Научная статья на тему 'Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников'

Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников»

Библиографический список

1. Гребнева, Н. Н. Адаптивные возможности и функциональные резервы детского организма в условиях Тюменского Севера / Н. Н. Гребнева,

A. Б. Загайнова// Всероссийская научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения И. П. Павлова. - СПб., 1999. - С. 123-124.

2. Труфакин, В. А. Современные проблемы Северной медицины /

B. А. Труфакин, В. И. Хаснулин//Медицинские и экологические проблемы Северных районов Сибири. - Томск-Стрижевой, 1998. - С.90-99.

3. Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников/ под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 147 с.

4. Юсупова, Н. П., Плетнева, Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 9-11.

5. Синенко, В. Я. Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема. Журнал // Сибирский учитель. - 2005. - № 4. - С. 5-8.

6. Славгородская, М. В. Здоровьесбережение учащихся школы-интерната: методическое пособие / М. В. Славгородская; под ред. А. Н. Солодовниковой. -Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 79 с.

УДК 372.212.3

О. Е. Дренъ

СТРАТЕГИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целостность в структуре антропологического знания и эстетическом развитии детей выполняет функцию гармонизации, поэтому она является важной характеристикой эстетического процесса.

Терминов, обозначающие объединение всех составляющих любых процессов, явлений, достаточно много: холизм, голографичность, целостность, интеграция, комплекс. И это закономерно, любой способ объединения усиливает процессы, делает их объемными. Остановимся на специфических особенностях использования в педагогике каждого из представленных понятий.

Целостность - термин применяется в педагогике (единство учебно-воспитательного процесса, единство усилий школы, семьи и общественности). Целостность рассматривается в педагогическом пространстве на основе различных координат: семья - школа - общество; учебный процесс - воспитательный процесс - внеклассная работа - внешкольная работа и т. д.

Голографичность - психологический термин - единство внутреннего мира человека. Впервые введен в научный оборот в 70-е годы XX в. основоположником онтопсихологии А. Менегетти [1]. Идеи А. Менегетти получили развитие в исследовании проблем эстетического развития детей А. Ф. Яфальян [2]. Ею предложены взаимосвязанные и взаимообусловленные уровни эстетического развития детей, которые отражают голографическое состояние детей. Эстетическая деятельность детей возможна лишь при условии единство бессознательных (тело), подсознательных (душа), сознательных (разум), сверхсознательных (дух) процессов [2].

Холизм - философский термин (холинергичность) - представляет собой философию целостности, отражающую единство всех происходящих процессов во Вселенной, единство всех эволюционных процессов [3]. Термин ввел Я. Смэтс в 1926 г. в своей работе «Холизм и эволюция». По его убеждению миром управляет процесс творческой эволюции [там же]. Холинергичность безусловно связана с законами науки синергетики и отражает космические процессы единства и взаимозависимости микрокосмоса и макрокосмоса.

Интеграция - от латинского Ые^айо - восстановление, восполнение -означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей системы в целое. В педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга. Выделены, по крайней мере, три уровня такого взаимодействия.

Первый, наиболее поверхностный, известен также под названием «межпредметные связи». Это так называемое «веерное», сопоставительное сравнение информации, вносящее в урок необходимую толику разнообразия, занимательности и приучающее детей к самому процессу сравнения, сопоставления.

Второй уровень означает наличие некоего смыслового стержня, вокруг которого строится взаимодействие составляющих. Здесь обязательно наличие общих для разных видов искусства временных, пространственных, тембровых, интонационных и других мерностей.

Третий уровень, который, собственно, и может быть определен как интегративный, представляет собой поле действия сложных межнаучных связей, определяющих общую стратегию формирования личности, и основываются на «образе мира» (Г. Д. Гачев, Б. П. Юсов); на единой для научной и художественной деятельности категории «образа» (В. П. Зинченко); на создании единой картины мира у детей (Р. М. Чумичева, Э. Куликовская).

Интеграция возникает при наличии целостного подхода к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство, слово и т. п.), а сам ребенок, так как его природа полиху-дожественна. Единая художественная природа всех видов искусства соответствует «способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полиху-

дожественность ребенка. Ребенок «многоязычен», он рисует, поет, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картирши, кино, полностью погружаясь в мир искусства (П. П. Блонский, Б. П. Юсов).

