Научная статья на тему 'Программа «Коррекция школьной дезадаптации» и ее реализация в муниципальной системе образования'

Программа «Коррекция школьной дезадаптации» и ее реализация в муниципальной системе образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2984
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Коррекция школьной дезадаптации» и ее реализация в муниципальной системе образования»

Практические разработки

А. С. Гормин, С. И. Каплуноеич

(г. Великий Новгород)

Программа «Коррекция школьной

ДЕЗАДАПТАЦИИ» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В

муниципальной системе образования

Школьная дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неус-пешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Школьная дезадаптация связана преимущественно с невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которое не согласуется с установленными Уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.

С указанной точки зрения школьная дезадаптация - это понятие не диагностическое, а оценочное, это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющиеся потенции.

При таком подходе школьная дезадаптация оказывается не признаком патологического состояния (именно к такому объяснению неосознанно тяготеют в большинстве случаев и родители, и педагоги), а психологической и педагогической проблемой.

Психологический проблемный подход к школьной дезадаптации акцентирует внимание на анализе конкретных ситуаций и помощи при конфликтных отношениях ребенка в условиях разнообразного межличностного взаимодействия: «ребенок и его родители (семья)», «ребенок и сверстники», «ребенок и учитель». В соответствии с этим выделяются критерии школьной дезадаптации:

1. Неуспешностъ в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. Нарушения эмоционалъно-лично-стного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой; пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. Повторяющиеся, некорригируе-мые нарушения поведения - отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстратив-

ное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Вышеперечисленные характеристики школьной дезадаптации обозначают ее как центральную проблему психологического сопровождения образовательной практики. Данная проблема может решаться как на уровне отдельных образовательных учреждений, так и централизованно при методическом и теоретическом руководстве со стороны территориальных Центров психо-лого-медико-социального сопровождения. Представляемый нами опыт имеет отношение к деятельности психологической службы Центра психолого-медико-соци-ального сопровождения Великого Новгорода.

Деятельность психологической службы по работе со школьной дезадаптацией базируется на Концепции организации психологической службы в Великом Новгороде, которая предусматривает взаимосвязь диагностического и коррекционного сопровождения образовательной практики. В рамках реализации этой цели ее действия осуществляются по программе «Коррекция школьной дезадаптации» (КШД) в следующей последовательности:

1. Заказ учредителя на определение контингента, участвующего в программе.

2. Выявление дезадаптированных детей и их углубленная диагностика.

3. Составление индивидуальных коррекционных программ для школьников с выявленной дезадаптацией.

4. Утверждение индивидуальных коррекционных программ на школьном психо-лого-медико-социальном консилиуме.

5. Реализация индивидуальных коррекционных программ.

6. Повторная диагностика школьной дезадаптации.

Определение эффективности психоло-го-педагогического и социального воздействия, осуществляется по формуле:

а = ДЗ! - ДЗ2 , где

а - показатель эффективности психо-лого-педагогического воздействия,

ДЗ2 - процент дезадаптированных учащихся в исследованном контингенте на начало реализации программы,

ДЗ2 - процент учащихся в исследованном контингенте, у которых сохранился уровень дезадаптации по окончании реализации программы.

Большое значение при реализации программы имеют оценочные процедуры, направленные на выявление дезадаптированных школьников. Их диагностическое обеспечение представлено одним тестом и двумя опросниками, один из которых является основным, другой (родительский) -вспомогательным.

Тест «Мои ощущения на уроке» (см. Бланк теста). Учащимся 5-11 классов предлагается поставить точку напротив того ощущения, которое они испытывают на том или ином уроке. Высчитав общую сумму баллов и поделив ее на число учебных предметов, определяют среднее значение, по которому можно судить об уровне адаптации школьника по субъективным ощущениям (средние значения: 0,0...0,9 -низкий уровень дезадаптации, 1,0.1,5 -средний и 1,5.2,0 - высокий). Одновременно психологом определяется «проблемный» учитель (педагог, у которого на уроке большинство учащихся оказались дезадаптированными). С этим учителем проводится индивидуальная работа.

Учащимся начальных классов вместо этого теста предлагается тест, в котором они обводят нарисованные лица - «грустное», «веселое» и «нейтральное» - при анализе таких ситуаций, как «Я прихожу в школу», «Я отвечаю на уроке», «Я на перемене» и т.д.

Исследования показывают, что уровень индивидуальной дезадаптации младших школьников определяется трудно, поскольку отношение к школе у этой категории детей зависит от настроения и изменяется ситуативно.

Классные руководители обследуемых классов (5-11) заполняют «Опросник классного руководителя» . В процессе его заполнения им предлагается поставить знак напротив того качества, которое, на их взгляд, проявляется у школьника. При подсчете за качества 1, 4, 13 назначается 2 балла; за качества 3, 11, 12 - 1,5 балла, за остальные качества - 1 балл. Если общая сумма баллов составляет от 4 до 6 баллов - это низкий уровень дезадаптации, от 6,5 до 8 баллов - средний уровень дезадаптации, от 8,5 и выше - высокий уровень дезадаптации.

