Научная статья на тему 'Система взаимодействия педагога и студентов в учебном процессе как главное условие формирования единого познавательного пространства'

Система взаимодействия педагога и студентов в учебном процессе как главное условие формирования единого познавательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самерханова Э. К.

Автор предлагает инновационный опыт по формированию единого образовательного пространства. Среди педагогических условий, обеспечивающих организацию единой развивающей среды, автор выделяет систему взаимодействия педагога и студентов в учебном процессе. Данный опыт апробирован в Волжской инженерно-педагогической академии (Н. Новгород), сельскохозяйственном колледже (Арзамас), механико-технологическом колледже (Киров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия педагога и студентов в учебном процессе как главное условие формирования единого познавательного пространства»

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Автор предлагает инновационный опыт по формированию единого образовательного пространства. Среди педагогических условий, обеспечивающих организацию единой развивающей среды, автор выделяет систему взаимодействия педагога и студентов в учебном процессе. Данный опыт апробирован в Волжской инженерно-педагогической академии (Н. Новгород), сельскохозяйственном колледже (Арзамас), механико-технологическом колледже (Киров).

Анализ научной и профессионально-публицистической литературы показывает, что в последние годы понятие «образовательное пространство» в связи с его более широким применением получает и все более глубокое осмысление.

В тезаурусе «Новые ценности образования» образовательное пространство (educational space) определяется как «существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации» [11, с. 63]. При этом подчеркивается, что введение данного термина в научный оборот связано с отказом от принятого ранее (в рамках прежней парадигмы) представления об образовательных процессах как линии, траектории или некоего канала, по которым нормативно должен двигаться обучающийся.

На то, что появление в понятийном аппарате педагогики термина «образовательное пространство» детерминировано отказом от традиционного представления об образовании как о линейном процессе, указывают также Г.С. и Е.В. Коротаевы [9, с. 20].

В этой связи приобретает значимость смысловое значение слова «пространство», послужившего основой данного термина. Это слово в русском языке имеет несколько смыслов.

В философской трактовке пространство является одной из форм (наряду со временем) существования развивающейся материи, характеризующейся протяженностью и объемом. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов [13, с. 75].

В общеупотребительном значении пространство - это, с одной стороны, «протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами», а с другой - напротив, «промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается» [12, с. 611].

Сопоставление употребления термина «образовательное пространство» в различных на-

учно-педагогических источниках показывает, что оно имеет различные основания. В одном случае оно строится на метафорическом использовании слова «пространство», когда под образовательным пространством подразумеваются образовательные процессы (или системы), представляемые как множество индивидуальных форм развития и разнообразия образовательных возможностей. Такое понимание детс-ко-взрослой группы, класса или образовательного учреждения позволяет, во-первых, увидеть их как одновременное сосуществование (пространство) возможностей и выборов, включенных в более широкое социальное пространство, а во-вторых, уйти от традиционного «парного» (педагог - учащийся) видения педагогической деятельности. Фактически предметом анализа и действия педагога при таком подходе становятся процессы, распределенные в группе [11, с. 63]. Данное - метафорическое - понимание образовательного пространства является наиболее распространенным.

Другое понимание образовательного пространства строится по аналогии. В этом случае конкретная образовательная система представляется прежде всего как «место», а также совокупность, набор объектов и реалий, его наполняющих. Однако следует подчеркнуть, что аналогия - не есть отождествление, а поэтому и в такой трактовке образовательное пространство вмещает не столько учебное оборудование или образовательные учреждения, сколько различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом [там же].

Развитие личностных и профессиональных качеств современного специалиста зависит от педагогической идеологии, системы педагогических ценностей, на основании которых проектируются модели учебного процесса. Одним из наиболее эффективных направлений организации учебного процесса является ориентация на человека, отказ от методов воздействия в пользу сотрудничества и взаимодействия педа-

гога и студентов, включение их в творческую деятельность, развитие личностных качеств педагога и студентов.

Решение задачи организации взаимодействия педагога и студентов в современных условиях развития общества и образования потребовало серьезного теоретического исследования, изучения сущностных характеристик и особенностей педагогического взаимодействия.

Проведенные исследования и изучение педагогического опыта показали, что основное внимание уделяется влиянию взаимодействия на развитие личностных качеств студентов (А.П. Беляева, С.Я. Батышев, В.И. Загвязинс-кий, В.А. Скакун)

Практика организации педагогического взаимодействия свидетельствует о наличии многих недостатков: не имеет системного характера, не всегда разнообразна по формам, требует методического инструментария, обеспечивающего управление процессом взаимодействия в образовательном пространстве.

