проблемы современного товароведения: материалы межд. науч.-практ. конф. / редкол. В.Е. Сыцко [и др.]; под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. В.Е. Сыцко. Гомель: Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010. С. 130-132.
5. Ухарцева И.Ю., Гольдаде В.А., Паркалова Е.И. Некоторые принципы регулирования проницаемости полимерных упаковочных материалов // Пластические массы. 2003. №3. С.40-42.
6. Ухарцева И.Ю. Эксплуатационные свойства полимерных упаковочных материалов / И.Ю. Ухарцева и [др.] // Пластические массы. 2004. №9. С. 33-35.
7. ГОСТ 22900-78 Кожа искусственная и пленочные материалы. Методы определения паропроницаемости и влагопоглощения. Введ. 1978-01-01. М.: Изд-во стандартов, 1978. 11 с.
8. ГОСТ 14236-81 Пленки полимерные. Метод испытания на растяжение. Введ. 1981-10.01. М.: Изд-во стандартов, 1981. 12 с.
КОРЕЦКАЯ Людмила Сергеевна — доктор технических наук, профессор кафедры товароведения продовольственных товаров. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Беларусь. Гомель. E-mail: [email protected]
УХАРЦЕВА Ирина Юрьевна — кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения продовольственных товаров. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Беларусь. Гомель. E-mail: ukhartseva@yandex. ru
KORETSKAYA, Ludmila Sergeevna - Doctor of Technical Sciences, Professor of Department of Commodity Food Products. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives. The Republic of Belarus. Gomel. E-mail: [email protected]
UKHARTSEVA, Irina Yurevna - Candidate of Technical, Associate Professor of Department of Commodity Food Products. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives. The Republic of Belarus. Gomel. E-mail: [email protected]
уцк 376.1
система патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в дореволюционной России
В.М. Мельцов
Исследована система организации патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов дореволюционной России и выявлены основные направления использования исторического опыта данной сферы деятельности полиции в современных условиях.
Ключевые слова: патриотизм; полиция; Российская империя; присяга; идеология; воспитание; офицер.
V.M. Meltsov. SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
A system of organization of patriotic education of law enforcement pre-revolutionary Russia, and identified the main uses of the historical experience of the activities of the police in modern conditions.
Keywords: patriotism; police; the Russian Empire; the oath; ideology; education; officer.
Историко-педагогическими основаниями патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел служат актуальные потребности государства, во-первых, в гуманизации правоохранительной деятельности в части форм, методов и средств ведения правоохранительной деятельности, во-вторых, в привитии уважительного отношения к родной стране, ее историческому прошлому и граж-
данам, в-третьих, в формировании у сотрудников правоохранительных органов патриотической мотивации. Поэтому система исторического воспитания ориентирована на развитие сущностных характеристик личности, которая, будучи мотивированной, развивается как субъект нравственных отношений и действий.
Готовность отказаться от своих личных интересов и потребностей ради других люд-
ей, ради Родины, пожертвовать всем ради своей страны является одним из атрибутов профессиональной деятельности сотрудников ОВД в различные периоды российской государственности. Осознание этого современными полицейскими - есть условие преодоления коррупции в ОВД, повышения эффективности работы всей правоохранительной системы, повышения социального престижа сотрудника органов внутренних дел России. Обращение к истории приближает сотрудника ОВД к понимаю цели и смысла жизни, постижение им истории своего народа - это часть его личностного самопознания. Героические страницы истории России вмещают в себя огромный позитивный опыт, который необходимо использовать при организации воспитательного процесса в структурных подразделениях и учебных заведениях МВД России.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. тема патриотизма в России стала одной из самых дискуссионных, широко обсуждаемых в научных кругах, в высказываниях представителей отечественной политической элиты, в средствах массовой информации. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма.
На важность патриотического воспитания молодежи обратил Президент Российской Федерации В.В. Путин во время встречи с представителями общественности, состоявшейся 12 сентября 2012 г., в Краснодаре. По его словам, для развития патриотизма сегодня необходимо в полной мере использовать опыт просветительской деятельности, который применялся в дореволюционной России и в СССР Вместе с тем, подчеркнул Президент РФ, недопустимо идеализировать и слепо повторять систему в том виде, в котором она существовала в прежние времена, и уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого. Президент отметил, что Россия, как и другие страны, сталкивается с попытками влияния извне на культурное самосознание нации, противостоять которым можно только с помощью воспитания у молодежи чувства патриотизма, являющегося прочным фундаментом будущего государства. Он предложил использовать новые формы эффективного выстраивания общественно-государственного партнерства, направленного на поддержку сограждан и общественных организаций, осуществляющих деятельность
патриотической, исторической, нравственно-воспитательной направленности.
