Научная статья на тему 'Экономика знаний в стратегии инновационного развития образовательного пространства'

Экономика знаний в стратегии инновационного развития образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКОНОМіКА ЗНАНЬ / ОСВіТА / НАУКОєМНіСТЬ / СУСПіЛЬСТВО ЗНАНЬ / ОСВіТНЯ ПОСЛУГА / ПРОБЛЕМНЕ НАВЧАННЯ / РЕЙТИНГОВА СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКОЕМКОСТЬ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / KNOWLEDGE ECONOMY / SOCIETY OF KNOWLEDGE / RATING SYSTEM / EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICE / PROBLEM TRAINING / KNOWLEDGE-BASED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронкина Л.И., Гавриш О.Н.

В статті розглянуті сучасні проблеми освіти, як фактора переходу до економіки знань. Основна увага приділяється необхідності удосконалення системи освіти за рахунок надання освітянських послуг, впровадження нових методів навчання як вітчизняних, так і іноземних студентів, підвищення якості учбового процесу, використання нових систем оцінки знань студентів.В статье рассмотрены современные проблемыобразования как фактора перехода к экономике знаний.Основное внимание уделяется необходимости совершенствования системы образования за счет предоставления просвещенческих услуг, внедрения новых методов обучениия как отечественных, так и иностранных студентов, повышения качества учебного процесса, использования новых систем оценки знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика знаний в стратегии инновационного развития образовательного пространства»

Така структура видатюв не забезпечуе достатньоТ можливост для перерозподту pecypciB на користь тих, як без-посередньо визначають якicть осв^ых послуг (пiдвищeння квалiфiкацil оcвiтян, розширення та оновлення ресурсно)' бази навчальних закладiв, впровадження новiтнiх тeхнологiй) та сприяють вдосконаленню осв^ньоТ iнфpаcтpyктypи (наприклад, завдяки пщвищенню транспортноТ доcтyпноcтi навчальних закладiв для дiтeй з в^алених pайонiв).

Висновки. В УкpаТнi склад видатюв бюджeтiв та Тхня частка у ВВП е iндикатоpом прюритетност тieТ чи iншоТ функ-цп держави. Одним iз основних прюрителв у cфepi видаткiв бюджeтiв е cоцiальнe спрямування бюджету. Через це остаными роками значна увага придтяеться саме cоцiальним видаткам, до яких входять таю напрями дiяльноcтi держави, як сощальний захист i cоцiальнe забезпечення, оcвiта, охорона здоров'я, духовний та фiзичний розвиток. Тому щороку обсяг кошлв, спрямованих на фшансове забезпечення заходiв для розв'язання найнагальыших сощаль-них проблем i програм, збiльшyeтьcя поpiвняно з Ышими видатками бюджету.

Л1тература

1.Артус М. М. Бюджетна система Укра/ни: навчальний поабник/М. М. Артус, Н. М. Хижа. - К.: Вид-во бвропейсь-кого ун-ту, 2005. - 220 с.

2.Бюджетний Кодекс Укра/ни: чинне законодавство з\ зм1нами та допов. станом на 20 верес. 2010 р. - К.: Паливо-да А.В., 2010. - 84 с.

3.Дем'янишин В.Г. Теоретична концептуализация i практична реал1зашя бюджетной доктрини Укра/ни: Монограф1я. / В.Г. Дем'янишин / - Тернопль: ТНЕУ, 2008. - 496 с.

4.Комарчин О.В. Витрати державного бюджету на освiту / О.В. Комарчин, I.C. Скоропад / З&рник науково-теxнiч-них праць. Науковий вiсник НЛТУ Укра/ни. - 2011. - Вип. 21.7.

5. Паачник Ю. В. Бюджетна система Укра/ни: навчальний поабник/Ю. В. Паачник. - 2-ге вид. - К.: Знання, 2008. -670 с.

6.Бюджетна система Укра/ни: навчальний поабник/Л. В. Фещенко, П. В. Проноза, Н. В. Кузьминчук. - К.: Кондор, 2008. - 440 с.

