Научная статья на тему 'Принципы социально-психологического исследования личной безопасности'

Принципы социально-психологического исследования личной безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы социально-психологического исследования личной безопасности»

г г «Принципы социально-психологического исследования...»

ПСИХОЛОГЫЧ-ЕС-КЫ-Е ШН

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т.М. Краснянская

К важнейшим методологическим задачам социально-психологического исследования личной безопасности относится адекватное соотнесение теоретического и эмпирического уровней ее анализа, интеграция получаемой в результате научного поиска информации как основы выработки нового обобщенного знания о предмете исследования. Оптимальное решение социально- психологических проблем сохранения и достижения личной безопасности требует применения конкретных методологических принципов исследования, позволяющих обозначить и раскрыть все значимые аспекты самой безопасности и ее объекта. Обычно выделяются три уровня методологического анализа любой науки: общая методология, рассматриваемая как общий принцип познания, как философский подход к анализу явлений действительности; специальная методология, или методология конкретной науки, обеспечивающая конкретную реализацию общефилософских принципов применительно к объектам проводимого исследования; частная методология, представляющая собой совокупность конкретных методов, методик и процедур, подобранных в соответствии со спецификой предмета исследования и непосредственно реализующих его задачи. Недостаточная разработанность методологических основ теории личной безопасности обусловливает потребность выделения специальных и частных принципов,

способных составить основу ее теоретико-практического исследования.

Являясь достаточно сложным социальным образованием, системы видов, уровней и сфер безопасности обладают четко очерченными границами, отделяющими их от воздействия окружающей среды. Каждая из них имеет три основных измерения: период становления действия (поведения, функции), реального существования и эволюции. В ходе изучения социально-психологических аспектов личной безопасности важным представляется учет всех обозначенных аспектов: выявление уровня и качества безопасности личности в определенной точке временного континуума в конкретных социальных условиях, учитывая при этом ключевые характеристики ее ретроспективной безопасности, сравнивая их с актуальной и перспективной ситуацией. Ситуационная и личностная вариативность проявлений феномена безопасности делает в значительной степени необходимым установление характера связи между факторами, определяющими безопасность личности и окружающей ее социальной среды, выявление степени их устойчивости и изменчивости под воздействием социальной действительности и собственно личностной активности. Наиболее целесообразным подходом для выявления всеобщих взаимосвязей и взаимозависимостей развития личной безопасности в различных сферах общественной жизни и в разные временные периоды, конкретных связей системы

35/2003

Вестник Ставропольского государственного университета

тш

личной безопасности с более высокими или низкими ее организационными уровнями и решения иных теоретико-практических задач выступает применение системного подхода.

Системный подход представляет собой проявление синтезирующего начала в методологии, тенденции представлять знания в виде некоторой логически непротиворечивой единой схемы. Системный подход, выражая широту научной мысли, стиль мышления исследователя, отражает естественное для него стремление увязать в систему известные и новые факты и закономерности.

Системный подход достаточно широко используется в различных отраслях психологии. Его ключевые идеи были сформулированы еще в работах Б.Ф. Ломова (1984, 1990), и в последующий период подверглись значительному развитию. В настоящее время в научной литературе, в том числе и психологической, прослеживаются три основных направления системных исследований, позволяющих по-разному расставить акценты в анализируемой

Представители первого направления системных исследований - системно-компонентного - главное внимание сосредотачивают на изучении процессов формирования системы, выявлении механизмов ее функционирования. Значимым для них представляется исследование закономерностей взаимодействия отдельных компонентов, входящих в определенную систему, постижение внутренней операциональной архитектоники системы. Системно-компонентный анализ личной безопасности соответственно предполагает изучение ее конкретных видов и сфер проявления: физической, психической, духовной, профессиональной, бытовой, информационной, социальной, криминальной и иных, представляющих интерес для исследователя. В частности, безопасность производственной деятельности рассмотрена в трудах М.А. Котика (1989, 1990), безопасность сотрудников органов внутренних дел- А.И. Папкина (1996, 2001), информационная безопасность -Н.М. Ракинянского (1992), С.Ю. Решети-

С.Ю. Решетиной, Г.Л. Смолян (1996), С.К. Рощина (1996), Г.В. Грачева (1996, 1998, 2000).

