Научная статья на тему 'Преемственность в развитии исследовательских способностей в процессе выполнения экспериментальных заданий учащимися средней школы'

Преемственность в развитии исследовательских способностей в процессе выполнения экспериментальных заданий учащимися средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / RESEARCH / RESEARCH SKILLS / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова М. В., Васильева И. В.

В работе представлена связь между исследовательскими умениями и исследовательскими способности в условиях преемственности обучения при выполнении учащимися средней школы экспериментальных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF RESEARCH CAPACITY IN THE IMPLEMENTATION OF PILOT JOBS HIGH SCHOOL STUDENTS

In this paper the relationship between research skills and research capabilities in terms of continuity of training in the performance of high school students of the experimental tasks.

Текст научной работы на тему «Преемственность в развитии исследовательских способностей в процессе выполнения экспериментальных заданий учащимися средней школы»

6. Leontjev, A.A. Osnovih psikholingvistiki : ucheb. dlya vuzov. - M.; SPb., 2003.

7. Zhulina, E.V. Soderzhateljno-organizacionnihe osnovih izucheniya i korrekcii psikhicheskogo razvitiya deteyj rannego i doshkoljnogo vozrasta

pri zaderzhke ehkspressivnoyj rechi: monografiya. - N. Novgorod, 2008.

8. Arushanova, A.G. Rechj i rechevoe obthenie deteyj: kniga dlya vospitateleyj detskogo sada. - M., 1999.

9. Gorlova, N.A. Psikholingvisticheskie osnovih obucheniya inostrannihm yazihkam deteyj doshkoljnogo vozrasta: uchebno-metodicheskoe posobie.

- M., 2001.

10. Lemyaskina, N.A. Razvitie yazihkovoyj lichnosti i kommunikativnogo soznaniya mladshego shkoljnika (na materiale rechevogo povedeniya uchathikhsya 1-4 klassov): monografiya. - Voronezh, 2004.

11. Kostomarov, V.G. Nash yazihk v deyjstvii: ocherki sovremennoyj russkoyj stilistiki. - M., 2005.

12. Naumov, V.V. Lingvisticheskaya identifikaciya lichnosti. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 10.09.12

УДК 534 (07): 22.236.35

Potapov M.V., Vasiliev I.V. CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF RESEARCH CAPACITY IN THE IMPLEMENTATION OF PILOT JOBS HIGH SCHOOL STUDENTS. In this paper the relationship between research skills and research capabilities in terms of continuity of training in the performance of high school students of the experimental tasks.

Key words: research, research skills, research skills, continuity.

М.В. Потапова, д-р пед. наук, зав. каф. ОиТФ Челябинского гос. педагогического университета, г.Челябинск, E-mail: mkarasova@yandex.ru; И.В. Васильева, аспирант Челябинского гос. педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: irina_301187@mail.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В работе представлена связь между исследовательскими умениями и исследовательскими способности в условиях преемственности обучения при выполнении учащимися средней школы экспериментальных заданий.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские способности, исследовательские умения, преемственность.

В настоящее время продолжается последовательный переход общеобразовательных учреждений на стандарты второго поколения. В новых программах уделяется особое внимание формированию исследовательских умений и навыков учащихся, развитию их исследовательских способностей.

Проблема развития учащихся приобрела особый статус в связи со стратегией 2020 - «Наша новая школа». Процесс творческого выполнения той или иной деятельности создает условия для осуществления преемственных связей в развитии исследовательских умений учащихся, а на их основе - исследовательских способностей.

Б.М. Теплов рассматривает способность как индивидуально-психологическую особенность личности, отличающую одного человека от другого, имеющую отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводящую ее только к знаниям и умениям, которыми он овладел [1]. Способность связывают с психологическими свойствами индивида, регулирующими его поведение, служащими условием его жизнедеятельности [2]. Между знаниями, умениями и способностями их усваивать существует характерная зависимость: способности облегчают усвоение знаний, умений. Обратное влияние бесспорно, потому что сформированные знания и умения содействуют развитию способностей.

Два уровня развития способностей на основе видов деятельности репродуктивного и продуктивного связаны. Первый уровень предполагает высокое умение усваивать знания, овладевать действиями, осуществляя их по образцу. Нередко в этом случае говорят, что ученик обучен, имеет хорошие интеллектуальные способности, к выполнению репродуктивной деятельности. На втором уровне развития способностей ученик самостоятельно создает новый продукт. Каждая репродуктивная деятельность включает элементы продуктивной, а последняя -компоненты репродуктивной, без которой она невозможна.