УДК 37.014.543

Пронкина Л.И.,

к.э.н..профессор, Гавриш О.Н.,

к.э.н., доцент, Торгово-экономический институт Киевского национального торговоэкономического университета (г.Харьков)

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассмотрены современные проблемы образования как фактора перехода к экономике знаний.Основное внимание уделяется необходимости совершенствования системы образования за счет предоставления просвещенческих услуг, внедрения новых методов обучениия как отечественных, так и иностранных студентов, повышения качества учебного процесса, использования новых систем оценки знаний студентов.

Ключевые слова: экономика знаний, образование, наукоемкость, общество знаний, образовательная услуга, проблемное обучение, рейтинговая система.

В статт розглян^i сучаснi проблеми освiти, як фактора переходу до економiки знань. Основна увага придтяеться необюдност удосконалення системи освт за рахунок надання освЬянських послуг, впровадження нових метод/в нав-чання як вЬчизняних, так i iноземниx студенев, пдвищення якост учбового процесу, використання нових систем ошн-ки знань студенлв.

Ключевi слова: економiка знань, освЬа, наукоемнють, суспльство знань, освтя послуга, проблемне навчання, рейтингова система.

The article deals with modern problems of education as a factor in the transition to an economy znaniy. Osnovnoe attention to the need to improve the education system by providing services to Enlightenment, the introduction of new teaching methods, both domestic and foreign students, improve the quality of the educational process, the use of new systems for evaluating students' knowledge.

Keywords: knowledge economy, education, knowledge-based, society of knowledge, educational service, problem training, rating system.

Постановка проблемы. В настоящее время перед Украиной стоит проблема перехода экономики к качественно новому этапу развития, основанному на науке и инновациях, в котором нематериальная сфера превращается в важнейший фактор конкурентоспособности экономики. Поэтому необходимо комплексное осмысление не только сущностных характеристик экономических изменений, происходящих в обществе, но и понимание причин и факторов, способствующих либо препятствующих становлению экономики знаний.

Анализ последних исследований,и публикаций. Число исследований, связанных ролью экономики знаний в становлении отечественной экономики весьма представительно. свидетельствует о том, что проблема является актуальной. Такие зарубежные ученые как У. Петти, Г. Беккер, M. Блауг, К. Гриффин, E. Денисон, Т. Стюарт, Р. Кроу-форд У. Хадсон, Т. Шульц и др., которые в своих трудах перешли от рассмотрения отдельных элементов производительных сил к целостному исследованию и разработке концепции человеческого капитала, его интеллектуальной со-

36 Eкономiчний вюник университету | Випуск № 18/1

© Пронкина Л.И., Гавриш О.Н., 2012

ставляющей Отдельные аспекты этой проблемы исследуют П. Ховит и O. Вильяме (1).

Проблеме взаимосвязи экономики знаний с региональным развитием и их становлению в условиях трансформации социально-экономических систем посвящены работы В.М. Гейца, Ю.М. Бажала, С.И. Бандуры, М.И. Долишне-го, С.И. Дорогунцева, Г.В. Задорожного, С.В. Мочерного, и других (2).

Н.Тарнавская и Л.Федулова считают, что в современных условиях услуги становятся основным объектом купли-продажи, а главным производственным ресурсом становятся информация и знания (3).

Однако целостного представления о переходе общества к экономике знаний и, соответственно, понимания парадигмы экономики знаний, ее генезиса, сущностных характеристик, основных показателей и т.д. пока не сложилось.

Целью статьи является анализ концепций экономики знаний для формирования парадигмы экономики знаний как образца нового этапа экономического развития Украины.

Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи

- обобщить концептуальные представления об обществе, основанном на экономике знаний;

- уточнить содержание понятия знания как экономического фактора и определить его основные характеристики;

- определить трансформационные изменения основных экономических факторов под влиянием знания;

- раскрыть содержание социально-экономической политики государства, ориентированной на формирование экономики, основанной на знаниях;

- проанализировать влияние факторов экономики знаний на социально-экономическое развитие страны;

- обосновать необходимость использования знаний как ресурса реализации государственной антикризисной стратегии.

