Научная статья на тему 'Уклад кадетской жизни как средство формирования гражданской идентичности'

Уклад кадетской жизни как средство формирования гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УКЛАД / ПАТРИОТИЗМ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ногина Ольга Эдуардовна

Воспитание, получаемое учащимися в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах патриотического служения Отечеству, призвано формировать ценностную и национальную самоидентификацию своих воспитанников и ориентировать обучаемых на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уклад кадетской жизни как средство формирования гражданской идентичности»

УДК 373.1:37

УКЛАД КАДЕТСКОЙ ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ногина О.Э., педагог дополнительного образования КГБОУ «Кедровый кадетский корпус», кандидат культурологии, пос. Кедровый, Красноярский край

Воспитание, получаемое учащимися в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах патриотического служения Отечеству, призвано формировать ценностную и национальную самоидентификацию своих воспитанников и ориентировать обучаемых на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества.

Ключевые слова: кадетские учреждения, уклад, патриотизм, обучение.

Главные качества, составляющие гражданственность, должны рассматриваться как значимый результат воспитательного процесса. Это патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность,

дисциплинированность, чувство собственного достоинства, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств.

Уклад кадетской жизни в этом смысле представляет собой полезный опыт формирования гражданской идентичности воспитанников, так как целью кадетского образования [3] является воспитание государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном и общественном поприще): патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; труженика, готового к высоко профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию; благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.

Педагогический смысл и воспитывающий потенциал кадетского уклада жизни заключается в содержательном ценностно-смысловым наполнении так называемых «столпов кадетского воспитания», выделенных И.Андрушкевичем [1]. Это «вера и верования», «заветы и традиции», «нравы и

манеры», «инструментальные концепции», «символы и ритуалы».

Уклад кадетской жизни определяет неотъемлемая часть кадетского образования -военизированная составляющая, включающая ряд организационных механизмов, которые можно поделить на четыре блока. Первый блок отражает внутренний порядок в кадетском корпусе: основы структурирования коллектива; ролевые позиции, права и обязанности ее участников и нормы их взаимоотношений; институт младших командиров; кадетскую и корпусную символику; распорядок кадетской жизни; определение функционального предназначения территории и помещений кадетского корпуса. Вторая часть определяет дисциплину в кадетском корпусе: само понятие дисциплины; перечень поощрений и наказаний и механизмы их применения. Третий блок определяет обязательные корпусные мероприятия военизированного характера: парады, смотры, церемонии, ритуалы, а также порядок участия кадет в общественных мероприятиях. Четвертый блок -технология строевой подготовки [3].

В кадетском учреждении важная воспитательная роль отводится государственной и кадетской символике. Кадетскую символику представляют Корпусное знамя, кадетские знаки и жетоны, кадетский строй, Кадетская Клятва, кадетская форма. Ритуалы - регулярно и одинаково повторяющиеся церемонии проведения наиболее значимых для кадетского корпуса событий. Это принятие Кадетской Клятвы, вручение Корпусного знамени, организация корпусного праздника, проведение строевого смотра, присвоение кадетских званий. Смысловое значение, придаваемое символам и ритуалам, делает их эффективным средством становления духовной и физической силы, волевого характера, привычки к внутреннему порядку и внешней отчётливости.

Кадетская форма обязывает выглядеть подтянуто и не забывать о «чести мундира», строевая подготовка воспитывает сплоченность, чувство «плеча» товарища, шагающего рядом. Дисциплинирует также начало любого урока с рапорта-доклада дежурного по взводу, обращение к кадетам «господа кадеты» и к педагогам «господин/госпожа преподаватель/учитель».

Чувство ранга (иерархические отношения).

Начало учебной недели со слушания гимна России на утреннем построении, наличие собственного Корпусного знамени, освященного архиепископом, присутствие в учебных аудиториях и спальных расположениях символов государственной идентичности формирует чувство гражданского самосознания. На торжественных

5

построениях знаменная группа выносит три знамени: Российской Федерации, Красноярского края и кадетского корпуса. Трогательным ритуалом являются целование знамени при поступлении в корпус и принятии Кадетской клятвы, а также прощание со знаменем при выпуске.

