Научная статья на тему 'Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интеркате'

Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интеркате Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
726
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интеркате»

юляет отнести проблемы здоровье в

_____________________________мл

отсутствует. Планеты-гиганты - Ю окружены мощной газовой оболочт

УДК 178.048

М. В.

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕ В ШКОЛ!

В современных условиях развит снижение здоровья детей.

По данным исследований Минз; сии лишь 14% детей практически отклонения, 35-40% хронические с од обучения в 5 раз возрастает част патология пищеварения и мочепол ки, в 4 раза - нервно-психических увеличилось количество низкорос; даемость. Ежегодно более 35% юнс бу по медицинским показателям. 25 ных помещений». Воздух в классах -микрочастицы краски, бумаги, пы сы. При этом особое беспокойстве ния показателей детской заболевае нимают не только болезни органов мы и социально обусловленные з< венерические болезни), но также Д1 ного происхождения (сколиоз, мио

Суммарная оценка ситуации вые факторы, определяющие сн них указываются главные: отсутст] образе жизни, низкий уровень кулк двигательной активности, гиподиназ сификацией обучения и нерациона: ствием чего является высокий урове является искажение образа жизни и вок, разрушающих здоровье. Это пс разряд педагогических проблем.

Состояние здоровья населения в (

бири отражает еще более неблагопо-

’'.лавгородская____________________________

ітер, Сатурн, Уран, Нептун - наоборот, й».

іавгородская

ЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НТЕРКАТЕ

нашего общества наблюдается резкое

змедпрома и Госкомэпиднадзора Рос-эровы, 50% имеют функциональные шевания. Среди школьников за пери-нарушений органов зрения, в 3 раза-'й системы, в 5 раз - нарушение осан-стройств. За последние годы в 20 раз : детей. Смертность превышает рож-;й не способны нести воинскую служ-'% детей страдают от «синдрома боль-о «коктейль», который содержит пыль, ;ы растений, микроорганизмы, виру->ізьівает опасная тенденция увеличе-сти, где доминирующие позиции задания, органов чувств, бытовые трав-певания (токсикомания, наркомания, кто-неврозы и другие болезни школь-[, фобии).

їла возможность выделить ключе-ение здоровья школьников. Среди осознанной потребности в здоровом эы здоровья; недостаточный уровень [я; перегрузки, обусловленные интен-ным режимом учебного труда, след-5 стрессовых состояний. Результатом

ПИМИППИЯНИР nnRPHPHlTPr.TfUV VP.TaHD-

лучную картину (Н. Н. Гребнева, А. Б. Загайнова, 1999; В. А. Труфакин, В. И. Хаснулин, 1998) [1; 2].

Особенность сибирских регионов состоит в резком сезонном перепаде температур, большей продолжительностью зимнего периода, малой продолжительностью солнечных дней. У населения выражены сезонные депрессии, гипо - и авитаминозы, несбалансированное питание. Согласно статистическим данным, Кузбасс занимает ведущее место по загрязненности среди других регионов Сибири. Уровень заболеваний детей в Новокузнецке превышает общероссийский по всем классам.

Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.

В современном образовании в последние годы стали четко проявляться негативные тенденции, среди которых наиболее тревожными являются состояние физического, психического и нравственного здоровья детей. Это выражается в увеличении заболеваний нервно-психической, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата; возникновения стрессовых состояний, нарушений функций зрения, росте наркомании - что существенно снижает эффективность учебной деятельности и адаптацию к образовательному процессу.

Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знания, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования, путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся многофакторная. И соответственно решить данную проблему возможно только с учетом всех факторов и причин их порождающих [5].

Анализ причин ухудшения здоровья учащихся обусловил разработку и реализацию концепции формирования физического и духовного здоровья учащихся. В основу концепции легли базовые положения:

* здоровье является важнейшим ресурсом состоятельности и конкурентоспособности человека в условиях рыночной экономики;

* наиболее эффективными для формирования физического, психического и социального здоровья являются детский и подростковый периоды;

* формирование культуры здоровья предполагает непрерывность и преемственность.