Термин "экономика знаний", наряду с термином "экономика" базирующаяся на знаниях" используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль..Кардинальное обновление системы образования сегодня становится условием возобновления интеллектуального потенциала наций и предусматривает реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонской декларации.

Среди экономистов дискуссионным остается вопрос: является ли экономика знаний новой эпохой общественного развития, пришедшей на смену индустриальной.

Отдельные экономисты считают, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. (2) По мнению других, это лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность.(З).

По нашему мнению, экономика на базе знаний выражает способ производства материальных благ, является инструментом содействия ее конкурентоспособности и росту. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "информационное общество", "общество знаний", близки понятию "экономика знаний.

Экономику знаний связывают со всем тем, что было создано в системе образования и науки. В такой экономике знания обогащают все отрасли и всех участников экономического процесса. Экономика знаний не только использует знания в разнообразных формах, а и создает их в виде научно-технической продукции, услуг и образовании.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности.

Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет.

Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения.

Третья особенность знания состоит в том, что по своей природе это информационный продукт, а информация после того как её приобрели, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат на развитие базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания. Во-вторых, со стороны выхода, то есть, оценивая вклад по валовой добавленной стоимости.

Перечисленные особенности экономики знаний обуславливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики.

Важное обстоятельство состоит в том, что экономика знаний это неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости.

Образование в современном измерении в отличие от всех предыдущих времен, - это самый важный элемент развития человеческого потенциала [2, с.19].

Государства, которые наиболее динамично развиваются в последние десятилетия о основном сделали акцент на развитие национальной системы образования и наукоёмкой технологии. В этих странах именно человеческий капитал стал основным фактором, который обеспечивает до 75% производства и прироста национального дохода.

Общий объем количества денег направляемых в Украине на финансирование научных и научно-исследовательских работ в 2011 году составила 1,3% ВВП, а в странах ЕС, которые поставили цель стать "обществом знаний", эти ассигнования составляют 3% ВВП. В США расходы на сферу образования составляют 6-7% от валового продукта, а научно-технический прогресс обеспечивает по расчетам экспертов, 40-60% общего прироста ВВП.

Украина может и должна занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг. Образование сегодня - важнейший элемент развития человеческого капитала.

Переход к экономике знаний рассчитан на продолжительный период времени и в нем проблемы инноваций, обучения на протяжении всей жизни, партнерские связи и обмен знаниями через информационные сети, вовлечение в активную социальную жизнь являются первоочередными составляющими.

Формирование экономики на базе знаний по такой схеме развития предполагает развитые трансфертные механизмы передачи, основным из которых является система образования. Современная система передачи знаний дол-

жна основываться на принципах всеобщего охвата, непрерывности, доступности, обновления.

В Украине инновационный характер индивидуальной активности растет медленно. На фоне общемирового процесса расширения образования, особенно в развитых странах, где высшее образование становится нормой для выпускников школ, специализированные знания в Украине получает меньшая часть населении, что тормозит развитие интеллектуального потенциала.

Если исходить из одного из самых важных методологических положений о том, что человек должен непрерывно экстернализировать себя в деятельности, то в экономике знаний для этого должна присутствовать система непрерывного образования. Для обеспечения непрерывности образования необходимо расширять действующую систему переподготовки кадров, что потребует дополнительного создания возможности получения новых специализированных знаний.

Принцип доступности в системе передачи знаний сегодня должен обеспечиваться за счет расширения финансовых возможностей, развития информационных технологий передачи знаний (дистанционное обучение), изменения системы организации предоставления просвещенческих услуг населению.

Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующий сектор.

Для стран с переходной экономикой массовая нехватка у населения финансовых ресурсов и резкая дифференциация доходов ограничивает массовый доступ к образованию.

В Украине ограниченные материальные возможности населения для поддержки образовательного потенциала, а также незначительное бюджетное финансирование сферы образования, неразвитая система кредитования образования и высокий уровень отставания в показателях освоения информационных технологий приводит к разрыву в знаниях.

