Научная статья на тему 'Комплексный подход к системе военно- патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета'

Комплексный подход к системе военно- патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / CADET SCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ФИЗИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / PHYSICS AS AN ACADEMIC SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозаровская Л.А., Ханжина Е.В.

B статье рассматриваются возможности решения задачи комплексного подхода к системе военнопатриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета на основе разработанной модели. Приводятся примеры практической реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO THE SYSTEM OF MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CADET SCHOOLS BY MEANS OF PHYSICS AS AN ACADEMIC SUBJECT

The article examines the possibility of addressing the task of an integrated approach to the system of military and patriotic education in the educational environment of cadet schools by means of physics as an academic subject on the basis of the model presented. The authors give examples of practical implementation of the model.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к системе военно- патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета»

специалиста характерны следующие признаки: недостаточный уровень владения картографическими знаниями, отсутствие необходимых умений в области картографии и топографии, слабая сформированность профессионально значимых качеств личности, отсутствие творческой активности на занятиях и низкая успеваемость.

Для того чтобы отнести каждого студента к тому или иному уровню сформированности картографической грамотности, целесообразно применить алгоритм, построенный на основе метода идеальной точки.

При осуществлении этого подхода подразумевается, что все три критерия являются значимыми для формирования картографической грамотности студентов вуза. В частности, для исследования мотивационного критерия разработана специальная анкета, состоящая из 24 вопросов, для когнитивного критерия - система тестового контроля (4 рубежа по 8-16 тестовых заданий), для деятельностного критерия - текущие практические задания и метод экспертной оценки.

Пусть г - расстояние, показывающее, насколько точка Х (показатель грамотности каждого студента) удалена от точки Хид (максимальный уровень картографической грамотности), рассчитанное по формуле:

Г = V- + (Рв42 - М2)2 + (М843 - Мз)2 ,

где ц1, ц2, ц3 - количество баллов, набранное каждым студентом по трем критериям, цид - максимальное количество баллов. Чем меньше г, тем лучший результат получен в процессе обучения. Таким образом, если 0 < г < 4, то студента можно отнести к высокому уровню сформированности картографической грамотности, если 4 < г < 10 - к достаточному уровню, если г > 10 - к недостаточному уровню.

Это позволяет дать количественную оценку уровня сформированности картографической грамотности сту-

дентов вуза в процессе изучения дисциплин «Картография» и «Топография».

Предварительные результаты исследования показывают, что использование профессионально ориентированной технологии обучения позволяет педагогу гарантированно достигать поставленных целей, то есть формировать картографическую грамотность студентов-географов в вузе.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берлянт А. М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации // География в школе. - 1990. - № 2. -С.28-31.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 144 с.

3. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. - 270 с.

4. Козырева А. В. Педагогические условия формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы. - Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. - 24 с.

5. Комиссарова Т. С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: дис. ... д-ра пед. наук (13.00.02). - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена, 2000. - 70 с.

6. Образцов П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы, методика. -Орел, 2003. - 295 с.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

INTEGRATED APPROACH TO THE SYSTEM OF MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CADET SCHOOLS BY MEANS OF PHYSICS AS AN ACADEMIC SUBJECT

Л. А. Прозаровская, Е. В. Ханжина

В статье рассматриваются возможности решения задачи комплексного подхода к системе военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета на основе разработанной модели. Приводятся примеры практической реализации модели.

L. A. Prozarovskaya, E. V. Khanzhina

The article examines the possibility of addressing the task of an integrated approach to the system of military and patriotic education in the educational environment of cadet schools by means of physics as an academic subject on the basis of the model presented. The authors give examples of practical implementation of the model.

Ключевые слова: комплексный подход, военно-патриотическое воспитание, кадетская школа, образовательное пространство, физика как учебный предмет.

Keywords: integrated approach, military and patriotic education, cadet school, educational environment, physics as an academic subject.

Одним из основополагающих аспектов модернизации современной российской общеобразовательной школы является создание оптимальных условий, благодаря которым становится возможным достижение цели всестороннего развития социально адаптированной личности через формирование навыков самоопределения обучающихся, раскрытие их индивидуальных особенностей и возможностей, воспитание гражданской ответственности и патриотизма.