Владимир Путин определил главные темы и вопросы, которыми государство должно заниматься в ближайшие годы. В первую очередь это формирование системы ценностей у молодежи, нравственного фундамента, необходимого для воспитания достойных, любящих свою Родину россиян. В современном мире дети учатся не только в школе, но и у телевизора, и в Интернете, и от средств массовой информации. Государство должно выработать четкое понимание того, какую из транслируемой этими каналами информацию оно будет поддерживать, а с чем нужно бороться, чтобы в итоге, как говорится, «не упустить» молодежь. Прежде всего необходимо оградить детей от влияния порнографии, пропаганды насилия и жестокости, аморального и антиобщественного поведения.
Второй важный момент - совершенствование образовательной политики. Настоящий патриот - человек образованный, подчеркнул президент, тот, кто знает, как и чем помочь своей стране, что ей необходимо. В школах, ссузах и вузах важен воспитательный компонент, ведь именно там воспитывают новых граждан, а значит, определяют, каким будет российское общество через десять, двадцать лет.
Следующий момент, на котором заострил внимание Глава государства, - военно-патриотическое воспитание. Государство будет поддерживать гражданские инициативы, направленные на воинскую подготовку молодежи, повышение престижа воинской службы, в том числе и развитие системы кадетских корпусов, суворовских училищ и т.д.
В своем выступлении В.В. Путин справедливо отметил, что в дореволюционной России вопросами патриотизма занимались священнослужители. В русском национальном самосознании понятие патриотизма издревле было связано с традициями православной культуры, с духовностью и заключалось в готовности отказаться от своих личных интересов и потребностей ради других людей, ради Родины, пожертвовать всем ради своей страны. Православие закладывало в души людей любовь к родной земле, звало их на борьбу с врагами за независимость Русского государства.
Спецификой формирования патриотического самосознания правоохранительных органов в дореволюционной России являлось отсутствие системы профессиональной подготовки сотрудников, которая могла бы нести ответственность за воспитание этого качества. В связи с тем, что долгое время в полицию поступали служить военные и гражданские
чины, уровень развития патриотизма в ОВД определялся не столько качеством специальной подготовки сотрудников, сколько деятельностью самых разных институтов социализации - семьи, церкви, школы, вуза.
До конца второго десятилетия XVIII в. в России не было специальных полицейских учреждений, а их функции осуществлялись центральными и местными органами власти. Функционирование этих учреждений регламентировалось рядом законодательных актов: Соборным уложением 1649 г., Указными книгами приказов - Тайных дел, Земского, Разбойного, Холопьего, указами царя и Боярской думы.
В Русском централизованном государстве было заложено отношение к государственной службе по противодействию преступлениям, охране общественного порядка как к делу «благому», достойному, почетному, важному для всех граждан. Благое дело, безусловно, необходимо было доверять лишь тем лицам, которые с пониманием относились к выполнению профессиональной деятельности.
Непосредственное формирование полицейских органов и образование «регулярной» полиции большинство отечественных историков относят к 25 мая 1718 г., когда была учреждена должность Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера, которому была подчинена главная полицмейстерская канцелярия. Петр I лично участвовал в написании инструкции, названной «пунктами», в которой определялась компетенция генерал-полицмейстера (о смотрении, чтобы строение домов производилось по указу; о содержании улиц в чистоте; о допущении торговых шалашей в указанных местах; о съестных припасах; о подозрительных домах; о гулящих людях; о приезжих и отъезжающих; об определении с дворов караульщиков, в каждой слободе или улице старост и при каждых десяти дворах десятского и о распространении повинного постоя на людей всякого чина и звания [11].
В период правления Петра I патриотизм являлся высшей добродетелью и практически становился российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражали главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 г., российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском». Требование к любому работнику государственной службы, в том числе к чинам полиции, российский
император выразил в емкой и лаконичной формуле: «Честь - в службе Отечеству».
Гл. 10 Регламента Главного магистрата, утвержденного 16 января 1721 г. Петром I, предписывала руководствоваться полицейским учреждениям в своей деятельности следующими принципами: «...Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, принуждает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всем потребного жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные прегрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» [8].