Разрыв в знаниях является серьезным фактором снижения конкурентоспособности страны, что обуславливает необходимость ведения такой политики, которая поощряла бы более активную связь и обмен информацией. Развитие информационных технологий упрощает доступ к знаниям и информационным продуктам, которые формируют инновационное мировоззрение в обществе, создает среду для перехода к экономике знаний.

Сегодня, когда знания стали одним из главных ресурсов развития, в Украине, расходы на науку и образование недостаточны для расширения образования и обеспечения его непрерывности и доступности.

Государство, способное создать успешно функционирующую образовательную систему, должно брать на себя ответственность за подготовку кадров, направлять инвестиции на развитие научно-исследовательских центров, создание успешно действующей информационной инфраструктуры и национальной инновационной системы.

Экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем с одной стороны, больше знаний создано учеными, и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. Следовательно, важна и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного потребления.

В новой системе хозяйствования необходимо поднимать на новый уровень ответственность за предоставление образовательных услуг населению, за соблюдение стандартов государственного управления системой образования, признанных в мире.

Улучшение качества подготовки будущих специалистов можно обеспечить только за счет внедрения системы менеджмента качества. Известны три составляющие менеджмента в образовании: управление деятельностью преподавателя, оперативное управление деятельностью студентов и самоуправление студентов в процессе их учебно-познавательной деятельности.

Наиболее важным моментом создания и функционирования системы менеджмента качества в вузах является ориентация на потребителей.

Сегодня работодатели справедливо предъявляют повышенные требования к уровню подготовки выпускников. Поэтому работодатель должен иметь право формулировать свои пожелания, принимать участие в обсуждении стандартов и учебных программ. Время требует, чтобы будущие специалисты не только имели глубокие знания, фундаментальную теоретическую подготовку, но и могли творчески применять их в жизни.

Современный рынок труда требует специалистов, которые объединяют профессионализм с культурным базисом, способных самостоятельно принимать решения, предвидеть возможные последствия своих действий, как для себя, так и для общества.

Одной из причин ухудшения качества подготовки специалистов вузами Украины является снижение уровня подготовки учеников в школе. Для реализации системы отбора талантливых молодых людей в вузы, необходимо расширять специализированную подготовку школьников, привлекать их к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, повышать эффективность довузовской подготовки.

Образование должно выступать одним из важных элементов развития знания, как основного критерия ценности человеческого капитала.

Современная система образования, в том числе и в Украине, особенно в части высшего образования, характеризуется конкуренцией не за уровень предоставления знаний, а за получение дохода от образовательных услуг. В погоне за денежными средствами вузы не повышают, а снижают требования к знаниям - борьба за доход при массовом стремлении к образованию происходит за счет снижения качества и уровня знания. Поэтому в сфере образования государство должно сохранить влияние, несмотря на усиления влияния рыночных сил на систему образования.

Необходимо совершенствовать систему организации предоставления образовательных услуг населению, поскольку студенты требуют не только стационарной и заочной форм обучения, но и таких новых, как обеспечение возможности учиться неполный рабочий день и в выходные, делать краткосрочные перерывы в обучении. Новые потребности в изменении организации обучения связаны с тем, что студенты имеют необходимость работать.

Относительно соблюдения принципа обновления процесса обучения должен постоянно совершенствоваться. Современная система образования не развивает у учащихся умения, которые понадобятся им в условиях модерниза-

ции пpoизвoдcтвa. Oнa дoлжнa быть ycoвepшeнcтвoвaнa, тaк кaк бyдyщee тpeбyeт бoлee квaлифициpoвaнныx paбoт-нишв, oблaдaющиx нoвыми пpoфeccиoнaльными нaвыкaми.

Heoбxoдимo нaйти пути для opгaничнoгo coчeтaния дeятeльнocти нayчныx цeнтpoв c oбpaзoвaтeльными. C этoй цeлью пpиopитeтным нaпpaвлeниeм дoлжнa cтaть инcтитyциoнaлизaция oбpaзoвaтeльнoй cpeды, чтo зaключaeтcя в пpивлeчeнии yчaщиxcя к нayчным иccлeдoвaниям, a yчeныx к oбpaзoвaнию, тo ecть ocyщecтвлeнии cвязи oбyчeния c нayчными иccлeдoвaниями, yкpeплeниe coтpyдничecтвa мeждy фyндaмeнтaльнoй нayкoй и oбpaзoвaниeм.