Если репродуктивная деятельность связана с умением осваивать знания и выполнять действия в соответствии с алгоритмическими предписаниями, то продуктивная предполагает: умения комбинировать разнообразные приемы при решении исследовательских задач, рационально выполнять задания, использовать сжатые и лаконичные рассуждения, создавать или открывать для себя новое. Критериями отслеживания выполнения познавательных действий, способствующих развитию исследовательских умений, а значит, исследовательских способностей могут служить результаты: учебных достижений по выполнению логических и исследовательских заданий, развития форм

мышления, мотивации учения и познавательного интереса школьников.

Исследовательские способности в соответствии с моделью (рис. 1) следует рассматривать как результат взаимодействия трех составляющих: поисковой активности, дивергентного мышления, конвергентного мышления [3]. В этой модели поисковая активность зависит от биологического фактора (1); от мотивации (2), интереса (3); дивергентное мышление - от продуктивности (4), от оригинальности (5), гибкости мышления (б), способности к разработке идей (7). Наконец, конвергентное мышление зависит: от успешности разработанной идеи (8), от проведенного усовершенствования объекта исследования (9); от оценки найденной информации (10); от рефлексии (11).

Исследовательские способности формируются у учащихся в процессе исследовательской деятельности, успешное выполнение которой позволяет осваивать знания и умения и развивать способности. Чтобы их осваивать и развивать учитель дол-

ОО'ЇЧЇШІЯ

Рис. 1. Модель структуры исследовательских способностей

Задатки

Исследовательские

способности

Познавательный интерес

Исследовательская

деятельность

Первоначальная исследовательская деятельность

_______________________________________

Умения необходимые для выполнения исследовательской деятельности

Видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; делать выводы; структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Рис. 2. Структура организации исследовательской деятельности

жен знать структуру организации исследовательской деятельности ученика. Наличие природных задатков и приемов формирования исследовательских умений позволяет развивать исследовательские способности и познавательный интерес к выполнению исследовательской деятельности (рис. 2).

Исследовательские умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи формируются поэтапно перерастая в мастерство и творчество (Савенков А.И.).

Нами было выделено пять уровней овладения исследовательскими умениями: 1) 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют исследовательскими действиями (нет умений); 2) 1 уровень - учащиеся знакомы с характерными особенностями исследовательских действий, умеют выполнять их лишь при определенной помощи учителя; 3) 2 уровень - умеют выполнять исследовательские действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 4) 3 уровень

- умеют достаточно свободно выполнять исследовательские действие, осознавая каждый его шаг; 5) 4 уровень - автоматическое, свернутое и безошибочное выполнение исследователь-

Рис. 3. Модель развития исследовательских умений в процессе обучения учащихся средней школы

ских действия (уровень владения); 6) 5 уровень - владение исследовательскими умениями и их творческое применение в исследовательской деятельности.

Для самостоятельного выполнения исследовательской деятельности на разных уровнях сформированности исследовательских умений позволяют переводить ученика с актуального уровня развития, на котором он владеет учебными умениями (1-4 уровни), на потенциальный (5-6уровни).

Всю исследовательскую деятельность можно представить в форме спиральной модели с большим числом витков (рис. 3). Каждый виток спирали соответствует определенному уровню развития умений наблюдать и проводить опыты (I, II, III, IV). Более того, каждый новый виток спирали сопоставим с этапом обучения (1 - начальная школа; 2 - основная школа 5, 6 классы; 3 - основная школа 7, 8, 9 классы; 4 - старшая школа), а радиус витка с уровнем развития исследовательских умений. Следующий виток спирали имеет больший радиус по сравнению с предыдущим, а значит в нем заложен более высокий уровень развития умений. Каждый последующий виток модели связан с предыдущим не только знаниями и умениями, приобретенными на данном и предыдущем этапах обучения, но и содер-

жанием и глубиной изучаемого материала. Точки на спирали обозначают определенную тему изучения физического явления и его закономерностей на каждом этапе обучения. Пунктирные линии показывают взаимосвязь между темами на каждой ступени обучения. При переходе на более высокую ступень обучения происходит увеличение не только знаний, умений и способов овладения ими, но и увеличение взаимосвязей между ранее изученным материалом, что свидетельствует о том, что принцип преемственности при изучении физических явлений начиная с начальной школы и заканчивая старшей профильной школой является ведущим.

