ш_
Кабиров Ф.З.
!!|р] «Позиция психолога в гуманитарно-ориентированной практике...»
СЫХОЛОГИСЧ-ЕС-ИИ-Е ШНУ
ПОЗИЦИЯ ПСИХОЛОГА В ГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Ф.З. Кабиров
Практика по оказанию психологической помощи людям в случае необходимости улучшить качество жизни человека представляет собой сорганизованную структуру теоретико-методологических оснований, способов, приемов и операций, составляющих метод преобразования действительности человека в его жизнедеятельности.
На сегодняшний день в этой сфере проявляется противостояние двух подходов: «объективной» ? естественнонаучной и «субъективной» ? гуманитарной психологий.
Идеал естественно-научного познания реализует прагматическую ценность, задающую идеальные объекты теории с употреблением «операционных моделей» в целях овладения и изменения объекта в квазиинженерных целях. Здесь критерием точности будет являться адекватность отражения, идентификация, сличение и узнавание сообразно предварительно выстроенной операциональной модели (2, 3, 5).
Идеалом гуманитарного познания является получение «понятийно-описательных знаний», работающих относительно понимания психических, душевных и духовных феноменов человека и общества по активному сотворению в себе человеческого «человеческого». Быть точным ? значит, не быть адекватным, а преодолевать чуждость себя и «чужого я», вступая с клиентом во взаимодействие в
форме соучастия, диалога, понимания (1, 3, 6, 7).
Несмотря на то, что «естественники» и «гуманитарии» признают в качестве способа существования психического как единства материально идеального процесса, в действительности практика психокоррекции осуществляется в «объектной» либо в «процессной» логике, в соответствии с онтологией объектов или онтологией самоорганизующихся процессов (8). «Объектная» логика и «процессная» логика различны как по своим философским, логико-методологическим основаниям, так и по теоретическим и практическим следствиям.
Естественно-научный подход в психологии предполагает, что материя пассивная и основывается на постулате о том, что атомы движутся и сталкиваются, повинуясь объективным законам механики, а человек состоит из атомов, следовательно, его поведение всецело определено объективными законами. Далее следует практическая этика? обоснование роли психотехнических воздействий в формировании адаптивных «нормативных» психических структур, ведущих к «нормальному» функционированию человека. Стабилизация структуры функционирования психики клиента за счет внешних психотехнических воздействий согласуется с установкой на реализацию субъект-объектных отношений.
Гуманитарная установка реализует другую практическую этику: если атомы
объективно предопределены только к падению по прямой, но способны самопроизвольно, по своей свободной воле отклоняться от этого прямого падения, то есть в мире есть основания для человеческой свободы и ответственности, так сказать, уже на атомном уровне.
Абсолютный внешний детерминизм (причинно-следственная обусловленность) и самодетерминизм противостоят в сознании практических психологов, как разные категориальные схемы интерпретации природы психического, соответственно, и методов работы.
Поэтому суть реальной проблемы заключается в том, как найти такой способ совместной, профессиональной активности, который обеспечит формирование у клиента профессиональных знаний и способов преобразования собственной психики и сознания.
Сознательное решение проблемы совместной активности при настоящем состоянии эмпирической науки возможно только путем соучастия, за счет осуществления взаимодействий особого рода ? взаимодействий, опосредованных через среду возможностей, но не опосредованных только какими-либо средствами. «Средство» как категория деятельного подхода здесь не «работает», а попытки ее использования порождают новые псевдопроблемы.
Для раскрытия нашей темы надо рассмотреть, что такое соучастие и ее основные признаки.
Типология человеческой активности в простейшем случае может быть представлена в виде многомерной матрицы всех возможных типов, определяемых по разным основаниям. В размерности «совместной активности» находится ряд таких типов, как содействие, сотрудничество, соучастие.