Появление специализированных классов и школ, отвечающих требованиям времени, обусловлено сменой образовательной парадигмы, смещающей акценты в сторону многообразия видов образовательных учреждений для школьников. Одним из таких учреждений является Нижегородская кадетская школа, учебно-воспитательный процесс в образовательном пространстве которой организован на основе комплексного подхода к решению задач военно-патриотического, правового, духовно-нравственного, физического и эстетического воспитания в условиях органичного сочетания урочной и внеурочной деятельности учащихся. Воспитанники кадетской школы получают общеобразовательную подготовку по программам основного и среднего (полного) общего образования и по дополнительным специфическим образовательным программам, ориентирующим кадетов на приобретение профессии, необходимой государству, и имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан к продолжению образования в военных вузах.

Проведенный анализ литературы показал, что «феномен кадетского образования» находится под пристальным вниманием научного сообщества - теоретиков и практиков И. А. Зубарева, В. В. Константинова, В. М. Кур-мышова, Ю. М. Львина, Н. В. Кораванец, Н. С. Костоусова, Н. А. Пашкановой, А. В. Пешковой, И. Г. Полякова и др.

Как показывает практика, именно военно-патриотическое воспитание является одной из приоритетных стратегических задач кадетской школы и определяется как «...многоуровневое явление, которое включает в себя военно-профессиональное, гражданское, национально-патриотическое и героико-патриотическое воспитание, социальную и психологическую подготовку будущих защитников Отечества» [1, с. 4], а в условиях стремительно меняющегося и развивающегося мира служит средством для мобилизации созидательных ресурсов общества, помогает юному гражданину осознать социально значимые ценности, приобщает его к историко-культурным и военным традициям.

Анализ диссертационных исследований, посвященных кадетскому образованию, показал, что в них уделяется внимание как профессиональной (Е. В. Кабачевская (2003), И. В. Мерзляков (2004), В. А. Осипов (2003), А. С. Петухов (2002), А. Б. Старикова (2000) и др.), так и военно-патриотической

(В. Г. Визер (2006), А. Ю. Войкин (2007), С. Ж. Курилов (2007), С. Н. Смирнов (2002), А. Ю. Чибисов (2002) и др.) направленности учебно-воспитательного процесса. Модель образовательного процесса, ориентированная на решение задач патриотического воспитания учащихся кадетских классов средствами дополнительного образования, на общедидактическом уровне представлена в диссертационном исследовании Н. Е. Семеновой [2].

В то же время среди многочисленных работ, посвященных особенностям обучения и воспитания школьников в условиях образовательного пространства кадетской школы по таким предметам, как математика, информатика, русский язык, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (Т. Л. Женатова (2003), И. А. Зубарев (2006), Л. Н. Чиркова (2009), Л. В. Шпрангер (2005) и др.), на настоящий момент не выявлено развернутых исследований на методическом уровне по проблемам обучения физике учащихся кадетских классов.

Исследование показало, что привлечение материала военизированного характера способствует не только решению общеобразовательных задач, но и служит лучшему усвоению курса физики, расширяя кругозор учащихся, развивая их познавательный интерес. Изучение физических основ военной техники и ознакомление учащихся с использованием в военном деле знаний по физике являются обязательной в учебно-воспитательном процессе кадетской школы и составной частью военно-патриотического воспитания.

Таким образом, рассмотренная еще в 1980-1990-х годах в работах методистов А. К. Ахметова, Э. М. Браверман, О. Ф. Кабардина, И. Я. Ланиной, А. В. Чеботаревой и др. специфика физики как учебного предмета, способствующего формированию военно-патриотического и интернационального воспитания учащихся, и по сегодняшний день не утратила своей актуальности.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о наличии противоречия между объективной необходимостью всестороннего развития социально адаптированной личности в условиях образовательного пространства кадетской школы и неразработанностью на методическом уровне проблемы комплексного подхода к решению задачи военно-патриотического воспитания учащихся в кадетской школе средствами физики как учебного предмета, а именно важностью отражения в содержании последнего военно-прикладных знаний, специфических умений и ценностных отношений к различным физико-техническим аспектам будущей профессии.

В ходе проводимого в течение ряда лет на базе Нижегородской кадетской школы теоретико-экспериментального исследования разработана модель реализации комплексного подхода к системе военно-патриотического

воспитания учащихся в процессе изучения физики. Целевой блок модели заключается в органичном сочетании различных видов деятельности учащихся в соответствии с планами и программами, необходимыми для решения таких общеобразовательных задач, как овладение предметными знаниями и умениями, отражающими связь физической составляющей общего образования с содержанием кадетского обучения и воспитания, а системообразующим элементом является внеурочная деятельность учащихся по физике.

