Научная статья на тему 'Компьютерное тестирование уровня обученности математике учащихся 4-го класса коррекционной школы VIII вида'

Компьютерное тестирование уровня обученности математике учащихся 4-го класса коррекционной школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасёва Резида Маликовна, Мурова Светлана Григорьевна, Гарнаева Елена Ивановна, Зинатуллин Ильдус Миннигалиевич

Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Представлено описание компьютерных контрольно-оценочных тестов для учащихся 4-го классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасёва Резида Маликовна, Мурова Светлана Григорьевна, Гарнаева Елена Ивановна, Зинатуллин Ильдус Миннигалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерное тестирование уровня обученности математике учащихся 4-го класса коррекционной школы VIII вида»

Компьютерное тестирование уровня обученности математике

УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Карасёва Резида Маликовна (rezida-malikovna@mail.ru) Мурова Светлана Григорьевна (rezida-malikovna@mail.ru)

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида, г. Йошкар-Ола

Гарнаева Елена Ивановна (Elena-garnaeva@yandex.ru) Зинатуллин Ильдус Миннигалиевич (Ss7.Elb@edu.tatar.ru)

Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская С(К)ОШ VIII вида № 7», Республика Татарстан

Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Представлено описание компьютерных контрольно-оценочных тестов для учащихся 4-го классов.

Согласно декларации Генеральной ассамблеи ООН «умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди».

Конвенция о правах ребенка (статья 23, пункт 1) провозглашает приоритетное удовлетворение особых потребностей в области образования «детей с особыми нуждами».

В современных социально-экономических условиях жизни страны возрастают требования к системе образования, обеспечивающей направленность на обучение, воспитание, развитие и психолого-педагогичес-кую поддержку детей со специальными нуждами.

Эти положения, а также увеличивающийся интерес общества к проблемам социальной и трудовой адаптации учащихся со сниженным интеллектом, к проблемам их обучения и воспитания обосновывает необходимость внедрения ИКТ для повышения эффективности, а, следовательно, качества учебно-воспитательного процесса в специальных школах.

Снижение мотивации учения школьников заставляют педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Применение программно методических средств в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создает условия для активного компенсаторно-результативного процесса учения, способствует повышению эффективности профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Поскольку эффективность процесса обучения зависит от частоты и оперативности, с которой учителем контролируется ход и степень усвоения учащимися учебного материала, в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию средств и методов контроля.

Представляем вашему вниманию контрольно-оценочные тесты для учащихся 4-го класса коррекционной школы VIII вида. Тесты созданы на основе Шаблона для подготовки тестов в МS PowerPomt, разработанного Комаровским А. Н. (Россошанская школа-интернат, Воронежская обл.). Подробную информацию о шаблоне можно узнать на http://www.rosinka.vrn.ru/pp/index.htm

Шаблон работает в MS PowerPoint 2003 и в MS PowerPoint 2007. Не требует знания программирования. Позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающие контролирующие ресурсы.

Может содержать как слайды с заданиями (с единственным или множественным выбором), так и информационные слайды.

Дополнение к шаблону Менеджер тестирования позволяет, при наличии локальной сети, читать и обрабатывать сведения, запечатленные в таких файлах.

На последнем слайде содержится информация о полученной по результатам тестирования оценке, количестве и проценте правильных ответов, перечисляются номера заданий, в которых допущены ошибки при выборе правильного ответа.

Процедура обработки результатов тестирования:

- находит сумму набранных баллов и количество полностью правильных ответов;

- формирует отчет о номерах заданий, в которых допущены ошибки;

- формирует отчет о номерах заданий, в которых не заданы правильные ответы;

- вычисляет процент верных ответов;

- определяет итоговую оценку по пятибалльной шкале;

- находит время, фактически затраченное на прохождение теста;

- выводит всю эту информацию на последний слайд;

На обработку тестов может уходить не более одной минуты.

Создание тестов на основе ШАБЛОНА доступно даже для учителя с элементарной подготовкой в области информационных технологий.

Разработанные и апробированные нами тесты соответствуют возрастным познавательным особенностям учащихся, содержат оптимальный объем заданий, соответствующих программным требованиям, доступный большинству учащихся 4-го класса коррекционной школы VIII вида.

Тестирование позволяет выявить уровень успеваемости, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний по теме и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения. Анализ результатов тестирования дает возможность определить потенциальные возможности каждого ученика для того, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизиологических особенностей.