Общими признаками в этих типах активности являются наличие нескольких участников (двух или более); осуществление участниками непосредственных субъект-субъектных, и/или опосредованных субъект-объект-субъектных взаимодействий. В совместной активности образуется групповой или коллективный субъект,
который и осуществляет совместную активность. В отличие от других типов активности соучастие ? это такой тип совместной активности, в ходе которой участники совместно осуществляют все взаимодействия в целом путем взаимодополняемости в общем, процессе взаимодействия при определенных способах самоорганизации и организации актов, чувств, представлений, с созданием общей для всех участников действительности и с освоением и/или присвоением результатов каждым участником в соответствии с долей (объемом) личного участия.
В контексте психологического консультирования рассмотрим соучастие психолога клиента в решении проблемы совместной активности. Традиционно в психологическом консультировании полагают две основные позиции: психолога-консультанта и клиента. Позиционные соотношения принципиально изменяются при осознании соучастия в психологическом консультировании, так как для осуществления соучастия оба участника должны быть профессионалами. Здесь нет ни парадокса, ни противоречия. Это уже используемое решение, обнаруженное нами при анализе профессионального опыта и результатов экспериментальной работы.
Прежде всего, путем самоопределения участников происходит разделение исходных позиций на отдельно различимые и, в зависимости от степени профессионализма, функциональные или ролевые. Официальным статусом психолога обладает участник, имеющий сертификат о профессиональном образовании или подготовке, неофициальным статусом психолога пользуется участник, владеющий способами психологической работы и успешно их осуществляющий без сертификата, а статусом клиента ? участник, обратившийся к психологу за услугой.
Кроме статусных позиций психолога и клиента в психологическом консультировании появляются и формируются позиции консультанта и стажера (клиента).
В процессе соучастия позиции консультанта и стажера взаимообратимы для участников, то есть при разных взаимо-
дeйcтвияx кaждый из yчacтникoв ? и кли-eнт, и пcиxoлoг ? мoжeт и дoлжeн быть тo cтaжepoм, тo кoнcyльтaнтoм или нaoбo-poт (инвepcиoннocть cтaтycныx пoзиций). Kлиeнт cтaжиpyeтcя в пpoфeccиoнaльнoм oпиcaнии cвoиx cocтoяний и фeнoмeнoв, в пoзнaнии и пpeoбpaзoвaнии coбcтвeнныx пcиxики и coзнaния, a пcиxoлoг ^^уль-тиpyeт eгo пo вoпpocaм пpoфeccиoнaльнo-гo ocyщecтвлeния этoй paбoты. Пcиxoлoг cтaжиpyeтcя в пoнимaнии индивидyaль-нocти клиeнтa и тoгo, что c ним пpoиcxo-дит, a кл^нт кoнcyльтиpyeт пcиxoлoгa в cлyчaяx нeпoнимaния, тaк KaK тoлькo oн oдин oблaдaeт пoлнoтoй пpoживaния aK-тивнocти coбcтвeннoгo «Я». В xoдe coвмe-cтнoй paбoты oни coздaют oбщyю для ниx cиcтeмy пpeдcтaвлeний и пpoфeccиoнaль-ныx знaний o пcиxикe и coзнaнии клиeнтa, o6 индивидyaльныx cпocoбax paбoты c индивидyaльнocтью. Этa cиcтeмa в пpo-^cce взaимoдeйcтвия пocтoяннo измeня-eтcя и/или пpeoбpaзoвывaeтcя, в cвязи c чeм фopмиpyeтcя и paзвивaeтcя пpoфec-cиoнaлизм KaK клиeнтa, тaк и пcиxoлoгa.
