Духовно-нравственное воспитание школьников
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ-КАДЕТ
Г. Н. ДОЖДИКОВА, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО galinanik59 @gmail. com
В статье говорится о формировании у старшеклассников-кадет системы базовых морально-нравственных понятий.
The article touches upon the problem of forming the system of basic moral and spiritual values of cadets.
Ключевые слова: кадеты, нравственность, патриотизм, военная служба Key words: cadets, morality, patriotism, military service
В современных социально-экономических условиях в России и мире актуализируется проблема формирования таких нравственных общечеловеческих ценностей, как добро, совесть, милосердие, справедливость, духовность и др.
Это связано прежде всего с тем, что в обществе сегодня разрушены многие ценностные ориентиры, происходит их переоценка, изменяются требования, предъявляемые к личности. В сложившейся обстановке подрастающее поколение нуждается в социальной защите и психолого-педагогической помощи со стороны родителей и школы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что «воспитание как пер-
востепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры» [5]. Заметный интерес к вопросу о системе нравственных ценностей подрастающего поколения как залоге его успешной социализации характерен не только для федерального, но и для регионального уровня. Так, в Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009— 2013 годы отмечается: «Молодой человек должен становиться одним из активных социальных субъектов процесса гражданского становления личности уже в период
получения им базовой общеобразовательной подготовки» [4]. При этом основные подходы к формированию у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации, активной адаптации на рынке труда отражены в областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006— 2010 годы» [7].
В настоящее время в России возрождаются и вновь создаются кадетские школы (школы-интернаты), занимающиеся военно-патриотическим воспитанием, формирующие целостное мировоззрение, ценностные ориентации, закладывающие основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, для раскрытия личности, адаптации к жизни в обществе. Кадетское воспитание — это процесс духовно-нравственного становления человека, воспитания интеллектуальных, культурных, конкурентоспособных людей, ориентированных на профессиональное служение обществу и государству.
Созданная в 2001 году на базе истребительного полка ПФО, Нижегородская кадетская школа-интернат имени генерала В. Ф. Марге-лова приняла эстафету кадетского движения от графа Аракчеева, участвовавшего в формировании Нижегородского кадетского корпуса. Сегодня в ГОУ НКШИ обучается около 300 воспитанников с 9-го по 11-й классы, приобщаясь к богатому историческому опыту российской армии.
В рамках реализации программы развития кадетской школы педагогическим коллективом образовательного учреждения была разработана программа воспитательной работы «Патриот», ориентированная на формирование ценностных ориентаций старшеклассников-кадет.
Система воспитательной работы в рамках программы «Патриот» базируется на двух важнейших технологиях — коллективного творческого дела, разработанной И. П. Ивановым, и индивидуальной педагогической поддержки (автор О. С. Газман).
Цель программы — разработать систему воспитательной деятельности кадетской школы-интерната, создать образовательную среду, способствующую формированию ценностных ориентаций участников, активной жизненной позиции гражданина.
Система воспитательной работы в рамках программы «Патриот» базируется на двух важнейших технологиях — коллективного творческого дела (далее КТД), разработанной И. П. Ивановым, и индивидуальной педагогической поддержки (автор О. С. Газман). Первая предполагает совместную работу воспитателей и воспитанников, педагогов и представителей родительской общественности по реализации поставленных перед кадетской школой-интернатом задач. Технология КТД включает в себя множество видов и форм работы: трудовые десанты, спортивные соревнования и походы, историко-литературные обозрения, конкурсы, смотры, турниры, концерты и др., — их выбор соотносится с тем или иным направлением реализации комплексной программы «Патриот». Технология индивидуальной педагогической поддержки является необходимым условием организации такого межсубъкт-ного взаимодействия в рамках системы «ученик — учитель — родитель», которое позволяет создавать положительные «обратные связи», позитивную атмосферу коммуникативного партнерства и соучастия. Данная технология направлена на педагогическое сопровождение процесса адаптации воспитанников, развитие психологической устойчивости в трудных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в той или иной обстановке, профилактику конфликтов, формирование позитивного отношения к миру и к себе, обучение рефлексии — навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа и др. При этом особую важность приобретают различные интерактивные игровые методы, тренинги: коррекционно-развивающий социально-психологический тренинг (авторы: А. Л. Нелидов, Т. А. Попова); тренинг жизненных
навыков (автор А. Ф. Шадура); тренинги общения и уверенного поведения (автор А. Грецов); игровые и коммуникативные тренинги воспитания толерантности у подростков (автор М. И. Рожков); профориен-тационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» (под редакцией Н. В. Афанасьевой).
Мероприятия, осуществляемые в рамках реализации программы «Патриот», не могут рассматриваться как разрозненные и несогласованные. Интеграция различных аспектов воспитательной деятельности и сопряженных с ней форм — необходимое условие организации внеурочной работы именно как системы, целостного единства.
Приоритетными направлениями реализации программы «Патриот» являются следующие.
3 Духовно-нравственное и эстетическое воспитание кадет.