По утверждению Г. М. Дульнева, контрольные работы должны быть одинаковы для всех учащихся. Но отдельные учащиеся могут сделать по объему большие и по качеству более трудные задания. Поэтому учитель может разработать дополнительные индивидуальные тесты.

Слайд, отражающий результаты тестирования, дает возможность оперативно установить те ошибки, которые имеются у учащихся всего класса или у значительного большинства.

Постоянная осведомленность о состоянии арифметических знаний учащихся класса и об индивидуальных трудностях усвоения арифметического материала для учителя-дефектолога обязательна. Без этой осведомленности учителем обучение арифметике не может обеспечить необходимого развития и продвижения учащимся. Процесс школьного обучения арифметике является процессом, в котором в значительной степени осуществляется коррекция личности учащегося, процессом, в котором преодолевается имеющийся дефект и обеспечивается всестороннее развитие ребенка с ОВЗ. (Г. М. Дульнев).

Анализ фактических данных служит залогом вполне осознанной и более совершенной подготовки учителя к следующему уроку. Продвижение вперед будет затруднено, если не будет прочно усвоен материал предшествующей темы.

Например, результаты уже первого теста ясно представляют картину потенциала учащихся. Проводя целенаправленную работу над ошибками, уже во втором тесте можно увидеть: удалось ли преодолеть выявленные недостатки усвоения ЗУН по теме.

Если результаты тестирования показали отсутствие или слабое усвоение знаний по той или иной теме, учитель должен проанализировать и свою работу, правильность:

- выбора учебного и дидактического материала;

- методов организации учебного процесса;

- учета возможностей учащихся всего класса и каждого ученика в отдельности.

Когда тестирование и последующая работа над ошибками становятся постоянным и обязательным элементом учебного процесса, результаты этой работы более высоки. Качество знаний лучше. Эти знания более осознанны, а, следовательно, и более тверды.

Одним из критериев тестирования является фактически затраченное на прохождение теста время. Работа, проверяемая временем, выполняется более организованно и целенаправленно. Воспитательное значение предлагаемого тестирования заключается в том, что развивается умение работать точно и четко, соблюдая инструкции и учитывая установленное время.

Использование компьютера выглядит более естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Апробация тестов показывает их доступность учащимся 4-х классов. Они достаточно легко и быстро усваивают алгоритм тестирования. Большинство из них уже имеют уверенные навыки работы с клавиатурой, достаточные для тестирования. Применение ИТ вместе с другими технологиями при обучении математике может способствовать овладению самими ИТ и формированию у школьников с ОВЗ представлений о компьютере как о важном средстве познания, а не только как игрушке. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир.

Даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачи вследствие пробелов в знаниях побуждают часть из них обращаться за помощью к учителю. Следовательно, корригируются коммуникативные навыки.

Тестирование обеспечивает возможность полной самостоятельности в работе каждому ученику, возможность испытывать ощущение собственного управления учебной деятельностью. Хотя учитель не должен выпускать его из поля своего внимания и приходить на помощь в любую минуту.

Проведение предварительно проверенных тщательно составленных тестов исключает влияние преподавателя, проводящего тестирование, на оценку успеваемости учащегося.

Использование предлагаемых тестов весьма привлекательно для учителей:

• не нужно отводить специального времени на проверку тестов, следовательно, экономится время учителя;

• удобно пользоваться учебно-контролирующей программой;

• представляется возможность фронтального и индивидуального документирования результатов тестирования;

• результаты тестирования служат ориентиром в организации дальнейшего обучения учащихся.

Шаблон Комаровского А. Н. может быть использован для составления тестов с однотипными заданиями (только примеры, только задачи по определенной теме). Такие тесты можно использовать в предварительном контроле по теме.

Разработанные тесты могут быть использованы в дистанционном обучении.

Таким образом, разработанные и апробированные компьютерные тесты по курсу математики 4-го класса коррекционных школ VIII вида обеспечивают успешную реализацию контрольно-оценочной деятельности через применение интерактивных технологий.

—-------- Литература

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

2. Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2000.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.

4. Лагутина Е. В., Попова Л. С., Хорева Е. В. Сборник проверочных и контрольных работ по математике для начальной школы: метод. пособие. - М.: ИЗДАТ-ШКОЛА «РАйЛ», 1997.

5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-со-циальный институт, 1998.

6. Рудницкая В. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе: метод. пособие. -М.: Дрофа, 1995.

7. Разработка шаблона для подготовки тестов в МБ PowerPoint. Комаровский А. Н. http://www.rosinka.vrn.ru/pp/index.htm

8. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

9. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.