Сотрудники полиции следили за состоянием нравственности в русском обществе. Они наблюдали, чтобы во время церковных праздников и «крестного хождения» не продавали спиртные напитки в кабаках и не устраивались увеселительные мероприятия, подвергали различного рода наказаниям нарушителей общественного порядка в церквах и общественных местах.
В России первым необходимость принятия присяги всеми лицами, пребывающими на государственной службе, установил в своем Указе от 26 апреля 1715 г. Петр I, который отметил, что «всем как подданным, так и чужестранцам в службе нашим пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности яко государю своему, присягу чинить» [2].
Присяга, утвержденная Императором Петром Великим, имела статус государственного закона. Она вобрала в себя опыт предыдущих поколений: торжественная клятва включала триединое наполнение - Родина, Государь, вера православная [6].
«Я (имярек), обещаюсь Всемогущим Богом верно служить Его Величеству Петру Первому, Царю и Самодержцу Всероссийскому, и протчая, и протчая, и наследникам со всею ревностию, по крайней силе своей, не щадя
живота и имения. И долженствую исполнять все указы и уставы сочинённыя, иже впредь сочиняемые от Его Величества и его Государства. И должен везде, во всяких случаях интерес Его Величества и Государства предостерегать и охранять, и извещать, что противное услышу и всё вредное отвращать. А неприятелем Его Величества и его Государства везде всякий удобьвозможный вред приключать, о злодеех объявлять и их сыскивать. И всё протчее, что к пользе Его Величества и его Государства, чинить по доброй Христианской совести, без обману и лукавства, как доброму, честному человеку надлежит, как должен ответ держать в день Судный. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий» [12].
Таким образом, при принятии присяги на службу в полицию служители закона клялись «верным, добрым и послушным рабом быть» царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить», способствовать полезным для царя делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать тайну, исполнять законы и предписания начальства.
Значительные изменения в организацию деятельности полиции внесла Екатерина II, обнародовавшая 8 апреля 1782 г. Устав Благочиния, или Полицейский, по которому в городах учреждался новый полицейский орган - Управа благочиния. На Управу благочиния возлагались и административно-хозяйственные функции: надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц, контроль соблюдения паспортного режима, наблюдение за деятельностью общественных организаций. В городах, где дислоцировался гарнизон, полицейские функции исполняли военнослужащие, во главе с комендантом. Уже сформировавшаяся структура воинских ритуалов, четко исполнявшая возложенные на нее задачи, служила примером для вновь создаваемых полицейских ритуалов. За основу полицейских ритуалов были приняты воинские ритуалы. Полиция становится все более военизированным формированием, несмотря на то, что, по сути, она решает задачи, связанные с обеспечением гражданской деятельности [7, с. 26].
В Уставе Благочиния особо оговаривались предъявляемые требования к начальствующему составу полиции (обер-полицмейстеры в столицах, полицмейстеры в губернских центрах, городничие или коменданты в прочих городах, а также приставы уголовных и гражданских
дел): здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность в службе императору, усердие к общему добру, радение должности, честность и бескорыстие. Предписывалось творить «правый и равный суд всякому состоянию», «дать покровительство повинному и скорбящему», воздерживаться от взяток, ибо «взятки ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». Необходимо отметить, что на первое место ставились такие качества, как человеколюбие, здравый рассудок, добросовестность, а уж затем - «верность службе Императорского величества».
Примечателен помещенный в Уставе «Наказ управе благочиния», который открывал «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия», в которых фактически воссоздавался нравственный облик полицейского исследуемого периода:
1. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь.
2. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь.
3. Буде кто сотворил обиду личную, или в имении или добром звании, да удовлетворит по возможности.
4. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напои жаждущего.
5. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.
6. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется - подыми ее.
7. С пути сошедшему указывай путь» [3, с. 50].
«Устав благочиния» предписывал полиции выполнять обязанности по распространению просвещения, в котором значительное место было уделено воспитанию патриотизма на примерах героического прошлого истории Российского государства. Частному приставу поручалось иметь бдение за тем, чтобы не нарушался закон божий, «чтобы общий порядок сохранен был во всех вещах». Ему следовало проживать в пределах своей части, его дом должен был стоять открытым днем и ночью, давать пристанище лицам, находящимся в опасности.