Стержневой идеей в данном направлении деятельности является гуманистическая направленность обучения, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. Уровень духовно-нравственного развития воспитанника кадетской школы как важный показатель социально зрелой личности во многом зависит от содержания внеурочной воспитательной работы и дополнительного образования, а также избираемых форм деятельности. К числу воспитательных мероприятий, способствующих формированию ценностных ориента-ций кадет, можно отнести: классные часы «Крепка семья — крепка держава» и «Патриотические символы России»; нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и Другим»; классный час-размышление «Поговорим об ответственности»; торжественную церемонию принятия клятвы кадета; культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества», Международную экологическую акцию «Мы чистим мир» и т. д.
3 Позитивная профилактика и спортивное воспитание учащихся.
Работа в этом русле направлена на обеспечение деятельности спортивных клубов, кружков и секций, а также созда-
ние социальных проектов (например, «Нет наркотикам», «Мы выбираем здоровье», «Здоровье — это наше начало», «Мы — будущее нации», «Здоровье выбирает нас»), фильмов и видеороликов пропагандистской направленности; участие в акциях, дебатах, круглых столах.
3 Гражданско-патриотическое воспитание кадет.
Данное направление предполагает организационно-методическую работу с учащимися кадетской школы. Речь идет о таких регулярных мероприятиях, как: ежеквартальный выпуск журнала «Военная слава России: События. Даты. Люди», ежемесячное проведение военно-исторических чтений («История кадетских корпусов России», «Вера в Россию. Жизнь — Отечеству. Честь — никому»); традиционный лыжный переход; экскурсии и встречи с офицерами и курсантами, ветеранами, героями-афганцами; цикл вечеров устного рассказа об офицерской службе, красивых воинских ритуалах, связанных с выносом гвардейских знамен, и т. д.
Одной из ведущих форм организации систематической работы по патриотическому воспитанию кадет является деятельность школьного музейного центра, работающего по целому ряду направлений: «История земли Нижегородской», «Сохраняя прошлое», «Отчизны славные сыны», поисковый отряд «Возрождение», шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, взаимодействие с ветеранскими организациями.
3 Формирование современного имиджа образовательного учреждения.
В русле этого направления осуществляются повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших образовательных технологий.
Как видно, система воспитательной работы, предусмотренная программой «Пат-
Интеграция различных аспектов воспитательной деятельности и сопряженных с ней форм — необходимое условие организации внеурочной работы именно как системы, целостного единства.
Схема 1
риот», предполагает целенаправленное и многоаспектное формирование ценностных ориентаций учащихся кадетской школы. Диагностирование этих ориентаций и выявление их динамики осуществлялись с применением методики М. Рокича*.
Изучение ценностных ориентаций воспитанников кадетской школы показало, что учащиеся 9-х классов отдают большее предпочтение «абстрактным» ценностям — индивидуалистическим и конформистским
(см. схему 1). Для большинства подростков этого возраста характерны отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы. Особенности характера и поведения этих детей состоят в том, что они пассивны, конформны, общительность подменяется развязностью; преобладают такие черты, как раздражительность, обидчивость, медлительность, себялюбие, ведомость, ранимость, позиция «Я—другие».
Результаты диагностирования направленности личности учащихся 9-х классов кадетской школы-интерната
Творчество
Уверенность в себе
Познание
Счастливая семейная жизнь
Активная жизнь
Развлечения
Свобода
Ценности
Общественное признание
Здоровье
Наличие верных друзей 6%
Жизненная мудрость
Материально обеспеченная жизнь
Интересная работа
Красота природы и искусства 2 %
Любовь
* Учащимся 9—11-х классов ГОУ НКШИ предлагалось ранжировать 18 ценностей-целей в порядке убывания их значимости для собственной жизни: выбрать сначала три ценности, являющиеся для них самыми главными в жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места; затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. Далее распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
В параллели 10-х классов учащиеся выделяют более «конкретные» ценности — профессиональная самореализация, личная жизнь, принятие других. Иерархия ценностей, таким образом, постепенно
меняется в пользу этических, ценностей общения (см. схему 2).
На первое место дети ставят интересную работу, здоровье, счастливую семейную жизнь.
Схема 2
Счастливая семейная жизнь
Активная жизнь
Развлечения
Свобода
Ценности
Общественное признание
Здоровье
Наличие верных друзей 11 %
Жизненная мудрость
Материально обеспеченная жизнь
Интересная работа
Красота природы искусства 5 %
Любовь
Результаты диагностирования направленности личности учащихся 10-х классов кадетской школы-интерната
Уверенность Творчество в себе Познание
4%
10%
4%
Наконец, учащиеся 11-х классов характеризуются наиболее устойчивой мотивацией жизненной активности. Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, а также возможность творческой деятельности становится приоритетным. Многие респонденты выделяют счастье других как благосостояние, развитие и совершенствование всего народа и человечества в целом и выражают уверенность в себе как высокую
степень свободы от внутренних противоречий (см. схему 3 на с. 60).