Феномен взаимодействия как педагогического условия организации единого образовательного пространства профессионального развития студентов интерпретируется в русле исследований различных проблем обучения, воспитания и образования (Т.Е. Конникова, ЛИ. Новикова и др.), как специфическая форма общения в ходе целостного педагогического процесса (Г.И. Щукина), как развивающее и развивающееся явление (Н.Ф. Радионова), как условие аксиологической ориентированности педагога в ценностях образования (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова).

Система взаимодействия открывает новые широкие перспективы для совершенствования всей системы образования. Такое взаимодействие отличается гуманностью: отношением доверия, сотрудничества, актуализацией мотивов, развивающими установками.

В образовательном пространстве главным механизмом саморазвития студентов является система взаимодействия человека с окружающим миром и с собой, вырабатывающая у него личностные качества, профессиональные способности. Как показывает практика, все многообразие взаимодействий в процессе обучения можно представить тремя основными видами: студент - педагог, студент - творческая микрогруппа, студент - учебная группа (табл. 1). Остановимся на характеристике каждого из видов взаимодействий.

Студент - педагог. В центре данного вида взаимодействия - личность студента, его самобытность, уникальность, самоценность. Педагог стимулирует студента к самостоятельной

деятельности, тем самым снимает в нем страх, напряженность, вселяет чувство уверенности, помогает выработать собственную позицию, быть запрошенным. С осознания уникальных возможностей человека у студентов начинает пробуждаться интерес к рациональному использованию своих внутренних ресурсов, интерес к саморазвитию и самореализации.

Студент - творческая группа. Этот вид взаимодействий представляет собой коллективную форму познавательной деятельности, основу которой составляет сотрудничество, сотворчество, сопереживание, согласие членов творческой группы. Результатом взаимодействия «студент - творческая группа» является развитие личных качеств и творческих способностей студентов.

Студент - учебная группа. Данный вид взаимодействий представляет собой потенциальную зону саморазвития, которая стимулирует внутреннюю активность обучающихся.

Таким образом, можно сказать, что каждая коммуникативная связь представляет собой взаимодействие, которое обеспечивается системой педагогических взаимодействий в учебном процессе.

Начиная с первого занятия в активном процессе взаимодействия с обучающимся педагог стремится выявить как для себя, так и для каждого члена группы реальные возможности его личности, профессиональную позицию, ценностные ориентации. Для эффективного овладения программным материалом обучающиеся также должны установить для педагога и себя начальный уровень своих знаний. Всесторонняя диагностика человека и его деятельности является абсолютно необходимой для определения исходной точки обучения.

Этот небезболезненный этап преодолим, потому что такое самокритичное познание обучающимися самих себя (с помощью педагога и несложных методик) производится на основе глубокого уважения личности каждого, признания его нравственного и интеллектуального потенциала. Педагог добивается переоценки обучаемыми собственных возможностей, появления уверенности в своих силах, что вызывает уважение и доверие обучаемых к педагогу, активное желание сотрудничать с ним в учебном процессе. Этот нравственно-психологический контакт является необходимым условием дальнейшего резонансного взаимодействия педагога и обучаемого, которое протекает в режиме демократического общения и становится главной движущей силой учебного процесса, результатом которого является успешность и устойчивость студентов.

Развитие активного, ответственного, профессионально компетентного специалиста происходит естественно и успешно в процессе резонансного взаимодействия педагога и обучающегося (оно обеспечивается пониманием взаимных ошибок, открытой для критики и самокритики организацией совместной работы, формированием новых способов мышления, личностных и профессиональных установок).

В процессе обучения основная задача, которая стоит перед педагогом, - это создание развивающего пространства, механизмом функционирования которого служит резонансное взаимодействие. Основными принципами такого взаимодействия будут: успешность, запрошен-ность индивидуальности каждого, устойчивость состояния. Нормами взаимодействия являются: доброжелательность, уважение, ответственность, право на ошибку и на ее исправление, право на высказывание собственной позиции, право на творчество.

В начале исследования студенты выделяют два уровня взаимодействия и построения отношений:

а) с педагогом;

б) с учебной группой.