Сторонники второго направления -структурного - первостепенное внимание уделяют изучению новых системных качеств, которые возникают в процессе взаимодействия отдельных компонентов системы, но не сводятся лишь к свойствам данных компонентов. Проблемы личности при этом трактуется с позиций процессуально-динамического подхода, который активно разрабатывается в общей психологии К.А. Абульхановой-Славской (1991), Л.И. Анцыферовой (1990, 1992), А.А. Кроником, Р.А. Ахмеровым (1998) и другими. Структурный анализ ориентируется, в основном, на поиск связи между составляющими личной безопасности и вскрытие присущих ей закономерностей. Так, Т.И. Колесникова (1), выделив основные составляющие личной безопасности человека (физическую, психическую и духовную безопасность), акцент сделала на их триединстве, позволившем обозначить комплекс опасностей, представляющих угрозу для человека, причины их возникновения и механизмы воздействия.

Третье направление системных исследований - генетическое (системно-историческое) - предполагает проведение системно-функционального анализа, который, с одной стороны, включает изучение внутреннего функционирования системы (отношений соподчиненности и координации отдельных компонентов), с другой - раскрытие особенностей ее внешнего функционирования (выявление свойственной ей адаптивной и адаптирующей активности). Данный уровень системного анализа рассматривает психическую жизнь личности и ее поведение в форме непрерывного, изменчивого процесса, порожденного постоянным взаимодействием человека с окружающей действительностью. Системно-функциональный анализ подразумевает рассмотрение личной безопасности как открытой системы со специфическими сложно организованными структурными и функциональными компонентами, являющейся результатом неоднозначного взаимодей-

Kpacнянcкaя T.M.

«^инципы coциaльнo-пcиxoлoгичecкoгo иccлeдoвaпия^»

g I

m

cтвия cyбъeктa c oкpyжaющими eгo œc-тeмaми, измeняющeйcя пoд вoздeйcтвиeм мнoжecтвa фaктopoв кaк пpиpoдныx, тaк и coциaльныx. В чacтнocти, Е.Г. Сaмoви-чeв (2, c.94) yтвepждaeт, чтo, oкaзывaяcь в кaждый мoмeнт cвoeй жизни включeнным в oпpeдeлeнный coциaльнo-

пcиxoлoгичecкий кoнтeкcт, в oпpeдeлeн-ную cиcтeмy взaимoдeйcтвий и oтнoшeний мeждy людьми, для oбecпeчeния личнoй бeзoпacнocти чeлoвeк дoлжeн чeткo ocoз-нaвaть и пoнимaть peaльныe oтнoшeния, нe дoпycкaя пpи этoм иx cyбъeктивнoгo иcкaжeния. Чeм вышe cтeпeнь тaкoгo то-кaжeния, тeм нaпpяжeннee cитyaция, тeм бoльшe вepoятнocть ocтpoгo и пoтeнци-aльнo oпacнoгo peaгиpoвaния пo oтнoшe-нию к нeмy.

Kлaccичecкий пpимep cиcтeмнoгo пoдxoдa к изyчeнию живoй и нeживoй пpиpoды пpoдeмoнcтpиpoвaл В.И. Bep-нaдcкий. Для нac в дaннoм cлyчae нeпo-cpeдcтвeнный интepec пpeдcтaвляeт шз-дaниe им ocнoв филocoфcкo-миpoвoззpeнчecкoгo взглядa нa бeзoпac-нocть, вoплoщeнныx в кoнцeпции биocфe-pы кaк eдинoй cиcтeмы взaимocвязaнныx мeждy coбoй элeмeнтoв. Пoняв пepвым, чтo лик Зeмли oбязaн дeятeльнocти живoй мaтepии, чтo иcтopию Зeмли мoжнo o6^ яcнить кaк peзyльтaт взaимoдeйcтвия жи-вoй и нeживoй пpиpoды, oн cдeлaл шaг, ^TOphm вo мнoгoм oпpeдeлил paзвитиe ecтecтвoзнaния в XX вeкe.