В Кедровом кадетском корпусе традиция кормления кадетской кашей старшими кадетами «новобранцев» на принятии Кадетской присяги, и, в свою очередь, выпускников пятиклассниками на Празднике последнего звонка передает чувство причастности кадетскому братству, кадетской общности.

Традиционное для кадетских корпусов проживание в военном общежитии (интернате-казарме) вырабатывает умение жить в коллективе, справляясь с ситуацией постоянной «публичности». Коллективная жизнедеятельность - это условие становления и развития личного опыта каждого ее участника.

Помимо парадов, смотров, ритуалов, военизированный оттенок носят классные часы, проекты, литературно-музыкальные композиции, игры, посвященные героическим событиям русской истории («Дни воинской славы», «Святое воинство», «Архистратиг Михаил - предводитель христолюбивого воинства»). Традиционно участие кадет в краевых, межкадетских, районных, поселковых и корпусных общественных мероприятиях, воспитывающих причастность к истории Отечества, края, поселка: Парад 9 мая, День ракетных войск стратегического назначения, забота о поселковом Памятнике погибшим ракетчикам. Региональные военно-патриотические игры (например, «Победа»), соревнования на право ношения Зеленого берета, спортивные состязания по рукопашному бою эффективно воспитывают стремление победить, преодолеть трудности, добиться цели в оборонно-спортивном компоненте.

Кедровый кадетский корпус

специализируется на изучении и освоении лучших традиций русского воинства. Это проявляется и в успешных участиях в казачьих мероприятиях всероссийского уровня, и в сильной школе рукопашного боя, и в наличии профильного правового класса, и в сотрудничестве с МВД по Красноярскому краю. Кадетами регулярно совершаются прыжки с парашютом.

Спецификой жизненного уклада кадет наряду с военной составляющей является и особая система дополнительного образования. Она реализует предметы кадетского (школьного) компонента с обязательным посещением. Это -основы военной службы, этика, основы православной культуры, хореография, история

кадетского образования. Кроме специально кадетских курсов, система ДО организует культурно-досуговую деятельность и реализует дополнительные образовательные программы. В рамках физической культуры и спорта кадеты проходят подготовку по программам «Рукопашный бой», «Воздушно-десантная подготовка», занятия по теннису и шахматам.

Большой вклад в духовно-нравственное воспитание и формирование общероссийской идентичности имеет преподавание православной культуры. Оно реализуется как предмет кадетского компонента (ОПК) во всех классах на протяжении всего периода обучения в корпусе, а также через внеклассные мероприятия и богослужения. Это и наличие Красных углов в классных комнатах, столовой и спальных расположениях, молитва перед уроками и трапезой, посещение богослужений в кадетском домовом храме в честь Небесного покровителя корпуса, и традиционные Рождественские и Пасхальные мероприятия (выставки, викторины, концерты, театральные постановки, литературно-музыкальные

композиции). Тема патриотизма реализуется на уроках ОПК и во внеклассной работе через образы святых воинов - защитников Руси.

Приобщение к православию не препятствует свободному мировоззренческому самоопределению воспитанников, а

репрезентируется как право на религиозное выражение веры крещеных православных обучающихся (а их большинство) и как неиссякаемый кладезь нравственно-ценностных смыслов, как основа российской культуры. По словам выпускника Пажеского кадетского корпуса граф А. А. Коновницына, «все наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на христианских заповедях, как их проповедует православная церковь, на любви к отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя. А посему и выдумывать ничего иного не надо» [цит. по 1].

В воспитании кадет можно выделить три нравственных блока: порядочность и честь, облик и поведение, дружба и товарищество. Эти три блока нашли своё отражение в постулатах «Клятвы кадета», «Заветов кадет», «Заповедях товарищества». Частью общих нравов являются хорошие манеры, правила хорошего тона, специальные нормы поведения в различных жизненных ситуациях, а также специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. Эти правила должны пронизывать всю жизнедеятельность в кадетском корпусе.

