Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения дезадаптированных учащихся начальной школы с использованием информационных технологий'

Индивидуализация обучения дезадаптированных учащихся начальной школы с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения дезадаптированных учащихся начальной школы с использованием информационных технологий»

© 2006 г. В. Е. Приходько

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Модернизация российского образования не возможна без обеспечения условий для развития индивидуальности ребенка. Для повышения качества образования проект индивидуализации процесса обучения дезадаптированных учащихся начальной школы с помощью информационных технологий использовался в МОУСОШ № 28 г. Таганрога.

Один из векторов развития школы - введение компьютерных технологий в процесс обучения. Для дезадаптированных учащихся пользование компьютером в начальной школе - дополнительная возможность дальнейшей социализации. Учащиеся получают возможность проверить свои знания по математике, русскому языку, а также освоить пропущенный по болезни материал. Выбор основных целей использования электронного программно-методического комплекта «Наставник» основан на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими возможностями позволяет сделать этот процесс более плавным;

- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения;

- высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс [1].

Таким образом, включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности дезадаптированных учащихся для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств.

Одной из форм организации образовательного процесса с помощью комплекта «Наставник» является «самообучение под наблюдением». В основу работы были положены принципы дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в целях развития учащихся и обеспечения оптимального уровня образования дезадаптированным школьникам в соответствии с их возможно-

стями [2]. Основные педагогические идеи индивидуального подхода:

- реализация государственного стандарта образования при минимуме содержания образования;

- вариативность программ обучения, утвержденных и рекомендованных Министерством образования РФ;

- индивидуализация процесса образования;

- личностный подход к каждому ученику;

- формирование познавательных интересов и потребностей;

- учет динамичности познавательных интересов и потребностей ученика;

- самореализация возможностей каждого ученика;

- педагогическое сотрудничество на началах реального гуманизма;

- полная интеграция учебного процесса, внеклассной образовательной и внешкольной деятельности;

- свобода выбора содержания, форм организации учебной и внеучебной деятельности.

В классе коррекционно-развивающего обучения дезадаптированные учащиеся (2-4 классы) работают с программой «Наставник» (русский язык и математика) с 2004 г. Количество учащихся в классе коррекционного обучения (13 чел.) позволяет проводить уроки в кабинете информатики, используя все имеющиеся компьютеры.

Серия «Компьютерное обучение», с которой работают учащиеся, включает в себя программно-методические комплексы (ПМК) по различным предметам. Учебный курс состоит из учебных разделов, каждый из которых содержит определенное количество учебных элементов.

Основные программные модули:

- программа «Наставник» предназначена для проведения первичной и уточняющей диагностики, визуального контроля усвоения учебного материала учащимися, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов и запуска программ «Тестировщик» и «Корректор»;

- программа «Тестировщик» рекомендована для проведения тестирования в рамках всех видов контроля знаний;

- программа «Корректор» предназначена для проведения звуковых диктантов и тест-диктантов.

Количество учебного материала достаточно для организации обучения ребенка на протяжении всего учебного года: 3-5 занятий по 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю.

Особое значение имеет то, что тесты для учащихся рассчитаны на достаточно короткое время -на выполнение одного теста тратится не более 10 минут [3].

Учебный модуль программы позволяет работать в режимах изучения, тренинга, контроля и самоконтроля. Имеются встроенный учебник и система подсказок, работающих в соответствующих режимах. Модуль «Генератор тестов и уроков» позволяет учителю готовить тесты в соответствии с методическими задачами. Программа позволяет проводить диктанты с компьютерным звуковым сопровождением.

Результаты работы показали, что в системе образования возникает новая форма организации учебного процесса, в которой компьютерные технологии занимают ведущее место. Это позволило зачительно повысить уровень обученности и качество знаний дезадаптированных учеников за счет более высокого усвоения учебного материала. Психологическая служба отметила уменьшение школьной тревожности у детей, повышение учебной мотивации и интереса к учебе.