При этом доминирующей была первая связь. Большая разница в уровнях взаимодействия (с педагогом 87% и учебной группой -13%) свидетельствует, на наш взгляд, о неумении педагога создавать благоприятные условия для развития студентов через систему отношений. Неумение стимулировать обучающихся к самостоятельной деятельности не развивает их личностные качества, не учитывает особенности каждого студента, его мыслительные процессы. Из результатов исследования видно, что организация учебного процесса должна содержать механизм, обеспечивающий постоянную включенность каждого обучающегося в процесс взаимодействия. Таким механизмом саморазвития человека может быть взаимодействие в учебной группе, разделенной на подвижные творческие группы (рис. 1).

Данная модель предполагает коллективноиндивидуальную форму организации обучения и вносит массу дополнительных стимулов саморазвития каждого студента. Погружая их в атмосферу разнообразных эмоциональных переживаний, она создает условия для развития не только математических способностей, но прежде всего личностных качеств. В модели взаимодействий предлагается организация обучения по трем видам связей: студент - педагог, студент-творческая микрогруппа, студент -учебная группа, чем и создается развивающая

среда для совместного решения познавательных проблем, способствующая развитию личностных качеств: толерантности, креативности, це-леустемленности, ответственности.

Эффективность построения взаимодействий, определяющая структуру коммуникативных и функциональных связей в учебной группе, зависит от ряда условий, обеспечивающих оптимальность всех компонентов педагогической деятельности.

Приоритетной связью, определяющей развитие студентов, является связь «студент - педагог». В этой системе взаимодействий педагог является технологом с новым педагогическим мировоззрением, владеющим развивающей технологией, обладающим рядом личных качеств: целеустремленностью, коммуникативностью, организованностью, творческой активностью. Он усваивает концептуальные основы технологии саморазвития, сущность базовых принципов, которые являются отправными моментами творческого воплощения модели в реальную практику.

Понимание человека как явления природы, уникального, управляющего собственным развитием, сразу меняет мировоззрение преподавателя и студентов.

Согласно построению взаимодействий в учебной группе взаимодействие педагога и сту-

Таблица 1. Система взаимодействий студентов в процессе обучения

Взаимодействия

№ Виды Функции Результат

1. Студент -педагог Организация развивающего пространства с учетом индивидуального развития обучающегося. Актуализация потребности студента в самопознании. Развитие индивидуальности.

2. Студент - творческая группа Организация «зоны ближайшего развития» студентов. Развитие личностных качеств и творчества студентов.

3. Студент - учебная группа Потенциальная зона развития обучающихся. Резервы саморазвития студентов.

Развивающее

Рисунок 1. Модель построения взаимодействий студентов в учебном процессе

дєнтов ocнoвaнo та cтимyлиpoвaнии, нoбyждe-нии к caмocтoятeльнoмy ocмыcлeнию изyчae-мьге явлєний, зaнpoшeннocти индивидyaльныx кaчecтв, т. к. cтyдeнтa нeвoзмoжнo нayчить, єоли y нeгo нєт ycтpeмлeннocти к oбyчeнию, ecли «вeктopы движєния» пpeпoдaвaтeля и cтyдeнтa нє coвнaдaют.

Cиcтeмa взaимoдeйcтвий «студєнт - твopчec-гая микpoгpyннa» нpeднoлaгaeт включeннocть кaждoгo cтyдeнтa в oбpaзoвaтeльный нpoцecc. В ocнoвe этoй cиcтeмы взaимoдeйcтвий лєжит ^инцин caмopaзвития, дeтepминиpyющий rno-coбнocть лич^сти нpeвpaщaть coбcтвeннyю нoзицию в ^єдмєт нpaктичecкoгo нpeoбpaзoвa-ния, нpивoдящeгo к выcшeй фopмe жизнєдєя-тeльнocти - твopчecкoй caмopeaлизaциии.

Cиcтeмa взaимoдeйcтвий «студєнт - учє6-нaя группа пpeдcтaвляeт coбoй нoтeнциaльнoe нoлe для paзвития кaждoгo oбyчaющeгocя.

В нpoцecce иccлeдoвaния иcнытyeмым был зaдaн вoнpoc: c кєм вы взaимoдeйcтвyeтe в ^o-цecce oбyчeния и кaкaя cиcтeмa взaимoдeйcтвия для вac являeтcя нaибoлee блaгoнpиятнoй в ^o-цecce oбyчeния. Peзyльтaты этoгo иccлeдoвaния нpeдcтaвлeны в тaблицe 2.