Проведенное исследование показало, что воспитательная работа, осуществляемая в образовательном учреждении системно, значительно изменяет иерархию ценностных ориентиров учащихся. Это выражается прежде всего в возрастании просоциальных мотивов поведения кадет, что является залогом их дальнейшего благополучия и успешности на фоне постоянных социальных преобразований.
Схема 3
Результаты диагностирования направленности личности учащихся 11-х классов кадетской школы-интерната
Уверенность
Творчество в себе Познание
Счастливая семейная жизнь
Активная жизнь
Развлечения
Свобода
Ценности
Общественное признание
Здоровье
Наличие верных друзей 10%
Жизненная мудрость
Материально обеспеченная жизнь
Интересная работа
Красота природы искусства 5 %
Любовь
В целях выявления степени эффективности гражданского воспитания учащихся кадетской школы-интерната нами был предпринят сравнительный анализ уровня духовно-нравственного развития выпускников учреждений разных типов — Нижегородской кадетской школы-интерната и средних общеобразовательных школ Балахнин-ского муниципального района Нижегородской области. В основу анализа была положена методика М. И. Шиловой «Ориентированная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников». Данная методика, с нашей точки зрения, позволяет изучить уровень духовно-нравственного воспитания современного школьника наиболее полно, отра-
жая все интегративные базовые качества-показатели личности учащихся в динамике и выявляя основные позитивные тенденции развития детей (см. таблицу на с. 61).
Как указывалось ранее, целенаправленная, системная воспитательная работа формирует активную гражданскую позицию воспитанников кадетской школы, свидетельствующую о развитом чувстве патриотизма. Поэтому уровень духовно-нравственного развития учащихся дифференцирован в разных типах учебных заведений.
Согласно полученным результатам исследования, учащиеся-кадеты проявляют больший интерес к знаниям и стремление к творчеству, обладают самодисциплиной, развитым самосознанием и чувством ответственности за себя и коллек-
тив, отличаются преданностью своему Отечеству, а также осознанием общественного долга. В общеобразовательной школе открытого типа, напротив, процесс социализации носит отчасти стихийный характер.
Таким образом, отследив продвижение детей в нравственно-волевом развитии и сравнив полученные диагностиче-
ские данные по школам различных типов, мы можем справедливо говорить об эффективности проводимых системных воспитательных мероприятий в рамках программы воспитательной работы «Патриот». Сформированные основы базовой культуры старшеклассников кадетской школы обеспечивают их успешное вхождение в самостоятельную жизнь.
Результаты обследования уровня проявления гражданской зрелости старшеклассников — выпускников кадетской школы-интерната
Показатели гражданской зрелости старшеклассников Учащиеся 11 -го класса
экспериментальная группа — ГОУ НКШИ (ср. балл) контрольная группа — МОУ СОШ Балахнинского района (ср. балл)
Любовь к Отечеству 2,9 1,6
Политическая культура 2,9 1,5
Правовая культура 2,7 1,4
Интернационализм 2,8 1,2
Бережливое отношение к общественному достоянию и уважение чужой собственности 2,5 1,6
Экономичность и бережливое отношение к личной собственности 2,7 1,8
Успешность в учении и самообразовании 2,7 2
Деловитость и организованность 2,9 1,9
Общительность 2,9 2,4
Готовность прийти на помощь 2,8 2
Тактичность, культура поведения 3 2,2
Здоровый образ жизни 3 1,8
Целеустремленность в самоопределении 2,8 2
Чувство собственного достоинства 2,9 2,3
И т о г о 2,8 1,9
Сегодняшние кадеты — это завтрашние защитники нашего Отечества, будущие ученые, строители, юристы и экономисты, поэты и художники, предпринимате-
ли, врачи и учителя. Им предстоит строить великую Россию в XXI веке, и от того, как мы их воспитаем, будет зависеть наше будущее.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Беляев, А. В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания /А. В. Беляев // Педагогика. — 2008. — № 1.
2. Галанин, Ю. Г. Кадетские учебные заведения — возрождение традиций / Ю. Г. Галанин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2007. — № 3.
3. Голощапова, Е. В. Особенности военно-педагогического подхода к духовно-нравственному воспитанию в кадетских корпусах конца XIX века / Е. В. Голощапова//Педагогическое обозрение. — 2008. — № 2—3.
4. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 годы.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 // Учительская газета. — 2002. — № 31.
6. Областная целевая программа «Молодежь Нижегородской области» на 2007—2011 годы (одобрена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.11.2006 г. № 393).
7. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006—2010 годы (одобрена Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.03.2006 г. № 93).
8. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова [и др.]. — М., 1993.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ
А. И. СВЕКЛИНА, заместитель заведующего отделом образования администрации Вознесенского муниципального района, председатель координационного совета по реализации районной программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Вознесенском районе» на 2010—2012 гг.
В. И. ЛАРЮШКИН,
учитель химии, преподаватель предмета «Основы православной культуры» Курихинской основной общеобразовательной школы Вознесенского района
В статье представлен опыт работы образовательных учреждений Вознесенского района в области духовно-нравственного воспитания; раскрываются основные направления деятельности отдела образования по формированию гражданина и духовно-нравственному становлению личности.