В соответствии с концепцией делается акцент на необходимости объединения усилий всех заинтересованных сторон в формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, поскольку одна из главных задач школы-интерната заключается в сохранении и укреплении здоровья учащихся, что предполагает раннее выявление физических отклонений или психологических проблем, устранение причин, вызывающих эти нару-

шения, повышение резистентности учащихся к патогенным и психотравмирующим факторам. С нашей точки зрения, здоровьесберегающая школа-интернат - это комплекс взаимодействия медика, психолога и педагога, позволяющий учителю выбрать оптимальный способ общения и обучения, соответствующий физическому и психическому состоянию ребенка.

Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся, являются основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения. При этом важно, чтобы процесс обучения не отражался негативно на здоровье детей и подростков, в нем должны присутствовать формы активности, направленные на сохранение и укрепление их здоровья, более того, образование должно формировать потребность и навыки поддержания здорового образа жизни.

Следовательно, необходимо становление здоровьесберегающего обучения (по форме и содержанию), которое возможно только в случае изменения профессионально-педагогического подхода: учитель должен осознавать себя специалистом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью. Речь идет о переосмыслении и переоформлении содержания педагогического взаимодействия -его гуманизации, утверждение субъект-субъектньгх отношений.

Контуры здоровьесберегающей работы школы-интерната: отношение к здоровью как к универсальной ценности, являющей собой единство социального, духовного и физического; идея «заботы о себе» как управления собой, своей судьбой, жизненной траекторией; единство теории и практики в сохранении и укреплении здоровья учащихся и формировании у них представления о ценности здоровья и здорового образа жизни как важной функции процесса обучения.

Сохранение здоровья учащихся в большой степени может быть обеспечено организацией безопасной, здоровьесберегающей среды, которая характеризуется равновесием между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой за счет активного использования методики психофизиологического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе. В ходе психофизиологического сопровождения проводится мониторинг состояния здоровья детей, осуществляется изучение инфраструктуры школы-интерната, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, широко используются разнообразные методы, приемы, организационные формы и другие меры, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни учащегося.

Здоровьесберегающая образовательная среда школы-интернат подразумевает эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям для каждого учащегося; использование методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность; способы фор-

мирования личностных концепций здоровья; выработка способностей к саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтролю в стрессовых ситуациях; внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий.

В школе-интернате № 38 г. Новокузнецка сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов уделяется особое внимание. На это направлена деятельность психологов, педагогического коллектива, творческих групп, администрации (рис. 1).

В школе эффективно используются различные здоровьесберегающие технологии и учитывается:

* комплексность использования образовательно-оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структура образовательного процесса, условия обучения, воспитания;

* непрерывность проведения образовательно-оздоровительных мероприятий со всеми учащимися;

* интеграция оздоровительных программ в образовательный процесс;

* применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

* формирование положительных мотиваций у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий;

* реализация в условиях ОУ на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности на уроках физкультуры и в более десяти спортивных секциях работающих в школе-интернате;

* обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самоконтроля, самооценки индивидуальных резервных возможностей организма на индивидуальных и групповых занятиях по психологической коррекции и социальной адаптации учащихся, педагогических советах [4]

В 2005 г. школа получила диплом Кузбасской ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» за сборник статей педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников» [3]. В 2007 г. дипломы Кузбасской ярмарки получили: система здоровьесберегающей деятельности и методическое пособие М. В. Славгородской «Здоровьесбережение учащихся школы-интерната» [5].

Школа участвует в федеральной программе «Здоровое питание», ведет научно-исследовательскую и издательскую деятельность, изучая и пропагандируя здоровый образ жизни.

Коллектив педагогов работает над единой методической темой «Социальная адаптация и реабилитация слабосльппащих школьников в рамках ком-петентностного подхода», так как социализация и формирование установки на здоровый образ жизни неразрывно связаны.

