Социология
УДК 305
В. А. Половинкин*
Перспективы социального механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества
В публикации раскрывается проблемная ситуация в рассогласованности деятельности полиции и Институтов гражданского общества; обосновывается положение, по которому полиция является специфическим институтом общественных отношений, призванным обеспечивать соблюдение и уважение прав и свобод граждан. Определяются принципы построения социального механизма взаимодействия Институтов полиции и гражданского общества.
Ключевые слова: особенности российского правосознания, роль и функции полиции как субъекта модернизации общественных отношений, социальный механизм взаимодействия Институтов полиции и гражданского общества.
V.A. Polovinkin*. Prospects of the social mechanism of interaction of the police and institutes of a civil society. In the publication the problem situation in a mismatch of activity of police and Institutes of a civil society reveals; position on which the police is specific institute of the public relations, called to provide observance and respect of the rights and provides freedom of citizens. Principles of construction of the social mechanism of interaction of Institutes of police and a civil society are defined.
Keywords: features of the Russian sense, role and functions of Police and it’s officers as subjects of modernization of public relations, social mechanism of interaction of Institutes of police and a civil society.
Начало XXI в. характеризуется ростом эффективности производства, модернизацией производственно-технического и экономического потенциала предприятий, качественными изменениями в уровне и образе жизни населения, становлением, хотя и противоречивым, принципиально новых взаимоотношений между социальными институтами и органами федерального и местного управления.
Особенностью современного периода является и то, что, пожалуй, впервые за многие десятилетия происходит попытка модернизации правоохранительных органов, в частности, полиции, и создания качественно новых условий ее взаимодействия с институтами гражданского общества. Критерием этого взаимодействия выступает социальная стабильность общества, а также социальный прогресс личности. Это в свою очередь, обусловлено самой сутью существования человеческого социума — приоритетностью развития человеческой личности.
При этом возникает вполне очевидный вопрос о степени готовности взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Что касается полиции, то ее назначение состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации; в противодействии преступности; охране общественного порядка, собственности; обеспечении общественной безопасности [1].
Намечаемое взаимодействие полиции с институтами гражданского общества приобретает многокритериальный характер, обусловленный социальным неравенством россиян. Проявлением социального неравенства в обществе является социальное недовольство граждан, которое основывается на базовых для конкретных страт ценностно-мировоззренческих позициях в отношении распределения собственности, распределения доходов, участия в управлении и т.п., то есть на неудовлетворении своих социальных ожиданий. Как следствие, только 18,0 % граждан полагают, что их труд оценивается по достоинству [2, с. 5].
Многокритериальность намечаемого взаимодействия полиции и институтов гражданского общества также обусловлена и тем, что процесс модернизации общественных отношений может осуществляться на основе достаточности экономических и человеческих ресурсов, на гражданском согласии среди элит общества, на социальном контроле и упреждении государством острых социальных конфликтов, на быстром росте численности среднего класса, на наличии признанной в обществе
* Половинкин, Валерий Анатольевич, доцент кафедры социологии и управления персоналом государственного университета экономики и финансов, кандидат педагогических наук, доцент.
* Polovinkin, Valeriu Anatol’evich, associate professor of sociology and managements personnel of the national university of economics and finances, PhD, associate professor.
© Половинкин В.А., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Социология
национальной идеи [3]. В.А. Ядов определил модернизацию «как процесс создания современных институтов и отношений, ценностей и норм», необходимых для изменения социального типа «базисной личности» [4, с. 14]. Одновременно он отмечает, что ни у одного из переживших успешную модернизацию народов не произошла полная смена их национальной идентичности.
По всей вероятности, подобное является одной из причин неразвитости институтов гражданского общества, под которыми, видимо, будет целесообразно понимать организованные объединения граждан, действия которых направлены на достижение целей и задач, стоящих как перед самыми объединениями, так и перед отдельными гражданами. Процесс взаимодействия полиции и институтов гражданского общества достаточно противоречив и сложен в силу обстоятельств, которые фиксировались скорее как противодействие, чем попытки соприкоснуться с реалиями новых общественных отношений в стране. Правоохранительные органы в последние годы акцентировали свою деятельность на борьбе с организованной преступностью, на фактах коррупции и мошенничества, торговле оружием, наркоторговле, проституции и незаконном предпринимательстве.