Такая модель развития исследовательской деятельности демонстрирует преемственность физического знания, умений наблюдать и проводить опыты в процессе изучения дисциплин естественного цикла (окружающий мир, физика). На каждой ступени обучения формируются новые исследовательские умения, совершенствуются и развиваются усвоенные ранее, пополняется багаж знаний по физике, расширяется объем понятий, углубляются содержание, связи и отношение между понятиями, развиваются умения в процессе исследовательской деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Преемственность в осуществлении исследовательской внеурочной деятельности учащихся средней школы

Ступень обучения (школа, класс) Начальная школа Основная школа Средняя (полная) общеобраз. школа

1 -4 классы 5, 6 классы 7-9 классы 10-11 классы

Дисциплина Параметры, характеризующие деятельность Окружающий мир Природоведение, пропедевтический курс физики Курс физики основной школы Курс физики (профильные, непрофильные уровни)

Форма обучения Дополнительное Опережающее Основное Профильное

Вид исследования Поисковая (исследова- тельская) Экспериментально- поисковая (исследовательская) Исследовательская (эвристическая) Исследовательская (творческая)

Уровни овладения умениями I II III V

На основании федерального государственного общеобразовательного стандарта внеурочная деятельность учащихся занимает около от 10% до 20% общего учебного времени [4]. Для его реализации и для развития исследовательских способностей учащихся на разных ступенях обучения разработаны материалы и методические рекомендации по работе с ними по теме: «Магия ароматов» выполнить, которые можно с набором «Научные развлечения» включающим «Азбуку парфюмерии». В процессе выполнения заданий школьники знакомятся с физическими явлениями, пытаются их объяснить на основе положений об атомно-молекулярном строении вещества. Например, имея в своем распоряжении такое оборудование как пластиковая бутылка, вода, брусок, проволока, воздушный шар, сосуды разных форм, учащиеся даже начальной (или основной) школы могут провести исследование по изучению особенностей строения трех агрегатных состояний вещества.

Под руководством учителя они исследуют свойства твердых тел, жидкостей и газов. Используя инструкцию или подсказки учителя, учащиеся переливают воду из одного сосуда в другой, изучая форму жидкости в разных флаконах, деформируют брусок, проволоку и пластиковую бутылку, заполненную воздухом. Результаты наблюдений учащиеся кодируют в тетради, а на рисунках показывают особенности строения веществ в трех агрегатных состояниях. Сделав вывод о том, что молекулы в разных веществах расположены по-разному, школьники самостоятельно пытаются исследовать отличительные свойствах этих веществ, объясняя на практике хранение душистых вещества в стеклянных флаконах, а не в пластиковых сосудах. Учащиеся в ходе исследования, знакомятся с описанием свойств и признаков веществ, измеряемых величин, приёмами сравнения свойств вещества, наблюдениями природных явлений в домашних или классных условиях.

Библиографический список

Эти виды деятельности имеют большое значение в развитии исследовательских способностей учащихся, выполняя опыты школьники могут выдвигать гипотезу, проверять ее на опыте. Именно на этом этапе происходит формирование первоначальных исследовательских умений, которые будут необходимы учащимся в процессе изучении физики.

Разнообразные домашние экспериментальные задания может выполнить каждый ученик в основной школе с набором «Азбука парфюмерии». Например, зависимость явления диффузии от температуры ученикам предлагается проверить в домашних условиях, используя в качестве оборудования две металлические ложки. Одну из них им советуют в описании работы на некоторое время положить в холодильник (морозильную камеру), другую - в чашку с кипятком. Когда одна ложка остынет, а другая нагреется (предварительно протирают их салфеткой) в них капают с помощью пипетки одинаковое количество лимонного сока или одеколона. Наблюдают и делают вывод о том, в какой из ложек жидкость имеет запах более насыщенный и почему. Такой вид домашнего задания является завершающим звеном в формировании данного исследовательского умения и прекрасным поводом еще раз прикоснуться к миру физических (природных) явлениях.

Таким образом, развитие исследовательских умений и исследовательских способностей целесообразно осуществлять на основе принципа преемственности [5]. Для этого необходимо уже в начальной школе формировать не только учебные умения, но и первоначальные исследовательские, которые продолжают развиваться в основной и профильной средней общеобразовательной школе. Именно поэтапное формирование исследовательских умений будет способствовать развитию творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.

1. Теплов, Б.М. Способности и одаренность // Б.М. Теплов. Избранные труды. - М., 1985. - Т. I.

2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. - М., 2006.

3. Методологические рекомендации по овладению умением учиться, самостоятельно приобретать знания / А.В. Усова, В.А. Беликов. -Челябинск, 1985.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование: проект (в редакции от 24.1G.2G11). - М., 2G11.

5. Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа - педвуз): монография. - М., 2GG8.

Bibliography

1. Teplov, B.M. Sposobnosti i odarennostj II B.M. Teplov. Izbrannihe trudih. - M., 1985. - T. I.

2. Savenkov, A.I. Psikhologicheskie osnovih issledovateljskogo podkhoda k obucheniyu: ucheb. posobie. - M., 2GG6.

3. Metodologicheskie rekomendacii po ovladeniyu umeniem uchitjsya, samostoyateljno priobretatj znaniya I A.V. Usova, V.A. Belikov. - Chelyabinsk, 1985.

