УДК 373.1:37
УКЛАД КАДЕТСКОЙ ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Ногина О.Э., педагог дополнительного образования КГБОУ «Кедровый кадетский корпус», кандидат культурологии, пос. Кедровый, Красноярский край
Воспитание, получаемое учащимися в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах патриотического служения Отечеству, призвано формировать ценностную и национальную самоидентификацию своих воспитанников и ориентировать обучаемых на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества.
Ключевые слова: кадетские учреждения, уклад, патриотизм, обучение.
Главные качества, составляющие гражданственность, должны рассматриваться как значимый результат воспитательного процесса. Это патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность,
дисциплинированность, чувство собственного достоинства, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств.
Уклад кадетской жизни в этом смысле представляет собой полезный опыт формирования гражданской идентичности воспитанников, так как целью кадетского образования [3] является воспитание государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном и общественном поприще): патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; труженика, готового к высоко профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию; благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.
Педагогический смысл и воспитывающий потенциал кадетского уклада жизни заключается в содержательном ценностно-смысловым наполнении так называемых «столпов кадетского воспитания», выделенных И.Андрушкевичем [1]. Это «вера и верования», «заветы и традиции», «нравы и
манеры», «инструментальные концепции», «символы и ритуалы».
Уклад кадетской жизни определяет неотъемлемая часть кадетского образования -военизированная составляющая, включающая ряд организационных механизмов, которые можно поделить на четыре блока. Первый блок отражает внутренний порядок в кадетском корпусе: основы структурирования коллектива; ролевые позиции, права и обязанности ее участников и нормы их взаимоотношений; институт младших командиров; кадетскую и корпусную символику; распорядок кадетской жизни; определение функционального предназначения территории и помещений кадетского корпуса. Вторая часть определяет дисциплину в кадетском корпусе: само понятие дисциплины; перечень поощрений и наказаний и механизмы их применения. Третий блок определяет обязательные корпусные мероприятия военизированного характера: парады, смотры, церемонии, ритуалы, а также порядок участия кадет в общественных мероприятиях. Четвертый блок -технология строевой подготовки [3].
В кадетском учреждении важная воспитательная роль отводится государственной и кадетской символике. Кадетскую символику представляют Корпусное знамя, кадетские знаки и жетоны, кадетский строй, Кадетская Клятва, кадетская форма. Ритуалы - регулярно и одинаково повторяющиеся церемонии проведения наиболее значимых для кадетского корпуса событий. Это принятие Кадетской Клятвы, вручение Корпусного знамени, организация корпусного праздника, проведение строевого смотра, присвоение кадетских званий. Смысловое значение, придаваемое символам и ритуалам, делает их эффективным средством становления духовной и физической силы, волевого характера, привычки к внутреннему порядку и внешней отчётливости.
Кадетская форма обязывает выглядеть подтянуто и не забывать о «чести мундира», строевая подготовка воспитывает сплоченность, чувство «плеча» товарища, шагающего рядом. Дисциплинирует также начало любого урока с рапорта-доклада дежурного по взводу, обращение к кадетам «господа кадеты» и к педагогам «господин/госпожа преподаватель/учитель».
Чувство ранга (иерархические отношения).
Начало учебной недели со слушания гимна России на утреннем построении, наличие собственного Корпусного знамени, освященного архиепископом, присутствие в учебных аудиториях и спальных расположениях символов государственной идентичности формирует чувство гражданского самосознания. На торжественных
5
построениях знаменная группа выносит три знамени: Российской Федерации, Красноярского края и кадетского корпуса. Трогательным ритуалом являются целование знамени при поступлении в корпус и принятии Кадетской клятвы, а также прощание со знаменем при выпуске.
В Кедровом кадетском корпусе традиция кормления кадетской кашей старшими кадетами «новобранцев» на принятии Кадетской присяги, и, в свою очередь, выпускников пятиклассниками на Празднике последнего звонка передает чувство причастности кадетскому братству, кадетской общности.
Традиционное для кадетских корпусов проживание в военном общежитии (интернате-казарме) вырабатывает умение жить в коллективе, справляясь с ситуацией постоянной «публичности». Коллективная жизнедеятельность - это условие становления и развития личного опыта каждого ее участника.
Помимо парадов, смотров, ритуалов, военизированный оттенок носят классные часы, проекты, литературно-музыкальные композиции, игры, посвященные героическим событиям русской истории («Дни воинской славы», «Святое воинство», «Архистратиг Михаил - предводитель христолюбивого воинства»). Традиционно участие кадет в краевых, межкадетских, районных, поселковых и корпусных общественных мероприятиях, воспитывающих причастность к истории Отечества, края, поселка: Парад 9 мая, День ракетных войск стратегического назначения, забота о поселковом Памятнике погибшим ракетчикам. Региональные военно-патриотические игры (например, «Победа»), соревнования на право ношения Зеленого берета, спортивные состязания по рукопашному бою эффективно воспитывают стремление победить, преодолеть трудности, добиться цели в оборонно-спортивном компоненте.
Кедровый кадетский корпус
специализируется на изучении и освоении лучших традиций русского воинства. Это проявляется и в успешных участиях в казачьих мероприятиях всероссийского уровня, и в сильной школе рукопашного боя, и в наличии профильного правового класса, и в сотрудничестве с МВД по Красноярскому краю. Кадетами регулярно совершаются прыжки с парашютом.
Спецификой жизненного уклада кадет наряду с военной составляющей является и особая система дополнительного образования. Она реализует предметы кадетского (школьного) компонента с обязательным посещением. Это -основы военной службы, этика, основы православной культуры, хореография, история
кадетского образования. Кроме специально кадетских курсов, система ДО организует культурно-досуговую деятельность и реализует дополнительные образовательные программы. В рамках физической культуры и спорта кадеты проходят подготовку по программам «Рукопашный бой», «Воздушно-десантная подготовка», занятия по теннису и шахматам.