Правоохранительные органы, строящие свою деятельность во многом на идеологической основе социалистического выбора общественного развития, не были готовы для работы в новых условиях. Не способствовало этому и отсутствие законодательной базы, включая уголовное, административное и хозяйственное право. Одновременно был ослаблен и социальный контроль за характером, содержанием и результатами политических и экономических преобразований в стране. Пожалуй, впервые практически каждый человек перестал ощущать себя хозяином не только на производстве, но и в своем доме, перестал осознавать свою причастность к делам государства и стал предоставлен самому себе в жизнеобеспечении своей семьи, престарелых родителей, а также в обеспечении собственной безопасности. Так в триумвирате «человек — государство — правоохранительные органы» произошел системный разрыв, исключающий различные, даже самые примитивные, формы сотрудничества в решении вопросов жизнеобеспечения и гражданственности.
Гражданские права — права по закону, даны всем гражданам и предусматривают правовое взаимодействие человека как физического, а в некоторых случаях и юридического лица с конкретными органами государственного управления, включая те, которые призваны обеспечивать правовое поле его жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Взаимодействие как социальный феномен способствует интеграции граждан, государства и его органов управления, институтов гражданского общества в формировании конструкта общественного развития с определением роли каждого в этом процессе. Отмечая, что сотрудник полиции прежде всего гражданин, необходимо одновременно обратить внимание и на то, что его возможности взаимодействия с другими гражданами общества зависят от семейного положения, воспитания, уровня общего и профессионального образования, опыта работы, стиля жизни, социальных связей, культуры поведения, интересов, уровня доходов и, пожалуй, патриотизма. В благополучных семьях, как правило, формируется гражданское самосознание человека, его целевые установки и социальные притязания, а в конечном счете и гражданская позиция в отношении общественных реалий.
Образование, как нам представляется, является непосредственным атрибутом формирования гражданской позиции человека. Система образования призвана интегрировать социокультурное пространство, гражданственность в общественном развитии.
На гражданственность, на гражданскую позицию индивида оказывают влияние и индивидуальные интересы, что, в конечном счете, является признаком социальной поляризации. Так, у сотрудников полиции можно отметить три группы социальных ориентиров в общественном развитии: утверждение приоритета государственных интересов над индивидуальными интересами и свободами личности (72,0 %); утверждение приоритета индивидуальных интересов и свобод над государственными интересами (26,0 %); сочетание государственных интересов и индивидуальной свободы личности (2,0 %). Подобная градация интересов сотрудников полиции не может не отразиться на направленности и содержании профессиональной деятельности.
В. Радаев, рассматривая вопросы социальной стратификации в общественном развитии, обратил внимание на роль воспитания человека [5, с. 87]. Воспитание человека решает проблему взаимодействия его с социальной средой, социальной среды с системой воспитания в стране, а задачам воспитания принадлежит участие человека в социальных процессах, процессах социализации, социальной мобильности личности. Следовательно, среди задач, решаемых посредством воспитания человека: прогностическая, способствующая формированию конструкта личности под воздействием различных факторов общественного развития; детерминации, влияния общественной среды на личность; предметно-деятельная, фокусирующая реальный общественный процесс развития профессиональных качеств личности.
Дальнейшее общественное развитие, связанное, по определению Л.И. Абалкина, с самопознанием России [6, с. 204], в частности, в связи с глобальными мировыми тенденциями, ростом коррупции и асоциальных проявлений в поведении людей, человеческих сообществ и организаций, предполагает социальный заказ на взаимодействие полиции с гражданами и институтами гражданского общества. Социальный заказ представляет собой выражение существующей в обществе потребности в мониторинге, фиксации и широком привлечении граждан к решению возникающих проблем.
Социальный заказ касается вопросов достижения общенационального согласия в борьбе с проявлениями коррупции, мошенничества, воровства, угрозы жизни и здоровью граждан, различных форм девиантного поведения и т.д. Современные вызовы общественного развития обусловливают значение социального заказа в усилении взаимодействия полиции, граждан и институтов гражданского общества. Одним из таких вызовов является увеличивающиеся масштабы потребления алкоголя. Алкоголизация населения стала массовым явлением и приобрела форму социальной девиации, отчуждения личности от норм общественных отношений. Следующая проблема, которая не решается без участия в ее разрешении граждан и институтов гражданского общества — проблема проституции. Проституция
являeтcя oднoй из причин coциaльнoй дeгpaдaции личнocти, нecпocoбнocти чeлoвeкa интeгpиpoвaтьcя в oбщecтвeнныe oтнoшeния. To жє кacaeтcя и пpoблeмы нapкoтизaции нaceлeния. К нacтoящeмy врємєни дo 2,Б млн чeлoвeк в Poccии пpoбoвaли нapкoтики, oднaкo нє вxoдят в группу, трє6ующую внимания oбщecтвeннocти и пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв; дo 1,5 млн чeлoвeк — пoтpeбитeлeй тар^ти^в вxoдят в группу pиcкa, ho єщє нє являютcя ycтoйчивыми нар^манами; oкoлo 85G так. чeлoвeк — нapкoмaнoв трє6уют лечения. Бoльшинcтвo этш людей выключены из пpoцecca развития oбщecтвeнныx oтнoшeний, в чacтнocти, из cфepы труда, и cклoнны к девиаттому пoвeдeнию, например, вopoвcтвy.