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart obthego obrazovaniya. Srednee (polnoe) obthee obrazovanie: proekt (v redakcii ot 24.1G.2G11). - M., 2G11.

5. Potapova, M.V. Propedevtika v neprerihvnom fizicheskom obrazovanii (shkola - pedvuz): monografiya. - M., 2GG8.

Статья поступила в редакцию 24.09.12

УДК 37.02

Sivolobova N.A. INNOVATIVE BASES of DESIGN of PROCESS of FORMATION of CIVIL and PATRIOTIC CULTURE of PUPILS of CADET EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In this article principles and the content of design of process of formation of civil and patriotic culture the cadet, innovative technologies of the organization of teaching and educational work in educational institutions of cadet type are considered.

Key words: civil and patriotic culture, civil and patriotic education, cadet education, cadet educational institutions.

Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии высшей школы федерального гос. автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский

федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: nsivolobova@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются принципы и содержание проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры кадет, инновационные технологии организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях кадетского типа.

Ключевые слова: гражданско-патриотическая культура, гражданско-патриотическое воспитание, кадетское образование, кадетские образовательные учреждения.

В настоящее время в России более ста кадетских корпусов, кадетских школ, немалая часть которых - интернаты. Их потребности, особенности как профильных образовательных учреждений задают основные ориентиры для разработки научных основ проектирования их деятельности. Современные образовательные учреждения кадетского типа - это пространство, где в специально созданных условиях возрождается, адаптируется к новым условиям проверенный временем, но забытый педагогический опыт. Кадетские корпуса, училища, школы - это профильные общеобразовательные учреждения, имеющие гражданско-патриотическую направленность.

Исходя из вышесказанного, особую актуальность приобретает вопрос организации воспитания гражданина и патриота в кадетских образовательных учреждениях. Формирование личности кадета всегда осуществлялось в целостном педагогическом процессе - в учебной, внеучебной, социокультурной деятельности, в процессе воспитания и самовоспитания.

Источники воспитания в современных кадетских образовательных учреждениях - это источники культуры, через постижение которых формируется внутренняя личностная культура каждого выпускника. Говорить о воспитании вне культуры невозможно. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений кадетского типа должно строиться на исторических традициях российской культуры, кадетских ценностях и этике служения Отечеству; на традициях дружбы, уважения и подчинения во взаимоотношениях равных, старших и младших; способности к формированию выражения собственного мнения и учете мнений товарищей; личной ответственности и сознательной дисциплины [1, с. 28].

Формирование гражданско-патриотической культуры кадет зависит от ряда условий: проектирование педагогической среды образовательного учреждения кадетского типа на основе преемственности традиций, достижений современного и историкопедагогического опыта; обеспечение взаимодействия основного и дополнительного образования; установление социального партнерства; разработка средств педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, позволяющих офицерам-воспитателям и преподавателям овладеть педагогическим опытом дореволюционных кадетских корпусов, а также опытом су-

воровских училищ; внедрение в учебно-воспитательный процесс инфокоммуникационных технологий.

Процесс формирования гражданско-патриотической культуры кадет должен обеспечить: формирование умения жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России; воспитание воли, организаторских и лидерских качеств; воспитание уважение к личности, ее правам и обязательное понимание важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, необходимости их выполнения; привитие с раннего возраста учащимся чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, нравственным требованиям, развитие чувства чести и собственного достоинства.

Компонентами воспитательной системы в кадетских образовательных учреждениях являются: проведение постоянной работы по формированию и развитию социально значимых ценностей, взглядов и убеждений, потребностей и интересов, основывающихся на духовно-нравственных принципах гражданственности и патриотизма; участие в мероприятиях военно-патриотического характера; воспитание на основе традиций казачества, его жизненного уклада, основанного на принципах демократии, беззаветного служения Родине и своему народу, способности пожертвовать собой ради товарища [2, с. 14].

В качестве научно-практических и методических основ проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры воспитанников кадетских образовательных учреждений определены следующие идеи и принципы:

- идея воспитывающего обучения, приоритетности воспитательных целей в структуре образовательного процесса;

- сочетание методов авторитарной (военной) педагогики и педагогики сотрудничества, демократизация педагогических отношений;

- принцип личностного подхода к воспитанию растущего гражданина и патриота;

- диалогизация педагогического процесса;

- придание процессу профессионально-этической ответственности, готовности офицера-воспитателя принять на себя заботы о судьбах воспитанников;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.