К содержательному блоку разработанной модели относятся следующие направления отбора школьного физического материала.

Первое направление дает представление учащимся о физике как науке об окружающем мире с позиции единства законов природы и применимости законов физики к описанию возможностей человека.

Ко второму направлению относятся теоретико-экспериментальные методы научного исследования, применяемые в военных условиях: факторы физического воздействия, методы исследования, широко применяемые в военном деле и т. п.

Третье направление связано с освещением прикладных вопросов о применении современного оружия и военной техники. Например, вопросы о скоростях движения военных машин и их давлении на грунт, о характеристиках полета снарядов и пуль, о роли и применении двигателей внутреннего сгорания в военном деле, о ракетной технике и др.

Четвертое направление отражает историко-челове-ческий фактор в военном деле и науке, а именно изучение биографий и вклада отечественных ученых-физиков в развитие фундаментальных и прикладных исследований, в дело укрепления обороноспособности нашей страны, включение исторических сведений о физической смекалке людей в условиях боевых действий, физического материала по истории открытий, связанных с именами российских и зарубежных ученых, а также ученых Нижегородского края.

В процессуальный блок модели входит система взаимосвязанных компонентов, представленных средствами и формами реализации содержания основных направлений системы военно-патриотического воспитания при изучении физики в кадетской школе, а именно:

- научно-исследовательская деятельность;

- информационно-аналитическая деятельность;

- наглядно-оформительская деятельность;

- проекционно-фантазийная деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- обобщающая (соревновательная) деятельность;

- вечера (конференции, интеллектуальные марафоны);

- экскурсионная деятельность;

- профориентационная работа;

- общественно полезная деятельность для школы и кабинета физики.

Выявлено, что при подготовке к проведению учебных занятий по физике учителю кадетской школы необходимо

принимать во внимание специфику учебного заведения: подобрать и систематизировать материалы о применении физических законов в различных областях военной техники и жизни военнослужащих, определить методы, формы и приемы организации деятельности учащихся и т. п.

В ходе исследования установлено, что целенаправленному решению задачи комплексного подхода к системе военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы как на уроках, так и во внеурочной деятельности по физике способствует знакомство учащихся с военно-техническими сведениями с помощью следующих приемов и методов:

- научно-техническое и военно-патриотическое творчество (проведение занятий физического практикума, специализированных факультативных занятий, отражающих профиль кадетской школы, составление и решение задач по физике, выпуск сборников задач, выполнение экспериментальных заданий и т. п.);

- экологическое, краеведческое, художественно-эстетическое творчество (информационные беседы, встречи, экскурсии, организация школьных турниров, физических викторин, участие в районных, городских, областных конкурсах и смотрах-олимпиадах по физике и астрономии, научных обществах учащихся [3] и др.);

- моделирование, конструирование (изготовление наглядных пособий, выполнение презентаций и разработка веб-сайтов по различным темам курса физики и т. д.)

Разработанный и апробируемый нами в течение ряда лет факультативный курс «Физические основы прыжка с парашютом» входит в блок цикла специальных дисциплин подготовки воспитанников, обучающихся в 10-11-х кадетских классах Нижегородской кадетской школы (НКШ) по профилю «Воздушно-десантная подготовка», содействуя получению среднего (полного) образования и способствуя дальнейшему развитию личности старшеклассника, в том числе как будущего военного специалиста [4].

Курс представляет собой продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного научно-методического (физического, методологического, историко-биб-лиографического, культурологического, эволюционно-синергетического и т. п.) и психолого-педагогического подходов, учитывающих особенности подросткового и юношеского возраста к преподаванию физики в кадетской школе с позиций формирования у обучающихся представлений о естественнонаучной картине мира. При разработке курса учтена подготовка воспитанников кадетской школы по целому ряду школьных дисциплин, а именно по физике, алгебре и началам анализа, геометрии, истории, ОБЖ и другим учебным предметам.

Данный факультативный курс построен с учетом требований примерной программы среднего (полного) общего образования по физике для базового уровня обучения на основе теорий: классическая механика, молекулярная физика и термодинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. Целесообразность подробного изучения того или иного вопроса определяется интересами и наличием фактиче-

ского материала для организации познавательной деятельности школьников.