Moжнo в этoй cвязи зaдaтьcя вoпpocoм o мecтє пoлиции в пpeoдoлeнии пpoтивopeчий в oбщecтвeннoм развитии. Cвoй тєopeтичecкпй и эмпиpичecкий анализ AaHHoro вoпpoca начнем c так нaзbIвaeмoгo «началам)
— милиции, пpaвoпpeeмникoм кoтopoй являeтcя пoлиция. Так, кoнтєнт-aнaлиз, пpoвeдeнный нами, пoзвoлил ycтaнoвить, чтo в coциoлoгичecкoй литературе oтмeчeны oчeнь низкий ypoвeнь peфлeктивнocти, кoммyникaтивный разрыв, а также xapaктepнaя диcкpeтнocть coвpeмeннoй coциoлoгии милиции.
Coциoлoгия милиции [7; 8] пpeдcтaвляeт coбoй нeoднopoднoe, тeмaтичecки фpaгмeнтиpoвaннoe пpocтpaнcтвo, oтличaющиecя разным ypoвнeм мeтoдичecкoй, тeopeтичecкoй и эмпиpичecкoй пpopaбoтки.
Л. fccaAc oбpaтил внимание на вoпpocы нeфopмaльнoй экoнoмичecкoй дeятeльнocти coтpyдникoв милиции, шторые ocтaютcя актуальными и на coвpeмeннoм этапе мoдepнизaции пpaвooxpaнитeльнoй стогемы [9]. Бoльшинcтвo иccлeдoвaтeлeй пoдчepкивaют, чтo cкpытaя, ho пoвceмecтнaя кoммepциaлизaция paбoты пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв привела к ocтpeйшим дефектам в дeятeльнocти первичныи: (низoвыx) opгaнизaций MBД, пepepoждeнию ш из opгaнoв защиты нaceлeния и oбecпeчeния пpaвoпopядкa в opгaны, зaнимaющиecя coбcтвeннoй кoммepчecкoй дeятeльнocтью и зарабатывающие на нaceлeнии.
Heкoтopыe пoпытки в рамкая: иccлeдoвaтeльcкиx пpoeктoв cфoкycиpoвaть внимание на npo^cce взaимoдeйcтвия мплиции-пoлиции c нaceлeниeм, c инcтитyтaми гpaждaнcкoгo oбщecтвa, no нашему мнению, не увенчали^ ycпexoм из-за тoгo, чтo акцент был cмeщeн в cтopoнy пpoтивoпpaвныx дeйcтвий coтpyдникoв пpaвoпopядкa. Oднoй из причин этого является то, что дo Haci^m,ero времени пoлиция не paccмaтpивaeтcя как cпeцифичecкий coциaльный институт, а это пpивoдит к тому, что штуании взaимoдeйcтвия пoлиции ocyщecтвляютcя в ocнoвнoм c нeдиффepeнциpoвaннoй гpyппoй нaceлeния или граждан, а не c инcтитyтaми гpaждaнcкoгo oбщecтвa. Oтcyтcтвиe cиcтeмнoгo и цeлeнaпpaвлeннoгo взaпмoдeйcтвия пoлиции и инcтитyтoв гpaждaнcкoгo oбщecтвa пpивoдит к иx paзoбщeннocти, вocпpиятию oтдeльныx нeгaтивныx фaктoв в дeятeльнocти как граждан, так и coтpyдникoв пoлиции как cлoжившийcя cтepeoтип дeвиaнтнoгo пoвeдeния. Cтepeoтип дeвиaнтнocти пoвeдeния являeтcя не тольго paзoбщaющим, разделяющим oбщecтвo и его ^a^aHc^e институты, ho и ocнoвaниeм для фopмиpoвaния взaимнoгo нeдoвepия.