Hoвaя пeдaгoгичecкaя мoдeль дoлжнa yчитывaть, чтo тpaдициoнныe инфopмaциoннo-oпиcaтeльныe мeтoды, што-pыe пpeднaзнaчeны для мexaничecкoгo oвлaдeния мaтepиaлoм, cтaнoвятcя нeэффeктивными. Имeннo пpoблeмнoe oбyчeниe oбecпeчивaeт coeдинeниe yчeбнoй, paзвивaющeй и вocпитaтeльнoй функций yчeбнoгo пpoцecca. Ecли oбъяcнитeльнo-иллюcтpaциoннoe oбyчeниe copиeнтиpoвaнo нa пaмять чeлoвeкa, то пpoблeмнoe - нe тoлькo нa пa-мять, нo eщe и нa мышлeниe.

Пpoблeмнoe oбyчeниe, пo нaшeмy мнeнию, - этo цeлocтный тип oбyчeния, ocнoвaнный нa oптимaльнoм coчeтaнии peпpoдyктивнoй и твopчecкoй дeятeльнocти cлyшaтeлeй в пpoцecce ocвoeния ими cиcтeмы пoнятий и пoлoжeний ди^иплин.

Пpoблeмнoe oбyчeниe coдepжит в ceбe вoзмoжнocти для paзвития пoзнaвaтeльнoй aктивнocти cлyшaтeлeй, фop-миpoвaниe y ниx coзнaтeльнoгo oтнoшeния к изyчeнию пpoблeм экoнoмики. Eгo твopчecкoe иcпoльзoвaниe cпocoб-cтвyeт пoвышeнию идeйнo-тeopeтичecкoгo ypoвня, эффeктивнocти yчeбнoгo пpoцecca, пoэтoмy нeoбxoдимo coeди-нeниe инфopмaциoннo-oбъяcнитeльнoгo типa oбyчeния c элeмeнтaми пpoблeмнoгo.

Пpoблeмнoe oбyчeниe являeтcя нoвoй cиcтeмoй пpaвил opгaнизaции пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти cтyдeнтoв пpи иcпoльзoвaнии yœe извecтныx пpиeмoв пpeпoдaвaния, пocтpoeнныx c yчeтoм лoгичecкиx мыcлитeльныx oпepaций и зaкoнoмepнocтeй, пoиcкoвoй дeятeльнocти cтyдeнтoв. Tarae oбyчeниe нaпpaвляeт людeй к caмocтoятeльнoмy твop-чecкoмy paзpeшeнию пpoблeм, фopмиpyeт дидaктичный тип мышлeния, cпocoбcтвyeт пoвышeнию кaчecтвa пoдгo-тoвки cпeциaлиcтoв.

Heoбxoдимo пo-нoвoмy пoдxoдить к кaчecтвy пpeпoдaвaния диcциплин: тщaтeльнo cкoopдиниpoвaть yчeбныe плa-ны, cдeлaть иx лoгичнo-пocлeдoвaтeльными, ввecти нoвыe кypcы, кoтopыe oбycлoвлeны pынoчными тpeбoвaниями, фopмиpyют лoгикy мышлeния, зaклaдывaют тeopeтичecкyю бaзy для peaлизaции твopчecкoгo пoтeнциaлa бyдyщeгo cпeциaлиcтa. Cтyдeнты тегодня чyвcтвитeльны к нoвoй инфopмaции и иx нe ycтpaивaeт oтcyтcтвиe cвязи yчeбнoгo пpoцecca c пpaктикoй.

