Научная статья на тему 'Система воспитательной работы как фактор формирования ценностных ориентации старшеклассников-кадет'

Система воспитательной работы как фактор формирования ценностных ориентации старшеклассников-кадет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / CADETS / MORALITY / PATRIOTISM / MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дождикова Г. Н.

В статье говорится о формировании у старшеклассников-кадет системы базовых морально-нравственных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дождикова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of the upbringing school work as the factor of forming the valuable orientation of modern senior students-cadets

The article touches upon the problem of forming the system of basic moral and spiritual values of cadets.

Текст научной работы на тему «Система воспитательной работы как фактор формирования ценностных ориентации старшеклассников-кадет»

Духовно-нравственное воспитание школьников

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ-КАДЕТ

Г. Н. ДОЖДИКОВА, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО galinanik59 @gmail. com

В статье говорится о формировании у старшеклассников-кадет системы базовых морально-нравственных понятий.

The article touches upon the problem of forming the system of basic moral and spiritual values of cadets.

Ключевые слова: кадеты, нравственность, патриотизм, военная служба Key words: cadets, morality, patriotism, military service

В современных социально-экономических условиях в России и мире актуализируется проблема формирования таких нравственных общечеловеческих ценностей, как добро, совесть, милосердие, справедливость, духовность и др.

Это связано прежде всего с тем, что в обществе сегодня разрушены многие ценностные ориентиры, происходит их переоценка, изменяются требования, предъявляемые к личности. В сложившейся обстановке подрастающее поколение нуждается в социальной защите и психолого-педагогической помощи со стороны родителей и школы.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что «воспитание как пер-

востепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры» [5]. Заметный интерес к вопросу о системе нравственных ценностей подрастающего поколения как залоге его успешной социализации характерен не только для федерального, но и для регионального уровня. Так, в Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009— 2013 годы отмечается: «Молодой человек должен становиться одним из активных социальных субъектов процесса гражданского становления личности уже в период

получения им базовой общеобразовательной подготовки» [4]. При этом основные подходы к формированию у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации, активной адаптации на рынке труда отражены в областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006— 2010 годы» [7].

В настоящее время в России возрождаются и вновь создаются кадетские школы (школы-интернаты), занимающиеся военно-патриотическим воспитанием, формирующие целостное мировоззрение, ценностные ориентации, закладывающие основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, для раскрытия личности, адаптации к жизни в обществе. Кадетское воспитание — это процесс духовно-нравственного становления человека, воспитания интеллектуальных, культурных, конкурентоспособных людей, ориентированных на профессиональное служение обществу и государству.

Созданная в 2001 году на базе истребительного полка ПФО, Нижегородская кадетская школа-интернат имени генерала В. Ф. Марге-лова приняла эстафету кадетского движения от графа Аракчеева, участвовавшего в формировании Нижегородского кадетского корпуса. Сегодня в ГОУ НКШИ обучается около 300 воспитанников с 9-го по 11-й классы, приобщаясь к богатому историческому опыту российской армии.

В рамках реализации программы развития кадетской школы педагогическим коллективом образовательного учреждения была разработана программа воспитательной работы «Патриот», ориентированная на формирование ценностных ориентаций старшеклассников-кадет.

Система воспитательной работы в рамках программы «Патриот» базируется на двух важнейших технологиях — коллективного творческого дела, разработанной И. П. Ивановым, и индивидуальной педагогической поддержки (автор О. С. Газман).

Цель программы — разработать систему воспитательной деятельности кадетской школы-интерната, создать образовательную среду, способствующую формированию ценностных ориентаций участников, активной жизненной позиции гражданина.