Сиcтeмный пoдxoд в нacтoящee вpe-мя нaшeл шиpoкoe пpимeнeниe в шцталь-нo-пcиxoлoгичecкиx иccлeдoвaнияx бeзo-пacнocти. Этo oбъяcняeтcя двумя o6ci^-тeльcтвaми. Bo-пepвыx, бeз crpyRryproa-ции пoтoкa нoвыx фaктoв иccлeдoвaтeли пpocтo нe в cocтoянии иcпoльзoвaть бoльшoй oбъeм инфopмaции o пpeдмeт-ныx cтopoнax изyчaeмoгo cлoжнoгo явлe-ния, кoим в дaннoм cлyчae являeтcя бeзo-пacнocть. Bo^TOpLix, иccлeдoвaния лич-нoй бeзoпacнocти ceйчac пpиoбpeтaют мeждиcциплинapный xapaктep, пpивлeкaя внимaниe филocoфoв, coциoлoгoв, cтoв, пcиxoлoгoв, пeдaгoгoв и cпeциaли-cтoв из дpyгиx oблacтeй нayки и пpaкти-ки. Нeoбxoдимocть мeждиcциплинapнoгo aнaлизa пpи этoм oпpeдeляeтcя, пpeждe

вceгo, тeм, чтo caмa личнaя бeзoпacнocть пpeдcтaвляeт coбoй фeнoмeн, нaxoдящий-cя нa cтыкe изyчeния coциaльныx и гyмa-нитapныx нayк, чтo пoзвoляeт иcпoльзo-вaть иccлeдoвaтeльcкиe мeтoды, пpиeмы и пoнятия, выpaбoтaнныe в иx paмкax. Сте-тeмный пoдxoд oбecпeчивaeт вoзмoж-нocть cинтeзиpoвaния пoлyчaeмoй ин-фopмaции в aдeквaтнyю и нeпpoтивope-чивую кapтинy фeнoмeнoлoгии личнoй бeзoпacнocти, пoзвoляя выpaбoтaть orn^-мaльныe пoдxoды к coxpaнeнию и oбecпe-чeнию coбcтвeннoй бeзoпacнocти cyбъeк-тa.

Пpинцип диaлeктичecкoй взaимo-oбycлoвлeннocти пpeдпoлaгaeт paccмoт-peниe coциaльныx явлeний, в тoм чиоте и coциaльнo-пcиxoлoгичecкиx, в иx цeлocт-нocти и paзвитии. Иcxoдя из coдepжaния дaннoгo пpинципa, бeзoпacнocть личнo-cти тecнo cвязaнa c бeзoпacнocтью o^y-жaющиx ee coциaльныx, экoнoмичecкиx, тexничecкиx, экoлoгичecкиx, биoлoгичe-cкиx и иньк cиcтeм. Измeнeния в paзви-тии oбoзнaчeнныx cиcтeм тpeбyют aдeк-вaтныx им измeнeний и в мepax пo oбec-пeчeнию бeзoпacнocти иx caмиx и бeзo-пacнocти cyбъeктoв, в ниx включeнныx. Peaлии coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти тpeбyют нeoтлoжныx мep пo пepecтpoйкe cyщecтвyющeй cиcтeмы бeзoпacнocти. Нa фoнe вoзpacтaющeгo aнтpoпoцeнтpизмa, дeлaя aкцeнт нa oбecпeчeнии бeзoпacнo-сти кoнкpeтнoгo чeлoвeкa, a нe aбcтpaкт-ныx coциaльныx инcтитyтoв, нeoбxoдимo yчитывaть, чтo бeзoпacнocть oтдeльнoгo чeлoвeкa вте жe нe дoлжнa пpoтивopeчить интepecaм coxpaнeния бeзoпacнocти дpy-гиx людeй, oбщecтвa, гocyдapcтвa. Сo-глacнo coвpeмeнным пoдxoдaм, coциaль-нaя бeзoпacнocть oбязaнa oлицeтвopять диaлeктичecкoe eдинcтвo бeзoпacнocти личнocти, oбщecтвa и гocyдapcтвa нa paз-личныx ypoвняx в paзличныx cфepax жиз-нeдeятeльнocти гpaждaн. Нeдocтaтoч-нocть, ocлaблeниe бeзoпacнocти oднoгo из ee oбъeктoв, oднoгo из ypoвнeй, oднoй из cфep бeзoпacнocти cкaзывaeтcя нa aктy-aльнoй и пoтeнциaльнoй бeзoпacнocти, кaк oтдeльнoгo cyбъeктa, тaк и в^го o6-щecтвa в цeлoм. Иными cлoвaми, нeoбxo-дим paзyмный бaлaнc дeятeльнocти пo