Исторической датой создания существующего и поныне Министерства внутренних дел (МВД) является 8 (20) сентября 1802 г. Александр I, проводя реформу государственных структур, создает в России Министерство внутренних дел, которому поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием
страны, функционированием путей сообщения, снабжения населения продовольствием, организацией почтового сообщения и только в последнюю очередь - чисто полицейские функции: установление и поддержание спокойствия, ведение следствия по уголовным делам, исполнение приговоров [5, с. 14-15].
В соответствии с законодательным актом полицейская служба стала основываться и функционировать на конкретных принципах, главным из которых являлся централизм, установление строго соподчиненности служащих высшего, среднего и низшего звеньев. Были строго определены компетенции служащих полиции, обязанности и права должностных лиц; Регламенты, уставы и иные нормативные акты содержали конкретную характеристику соответствующих должностей и устанавливали статус чиновников, круг их полномочий и требования к ним. Важная роль в организации и функционировании полицейской службы принадлежала принципу контроля за исполнением указов, приказов, циркуляров и распоряжений высших, центральных и других управленческих органов.
В период правления Александра I значительное внимание российское правительство стало уделять реформированию системы образования с целью повышения качества подготовки специалистов. К примеру, в Манифесте 1802 г. имелся ряд параграфов, в которых определялись цели отечественной системы просвещения, духовные ценности, являвшиеся фундаментом школьного воспитания и образования: «благоденствие» народа как одно из высших государственных благ представлялось в неразрывной связи с «правилами государственного правления», счастье каждого члена общества - с твердостью и стройностью «политического тела». Российская государственность, самодержавие и церковь рассматривались как единое и обязательное условие существования и как главная ценность для каждого гражданина. Верность великодержавному патриотизму стала основной целью воспитания юношества, зафиксированной в официальном документе Российского государства [9, с. 1-4].
Накануне Отечественной войны 1812 г. принимаются ограничительные меры против распространенной практики преподавания дворянских детей воспитателями-иностранцами. Опасаясь возможного ослабления воспитания патриотизма в процессе обучения учащихся в частных школах и пансионах, министр А.К. Разумовский докладывал императору в 1811 г.: «Дворянство, подпора государства,
возрастает нередко под надзором людей, одною собственною корыстью занятых, презирающих все неиностранное, не имеющих ни чистых правил нравственности, ни познаний... Не зная нашего языка и гнушаясь оным, не имея привязанности к стране, для них чуждой, они юным россиянам внушают презрение к языку нашему и охлаждают сердца их ко всему домашнему, и в недрах России из россиян образуют иностранцев» [9].
После разгрома Наполеоновской армии, такие духовные ценности, как православие и народность приобрели новое звучание в общественном сознании. Культ французского языка и всех проявлений «иностранщины» как моды начал проходить. 1 января 1816 г. императором Александром I был издан «Манифест высокомонаршей признательности народу за оказанные в продолжении войны подвиги». В этом документе давалась отрицательная этическая оценка той системе ценностей, которая была распространена в российской дворянской среде в начале XIX в. Ведущими официальными патриотическими составляющими сознания россиян были объявлены самодержавие, православная вера, народность и отказ от иноземных идеалов и ценностей.
В систему отечественных образовательных учреждений XIX - начала XX вв., позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания, помимо школы, входили учреждения, успешно готовившие для Российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования. В связи с тем, что в стране существовала нехватка полицейских сил и средств для обеспечения всесторонней регламентации жизни общества и практика совмещения военного и гражданского управления, значительную роль в кадровом обеспечении полицейских органов в Российской империи играла армия. На военнослужащих возлагался большой объем полицейских функций. Ряд офицеров полиции начинали свою службу государеву в стенах учебных заведений военного министерства.
Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII в. для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. В процессе перманентных реформ системы образования России XIX столетия компонент военно-патриотического воспитания то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.
Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора
Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе. В кадетских корпусах с младших классов растили патриотов земли Русской. В 1848 г. Главным управлением военно-учебных заведений было составлено «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», объясняющее цель создания кадетских корпусов. Оно гласило: «Доставить юному военному дворянству приличное сему званию воспитание, дабы укрепить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользою и честью служить Государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности Престолу. Христианин, Верноподданный, Русский добрый Сын, надежный товарищ, скромный образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер вот качества, с которыми воспитанники Военно-Учебных заведений должны переходить со школьной скамьи в ряды Императорской Армии с чистым желаньем отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью и честной смертью».