Большой вклад в духовно-нравственное воспитание и формирование общероссийской идентичности имеет преподавание православной культуры. Оно реализуется как предмет кадетского компонента (ОПК) во всех классах на протяжении всего периода обучения в корпусе, а также через внеклассные мероприятия и богослужения. Это и наличие Красных углов в классных комнатах, столовой и спальных расположениях, молитва перед уроками и трапезой, посещение богослужений в кадетском домовом храме в честь Небесного покровителя корпуса, и традиционные Рождественские и Пасхальные мероприятия (выставки, викторины, концерты, театральные постановки, литературно-музыкальные
композиции). Тема патриотизма реализуется на уроках ОПК и во внеклассной работе через образы святых воинов - защитников Руси.
Приобщение к православию не препятствует свободному мировоззренческому самоопределению воспитанников, а
репрезентируется как право на религиозное выражение веры крещеных православных обучающихся (а их большинство) и как неиссякаемый кладезь нравственно-ценностных смыслов, как основа российской культуры. По словам выпускника Пажеского кадетского корпуса граф А. А. Коновницына, «все наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на христианских заповедях, как их проповедует православная церковь, на любви к отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя. А посему и выдумывать ничего иного не надо» [цит. по 1].
В воспитании кадет можно выделить три нравственных блока: порядочность и честь, облик и поведение, дружба и товарищество. Эти три блока нашли своё отражение в постулатах «Клятвы кадета», «Заветов кадет», «Заповедях товарищества». Частью общих нравов являются хорошие манеры, правила хорошего тона, специальные нормы поведения в различных жизненных ситуациях, а также специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. Эти правила должны пронизывать всю жизнедеятельность в кадетском корпусе.
6
В апреле 2011 года было проведено анкетирование [2; 127] в кадетском корпусе поселка Кедровый Красноярского края, где было опрошено 190 воспитанников с 5 по 11 класс, изучающих ОПК. Наиболее значимыми ценностями для них оказались честь, мужество, патриотизм, доброта, взаимопомощь, уважение к старшим, ответственность, трудолюбие. По результатам опроса, 88% кадет считают ненормальным превозноситься над человеком другой религии, национальности, что показывает высокий процент терпимости к другим. Подавляющее большинство воспитанников (83%) считают, что уроки ОПК изменили их к лучшему, поясняя, что стали «добрее», «честнее», «лучше», «внимательнее», «сильнее внутренне», «понимать чужое горе», «различать добро и зло», «больше помогать», «лучше относиться к людям», «меньше ругаться», «меньше грешить», «больше задумываться над своими поступками», «перестал бояться суеверий, примет», «стал верить в Бога», «стал молиться и ходить в храм», «понял, с какими людьми нужно дружить», «перестал унижать своих друзей», «учусь себя сдерживать от плохого».
Сравнивая данные анкетирования у старшеклассников, (школьников того же поселка, не изучавших ОПК и кадет, изучавших этот предмет), можно отметить больший процент считающих нормой соизмерять свои мысли и поступки с Божьими заповедями именно у кадет (72%, у школьников - 48%). Было опрошено по 66 учащихся 9 - х и 10 - х классов, мальчики со стороны кадетского корпуса и смешанная аудитория школы. Добиваться своих целей любым, даже нечестным способом считают нормой 39% опрошенных кадет, тогда как у школьников этот процент составил больше половины - 53%. Более чем в два раза больше кадет, чем школьников, дают высокую оценку патриотизму (71% против 33%), также они выше оценивают взаимопомощь (72% - кадеты, и 63% - школьники), честь (75% и 60%), доброту (63% и 56%), милосердие (43% и 33%), и даже скромность (22% и 19%), хотя среди школьников
оказался высокий процент девочек. В то же время индивидуализм школьниками ценится значительно выше - 46%, тогда как у кадет - всего 18%.
Итак, приоритет духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в кадетском корпусе способствует высокому ранжированию у воспитанников таких важных качеств гражданской идентичности, как патриотизм, честь, взаимопомощь, коллективизм, доброта, ответственность. В частности, знакомство с православной культурой, при условии активного отношения учащихся к предмету, формирует основы мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установках и ценностях, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Результаты гражданско-патриотического воспитания видны и в профессиональном выборе выпускников. По статистике, за 11 лет выпусков каждый четвертый выпускник Кедрового кадетского корпуса поступил в высшие учебные заведения с военной специальностью.
Таким образом, уклад жизни в кадетских корпусах изначально призван формировать в воспитанниках гражданскую идентичность, чувство патриотизма и желание потрудиться во славу Отечества. Главными факторами такого воспитания являются военизированная составляющая и система дополнительного образования, охватывающая всех воспитанников и направленная на воспитание государственного мужа, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края, труженика, готового к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, что и является целью кадетского образования.
Источники и литература
1. Андрушкевич И. Н. Воспитание русской военной молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscadet.rU/education/conceptions/andrush.h tm (дата обращения: 04.12.2017).
2. Китариогло О. Э. Религиозная культура в системе образования (из опыта преподавания православной культуры) // Культурологическое образование и наука в Восточной Сибири: актуальные проблемы и перспективы: материалы регион. Круглого стола. Улан-Удэ, 20 мая 2011 г. -Улан-Удэ: Изд. - полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2011. - С. 123 - 129.
3. Кораванец Н. В. Модель кадетского образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscadet.ru/education/conceptions/ko-krasnoyarsk.htm (дата обращения: 04.12.2017).
7