ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.851
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL IN IMPLEMENTING THE FGOS NOO
Mendygalievа Altynai Kenesovna, candidate of pedagogical sciences, the Professor, the Orenburg state pedagogical University, timnido@yandex.ru
Abstract. The article covers the problem of development of information skills in primary school in mathematics lessons through the use of information technologies in implementing the FGOS NOO. The author notes that the use of computer technologies in math makes the learning process more effective and efficient.
timedia.
Key words: elementary mathematical education, universal educational actions, mul-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Мендыгалиева Алтнай Кенесовна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, timnido@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования информационных умений у младших школьников на уроках математики с помощью использования информационных компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО. Автор отмечает, что использование компьютерных технологий на уроках математики делает процесс обучения более эффективным и результативным.
Ключевые слова: начальное математическое образование, универсальные учебные действия, мультимедиа.
Информационные компьютерные технологии занимают все больше места в жизни человека. Современное образование не является исключением. Одна из первостепенных задач в настоящее время - научить подрастающее поколение пользоваться информационными технологиями и научить правильно использовать полученную
информацию. Главным приоритетом современного образования является обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию ученика.
Вызывает многочисленные проблемы использование компьютера на уроках математики. Поэтому необходимо адаптировать учащихся начальной школы к условиям современного информационного общества и использованию ИКТ в образовательном процессе для продуктивной, творческой работы.
В настоящее время ученикам начальной школы уже известны различные виды информации, но они еще не знают, как ими пользоваться. Согласно планируемым результатам, в ходе изучения математики ученики приобретут первичные навыки работы с информацией: смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее [2, с. 19]. То есть речь идет об информационных умениях младших школьников.
Именно начальный курс математики позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия (использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач и т.д.).
Использование мультимедийных средств обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения математике младших школьников, сделать усваиваемые знания более наглядными. На практике учителям начальных классов необходима интерактивность, научность, информативность, целесообразность используемого материала. Этим требованиям отвечают многие электронные образовательные ресурсы нового поколения.
В качестве педагогического инструмента в начальной школе все чаще используются мультимедиа-технологии.
Мультимедиа технологии позволяют пользователю компьютера работать с разными типами данных, таких как текстовая информация, изображения, анимационные ролики, видео, речевая информация. Применение мультимедиа-технологий на уроках математики способствует повышению наглядности процесса обучения, что увеличивает эффективность развития универсальных учебных действий, способствует приобретению учащимся новых знаний, а также способствует овладению навыками работы с информацией.
Применение ИКТ позволяет учащимся на начальной стадии обучения усвоить помимо предметных, также и метапредметных результатов.
По нашему мнению мультимедиа технологии можно использовать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основной функцией которого является организация усвоения учениками учебной информации путем предоставления материала в наглядном виде, что дает наиболее его эффективное восприятие, усиливаемое благодаря визуальной памяти. Такая форма подачи математического материала позволяет учителю создавать для использования в уроках математики комплексы опорных образов. Мультимедийные презентации позволяют подавать информацию в разных форматах, что делает усвоение учащимися материала наиболее продуктивным.
Экономия времени при использованию мультимедийных презентаций составляет в среднем 29% по сравнению с преподаванием без использования ИКТ, а кроме того полученные учениками знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Применение мультимедийных презентаций на уроках математики позволяет решить следующие задачи: усвоить математические понятия; систематизировать их; способствуют формированию навыков контроля и самоконтроля; способствуют активизации познавательной деятельности учащихся; позволяют учащимся самостоятельно работать над учебным материалом.
В зависимости от цели и содержания урока математики мультимедийные презентации могут быть использованы на различных этапах обучения: в проведении устного счёта (учитель может в наглядном виде предлагать задания и осуществлять исправления результатов выполнения); в изучении нового материала (иллюстрирование материала наглядными средствами); в проверке самостоятельных работ учеников (что увеличивает скорость проверки результатов); в решении обучающего учебных задач (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка новых навыков и умений); в организации учебно-поисковой деятельности учащихся; при интегрировании предметов.
При создании мультимедийной презентации учителю необходимо учитывать: индивидуальные особенности каждого ученика; общий уровень развития класса; цели и структуру занятия; выбор наиболее подходящих компьютерных технологий для решения соответствующих учебных задач урока и оформление учебного материала.