Нaшa кoнцeпция пcиxoлoгичecкoгo кoнcyльтиpoвaния, ocнoвaннaя нa пpo-фeccиoнaльнoм coyчacтии кoнcyльтaнтa ? cтaжepa (клиeнтa), пpeдcтaвляeт coбoй ocoбый тип фopмиpyющeгo экcпepимeнтa. Cyщнocтным oтличиeм фopмиpyющeгo экcпepимeнтa в гyмaнитapнo-
opиeнтиpoвaннoй пpaктикe oт paзличнoгo poдa экcпepимeнтoв (пpoизвoдcтвeннoгo, oбyчaющeгo, плaнoмepнo фopмиpyющeгo, пoзнaвaтeльнoгo) зaключaeтcя в тoм, что o^ пoзвoляeт opгaнизaциoннo СТРуктуи-poвaть KaK пoзнaвaтeльныe пpoцeдypы, тaк и мeжличнocтныe oтнoшeния c выxo-дoм в экзиcтeнциaльнyю кoммyникaцию Я ? ТЫ. В этом cмыcлe coyчacтиe rnmo-лoгa и клиeнтa opгaнизyeт пpocтpaнcтвo жизнeдeятeльнocти cooбщecтвa cyбъeктoв (ш-бытий^ю oбщнocть), кoтopaя фop-миpyeт, пpичeм кaчecтвeннo нeoбpaтимo дeйcтвитeльнocть coyчacтникoв те пo зa-кoнaм нayчныx истин, a пo зaкoнaм cвo-бoднoгo caмoпpичиннoгo oпpeдeлeния oбpaзa coбcтвeннoй жизни и дeятeльнocти чeлoвeкa.
Оcoзнaннoe ocyщecтвлeниe coyчa-cтия ocнoвaнo нa o^pLi^^ игpax вoз-
мoжнocтeй личнocтнoгo измeнeния (oio-жившeгocя xapaктepoлoгичecкoгo cтиля индивидyaльнoй дeятeльнocти и диcпoзи-циoннoй CTpyKrypbi) кaждoгo из coyчacт-никoв, KoTOpoe пpoявляeтcя KaK пepexoд caмoбытия «Я ? мoe» в инoбытиe «Мы ? нaшe», c пpeoбpaзoвaниeм мoдyca cвoeгo cyщecтвoвaния и пcиxoлoгичecкиx мexa-низмoв жизнeннoй aктивнocти.
Фopмaлизaция cyra oбoзнaчeннoй кoнцeпции пpeдпoлaгaeт пpимeнeния пpo-цeccнoй лoгики.
Дeлo в том, что paзличныe cиcтeмы фopмaльныx, coдepжaтeльныx и диaлeк-тичecкиx лoгик в вeчнoм cпope мeждy co-бoй пытaютcя oпиcaть пpoцecc KaK cipyK-тypy взaимoдeйcтвий oбъeктoв, a oбъeкт KaK cиcтeмy пpoцeccoв. Вce пapaдoкcы oбъeктнoй лoгики cнимaютcя, кoгдa пpи oпиcaнии пpoцeccoв oбъeктoв нeт, a ecra cocтoяниe.
Ecтecтвeннo-нayчный и гyмaниcти-чecкий пoдxoды в пpoтивocтoянии cвoиx дeтepминиcтичecкиx и вepoятнocтныx кoнцeпций и мoдeлeй peaлизaции oбъeкт-oбъeктныx, cyбъeкт-oбъeктныx и cyбъeкт-cyбъeктныx oтнoшeний дaют в фeнoмeнe coyчacтия cлeдyющee пoлoжeниe: мeждy пcиxoлoгoм и клиeнтoм cyщecтвyют толь-ko cyбъeкт-cyбъeктныe oтнoшeния, и эти oтнoшeния peaлизyютcя в пepeceчeнияx caмocтoятeльныx движeний и взaимoдeй-ствия cyбъeктoв, кoтopыe имeют вepoят-нocтный xapaктep.
Пpoтивocтoяниe нaтypaлиcтичecкo-гo и дeятeльнocтнoгo пoдxoдoв пo пoвoдy oбъeктнoгo и пpoцeccнoгo acпeктoв paз-вopaчивaния cyбъeкт-oбъeктныx oтнoшe-ний c пepeнocoм пo aнaлoгии, нa cyбъeкт-cyбъeктныe oтнoшeния пpeлoмляютcя в пpaктикe coyчacтия тaк, что cyбъeкт-cyбъeктныe oтнoшeния cyщecтвyют и пo-знaютcя тольта в пpoцeccax.
Лoгичecкий пoдxoд c нeпpoтивope-чивocтью и oбpaтимocтью пepexoдoв oт пocылoк к вывoдaм и oбpaтнo и иcтopичe-cкий пoдxoд c нeoбpaтимocтью и нeлo-гичнocтью иcтopичecкиx пpoцeccoв в cвo-eм взaимoдeйcтвии в пpocтpaнcтвe экcпe-pимeнтa дaют пoлoжeниe: coвмecтнoe движeниe cooбщecтвa cyбъeктoв ? это нe-oбpaтимый пpoцecc пocтoяннoгo paзpe-
шения противоречий (представлений, чувств, действий и способов их преобразования).