35/2003 HS

Вестник Ставропольского государственного университета |pj Д |]

достижению безопасности отдельной личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за ее сохранение. Отсутствие продуманных действий в этом направлении приводит к разрушению системы безопасности, появлению различных угроз.

Рассматривая личную безопасности как сложную социально обусловленную систему, тесно взаимодействующую с системами других уровней, нельзя забывать о ее неразрывной связи с функционированием экологической системы, которая порождает целый ряд глобальных угроз. Взаимосвязь человека и природы в настоящее время находится под пристальным вниманием ученых. Исторически она развивалась от длительного периода зависимости человека от природы к относительно короткому этапу ее покорения и бездумной эксплуатации. Вся экономическая деятельность в последние три века была построена на росте производства и потребления природных ресурсов. Российские ученые М.Н. Белогубова (2000), Р.А. Перелет, Г.С. Сергеев (1990) и другие утверждают, что дальнейшее развитие в прежнем направлении чревато для общества новыми глобальными катастрофами. Радикальные нарушения в природной среде неизбежно приведут к самому негативному социальному результату - возможности вырождения самого человека, являющегося во многом и первопричиной и объектом экологических изменений. Поэтому одна из главных задач общества и человека - соизмерять свою деятельность с возможностями биосферы. Экологическая безопасность - одна из глобальных проблем современности. Учет экологического аспекта в исследованиях личной безопасности дает возможность не только охарактеризовать связи человека с природной средой, но и увидеть действительно жизненно важные интересы как личности, так и всего общества.

Специфически психологической конкретизацией принципа диалектической взаимообусловленности выступает разработанный Л.С. Выготским принцип единства сознания (и вообще психики) и деятельности (трудовой, познавательной

и др.). Данный принцип увязывает внутренний мир человека и его внешнюю активность, в том числе и в рамках обеспечения собственной безопасности, подчеркивает, что психика формируется, прежде всего, в деятельности, отражает ее особенности, а деятельность воплощает содержание сознания, неразрывно с ним связана. Действительно, практика показывает невозможность или достаточную трудность противостояния довлеющему воздействию сознания. Особенности мировоззренческих установок, восприятия человеком самого себя и окружения, отношения к различным рискам, сохранению собственной безопасности и безопасности других людей, созданные стереотипы, переживания неизбежно воплощаются в его поступках, оптимальных для личной безопасности или, наоборот, провоцирующих деструктивную, потенциально опасную реакцию окружения. Целенаправленное формирование у человека позитивной картины реальности, смягчающей его напряженность, враждебность, снижает тем самым, в определенной мере, и уровень ответной враждебности окружающей среды. В свою очередь, полученный человеком опыт безопасной (опасной) деятельностной активности порождает соответствующее субъективное отражение действительности, в значительной степени программируя на будущее уровень его личной безопасности. Данный принцип обосновывает возможность целенаправленной тренировки субъектом собственной безопасности.