Психологическая служба в течение многих лет ведет здоровьесберегаю-

Инновационные методики и технологии учения

Ароматерапия, арттерапия Технологии В.Ф. Базарнова, М. Монтессори КСО, Сотрудничество Экспериментальная площадка

\

Материальное, научное и учебно-методическое сопровождение

Разработка и внедрение рабочих образовательных программ в учебный процесс

Редакционно-издательская деятельность Создание информационной компьютерной базы

Мониторинг качества учебного процесса Создание портфолио

Наличие компетентного кадрового потенциала

Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров

Реабилитационно - образовательное пространство

Формы организации работы но здоровье-сбережению

Урок

Индивидуальные занятия Групповые занятия Внеклассные занятия Кружки

Фонетическая зарядка Недели здоровья

ы—интерната № 38

щую деятельность по направлениям: просвещение, консультирование, диагностика и аналитика, развивающее, коррекционное, научно-экспериментальное.

В образовательный процесс внедряется аромапрофилактика, арттерапия, различные формы по формированию и укреплению психологического здоровья личности всех участников образовательного процесса.

Психологи школы, освещая опыт здоровьесберегающей деятельности, выступают на городских, региональных и международных конференциях.

Психологическая служба, мотивируя учащихся и педагогов к здоровому образу жизни, издает красочные буклеты, проводит интересные общешкольные мероприятия «Неделя психологии», «Неделя Культуры», «Неделя здоровья».

Творческая группа педагогов по изучению и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий разработала систему здоровьесберегающей деятельности. Составлена программа оздоровления всех участников образовательного процесса, разработан и внедряется годовой план работы, учитывающий участие всех служб и специалистов школы-ин-терната, разработаны таблицы, отражающие содержание, деятельность и реализацию здоровьесбережения в школе по направлениям: духовно-нравственное здоровье, психологическое здоровье, физическое здоровье и социальное здоровье (рис. 2, 3,4,5)

Духовно-нравственное

здоровье

Психологическое

здоровье

Фишчсское

здоровье

Социальное

здоровье

Рис. 2. Реализация здоровьесбережения в школе по направлениям

Здоровье и образование взаимозависимы и взаимосвязаны. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании слабослышащих школьников способствует созданию комфортности образовательной среды, повышает познавательную активность, обеспечивает гармоничное развитие личности, способствует адаптации к современным условиям, а самое главное формирует у воспитанников ценность духовно-нравственного, психологического и физического здоровья.

Реализуя здоровьесерегающий подход к образованию, педагоги созидают вечные, необходимые ценности, закладывают фундамент будущим поко-

лениям.

Духовно-нравственное здоровье

к>

О'*

Художественная школа № 53

Кружки

Экскурсии

^ Тематические праздники

___________________________________

Кружок «Восприятие прекрасного»

! __________. _________

|* Видеолекторий

I - ■______________

| Неделя культуры

_гт

Выставки

I ■ - _1

I Посещение музеев

_______;__________

і Часы общения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

Духовное

Нравственное

Эстетическое

Психологическое здоровье

'' *’*" ***' — ■— —

ч Создание психологических уголков П в учебных классах

Неделя психологии

Кружки, ароматерапия

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

■' - - 1 ■■ Индивидуальные консультации

Фиточай, лекции, ароматерапия, тренинги, семинары, мастер-классы, индивидуальные консультации

''Л.-:'

Учащиеся

Педагогический

коллектив

Родители

Мониторинг психологического развития детей

Коррекционно-развивающая работа

Умственное социально-личностное развитие

Профилактика эмоцион&чьных нарушений

Мониторинг в сфере учитель-ученик, учитель-родитель

Психолого-педагогическое

просвещение

Психолого-педагогический комфорт

Профилактика конфликтов, психологических нарушений эмоциональных проблем

Мониторинг детско-родительских отношений, психологического климата в семье

Лекции, индивидуальные консультации, оформление информационного стенда, { . I информационные буклеты, брошюры, • семинары

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

и-)