Культура, искусство обладает собственными законами, которые противоположны научным законам, законам естественно-математических наук. Так, в физико-химическом мире плюс и минус притягиваются, в духовной сфере плюс притягивается к плюсу, а минус - к минусу: «с кем поведешься, от того и наберешься» [4].

Таким образом, интеграция - это взаимопроникновение, взаимодействие различных видов искусства, различных видов деятельности. Она основывается на принципах единства и полихудожественности и может проявляться на разных уровнях.

Безусловно, все перечисленные понятия имеют важное значение в эстетическом развитии детей, но особое место среди них занимает голографический подход (А. Менегетти). Эстетическое развитие ребенка процесс долговременный и требует голографического подхода. Гармонизация внутренних и внешних процессов может полноценно и качественно осуществляться именно с учетом такого подхода.

Эстетическое развитие детей в процессе комплексного подхода в условиях дошкольных образовательных учреждений происходит при реализации образовательных комплексных программ. Однако комплексный подход не ограничивается комплексными программами. Существуют понятия «целостный подход», «комплексные занятия», «комплексные методы», «комплекс методов».

Рассмотрим эстетическую ценность комплексных занятий, проводимых у детей старшего дошкольного возраста. Остановимся на понятиях «комплекс», «комплексные методы», одним из которых является интеграция, а также рассмотрим комплексные программы, комплексные занятия с позиции эстетического содержания.

В психологии комплекс (от лат. сотркхш - связь, сочетание) определяют как соединение отдельных психических процессов личности в целое [5]. Понятие «комплекс» в психологической литературе употребляют как в положительном, так и в отрицательном значении. Известно понятие «комплекс неполноценности», которое обозначает стойкую уверенность личности в собственной неполноценности. Этот комплекс зарождается уже в дошкольном возрасте, и в нем отсутствует эстетический элемент.

Однако понятие «комплекс ожидания», означающее эмоционально-двигательную активность младенца на появление взрослого, может иметь эстетический элемент, если эмоции ребенка положительные, и проявляются в виде радости, удовлетворения, катарсиса.

В педагогике комплекс представляет собой совокупность педагогических условий, процессов, явлений, составляющих одно целое. Именно такие

процессы определяются комплексным подходом в развитии, образовании и воспитании личности ребенка.

Комплексный подход в развитии личности разработал и наиболее полно обосновал Б. Г. Ананьев [6]. Такой подход он определил как систематическое, целостное, индивидуальное становление личности на протяжении всей жизни. Наиболее ценным в теории комплексного подхода Б. Г. Ананьева являются сформулированные им три направления развития личности:

• онтопсихологическая эволюция человека как индивида;

• развитие человека, как субъекта деятельности;

• характеристика и становление человека как личности.

Именно такое развитие представляется нам как эстетический способ развития личности, так как он является последовательным, гармоничным и целостным. На основе психологической теории комплексного подхода в развитии личности стали формироваться педагогические основы комплексных программ и разрабатываться комплексные занятия для детских садов и школ.

Существует большое количество комплексных программ, которые реализуются в детских дошкольных образовательных учреждениях, и практически в каждой программе ставятся задачи эстетического воспитания детей. К таким программам относятся: «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой); «Развитие» (автор Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.); «Радуга» (автор Т. Н. Доронова и соавторский коллектив); «Детство» (авторский коллектив Л ГПУ им. Герцена) и др.

Комплексные программы, разработанные для дошкольных образовательных учреждений, включают в себя все гуманитарные и естественно-научные направления, различные образовательные области (математическая, литературная, языковая, художественная и др.). Комплексная программа объединяет в себе все необходимые направления для полноценного, в том числе и эстетического, развития детей дошкольного возраста.

Комплексные программы реализуются в детских садах в условиях развлечений, праздников, игр, занятий. Одним из видов занятия является комплексное занятие. Именно такое занятие имеет возможность целенаправленно и полно осуществлять эстетическое развитие.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся с учетом разных видов деятельности. Эти занятия проводятся во всех возрастных группах, но особенно они полезны в работе со старшими дошкольниками, поскольку дети данного возраста уже готовы к систематическому обучению.