Kaк нoкaзaли peзyльтaты иccлeдoвaния, нaибoлee знaчимoй cтyдeнты вcex гpyнн cчитa-ют cиcтeмy взaимoдeйcтвий «cтyдeнт - нeдaгoг» (50,6%). Пeдaгoг в этoй cиcтeмe являeтcя toot-тєлєм выcoкoгo ypoвня ocмыcлeния пpeдмeтa в миpoвoй кyльтype. Oн пpeждe вceгo дpyг и го-cpeдник, нoмoгaющий cтyдeнтaм pacкpыть иx индивидyaльнocть, иx вoзмoжнocти в coтвope-нии ceбя. Пeдaгoг oткpыт для взaимoдeйcтвия co cтyдeнтaми, для oкaзaния индивидyaльнoй нoмoщи в нpoцecce oбyчeния. Oтcюдa вытeкa-єт ocнoвнaя функция пeдaгoгa - oбecнeчeниe yc-лoвий для ycпeшнocти cтyдeнтoв, зaнpoшeннo-cти m индивидyaльныx кaчecтв, ycтoйчивocти cocтoяний.

Bтopoй ypoвeнь взaимoдeйcтвия «cтyдeнт -микpoгpyппa» (З1%) нoзвoляeт:

Taблицa 2. Cиcтeмa взaимoдeйcтвий cтyдeнтoв в opoqecce oбyчeния в кoнцe иccлeдoвaния (n = 12З pecпoндeнтa, в% к чиелу oпpoшeнныx)

№ Уровни взаимодействия Количественный ноказатель

1 Студент - педагог 50,6%

2 Студент - творческая микрогруппа 31%

3 Студент - учебная группа 18,4%

- aктивнo включaтьcя вceм oбyчaющимcя микpoгpyнны в нoиcкoвyю yчeбнo-пoзнaвaтeль-ную дeятeльнocть, opгaнизoвaннyю нa ocнoвe индивидyaльныx нoтpeбнocтeй;

- opгaнизoвaть товмєстную дeятeльнocть, нapтнepcкиe oтнoшeния;

- yc^a^^ внyтpeнниe нpeнятcтвия твop-чecким пpoявлeниям;

- oбpecти yвepeннocть в ceбe, в cвoиx orao-шeнияx c oкpyжaющими.

Peзyльтaтoм выcтpaивaния cиcтeмы взaи-мoдeйcтвия «cтyдeнт - микpoгpyннa» 6удєт pae-витиє индивидyaльныx кaчecтв cтyдeнтoв и иx твopчecтвa.

Tpeтьим то знaчимocти ypoвнeм взaимoдeй-cтвия в cиcтeмe oтнoшeний нo peзyльтaтaм иєолє-дoвaния являeтcя «cтyдeнт - учє6шя гpyннa» (18,4%). Этo cвoeгo poдa нoтeнциaльнaя зoнa pae-вития cтyдeнтoв, peзepв caмopaзвития cтyдeнтoв.

Taким oбpaзoм, в xoдe иccлeдoвaния выяв-лєго, чтo cиcтeмa взaимoдeйcтвий в учє6шм нpoцecce являeтcя oдним из пeдaгoгичecкиx yc-лoвий opгaнизaции eдинoгo oбpaзoвaтeльнoгo нpocтpaнcтвa нpoфeccиoнaльнoгo paзвития сту-дєнтов и нaнpaвлeнa нa:

- фopмиpoвaниe личнocтныx и нpoфeccиo-нaльныx ^чєств личнocти;

- paзвитиe кoммyникaтивнoй дeятeльнocти в paзличныx cиcтeмax oтнoшeний;

- coздaниe peaльныx ycлoвий для peaлизa-ции твopчecкoгo мышлeния и ocyщecтвлeния нpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти.

Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 104 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1984. - 485 с.

3. Барболин М.П. Методические основы развивающего обучения / АПН СССР, НИИПТО. - М.: Высш. шк., 1991. - 230 с.

4. Белкин А.С., Жукова Н.К. Педагогический мониторинг образовательного процесса. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. - 75 с.

5. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 304 с.

6. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека (концепции, технологии). - Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. - 256 с.

7. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во Московского гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.

8. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 21-26.

9. Коротаева Г.С., Коротаева Е.В. Современное образовательное пространство: Социально-педагогический анализ взаимоотношений школы и института // Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4. - С. 19-29.

10. Куликова Л.Н. Среда как фактор саморазвития личности школьника // Среда - воспитательное пространство - управление в педагогике. - Костанай, 1997. - С. 21-31.

11. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. Н.Б. Крылова. - М., 1995. - 113 с.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН; Институт им. Виноградова. - 4-е изд; доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.