Аксиологический подход побуждает взглянуть на безопасностную проблематику с точки зрения первостепенных ценностей, интересов, потребностей субъектов социального взаимодействия. Центральная роль и особое значение личностных интересов и ценностей определяются тем, что именно они являются главной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей, выступая в этом смысле важнейшим фактором любых преобразований на всех социальных уровнях, начиная от отдельного человека и до общества, государства, нации в целом. Каждый человек

I □ «Принципы социально-психологического исследования...»

обладает базисной системой личных ценностей, жизненно важных интересов, которые он стремится сохранить, усилить и защитить. Согласно Гегелю, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть» (3, с.206). Безопасность выступает в качестве одной из основных ценностей как социальных общностей, общества в целом, так и каждого отдельного субъекта. Защищая собственную безопасность, субъект, общество, государство защищает свою жизнь. Непосредственно о личной безопасности субъекта можно говорить в том случае, если социальные интересы представляют собой отражение его собственных ключевых ценностей, интересов, потребностей. Нарушение личной безопасности в своей первооснове обусловлено нарушением «субъект-субъектного» соответствия интересов или возникновением противоречий между индивидуальными интересами и интересами отдельной группы, общества в целом. Отметим, что неоднозначность социального развития неизбежно обусловливает возникновение определенных социальных интересов, которые вступают в противоречие с интересами субъекта и тем самим отрицательно влияют на его безопасность, тормозят развитие. Будучи ущемленными, ценности, интересы, потребности способны толкнуть человека или группу на совершение крайних действий, обладающих высокой опасностью, как для самого субъекта, так и для окружающих его людей. Поэтому разработка оптимальных мер личной безопасности требует включения непременного анализа ключевых интересов объектов и субъектов опасности.

Важнейшим в теоретико-методическом плане проведения социально-психологических исследований личной безопасности является культурно-исторический подход. На поведение людей сильное влияние оказывают неформальные социальные нормы, бытующие в той культуре, в которой люди воспитываются и живут. В конечном счете, они воспроизводят условия жизни людей, сложившиеся традиции, обычаи, нравы, в своей совокупности отражающие культуру данной

общности. Культура, ее элементы, имея непосредственное отношение к базовым социально-психологическим явлениям (ментальности, смыслу жизни, картине мира, социальным чувствам и ценностям), играют значительную роль в детерминации и направленности парадигмы личной безопасности. Поведение отдельного субъекта и социальных групп в конкретных исторических условиях, проявляющуюся у них приверженность к определенным стилям поведения в опасных ситуациях, подходы к обеспечению личной безопасности, критерии оценивания безопасности и т.д. невозможно адекватно объяснить без учета соответствующего культурного фона. Более того, специфика культурных особенностей приводит к существенной дифференциации общества по нормам поведения и силе их воздействия, отсутствие учета которой субъектом порождает конфликтные ситуации, ослабляющие его личную безопасность.

Социальная природа и социальная направленность безопасности в целом, будучи тесно связана со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество», имеет достаточно выраженный исторический характер. Знание динамики историко-культурного развития основных подходов к обеспечению безопасности различных социальных групп, к формам ее реализации позволяет объяснить современное состояние данного института. Культурно-исторический анализ раскрывает, почему одинаковые по форме социальные институты обеспечения личной безопасности субъектов действуют по-разному в различных странах. Он позволяет проникнуть вглубь данного социального явления - от поверхностного, одномерного видения социальной системы безопасности ее членов, к глубинным корням культуры нации, подсознательно влияющим на мысли и поступки всех членов общества. Достоинством историко-культурного подхода к социально-психологическому исследованию личной безопасности является то, что он интегрирует историю, социологию, культурологию, социальную, кросс-культурную психологию и новей-

35/2003 НЦ

Вестник Ставропольского государственного университета || Д |]