Система воспитательной работы в рамках программы «Патриот» базируется на двух важнейших технологиях — коллективного творческого дела (далее КТД), разработанной И. П. Ивановым, и индивидуальной педагогической поддержки (автор О. С. Газман). Первая предполагает совместную работу воспитателей и воспитанников, педагогов и представителей родительской общественности по реализации поставленных перед кадетской школой-интернатом задач. Технология КТД включает в себя множество видов и форм работы: трудовые десанты, спортивные соревнования и походы, историко-литературные обозрения, конкурсы, смотры, турниры, концерты и др., — их выбор соотносится с тем или иным направлением реализации комплексной программы «Патриот». Технология индивидуальной педагогической поддержки является необходимым условием организации такого межсубъкт-ного взаимодействия в рамках системы «ученик — учитель — родитель», которое позволяет создавать положительные «обратные связи», позитивную атмосферу коммуникативного партнерства и соучастия. Данная технология направлена на педагогическое сопровождение процесса адаптации воспитанников, развитие психологической устойчивости в трудных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в той или иной обстановке, профилактику конфликтов, формирование позитивного отношения к миру и к себе, обучение рефлексии — навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа и др. При этом особую важность приобретают различные интерактивные игровые методы, тренинги: коррекционно-развивающий социально-психологический тренинг (авторы: А. Л. Нелидов, Т. А. Попова); тренинг жизненных

навыков (автор А. Ф. Шадура); тренинги общения и уверенного поведения (автор А. Грецов); игровые и коммуникативные тренинги воспитания толерантности у подростков (автор М. И. Рожков); профориен-тационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» (под редакцией Н. В. Афанасьевой).

Мероприятия, осуществляемые в рамках реализации программы «Патриот», не могут рассматриваться как разрозненные и несогласованные. Интеграция различных аспектов воспитательной деятельности и сопряженных с ней форм — необходимое условие организации внеурочной работы именно как системы, целостного единства.

Приоритетными направлениями реализации программы «Патриот» являются следующие.

3 Духовно-нравственное и эстетическое воспитание кадет.

Стержневой идеей в данном направлении деятельности является гуманистическая направленность обучения, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. Уровень духовно-нравственного развития воспитанника кадетской школы как важный показатель социально зрелой личности во многом зависит от содержания внеурочной воспитательной работы и дополнительного образования, а также избираемых форм деятельности. К числу воспитательных мероприятий, способствующих формированию ценностных ориента-ций кадет, можно отнести: классные часы «Крепка семья — крепка держава» и «Патриотические символы России»; нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и Другим»; классный час-размышление «Поговорим об ответственности»; торжественную церемонию принятия клятвы кадета; культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества», Международную экологическую акцию «Мы чистим мир» и т. д.

3 Позитивная профилактика и спортивное воспитание учащихся.

Работа в этом русле направлена на обеспечение деятельности спортивных клубов, кружков и секций, а также созда-

ние социальных проектов (например, «Нет наркотикам», «Мы выбираем здоровье», «Здоровье — это наше начало», «Мы — будущее нации», «Здоровье выбирает нас»), фильмов и видеороликов пропагандистской направленности; участие в акциях, дебатах, круглых столах.

3 Гражданско-патриотическое воспитание кадет.

Данное направление предполагает организационно-методическую работу с учащимися кадетской школы. Речь идет о таких регулярных мероприятиях, как: ежеквартальный выпуск журнала «Военная слава России: События. Даты. Люди», ежемесячное проведение военно-исторических чтений («История кадетских корпусов России», «Вера в Россию. Жизнь — Отечеству. Честь — никому»); традиционный лыжный переход; экскурсии и встречи с офицерами и курсантами, ветеранами, героями-афганцами; цикл вечеров устного рассказа об офицерской службе, красивых воинских ритуалах, связанных с выносом гвардейских знамен, и т. д.

Одной из ведущих форм организации систематической работы по патриотическому воспитанию кадет является деятельность школьного музейного центра, работающего по целому ряду направлений: «История земли Нижегородской», «Сохраняя прошлое», «Отчизны славные сыны», поисковый отряд «Возрождение», шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, взаимодействие с ветеранскими организациями.

3 Формирование современного имиджа образовательного учреждения.

В русле этого направления осуществляются повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших образовательных технологий.