Как показала практика, факультативный курс «Физические основы прыжка с парашютом» востребован на современном этапе кадетского образования, способствует достижению целей эффективной подготовки будущих военных специалистов с позиции задач военно-патриотического воспитания и может быть рекомендован как для профильных военных (кадетских, суворовских, оборонно-технических и др.) классов и школ, так и для общеобразовательных школ, реализующих программу военно-патриотического воспитания учащихся.

Другим примером практической реализации разработанной модели является ежегодная новогодняя игра-турнир «Рыцари физики» для учащихся 7-10-х классов. Цели и задачи игры, в основе которой лежит новогодний анонс телевизионных программ, заключаются не только в обобщении и повторении учебного материала, в формировании познавательного интереса к физике, в развитии навыков решения разнообразных физических задач, но и в развитии навыков работы учащихся в группе, их коммуникативных способностей, потребностей в самосовершенствовании, в формировании положительной мотивации и ценностно-смыслового отношения к рассматриваемым вопросам физико-технического и военно-патриотического характера. Названия конкурсов-туров составлены из названий популярных телепрограмм: Новогодний калейдоскоп, Время, Стол находок, «Культ наличности» знаний, Диалоги о рыбалке, Поле чудес, Путешествие в будущее, Запретная зона, Саквояж, Сам себе режиссер, Рыцари смеха, Армейский магазин, Магия оружия, Фабрика звезд, Настоящий мужчина, Бои без правил и другие. При оформлении декораций и выполнении заданий игры используются творческие работы учащихся -подобранные и разработанные самостоятельно задачи, проекты историко-военного, физико-технического содержания, самодельные новогодние игрушки «Новогодний портрет физического понятия» и др.

Результаты проводимого нами на базе НКШ в период с 2005 г. по настоящее время исследования (в эксперименте приняли участие более 600 учащихся 7-11-х классов) доказали эффективность разработанной модели. Диагностика проводилась на основании анализа результатов ученических конкурсов и конференций по физике различных уровней, оценки степени активности учащихся во всех направлениях и видах внеурочной деятельности, в ходе тестирования, беседы, педагогического наблюдения, анкетирования.

На рисунке приведен фрагмент обработки результатов анкеты, свидетельствующий о положительной динамике профессионального самоопределения учащихся кадетских классов. Так, в ответах на вопрос анкеты «Считаешь ли ты, что после окончания кадетской школы станешь военным?» заметен рост профессиональных предпочтений у одной и той же группы испытуемых - от 28% в 20062007 учебном году до 36% в 2008-2009 учебном году.

2003-2007 2007-2008 2008-2003

Рис. Динамика профессионального самоопределения учащихся Нижегородской кадетской школы

В период с 2006 по 2009 г. наблюдается тенденция устойчивого развития познавательного интереса учащихся НКШ, выраженная в росте желания школьников принимать участие в различных видах деятельности по физике: в научно-исследовательской - от 17% до 21%, в наглядно-оформительской и проекционно-фантазийной - от 63% до 83%, в экскурсионной - от 58% до 72% и др. Факультативным занятиям и элективным курсам, отражающим военный профиль кадетской школы «Воздушно-десантная подготовка», отдали предпочтение 34% учащихся в 2006 г. и 52% учащихся в 2009 г.

На основании вышеизложенного можно заключить, что рассмотренный выше комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию учащихся в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета свидетельствует о результативности разработанной модели, создает условия для всестороннего и гармоничного развития каждого воспитанника как достойного гражданина России и позволяет подготовить к обучению в военных и гражданских вузах.

список источников и литературы

1. Курилов С. Ж. Военно-патриотическое воспитание в школьных кадетских классах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2007. -27 с.

2. Семенова Н. Е. Воспитание патриотизма учащихся средней общеобразовательной школы средствами дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2004. - 165 с.

3. Прозаровская Л. А., Ханжина Е. В. Научные общества учащихся на современном этапе обучения физике // Материалы по теории и методике обучения физике. - Вып. 9. - Н. Новгород: ИП Гладкова, 2007. - С. 58-64.

4. Ханжина Е. В., Прозаровская Л. А. О факультативном курсе «Физические основы прыжка с парашютом» для учащихся кадетских классов // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы Х Межд. науч.-метод. конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (9 апреля 2009 г.). - Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. - Т. 1. - С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.