Kaчecтвo и peзyльтaтивнocть yчeбнoгo пpoцecca зaвиcит нe тoлькo oт ypoвня opгaнизaции зaнятий, нo и oт cиcтeмa-тичнocти paбoты cтyдeнтoв, иx зaинтepecoвaннocти в дocтижeнии xopoшиx peзyльтaтoв oбyчeния. Пoвыcить интepec cтyдeнтoв к oбyчeнию, выpaбoтaть y ниx твopчecкий пoдxoд к изyчeнию диcциплин, вызвaть жeлaниe caмocтoятeльнo нaкaпливaть знaния, пoбyждaть cтyдeнтoв к пoиcкy peшeний paзличныx пpoблeм, кoтopыe вcтaют пepeд нaшим oбщe-cтвoм, мoжнo тoлькo пpи ycлoвии пpeoбpaзoвaния иx из пaccивныx в aктивныx yчacтникoв yчeбнoгo пpoцecca.

Oдним из пyтeй peшeния дaннoй пpoблeмы являeтcя иcпoльзoвaниe peйтингoвoй cиcтeмы oцeнки знaний c^e^ тoв, кoтopaя пo нaшeмy мнeнию пoзвoляeт:

- oбecпeчить cиcтeмaтичecкyю paбoтy cтyдeнтoв и иx зaинтepecoвaннocть в peзyльтaтax cвoeгo тpyдa;

- coздaть aтмocфepy твopчecкoгo пoиcкa нa ceминapcкиx зaнятияx;

- пoвыcить эффeктивнocть кoнтpoля зa caмocтoятeльнoй paбoтoй cтyдeнтoв;

- paзвивaть y cтyдeнтoв нaвыки paбoты c литepaтypoй и yмeниe быcтpo opиeнтиpoвaтьcя в бoльшoм кoличecтвe инфopмaции, aктивнo oтcтaивaть cвoю тoчкy зpeния;

- yвeличить oбъeм ocтaтoчныx знaний;

- пoвыcить oтвeтcтвeннocть кaфeдpы и пpeпoдaвaтeлeй зa opгaнизaцию и мeтoдичecкoe oбecпeчeниe yчeбнoгo пpoцecca,

- дeкaнaтaм и кaфeдpaм пoлyчaть пoлнyю инфopмaцию o тeкyщeй ycпeвaeмocти cтyдeнтoв и cвoeвpeмeннo влиять нa xoд yчeбнoгo пpoцecca.

В ocнoвy opгaнизaции peйтингoвoй cиcтeмы oцeнки знaний дoлжны быть пoлoжeны cлeдyющиe пpинципы:

- выдeлeниe и cтpyктypиpoвaниe ключeвыx экoнoмичecкиx кaтeгopий зaкoнoв и фopмиpoвaниe из ниx иepapxичe-cкoй бaзы знaний;

- coздaниe бaнкa тecтoв для тeкyщeгo и pyбeжнoгo кoнтpoля;

- ввeдeниe cиcтeмы yчeбныx зaдaний, зa caмocтoятeльнoe выпoлнeниe кoтopыx нaчиcляютcя peйтингoвыe бaллы;

- peгyляpнaя пpoвepкa выпoлнeнныx зaдaний c выcтaвлeниeм peйтингoвoй oцeнки;

- cтимyлиpoвaниe peгyляpнoй caмocтoятeльнoй paбoты cтyдeнтoв пo пoдгoтoвкe peфepaтoв.

Ceгoдня ecть вce ocнoвaния cчитaть, чтo экcпepимeнт пo пpимeнeнию мoдyльнo-peйтингoвoй cиcтeмы в xoдe пoд-готовки cпeциaлиcтoв c выcшим oбpaзoвaниeм, ra^pb^ нaчaлcя пpи пoддepжки Mиниcтepcтвa oбpaзoвaния и нay-ки Укpaины, вмecтe c измeнeниями в шкoльнoй cиcтeмe в нaпpaвлeнии oвлaдeния нaвыкaми aнaлитичecкoгo мышлe-ния и caмocтoятeльнocти в oбyчeнии, cбope и aнaлизe инфopмaции чepeз yмeниe cтaвить и pernal пpoблeмы, имe-eт пoлoжитeльныe peзyльтaты.