Как видно, система воспитательной работы, предусмотренная программой «Пат-

Интеграция различных аспектов воспитательной деятельности и сопряженных с ней форм — необходимое условие организации внеурочной работы именно как системы, целостного единства.

Схема 1

риот», предполагает целенаправленное и многоаспектное формирование ценностных ориентаций учащихся кадетской школы. Диагностирование этих ориентаций и выявление их динамики осуществлялись с применением методики М. Рокича*.

Изучение ценностных ориентаций воспитанников кадетской школы показало, что учащиеся 9-х классов отдают большее предпочтение «абстрактным» ценностям — индивидуалистическим и конформистским

(см. схему 1). Для большинства подростков этого возраста характерны отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы. Особенности характера и поведения этих детей состоят в том, что они пассивны, конформны, общительность подменяется развязностью; преобладают такие черты, как раздражительность, обидчивость, медлительность, себялюбие, ведомость, ранимость, позиция «Я—другие».

Результаты диагностирования направленности личности учащихся 9-х классов кадетской школы-интерната

Творчество

Уверенность в себе

Познание

Счастливая семейная жизнь

Активная жизнь

Развлечения

Свобода

Ценности

Общественное признание

Здоровье

Наличие верных друзей 6%

Жизненная мудрость

Материально обеспеченная жизнь

Интересная работа

Красота природы и искусства 2 %

Любовь

* Учащимся 9—11-х классов ГОУ НКШИ предлагалось ранжировать 18 ценностей-целей в порядке убывания их значимости для собственной жизни: выбрать сначала три ценности, являющиеся для них самыми главными в жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места; затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. Далее распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

В параллели 10-х классов учащиеся выделяют более «конкретные» ценности — профессиональная самореализация, личная жизнь, принятие других. Иерархия ценностей, таким образом, постепенно

меняется в пользу этических, ценностей общения (см. схему 2).

На первое место дети ставят интересную работу, здоровье, счастливую семейную жизнь.

Схема 2

Счастливая семейная жизнь

Активная жизнь

Развлечения

Свобода

Ценности

Общественное признание

Здоровье

Наличие верных друзей 11 %

Жизненная мудрость

Материально обеспеченная жизнь

Интересная работа

Красота природы искусства 5 %

Любовь

Результаты диагностирования направленности личности учащихся 10-х классов кадетской школы-интерната

Уверенность Творчество в себе Познание

4%

10%

4%

Наконец, учащиеся 11-х классов характеризуются наиболее устойчивой мотивацией жизненной активности. Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития, а также возможность творческой деятельности становится приоритетным. Многие респонденты выделяют счастье других как благосостояние, развитие и совершенствование всего народа и человечества в целом и выражают уверенность в себе как высокую

степень свободы от внутренних противоречий (см. схему 3 на с. 60).

Проведенное исследование показало, что воспитательная работа, осуществляемая в образовательном учреждении системно, значительно изменяет иерархию ценностных ориентиров учащихся. Это выражается прежде всего в возрастании просоциальных мотивов поведения кадет, что является залогом их дальнейшего благополучия и успешности на фоне постоянных социальных преобразований.

Схема 3

Результаты диагностирования направленности личности учащихся 11-х классов кадетской школы-интерната

Уверенность

Творчество в себе Познание

Счастливая семейная жизнь

Активная жизнь

Развлечения

Свобода

Ценности

Общественное признание

Здоровье

Наличие верных друзей 10%

Жизненная мудрость

Материально обеспеченная жизнь

Интересная работа

Красота природы искусства 5 %

Любовь

В целях выявления степени эффективности гражданского воспитания учащихся кадетской школы-интерната нами был предпринят сравнительный анализ уровня духовно-нравственного развития выпускников учреждений разных типов — Нижегородской кадетской школы-интерната и средних общеобразовательных школ Балахнин-ского муниципального района Нижегородской области. В основу анализа была положена методика М. И. Шиловой «Ориентированная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников». Данная методика, с нашей точки зрения, позволяет изучить уровень духовно-нравственного воспитания современного школьника наиболее полно, отра-

жая все интегративные базовые качества-показатели личности учащихся в динамике и выявляя основные позитивные тенденции развития детей (см. таблицу на с. 61).