Одними из первых начали разработку и внедрение комплексных занятий члены творческого коллектива лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В 1970-1980-е гг. под руководством

Н. А. Ветлугиной разрабатывались занятия, на которых объединялись такие виды художественной деятельности, как изобразительное творчество, му-

зыкальная деятельность, художественное слово, выразительный танец. Синтез разных видов искусств на одном занятии оказался оптимальным и эффективным средством художественного и эстетического развития дошкольников.

«Комплексные занятия эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия» [7, с. 211-212]. В разработке комплексных занятий принимали участие и педагоги теоретики, и педагоги практики (Т. С. Комарова, Р. М. Чумичева,

О. А. Куревина, Н. Г. Пешкова и др.).

На комплексных занятиях решаются одновременно несколько дидактических задач, при этом синтез искусств на таких занятиях выступает в качестве метода интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей. Интеграция как метод, используемый на комплексных занятиях при объединении разных видов искусств таких как, живопись, музыка, танцевальные движения, художественное слово, театральная деятельность необходим для наиболее эффективного эстетического развития дошкольников.

Таким образом, комплексное занятие - это один из видов организованного систематического обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, в процессе которого могут объединяться все виды искусств.

На каждом комплексном занятии соединяются разные виды деятельности. На примере комплексного занятия можно показать взаимодействие разных искусств на одном занятии в процессе различных видов эстетической деятельности.

Так, комплексное занятие «Осенний дождь», которое направлено на развитие эстетического чувства ритма, осуществлялось нами в процессе пластической, визуальной и аудиальной деятельности [2].

В гости к детям приходит Осень. Она входит, играя мелодию дождя на металлофоне. На доске размещены разнообразные осенние пейзажи (ранняя теплая осень, цветная осень, дождливая осень, поздняя холодная слякотная осень). Детям предлагается исполнить мелодию Осени и подобрать подходящий осенний пейзаж.

Дети наблюдают осенние ритмы на картинках и исполняют музыкальный ритм на металлофонах. Затем часть детей исполняют мелодию дождя на металлофонах, а часть детей выражают характер и настроение осени в пластическом фантазировании

После этого дети попадают на осеннюю полянку, где рисуют дождь. Задание «Рисуем дождь» (дети изображают капли дождя на листе бумаги красками, ритмично располагая капли), помогает детям в графическом ритме передать характер «музыкального дождя», в ритме, который исполняет педагог, играя песенку дождя; на металлофоне. Ритм, как дети не старались, получился разный почти у всех детей. Затем дети превращаются в капельки

дождя и под музыку изображают осенний дождик.

Таким образом, комплексное занятие, на наш взгляд, является наиболее эффективным для развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В комплексном занятии с помощью метода интеграции можно соединить разные виды искусств. Так, например, в вышеописанном занятии соединены музыка, изобразительный ряд, рисование, выразительный танец. В других занятиях может быть для интеграции использовано художественное слово и театральные игры.

Комплексное занятие как наиболее эффективная форма организации обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении для целостного развития детей старшего дошкольного возраста. Комплексные занятия, в которых используется метод интеграции искусств (музыка, изобразительное творчество, театрализованная деятельность и др.), являются одним их условий успешного и эффективного эстетического развития детей дошкольного возраста.

Развитие эстетических чувств на интегративных занятиях целесообразно, поскольку, эстетические чувства по своей сущности интегративны. Они включают в себя, прежде всего, разнообразные эмоциональные проявления, а также могут быть сформированы лишь при условии разнообразных воздействий, которые могу!' быть осуществлены лишь при использовании продуманной и обоснованной технологии.

Педагогическая технология на основе эстетико-антропологического подхода включает содержательную технику реализации учебного процесса. Исследователи, уточняя сущнос ть педагогической технологии, утверждают, что описание процесса достижения планируемых результатов составляет ее сущность. Общепедагогическая технология как совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, как алгоритм деятельности субъекта и объекта, будет эффективной в том случае, если будут учитываться антропологические принципы развития детей.

Библиографический список

1. Менегетти, А. Введение в онтопсихологию. - Пермь, 1993.

2. Лобова, А. Ф. (Яфальян) Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. - Екатеринбург, 2000.

3. Богомолов, А. С. Идеи развития в буржуазной философии 19-20 вв. - М., 1962.

4. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г. П. Шевченко и Б. П. Юсова. - Луганск, 1990.

5. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М., 1990.

6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

7. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.