С взаимодействием эволюционного и генетического подходов связано осознание противоречия «развитие-саморазвитие». Вопрос о роли внутренних и внешних процессов в изменении существующего (действительности), подробно рассматриваемый этими подходами, снимается в психокоррекционной практике положением синергетического подхода о самоорганизации, возникающей в хаосе (6).
Традиционное противостояние метафизически единой и неизменной сущности в ее абсолютной целостности и диалектического, вечного и бесконечного, движения в его постоянных противоречиях синтезируется как целостность противоречивого движения внутри мира личности субъекта (сообщества) психолог-клиент и движение целостности действительного мира личности субъекта (сообщества) через разрешение противоречия путем согласования, как расширения и развития этого мира.
Противопоставление рационального и иррационального подходов в вечном споре по поводу конечных результатов и бесконечного многообразия конечных способов познания в постоянной рефлексивной ситуации соучастия снимается как проблема создания и осуществления бесконечного метода мышления ? рефлексии.
В нашем подходе постулируется, что только сам клиент как «само из себя движение» может произвести
качественные преобразования в своей жизнедеятельности и изменить действительность своего существования (как освоенной и полагаемой реальности).
Психолог, как профессионал, может выступать в этом случае как соучастник в рамках профессиональных взаимоотношений по созданию третьей со-бытийной действительности, в которой клиент с позиций стажера осуществляет психологическую работу со своими механизмами психики, сознания и самопознания и типами активности по преобразованию наличной действительности тем самым, как показы-
вает наша практика, у клиента самоопределившегося в позицию стажера-психолога, формируется феномен самосознания «Я-психолог», признаками которого является проживание клиентом опыта самоисследования и самопреобразования механизмов психики, сознания, самосознания и осуществляемых им в действительности типов активности. В соотношениях с жизнью личности клиента результаты эксперимента фиксируются как различные виды свободного ценностного самоопределения, способов самоорганизации и соорганизации представлений, чувств, действий с освоением опыта психологической практики преобразования своей действительности. Механизмом развития субъектности личности клиента выступает согласование процессов сознания, самосознания и типов активности (общения, деятельности, мыследеятельно-сти, игры, борьбы, бездействия, времяпрепровождения) осуществляемой им в действительности. Сам процесс согласования выступает как разрешение противоречий в этих процессах и достижения целостности внутри мира личности клиента и его действительного мира, за счет проживания нового феномена самосознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, ¡979. -289 с.
2. Дильтей В. Описательная психология. -М.: Современный гуманитарный университет, 200¡.- ¡38 с.
3. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, ¡99G. -367 с.
4. Пригожин И, Стенгер И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. - ¡32 с.
5. Розин В.М. Психология: теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. -М.: Форум-Инфра, ¡997. -294 с.
6. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия - М. Рефл-Бук, Ваклер, ¡997. -316с.
7. Я спер с К. Общая психопатология. - М.: Практика, ¡997. - ¡056 с.
8. Ясный С. Обоснование понятия и логика эксперимента. Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения). -Омск: ОмГПУ, ¡995. - С. ¡5¡-¡58.
Об arope
Kaбиpoв Ф^гат Зapипoвич, кaндидar mmo-лoгичecкиx нayк, дoцeнr кaфeдpы пpaкrичe-cкoй пcиxoлoгии Омcкoгo гocyдapcrвeннoгo пeдaгoгичecкoгo yнивepcиrera. ^учны^ инте-
pecbi в oблacrи иccлeдoвaния и пpoeкrиpoвa-ния paзвиrия и фopмиpoвaния пcиxoлoгичe-cкиx мexaнизмoв пpoфeccиoнaлизмa пpaкrичe-cкoгo пcиxoлoгa в вyзoвcкoй пoдгoтовкe в экcпepимeнraльнoм peжимe.