6

В апреле 2011 года было проведено анкетирование [2; 127] в кадетском корпусе поселка Кедровый Красноярского края, где было опрошено 190 воспитанников с 5 по 11 класс, изучающих ОПК. Наиболее значимыми ценностями для них оказались честь, мужество, патриотизм, доброта, взаимопомощь, уважение к старшим, ответственность, трудолюбие. По результатам опроса, 88% кадет считают ненормальным превозноситься над человеком другой религии, национальности, что показывает высокий процент терпимости к другим. Подавляющее большинство воспитанников (83%) считают, что уроки ОПК изменили их к лучшему, поясняя, что стали «добрее», «честнее», «лучше», «внимательнее», «сильнее внутренне», «понимать чужое горе», «различать добро и зло», «больше помогать», «лучше относиться к людям», «меньше ругаться», «меньше грешить», «больше задумываться над своими поступками», «перестал бояться суеверий, примет», «стал верить в Бога», «стал молиться и ходить в храм», «понял, с какими людьми нужно дружить», «перестал унижать своих друзей», «учусь себя сдерживать от плохого».

Сравнивая данные анкетирования у старшеклассников, (школьников того же поселка, не изучавших ОПК и кадет, изучавших этот предмет), можно отметить больший процент считающих нормой соизмерять свои мысли и поступки с Божьими заповедями именно у кадет (72%, у школьников - 48%). Было опрошено по 66 учащихся 9 - х и 10 - х классов, мальчики со стороны кадетского корпуса и смешанная аудитория школы. Добиваться своих целей любым, даже нечестным способом считают нормой 39% опрошенных кадет, тогда как у школьников этот процент составил больше половины - 53%. Более чем в два раза больше кадет, чем школьников, дают высокую оценку патриотизму (71% против 33%), также они выше оценивают взаимопомощь (72% - кадеты, и 63% - школьники), честь (75% и 60%), доброту (63% и 56%), милосердие (43% и 33%), и даже скромность (22% и 19%), хотя среди школьников

оказался высокий процент девочек. В то же время индивидуализм школьниками ценится значительно выше - 46%, тогда как у кадет - всего 18%.

Итак, приоритет духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в кадетском корпусе способствует высокому ранжированию у воспитанников таких важных качеств гражданской идентичности, как патриотизм, честь, взаимопомощь, коллективизм, доброта, ответственность. В частности, знакомство с православной культурой, при условии активного отношения учащихся к предмету, формирует основы мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установках и ценностях, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

Результаты гражданско-патриотического воспитания видны и в профессиональном выборе выпускников. По статистике, за 11 лет выпусков каждый четвертый выпускник Кедрового кадетского корпуса поступил в высшие учебные заведения с военной специальностью.

Таким образом, уклад жизни в кадетских корпусах изначально призван формировать в воспитанниках гражданскую идентичность, чувство патриотизма и желание потрудиться во славу Отечества. Главными факторами такого воспитания являются военизированная составляющая и система дополнительного образования, охватывающая всех воспитанников и направленная на воспитание государственного мужа, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края, труженика, готового к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, что и является целью кадетского образования.

Источники и литература

1. Андрушкевич И. Н. Воспитание русской военной молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscadet.rU/education/conceptions/andrush.h tm (дата обращения: 04.12.2017).

2. Китариогло О. Э. Религиозная культура в системе образования (из опыта преподавания православной культуры) // Культурологическое образование и наука в Восточной Сибири: актуальные проблемы и перспективы: материалы регион. Круглого стола. Улан-Удэ, 20 мая 2011 г. -Улан-Удэ: Изд. - полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2011. - С. 123 - 129.

3. Кораванец Н. В. Модель кадетского образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscadet.ru/education/conceptions/ko-krasnoyarsk.htm (дата обращения: 04.12.2017).

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.