Родителям школьников (1-11 кл.), у которых хотя бы по одному из тестов отмечается средний или высокий уровень дезадаптации, предлагается «Опросник для родителей». Информация, полученная от них, позволяет дополнить портрет

Б ланк тест а «Мои ощу щения на урок е» для учащихся 5-11 классое

Мои ощущения на уроке Балл УРОКИ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Чувствую себя уверенно и комфортно + 2

Чувствую некоторую неуверенность в своих силах + 1

Практически не испытываю никаких эмоций на уроке 0

Чувствую себя не очень уверенно - 1

Чувствую себя очень дискомфортно - 2

1 - математика 4 - литература 7 - обществознание 10 - информатика 2 - физика 5 - русский язык 8 - иностранный язык 11 - 3 - химия 6 - история 9 - география 12 -

Опр о с ни к классного рукоеодителя

Фамилия, имя ученика

1 Имеет тенденции к пропуску уроков без уважительной причины

2 Гипердинамичен (излишне подвижен, суетлив)

3 Часто нарушает дисциплину, не выполняет требования Устава школы

4 По результатам четверти (года) является неуспевающим

5 Нередко проявляет агрессию по отношению к одноклассникам

6 Быстро устает к концу учебного дня

7 В классе не имеет друзей

8 Малоконтактен (замкнут)

9 Не принимает участия в общественной работе класса (школы)

10 Отвергается большинством одноклассников

11 Совершал противоправные поступки

12 Имели место конфликты с педагогами

13 Имеет место эмоциональная нестабильность (плаксивость, частые смены настроения)

Опросник для роди т елей

Особенности в поведении ребенка Наблюдаются очень редко или совсем не наблюдаются Наблюдаются периодически Наблюдаются часто

1. Приходит из школы с головной болью или «разбитым»

2. С нежеланием или под принуждением выполняет домашние задания

3. Имеет пониженное настроение, близкое к депрессии

4. Эмоционально нестабилен (плаксив, часто меняется настроение)

5. Имеет вредные привычки (грызет ногти, выдергивает волосы и т.п.)

6. Грубит или вступает в конфликты с родителями и другими членами семьи

7. Уклоняется от разговора о школе и о своих делах

8. Общению с товарищами и членами семьи предпочитает уход в «виртуальный мир» (работу на компьютере или чтение книг)

9. Проводит время в компании друзей, которые нам (родителям) не нравятся

10. Агрессивен. Испытывает удовольствие от мучения животных, драк со сверстниками, нанесения обид младшим

11. Мало помогает по дому. Домашнюю работу делает под принуждением

12. Не чуток к братьям (сестрам) и другим членам семьи

дезадаптированного ребенка и уточнить стратегию работы с ним.

Большое значение при реализации программы придается индивидуально-коррекционным программам (ИКП), которые являются разновидностью программ сопровождения и составляются для школьников, у которых по двум первым тестам обнаружен средний уровень дезадаптации или хотя бы по одному тесту - высокий.

Предложения в ИКП разрабатываются, как правило, психологом, работающим в школе или курирующим школу, и утверждаются на психолого-педагогическом

консилиуме школы.

Как правило, ИКП состоит из трех разделов:

1. Психологическая работа. Включает в себя коррекционную и развивающую деятельность психолога, который может включить дезадаптированного ребенка в тренинги и индивидуальные консультации. В том случае, когда есть сомнения в особенностях психического развития ребенка, по инициативе психолога консилиум может принять решение о рекомендации родителям ребенка посещения городского Центра.

2. Coцuaлънaя рa^^rma включaeт в ce-бя дeятeльнocть ^ц^ль^го пeдaгoгa и (или) ^accHoro pyкoвoдитeля. B ee плaн включaютcя мepoпpиятия no paбoтe c ceмьeй, oкaзaнию єй мaтepиaльнoй или инoй пoмoщи c ^ивлечением гopoдcкиx coциaльныx cлyжб. B cлyчae нeoбxoдимo-cти плaниpyeтcя ^ивлечение poдитeлeй к oтвeтcтвeннocти зa нeдocтaтoчнoe вocпи-тaниe peбeнкa. Kaк кpaйняя фopмa вoз-дeйcтвия мoжeт paccмaтpивaтьcя иниц^-ция дeйcтвий no лишению poдитeльcкиx пpaв.

3. Пeдaгoгuчecкaя pa^ofma включaeт в ceбя дeйcтвия пeдaгoгoв шкoлы no ocyrn;e-cтвлeнию индивидyaльныx пoдxoдoв к pe-бенку, в том чиcлe oкaзaнию єму индиви-дyaльнoй пoмoщи и пpoвeдeнию дoпoлни-тeльныx зaнятий no учебным пpeдмeтaм, включению в oбщecтвeннyю деятель^^ь, ^ивлечению к внeклaccнoй paбoтe и т.п.

Дaннaя пpoгpaммa являeтcя бaзoвoй cocтaвнoй чacтью пpoгpaммы пcиxoлoгичe-cкoгo coпpoвoждeния paзвития ш^льни-^в, пoэтoмy ее peзyльтaты мoгyт pac-cмaтpивaтьcя ^к пoкaзaтeли эффектив-нocти дeятeльнocти пcиxoлoгичecкoй cлyжбы гopoдa в цeлoм. Bмecтe c тем ди-нaмикa дeзaдaптaций не мoжeт быть зapa-нее тoчнo пpeдcкaзaнa в чиcлoвoм выpa-жении, пocкoлькy в пpaктичecкoй дея-тeльнocти пcиxoлoгичecкoй cлyжбe пpиxo-ди^я вcтpeчaтьcя c paзличными диaгнo-зaми, включaющими выcoкий ypoвeнь co-ц^ль^й зaпyщeннocти шкoльникa, мини-мaльныe мoзгoвыe диcфyнкции, aкцeнтya-ции xapaктepa и т.п. ^этому дaнныe, no-лученные в xoдe иccлeдoвaния шкoльнoй дeзaдaптaции, не мoгyт быть иcпoльзoвa-ны для oцeнки дeятeльнocти и peйтингa тex yчeбныx зaвeдeний, где peaлизyeтcя yкaзaннaя пpoгpaммa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.