шие методы исследования социальных систем, в ходе исследования динамики социальных и личностных ценностей, интересов и целей помогает изучить социальные установки людей по обеспечению их собственной безопасности. Наряду с этим отметим, что многообразие получаемой при культурно-историческом подходе информации о личной безопасности для своей переработки органично требует использования приемов сравнительного анализа. Однако использование данного вида анализа порождает немаловажную проблему, связанную с выбором параметров сравнения, т.к. в науке о личной безопасности положение исследователя существенно иное, чем, например, в химии и физике, где сравнивать величины можно на основе реального манипулирования и измерения предмета исследования. Социально-психологическое изучение особенностей личной безопасности связано с этическими ограничениями, не позволяющими помещать человека в опасные для него условия и наносить ему значимый вред.

При исследовании социально-психологических аспектов личной безопасности достаточно актуальна проблема интерпретации накопившихся фактов, соотнесения между собой дискретного и непрерывного знания. Эту проблему можно решить на основе принципа дополнительности, разработанного Н. Бором. Содержание идеи дополнительности находит свое применение в самых различных областях научного знания, как естественных, так и гуманитарных науках. В ней содержится важный момент и для понимания объекта нашего исследования, заключающийся в утверждении, что выводы об уровне безопасности субъекта зависят от условий и способов наблюдения. Данный аспект концепции дополнительности Н. Бора необходимо учитывать при выявлении наиболее влиятельных факторов, воздействующих на состояние личной безопасности, при определении индикаторов и показателей безопасности в различных сферах жизнедеятельности ее объекта. Н. Бору принадлежит утверждение, с которым трудно не согласиться применитель-

но к исследованию проблематики обеспечения личной безопасности: «Никакое сложное явление нельзя описать с помощью одного языка» (4, с.5). Теория личной безопасности, как уже отмечалось, -междисциплинарная отрасль знания, т.к. интерпретация сложноорганизованного феномена личной безопасности требует многоаспектного объяснения. Социально-психологическое изучение личной безопасности - всего лишь один из ракурсов рассмотрения проблематики личной безопасности, интегрирующий в себе комплекс информации из других отраслей знания - социологии, юриспруденции, педагогики, культурологии. Добавим, что принцип дополнительности реализуется в социально-психологическом исследовании личной безопасности не только в общетеоретическом, но и в прикладном смысле; не только для описания и объяснения взаимодополнительности сфер и видов безопасности, но также и для получения нового знания, значительно приближающего к пониманию объективного положения вещей. В обозначенном исследовании принцип дополнительности важен еще и потому, что система личной безопасности состоит из множества подсистем, которые подлежат автономному изучению. Вместе с тем, полноценному исследованию требуется разумная интеграция показателей безопасности на различных ее уровнях и в различных сферах жизнедеятельности, синтез обобщенных критериев личной безопасности, что возможно лишь на основе использования рассматриваемого принципа.

Использование принципа дополнительности в социально-психологическом рассмотрении проблем личной безопасности делает актуальным изучение вопросов соотношения процессов безопасности и развития, развития общественного и личностного. Развитию подвержен как каждый отдельный субъект, так и общество в целом, оно предполагает диалектическое единство процессов количественных и качественных изменений под воздействием социальных факторов, процессов динамичного перехода от старого к новому положению вещей, увеличение возможно-

I □ «Принципы социально-психологического исследования.»

стей и ресурсов человека, общества, государства в различных сферах бытия. Важнейшей особенностью социальной формы развития является тесная взаимозависимость между развитием и безопасностью. Фактически, развитие и безопасность -это две стороны общего процесса общественной жизни. При этом достаточно вероятно возникновение противоречия между процессами развития и возможностью сохранения субъектом исходного уровня собственной безопасности. Данная проблема может рассматриваться с разных точек зрения. Так, еще Цицерон на первое место выдвигал проблему безопасности, отмечая, что «прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь ... избегать того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни» (5, с. 131). С другой стороны, отказ от привычного, безопасного выступает основой перехода на следующий уровень развития. Соотношение безопасности и развития, несомненно, требует более детального рассмотрения, в том числе, с социально-психологических позиций. Однако очевидно, что в соотношении этих категорий важным является не аморфное развитие «само по себе», а его направленность и динамика, безопасность не «сама по себе», а как условие устойчивого развития и достижения социальных целей ее объекта.