го

оо

Рациональное питание

Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках

Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время

Банк данных физического развития учащихся школы

Санитарно-гигиенические нормы, режим работы школы, расписание

Немедикаментозная терапия, динамические паузы, лечебная физкультура

Анализ основных параметров физического развития учащихся и мониторинг состояния здоровья школьников

Контроль выполнения СанПинов, режима работы школы

' ■ | | ■ - ■ ■■■■■■■■•■;__________________

Фиточай, арттерапия, ароматерапия,

•" у физминутки, ЛФК (организация групп)

Организация сбалансированного | пятиразового питания, витаминизация

И : • -: • • -

Индивидуальный и дифференцированный подход

______________________________________________________•

Применение здоровьесберегающей технологии I проф. В.Ф.Базарного (режим динамических поз, I подвижных объектов и зрительных горизонтов, использование экологического букваря и офтальмтренажеров)

Применение здоровьесберегающей технологии М.Монтессори (упражнения по развитию мелкой моторики, развивающие игры)

Лни злоиовья

■ і і \ ’ ■ .____________

ДЮСШ, ОК «Родник», ОК «Витязь»

_____ _____ „_______ . 1.___ . ______ ________ ________ ________ ^ ш ьаЪ

Немедикаментозная терапия, динамические паузы, лечебная физкультура

Рациональное питание

Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках

—и——

Организация сбалансированного пятиразового питания, витаминизация

Щ В ■ ■■ | Индивидуальный и дифференцированный подход

/_______________________________ ~

Применение здоровьесберегающей технологии проф. В.Ф.Базарного (режим динамических поз, подвижных объектов и зрительных горизонтов, использование экологического букваря и офтальмтренажеров)

Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время

Применение здоровьесберегающей технологии М.Монтессори (упражнения по развитию мелкой моторики, развивающие игры)

■У.- I

Споотивные секции. КОУЖКИ

____:__________. I

Дни злооовья [

\

I ДЮСШ, ОК «Родник», ОК «Витязь»

«Я

_

_____________:___:____________:_____________

^1 Контроль выполнения СанПинов, режима работы школы

Анализ основных параметров физического развития учащихся и мониторинг состояния здоровья школьников

*

Фиточай, арттерапия, ароматерапия, физминутки, ЛФК (организация групп)

—----------—------

Банк данных физического развития учащихся школы

Санитарно-гигиенические нормы, режим работы школы, расписание

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Библиографический список

1. Гребнева, Н. Н. Адаптивные возможности и функциональные резервы детского организма в условиях Тюменского Севера / Н. Н. Гребнева,

A. Б. Загайнова// Всероссийская научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения И. П. Павлова. - СПб., 1999. - С. 123-124.

2. Труфакин, В. А. Современные проблемы Северной медицины /

B. А. Труфакин, В. И. Хаснулин//Медицинские и экологические проблемы Северных районов Сибири. - Томск-Стрижевой, 1998. - С.90-99.

3. Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников/ под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 147 с.

4. Юсупова, Н. П., Плетнева, Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 9-11.

5. Синенко, В. Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема. Журнал // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 5-8.

6. Славгородская, М. В. Здоровьесбережение учащихся школы-интерната: методическое пособие / М. В. Славгородская; под ред. А. Н. Солодовниковой. -Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 79 с.

УДК 372.212.3

О. Е. Дренъ

СТРАТЕГИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целостность в структуре антропологического знания и эстетическом развитии детей выполняет функцию гармонизации, поэтому она является важной характеристикой эстетического процесса.

Терминов, обозначающие объединение всех составляющих любых процессов, явлений, достаточно много: холизм, голографичность, целостность, интеграция, комплекс. И это закономерно, любой способ объединения усиливает процессы, делает их объемными. Остановимся на специфических особенностях использования в педагогике каждого из представленных понятий.

Целостность - термин применяется в педагогике (единство учебно-воспитательного процесса, единство усилий школы, семьи и общественности). Целостность рассматривается в педагогическом пространстве на основе различных координат: семья - школа - общество; учебный процесс - воспитательный процесс - внеклассная работа - внешкольная работа и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.