Применение в обучающем процессе мультимедиа-технологий существенно влияет на познавательную активность младших
39
школьников, улучшает восприятие предлагаемого материала. Применение мультимедиа-технологий делает урок более ярким, запоминающимся, эмоциональным, и, как результат, повышает его эффективность. Соответствено усвоенные младшими школьниками знания, станут прочной основой, на которую смогут опираться учащиеся в основной школе.
Учителю необходимо выполнить задачу сочетания традиционных методов обучения и новых методов, которые предоставляют информационные технологии, с применением компьютера и и современных информационных технологий, в частности компьютера и мультимедийного проектора.
Рассмотрим преимущества применения мультимедиатехнологий на уроках математики в начальных классах. Примене-ниее мультимедиа-технологии:
• улучшает восприятие и повышает качество усвоения учебного материала;
• способствует развитию у учащихся навыков контроля и самоконтроля;
• делает уроки наглядными, реализует принципы наглядности, технологии развивающего обучения, проблемнодиалогического подхода, позволяют организовать на уроке учебнопоисковую деятельность;
• предоставляет широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.
Сейчас перед учителем стоит необходимость «научить учиться» каждого школьника. Преподаватель должен ориентироваться на средний уровень развития учащихся, а также учитывая различный уровень подготовки у младших школьников. С помощью применение проверочных работ, компьютерных тестов и диагностических комплексов учитель может оперативно оценить уровень усвоения знаний учащимися по теме. Кроме того, применение компьютеров в учебных занятиях также дает возможность разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Перед применением мультимедиа-технологий учителю необходимо тщательно продумать предстоящий урок. Не следует использовать компьютерные технологии только ради обеспечения интереса и разнообразия урока. Надо обратить внимание на то, что компьютерные обучающие программы должны обязательно включать важные ключевые аспекты темы и при этом соблюдать основные дидактические принципы: систематичности, последовательно-
сти, доступности и т.д. Кроме того, не следует перегружать школьников избыточной информацией.
Рассмотрим на примере мультимедийной презентации урока -закрепления по математике для второго класса по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» по УМК «Гармония», как можно использовать компьютер и медиапроектор на уроке. Урок проводится в форме путешествия.
В начале урока перед детьми раскрывается карта путешествия. В дорогу второклассники отправляются с волшебным паровозиком, который на протяжении всего урока приходит на помощь ребятам в трудных ситуациях. Это помогает привлечь детское внимание к изучаемому материалу.
На этапе устного счета предлагается следующее задание: даны ряды чисел, нужно их продолжить.
27, 35, 43, 51 ...
80, 73, 66, 59 ...
11, 23, 35, 47 ...
Ответы демонстрируются на экране с помощью мультимедийного проектора только при условии, что ответ правильный. Если ответ не появляется на экране, то отвечающий ученик должен передать право ответа другому. Это вызывает особый интерес у учащихся, т.к. сопровождается мультипликационной картинкой.
Арифметический диктант, состоящий из примеров типа «число увеличь на 28»; «уменьшаемое 65, вычитаемое 37» и т.д., дети проверяют самостоятельно по образцу. На экране отображается правильный вариант записи и ответ. В данном случае у ребенка формируется навык самоконтроля.
Особенно велика роль использования мультимедийной презентации при разборе текстовой задачи. С помощью презентации мы предлагаем ребенку реальную ситуацию, в которой он видит реальные объекты и связи между ними. Затем, благодаря той же презентации помогаем ребенку абстрагироваться, перевести задачу на математический язык, используя схематическую модель. Красочные слайды привлекают внимание, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
На уроке также предусмотрено проведение оздоровительной физкультминутки: выполнение упражнений для снятия усталости мышц спины, улучшения кровообращения позвоночника и головного мозга, гимнастика для глаз. Музыкальное сопровождение способствует снятию эмоционального напряжения, усталости, а также заряжает бодростью и энергией.
Итак, использование компьютерных мультимедиа-технологии на уроках позволяет внести разнообразие в методы и приемы обучения, развить интерес школьников к учебному процессу, сделать его привлекательным, интересным, а соответственно повысить его эффективность и результативность. Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения математике в условиях реализации ФГОС НОО вносит существенные изменения не только в учебную деятельность учащихся, но и в деятельность учителя начальной школы.
Библиографический указатель:
1. Бордовский Г. А. Информатика в понятиях и терминах / Г. А. Бордовский, В.А. Извозчиков. - М: Просвещение, 1991. - с. 235
2. Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой- М.: Просвещение, 2009.
Статья поступила в редакцию 25.06.2014