В рамках создания теории национальной безопасности А.В. Возженико-вым был введен принцип гомеостазиса, определяющий области безопасного обитания социального образования (6, с. 19). Учитывая, что понимание безопасности охватывает состояния защищенности от различных угроз и опасностей не только интересов общества и государства, но и жизненных интересов конкретной личности, познание на основе принципа гомеостазиса допустимых величин вредных воздействий, которые бы не привели к деградации и гибели, актуально и в рамках создания теории личной безопасности. Действительно, функционирование любого организма (как живой природы, так и социального образования) невозможно

без соблюдения определенных внешних условий. Эти условия задаются параметрами окружающей физической (например, предельно допустимыми концентрациями вредных для человека веществ в почве, пище, воздухе, воде и т.д.) и социальной (политических, экономических и иных условий) среды, за пределами которых безопасное существование человека невозможно. Без знаний границ безопасных условий жизнедеятельности невозможна целенаправленная деятельность по защите жизненно важных для человека интересов безопасности, как со стороны государства, общества, так и им самим. Знание критических значений параметров личной безопасности и содержания социально-психологических реакций на отклонения от них определяет направленность деятельности субъекта по обеспечению собственной безопасности.

Частная методология социально-психологического исследования личной безопасности связана с обоснованием адекватности методов сбора и анализа ее эмпирических фактов. Согласно общенаучным подходам, на начальном этапе изучения объекта обычно используют методы первичного накопления информации, которая затем анализируется. Необходимым условием повышения объективности знания является использование принципа сочетания количественных и качественных методов анализа. На последнем этапе используют методы моделирования различных состояний данного объекта, а также выбора оптимальных решений по его управлению. Этот алгоритм полностью соответствует нашим подходам к изучению особенностей обеспечения личной безопасности.

Социально-психологическое исследование характеристик безопасности предполагает использование достаточно широкого спектра методов: экспертного опроса, мониторинга общественного мнения, моделирования, визуальной психодиагностики, контент-анализа, тестирования и др. (Сухов А.Н., 2002). Вместе с тем, социально-психологическое исследование проблематики личной безопасности, как одного из уровней социальной безопасно-

35/2003

Вестник Ставропольского государственного университета

1:1-1:1

сти, имеет свою специфику, задающую предпочтение идиографических методов научного анализа по сравнению с номоте-тическими. В связи с этим необходимо введение наиболее адекватных методов изучения именно данного уровня безопасности.

В исследованиях сфер безопасности широко используется метод наблюдения. Данный метод целенаправленного непосредственного восприятия внешне и объективно проявляемых параметров, свойств изучаемого объекта является простейшим методом получения информации, используемым практически во всех отраслях научного знания. Наблюдение относится к идиографическим методам, что повышает его ценность в контексте изучения особенностей личной безопасности конкретного субъекта. Однако его использование для данных целей связано с рядом трудностей. Как всякое научное наблюдение, оно требует достаточно систематической фиксации своих результатов, порождая проблему определения оптимального для конкретного исследования числа наблюдений и временного интервала между ними. Перспективным в этой связи представляется использование метода наблюдения значимых ситуаций. Очевидно, что каждый случай наблюдения особенностей безопасности должен строиться по индивидуальной схеме, вместе с тем, типовые ситуации допускают выработку общего плана наблюдения. Кроме того, в зависимости от реализуемой разновидности - скрытой или открытой - метод наблюдения может наталкиваться, соответственно, или на этические проблемы, или на проблемы искажения результатов. В рамках исследования особенностей безопасности целесообразно использовать метод наблюдения в сочетании с другими методами сбора информации.

