
I Посещение музеев
_______;__________
і Часы общения
-
Духовное
Нравственное
Эстетическое
Психологическое здоровье
'' *’*" ***' — ■— —
ч Создание психологических уголков П в учебных классах
Неделя психологии
Кружки, ароматерапия
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия
■' - - 1 ■■ Индивидуальные консультации
Фиточай, лекции, ароматерапия, тренинги, семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации
■
''Л.-:'
Учащиеся
Педагогический
коллектив
Родители
Мониторинг психологического развития детей
Коррекционно-развивающая работа
Умственное социально-личностное развитие
Профилактика эмоцион&чьных нарушений
Мониторинг в сфере учитель-ученик, учитель-родитель
Психолого-педагогическое
просвещение
Психолого-педагогический комфорт
Профилактика конфликтов, психологических нарушений эмоциональных проблем
Мониторинг детско-родительских отношений, психологического климата в семье
Лекции, индивидуальные консультации, оформление информационного стенда, { . I информационные буклеты, брошюры, • семинары
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
и-)
го
оо
Рациональное питание
Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках
Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время
Банк данных физического развития учащихся школы
Санитарно-гигиенические нормы, режим работы школы, расписание
Немедикаментозная терапия, динамические паузы, лечебная физкультура
Анализ основных параметров физического развития учащихся и мониторинг состояния здоровья школьников
Контроль выполнения СанПинов, режима работы школы
' ■ | | ■ - ■ ■■■■■■■■•■;__________________
Фиточай, арттерапия, ароматерапия,
•" у физминутки, ЛФК (организация групп)
Организация сбалансированного | пятиразового питания, витаминизация
И : • -: • • -
Индивидуальный и дифференцированный подход
______________________________________________________•
Применение здоровьесберегающей технологии I проф. В.Ф.Базарного (режим динамических поз, I подвижных объектов и зрительных горизонтов, использование экологического букваря и офтальмтренажеров)
Применение здоровьесберегающей технологии М.Монтессори (упражнения по развитию мелкой моторики, развивающие игры)
Лни злоиовья
■ і і \ ’ ■ .____________
ДЮСШ, ОК «Родник», ОК «Витязь»
_____ _____ „_______ . 1.___ . ______ ________ ________ ________ ^ ш ьаЪ
Немедикаментозная терапия, динамические паузы, лечебная физкультура
Рациональное питание
Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках
—и——
Организация сбалансированного пятиразового питания, витаминизация
Щ В ■ ■■ | Индивидуальный и дифференцированный подход
/_______________________________ ~
Применение здоровьесберегающей технологии проф. В.Ф.Базарного (режим динамических поз, подвижных объектов и зрительных горизонтов, использование экологического букваря и офтальмтренажеров)
Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время
Применение здоровьесберегающей технологии М.Монтессори (упражнения по развитию мелкой моторики, развивающие игры)
■У.- I
Споотивные секции. КОУЖКИ
____:__________. I
Дни злооовья [
\
I ДЮСШ, ОК «Родник», ОК «Витязь»
«Я
_
_____________:___:____________:_____________
^1 Контроль выполнения СанПинов, режима работы школы
Анализ основных параметров физического развития учащихся и мониторинг состояния здоровья школьников
*
Фиточай, арттерапия, ароматерапия, физминутки, ЛФК (организация групп)
—----------—------
Банк данных физического развития учащихся школы
Санитарно-гигиенические нормы, режим работы школы, расписание
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Библиографический список
1. Гребнева, Н. Н. Адаптивные возможности и функциональные резервы детского организма в условиях Тюменского Севера / Н. Н. Гребнева,
A. Б. Загайнова// Всероссийская научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения И. П. Павлова. - СПб., 1999. - С. 123-124.
2. Труфакин, В. А. Современные проблемы Северной медицины /
B. А. Труфакин, В. И. Хаснулин//Медицинские и экологические проблемы Северных районов Сибири. - Томск-Стрижевой, 1998. - С.90-99.
3. Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников/ под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 147 с.
4. Юсупова, Н. П., Плетнева, Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 9-11.
5. Синенко, В. Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема. Журнал // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 5-8.
6. Славгородская, М. В. Здоровьесбережение учащихся школы-интерната: методическое пособие / М. В. Славгородская; под ред. А. Н. Солодовниковой. -Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 79 с.
УДК 372.212.3
О. Е. Дренъ
СТРАТЕГИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Целостность в структуре антропологического знания и эстетическом развитии детей выполняет функцию гармонизации, поэтому она является важной характеристикой эстетического процесса.
Терминов, обозначающие объединение всех составляющих любых процессов, явлений, достаточно много: холизм, голографичность, целостность, интеграция, комплекс. И это закономерно, любой способ объединения усиливает процессы, делает их объемными. Остановимся на специфических особенностях использования в педагогике каждого из представленных понятий.
Целостность - термин применяется в педагогике (единство учебно-воспитательного процесса, единство усилий школы, семьи и общественности). Целостность рассматривается в педагогическом пространстве на основе различных координат: семья - школа - общество; учебный процесс - воспитательный процесс - внеклассная работа - внешкольная работа и т. д.