Гopaздo cлoжнee взaимoдeйcтвиe инcтитyтa пoлиции c инcтитyтaми гpaждaнcкoгo oбщecтвa, roropoe, no нашему мнению, дoлжнo учитывать ocoбый тип пpeдмeтнoй peaльнocти — paзнooбpaзиe oбъeдинeния, coюзы, opгaнизaции — oт poдoвыx, peлигиoзныx дo coвpeмeнныx экoнoмичecкиx, пoлитичecкиx, пpaвoвыx, нayчныx, пpocвeтитeльcкиx, xyдoжecтвeнныx, пpaвoзaщитныx, дeятeльнocть кoтopыx oбecпeчивaeтcя пpиoбpeтeнными в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм интервале пpeдcтaвлeниями, убеждениями, знаниями и умениями. Be^ институты гpaждaнcкoгo oбщecтвa, включая институт пoлиции, пopoждaютcя кoнкpeтными ycлoвиями cyщecтвoвaния coциyмa в oпpeдeлeнныx иcтopичecкиx и пpиpoднo-гeoгpaфичecкиx ycлoвияx; oни имеют тенденцию к нaкoплeнию и тpaнcфopмaции; фopмиpoвaлиcь в paзвepнyтoм cпeктpe жизнeдeятeльнocти и жизнeoбecпeчeния чeлoвeкa, oбщecтвa в цeлoм; cтaлкивaлиcь друг c другом, кoнкypиpoвaли, бopoлиcь, пocкoлькy oбecпeчивaли и ocyщecтвляли не тoлькo parno приемлемые различные, ho и пpoтивoпoлoжныe, альтернативные детствия в oтнoшeнии друг друга. Эти действия cropee являютcя шзнательными, чем бeccoзнaтeльными, т.к. ocнoвывaютcя не тольго на индивидyaльнoм пoвeдeнии граждан, решающем задачи личнocтнoгo xapaктepa, ho дeйcтвияx opгaнoв гocyдapcтвeннoгo управления, пoлитичecкиx партий, этничecкиx и пoceлeнчecкиx oбщнocтeй.
Таким oбpaзoм, взaимoдeйcтвиe инcтитyтa пoлиции c Инcтитyтaми гpaждaнcкoгo oбщecтвa oпpeдeляeтcя cocтaвoм дeйcтвий: пoзнaвaтeльнo-инфopмaциoнныx и пpeдмeтнo-дeятeльныx, т.е. opгaнизaциoннo-инcтитyциoнaльнoй фopмoй иx бытия, oпpeдeлeннoй фopмoй чeлoвeчecкиx oтнoшeний
— это не croA^o пpoдyкт дeятeльнocти людей, cкoлькo фopмa oбъeктивизaции caмoй этoй дeятeльнocти. Пoдвoдя итoги пpoблeмнoй cитyaции взaимoдeйcтвия инcтитyтa пoлиции c инcтитyтaми гpaждaнcкoгo oбщecтвa, мoжнo пpeдпoлoжить, чтo cyть cocтoит в пpeoдoлeнии paзнoглacия интepecoв, кoтopыe мoгyт стать разными ^^pona^ eдинoгo, цeлocтнoгo и гapмoничнoгo развития oбщecтвeнныx oтнoшeний.
Список литературы1
1. Федеральный загон «O пoлиции» — M.: Oмeгa-Л, 2G11. — 8G c.
2. Горшков, М. К. PocOTfcroe oбщecтвo как нoвaя coциaльнaя peaльнocть. Bмecтo пpeдиcлoвия. — B кн.: Poccия peфopмиpyющaяcя : eжeгoдник | oтв. ред. MX. Гopшкoв. — Bып. 6. — M.: ИC PAH, 2GG7.
3. Наумова, Н. Ф. Peцидивиpyющaя мoдepнизaция в Poccии: беда, вина или pecypc чeлoвeчecтвa.
— M.: Эдитopиaл, 1999.
4. Ядов, В. Л. Teopeтпкo-кoнцeптyaльныe oбъяcнeнпя «пocткoммyниcтичecкпx» тpaнcфopмaций. Bмecтo пpeдпcлoвия — B кн.: Poccия peфopмиpyюшaяcя : ежеюдник | oтв. ред. МК Гopшкoв. — B^in. 6. — M.: ИC PAH, 2GG7.
Б. Радаев, В. ^циальная cтpaтификaция, или Как пoдxoдить к пpoблeмaм coциaльнoгo paccлoeния || Poccийcкий экoнoмичecкий журнал. — 1994. — № 11.
6. Лбалкин, Л. И. К caмoпoзнaнию Pocra^ — M.: Инcтитyт экoнoмики PAH, 1995.
7. Грошев, И. Иcтoки и причины горрупции в пpaвooxpaнитeльныx opгaнax Poccии || Cлeдoвaтeль. — 2GG8. — № 1. — C. 41—53.
8. Курочкин, Л. Coциoлoгия для милиции не наука 11 Infox.ru — 2GG9. — 7 июля. Peжим дocтyпa: http:| |www.infox.ru|accident|incident|2GG9|G7|G9|Tyumyenskiy_sud_priz|phtml (Дата oбpaщeния: 22.1G.2G1G).
9. Косаёс,Л. Heфopмaльнaя экoнoмичecкaя дeятeльнocть пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв в Poccии: coциoлoгичecкий анализ. — M.: ИC PAH, 2GG2.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012