В качестве метода сбора информации об особенностях общественной безопасности широко используется выборочный опрос как метод целенаправленного получения вербальной информации. Позволяя выявить оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия об объекте ис-

следования и его предметных сторонах, данный метод можно использовать и для изучения проявлений феномена личной безопасности. Наиболее широко отечественными исследователями безопасности применяется метод опроса экспертов с целью определения количественных и качественных показателей социальной безопасности. Этот метод позволяет произвести верификацию данных об объекте исследования, и весьма эффективен как качественный метод сбора содержательной информации по различным проблемам социальной безопасности. Опрос экспертов особенно продуктивен при оценке и анализе скрытых от внешнего наблюдения явлений и тенденций социальной и личной жизни. Вместе с тем, при экспертном опросе возникают трудности оценки уровня компетентности экспертов, объективности их суждений, т.е. проблема качества отбора экспертов. Критерием отбора экспертов рекомендуется использовать «пороговый уровень компетентности».

Шкальные техники, построенные по методу семантического дифференциала Ч. Осгуда, позволяя выявлять отношения к различным явлениям, предоставляют богатый материал для анализа феноменологии личной безопасности.

В качестве самостоятельного или дополнительного (в ходе опроса) метода изучения параметров, значимых для задач безопасности, используется визуальная социально-психологическая диагностика. Основным элементом визуальной социально-психологической диагностики является симптоматика, отражающая любое социально-психологическое явление на любом уровне. Отображая ценностно-смысловую сферу, статусно-ролевые параметры и другие характеристики субъекта, она может использоваться и как метод изучения особенностей личной безопасности. В качестве главной проблемы реализации визуальной социально-психологической диагностики выступает разработка достаточного перечня симптомов, являющихся индикаторами изучаемых проявлений.

Среди социально-психологических методов сбора первичной информации о

I □ f «Принципы социально-психологического исследования.»

защищенности какого-либо объекта от различных угроз особое место занимает анализ документов, который может быть основным или дополнительным методом сбора первичной информации. При этом достаточно важным является правильное определение круга документов, которые могут послужить источником информации о мнениях людей и фактах, их формирующих, состоянии защищенности жизненно важных интересов личности и общества в определенной сфере безопасности, масштабе и направленности воздействия на личную и социальную безопасность, в целом, различных угроз, характере направленности факторов безопасности. В рамках социально-психологического анализа личной безопасности используются, в первую очередь, такие документы как Конституция РФ, другие законы РФ, постановления правительства РФ и правительств ее субъектов, международные акты, ратифицированные РФ, статистические данные и другие документы, регламентирующие права, свободы, обязанности граждан в государстве, деятельность органов и сил обеспечения социальной безопасности. Особое значение имеет анализ государственных целевых комплексных программ по обеспечению социальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности и на различных уровнях безопасности.

Таким образом, научное исследование личной безопасности должно строиться на вполне определенных методологических принципах, среди которых - системный, аксиологический и культурно-исторический подходы к явлениям общественной и личной жизни, принципы

единства психики и деятельности, дополнительности знания о предметных сторонах объекта исследования, гомеостазиса, сочетания количественных и качественных методов исследования. Большая роль в исследовании предметных сторон личной безопасности отводится методам наблюдения, опроса, шкальным техникам, методам визуальной социально-психологической диагностики, методам анализа документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176с.

2. Самовичев Е.Г. Психология личной безопасности человека // Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С.93-99.

3. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. - М, 1990.

4. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. -М, 1993.

5. Цицерон. Об обязанностях. - М, 1999.

6. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. - М.: Изд-во РАГС, 2002.-424 с.

Об авторе

Краснянская Татьяна Максимовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов -юридическая психология, психология компьютеризации. Автор 51 научной публикации и 7 учебных пособий, в том числе монографии «Психология личной безопасности субъекта» (2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.