Следующим этапом проекта стала реализация «распределенного учебного процесса». Его суть - в установке домашней версии программы «Семейный наставник» в группе продленного дня и организации учебного процесса в ГПД под руководством учителя. Идея этого проекта такова: диагностика выполняется в урочное время, а коррекция - в группе продленного дня. Специальный модуль позволяет переносить все результаты деятельности ученика из программы «Школьный наставник» в программу «Семейный наставник», с которым дети работают в режиме ГПД, не имея возможности работать с этой программой в домашних условиях.

Положительные стороны работы с программами «Школьный наставник» и «Семейный наставник»:

- содержание учебного материала и структура урока соответствуют требованиям для класса кор-рекционно-развивающего обучения;

- учащиеся видят объективную оценку своей работы (оценку ставит компьютер и он же исправляет ошибки);

- работа с этой программой позволяет учителю разнообразить уроки;

- для учителя - большая экономия времени при проверке заданий, так как оценка уже выставлена компьютером;

- есть возможность в течение учебного года возвращаться к ранее пройденному материалу и повторить его.

Таким образом, опыт трехлетней работы учащихся коррекционного класса с компьютерной тестовой программой, а также использование на уроках составленных учителем презентаций показали, что дезадаптированные учащиеся уже во многом готовы к использованию в учебном процессе новых информационных технологий.

Проверка качества знаний учащихся коррекци-онного класса проводится один раз в учебную четверть. Используются контрольные тесты по каждой изучаемой теме в классе [3]. Администрация проводит контрольные работы по предметам и в основу отслеживания результативности обучения положен метод математического анализа. Одновременно с отслеживанием результатов обучения идет наблюдение за работой дезадаптированных учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия управленческого решения. Проводится наблюдение и за динамикой аттестации учащихся по учебным четвертям.

Фиксируя ошибки каждого ученика, отмечаются слабо усвоенные темы, организовывается работа по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым дезадаптированным ребенком. Со слабоуспевающими учащимися проводится индивидуальная работа: дополнительные занятия, консультации, предлагаются разработанные учителем памятки. Всё это позволило нам разработать алгоритм деятельности учителя по работе со слабоуспевающими учащимися.

Психологическое сопровождение - диагностическая, коррекционная работа, психологическое консультирование - имеет особое значение независимой экспертизы, в которой заинтересованы все участники образовательно-воспитательного процесса. Результаты работы по индивидуализации обучения и воспитания дезадаптированных младших школьников средствами информационных технологий проверялись с помощью электронной программы «Новейшая энциклопедия психолога». Учащиеся выполняли тесты за компьютером.

По данным 2005 - 2006 учебного года в кор-рекционном классе у 65 % учащихся увеличился объем слуховой и зрительной памяти, у 92 % возросла скорость формирования новых навыков. Причем, если при поступлении в первый класс девять учащихся показали уровень готовности к обучению ниже возрастной нормы, то в четвертом классе таких учащихся оказалось только два. Результаты диагностики по тесту Векслера выявили, что интеллектуальный уровень у 50 % учащихся вырос на 7 и более единиц.

Анализ работы показал, что при данной системе работы адаптационный период проходит наиболее благоприятно и комфортно для дезадаптированных учащихся начальной школы.

Исходя из вышеизложенного, мы сделали вывод, что необходимо, используя все эффективные стороны классно-урочной системы, постепенно модернизировать её таким образом, чтобы каждый ученик за одно и то же время усваивал разное количество учебного материала и по количеству, и по степени трудности в зависимости от своих индивидуальных особенностей [4]. Это будет возможно в

том случае, если в основу работы учителя будет положена не просто передача знаний ученику и контроль над этим процессом, а системная самостоятельная работа учеников по овладению знаниями с помощью учителя, что и в дальнейшем даст ощутимый результат в работе с дезадаптированными учащимися начальной школы.

Литература

1. Гутман Б.В. Методы изучения личности младшего школьника. Донецк, 1993.

2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М., 1992.

3. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. СПб., 1997.

4. Бондаревская Е. Гуманистическая парадигма лич-ностно ориентированного образования // Педагогика. 1997.

№ 5.

Таганрогский государственный педагогический институт

30 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.