Как указывалось ранее, целенаправленная, системная воспитательная работа формирует активную гражданскую позицию воспитанников кадетской школы, свидетельствующую о развитом чувстве патриотизма. Поэтому уровень духовно-нравственного развития учащихся дифференцирован в разных типах учебных заведений.

Согласно полученным результатам исследования, учащиеся-кадеты проявляют больший интерес к знаниям и стремление к творчеству, обладают самодисциплиной, развитым самосознанием и чувством ответственности за себя и коллек-

тив, отличаются преданностью своему Отечеству, а также осознанием общественного долга. В общеобразовательной школе открытого типа, напротив, процесс социализации носит отчасти стихийный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, отследив продвижение детей в нравственно-волевом развитии и сравнив полученные диагностиче-

ские данные по школам различных типов, мы можем справедливо говорить об эффективности проводимых системных воспитательных мероприятий в рамках программы воспитательной работы «Патриот». Сформированные основы базовой культуры старшеклассников кадетской школы обеспечивают их успешное вхождение в самостоятельную жизнь.

Результаты обследования уровня проявления гражданской зрелости старшеклассников — выпускников кадетской школы-интерната

Показатели гражданской зрелости старшеклассников Учащиеся 11 -го класса

экспериментальная группа — ГОУ НКШИ (ср. балл) контрольная группа — МОУ СОШ Балахнинского района (ср. балл)

Любовь к Отечеству 2,9 1,6

Политическая культура 2,9 1,5

Правовая культура 2,7 1,4

Интернационализм 2,8 1,2

Бережливое отношение к общественному достоянию и уважение чужой собственности 2,5 1,6

Экономичность и бережливое отношение к личной собственности 2,7 1,8

Успешность в учении и самообразовании 2,7 2

Деловитость и организованность 2,9 1,9

Общительность 2,9 2,4

Готовность прийти на помощь 2,8 2

Тактичность, культура поведения 3 2,2

Здоровый образ жизни 3 1,8

Целеустремленность в самоопределении 2,8 2

Чувство собственного достоинства 2,9 2,3

И т о г о 2,8 1,9

Сегодняшние кадеты — это завтрашние защитники нашего Отечества, будущие ученые, строители, юристы и экономисты, поэты и художники, предпринимате-

ли, врачи и учителя. Им предстоит строить великую Россию в XXI веке, и от того, как мы их воспитаем, будет зависеть наше будущее.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Беляев, А. В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания /А. В. Беляев // Педагогика. — 2008. — № 1.

2. Галанин, Ю. Г. Кадетские учебные заведения — возрождение традиций / Ю. Г. Галанин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2007. — № 3.

3. Голощапова, Е. В. Особенности военно-педагогического подхода к духовно-нравственному воспитанию в кадетских корпусах конца XIX века / Е. В. Голощапова//Педагогическое обозрение. — 2008. — № 2—3.

4. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009—2013 годы.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 // Учительская газета. — 2002. — № 31.

6. Областная целевая программа «Молодежь Нижегородской области» на 2007—2011 годы (одобрена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.11.2006 г. № 393).

7. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006—2010 годы (одобрена Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.03.2006 г. № 93).

8. Щуркова, Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова [и др.]. — М., 1993.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ

А. И. СВЕКЛИНА, заместитель заведующего отделом образования администрации Вознесенского муниципального района, председатель координационного совета по реализации районной программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Вознесенском районе» на 2010—2012 гг.

В. И. ЛАРЮШКИН,

учитель химии, преподаватель предмета «Основы православной культуры» Курихинской основной общеобразовательной школы Вознесенского района

В статье представлен опыт работы образовательных учреждений Вознесенского района в области духовно-нравственного воспитания; раскрываются основные направления деятельности отдела образования по формированию гражданина и духовно-нравственному становлению личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.