Kaчecтвeннo пoдгoтoвлeнный cпeциaлиcт - это личнocть, oблaдaющaя глyбoкими знaниями, пpeдпpиимчивocтью, кoммyникaбeльнocтью, пpoявляющaя инициaтивy, гoтoвaя pиcкoвaть, бepyщaя нa ceбя вcю пoлнoтy oтвeтcтвeннocти зa peзyльтaты дeятeльнocти фиpмы.

Caмocтoятeльнaя paбoтa cтyдeнтoв paccмaтpивaeтcя нaми кaк фopмa yчeбнoгo пpoцecca, в кoтopoм cтyдeнты пpи пoмoщи пpeпoдaвaтeля (вo вpeмя ayдитopныx зaнятий) или cooтвeтcтвyющeй мeтoдичecкoй литepaтypы (вo вpeмя caмocтoятeльныx зaнятий) coвepшeнcтвyют cвoи знaния и yмeния, пoлyчeнныe в yчeбнoм пpoцecce.

Глaвнaя цeль caмocтoятeльнoй paбoты - выpaбoткa y cтyдeнтoв yмeния caмocтoятeльнo пpимeнять пoлyчeнныe

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знания на практике, ставить и решать сложные теоретические и практические вопросы. Особую роль в реализации этой цели играет подготовка ими курсовых и научных работ.

Присоединение Украины к Болонскому процессу становится важным фактором модернизации высшего образования. Качество образования становится фактором, ускоряющим движение к успеху, способствуя усовершенствованиям, открытости и увеличению возможностей для обучения. В этих условиях качество становится долгосрочной целью для образовательных учреждений, которые стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них предложения в области образовательных услуг стали бы для граждан реальной ценностью.

Новые педагогические подходы предусматривает подготовку нового поколения педагогов, которые должны овладевать новыми информационными и учебными технологиями, отбирать из всего объема постоянно увеличивающихся знаний полезные.

Преподавателям необходимо критически переосмыслить опыт прошлых лет, освободиться от догм и стереотипов мышления.

Рейтинговая система выдвигает определенные требования к преподавателю. Он должен создать условия для получения максимума знаний студентами: предложить разнообразные формы устных и письменных ответов, поощрять инициативу за участие в научно-исследовательской работе, побуждать студентов к работе над книгой. По результатам рейтинга студент допускается к сессии и может получить зачет или экзамен автоматом, что является определенным мотивационным механизмом к накоплению знаний учащимися.

Выводы. Развитие экономики, основанной на знаниях - "экономика знаний" - во всем мире признается основным путем повышения конкурентоспособности страны.. Способность страны производить знания, в частности научные, их внедрение и эффективное использование для развития становятся в такой экономике основными факторами устойчивого экономического роста наряду с традиционными источниками инвестициями и трудовыми ресурсами.А это, в свою очередь, выдвигает новые требования к образовательным услугам, необходимости их реформирования.

Литература

1. Howitt, P. The implication of knowledge-based growth for Microeconomic Models and policies. University of Calgary press. - 1996. - P. 456.;Williamson, O. The Evolving Science of Organization // Journal of Institutional and Theoretical Economics. - 1993. - Vol.

2. Гейц В. Характер переходных процессов в экономике знаний // Экономика Украины, 2004, № 5. - С. 5-14. Шевченко, О.О. Iнституцюнальна складова розвитку економки знань / О.О. Шевченко // Регюнальна взнес-економка та управлння. - 2009. - № 4 (24). - С. 39-44. Шевченко О.О. Теоретичн1 засади розвитку економки, що базуеться на знан-нях/ О.О. Шевченко //Репональна б1знес-економка та управлння. - 2010. - № 1 (25). - С. 157 - 163.

3.Тарнавсъка, Н. Нов1тн1 прояви конкуренцн в суспшьств1, яке будуеться на знаннях / Н. Тарнавська // Економ1ка Ук-раши. - 2008. - № 2. - С. 3 - 16.Украины, 2004, № 5. - С. 5-7;Федулова, Л. I. Концептуальш засади економки знань / Л. I. Федулова // Економ1чна теор1я. - 2008. - № 2. - С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.