В обязанности кадета, утвержденные в конце XIX в., входили положения о том, что «кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних; ему надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны».
Первостепенное место в процессе воспитания кадет принадлежало Церкви, и даже весь уклад жизни корпуса покоился на православном календаре. Религиозное воспитание, лежавшее в основе нравственного воспитания, достигая глубины кадетских сердец, прививало им не только любовь к Богу, но и чувство долга, любовь к Родине, почтительность к родителям, преданность Государю, уважение к старшим.
Потомок героя Бородинского сражения, воспитанник Александровского кадетского и Пажеского корпусов граф А.А. Коновницын писал: «Все наше национально-патриотическое воспитание основывалось, в конечном счете, на Христианских заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем поня-
тии чести. Ничего лучше придумать нельзя. А посему, и выдумывать ничего иного не надо».
В российских кадетских корпусах вся внутренняя жизнь, убранство помещений и территории служили вводу поступивших в корпус воспитанников в мир тесного общения с Родиной, способствовали пробуждению в их сердцах любви к ней, интереса к ее истории, стремления знать и понимать ее процессы.
В библиотеках кадетских корпусов значительное место занимала военно-патриотическая литература. Литература сомнительного свойства, направленная на критику самодержавия и церкви, в кадетские корпуса категориче ски не допускалась.
Важное место в патриотическом воспитании кадет занимали музеи. Помимо картин, бюстов, скульптур, портретов и других символов, незримо связывающих кадет с родной землей, людьми, фактами нашей истории, в каждом корпусе хранились свои драгоценные реликвии, символизирующие и побуждающие светлые помыслы, стремления, драгоценные чувства долга перед Отечеством и любви к своему народу. Такими символами, прежде всего, были знамена. Вручение знамени, его прибивка к древку и освящение обставлялись с особой торжественностью. При освящении знамени кадеты приводились к присяге.
Сильное воздействие на психологию кадет оказывали мероприятия, посвященные памятным датам, связанным с победами Русской армии, экскурсии по местам боевой славы русского оружия, военные игры и прогулки (Полтава, Бородино, Очаков, Кинбурн, Сен-Готард, Чертов Мост и др.). Ежегодно с большой торжественностью в кадетских корпусах отмечался день основания корпуса. Встречи с выпускниками, Георгиевскими кавалерами, заслуженными ветеранами надолго оставались в памяти кадет.
Исходя из вышеуказанного, можно констатировать, что комплексная воспитательная работа, мероприятия, проводившиеся в кадетских корпусах, воспитывали в кадетах высокое чувство патриотизма, верность долгу, честь, порядочность, бескорыстие, скромность, любовь к порядку. Длительное совместное пребывание в стенах кадетского корпуса, общий уклад жизни в значительной степени содействовали воспитанию кадет в духе товарищества и взаимовыручки. Кадетские корпуса создавали касту, проникнутую лучшими историческими традициями, формировали тот слой общества, который способствовал приумножению славы России. Воспитание любви к Родине, честного и добросовестного служения ей в императорских
кадетских корпусах строилось под девизом «За Веру, Царя и Отечество». Следование этому девизу и вело к появлению патриотов, готовых жертвовать собой во имя Отечества.
К началу XX в. в Санкт-Петербурге и Москве сложилась стройная система профессиональной подготовки кадров, позволяющая готовить для обеих столиц достаточно квалифицированных исполнительных чиновников полиции среднего звена. При этом основной упор делался на офицерские кадры и на запасных (отставных) нижних чинов армии и флота. Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, полицейский резерв существовал в Варшаве и некоторых других крупных губернских городах, что позволяло решать проблему восполнения убыли в кадрах нижних полицейских чинов. Вместе с тем, отсутствие единого подхода к первоначальной подготовке и невозможность из-за нехватки средств создать большее количество школ полицейского резерва приводили к значительному контрасту в уровне подготовки полицейских Российской империи. В отдаленных местностях, особенно в уездных полициях, уровень профессиональной подготовки оставался крайне низким.
Для подготовки полицейских урядников и земских стражников создавались специальные школы. Первая такая школа была учреждена Ковенским генерал-губернатором, генерал-майором Цеймерном не позднее 1887 г. В 1910 г., по данным Департамента полиции, подобные школы функционировали в 14 губерниях из 50-ти.
Качественный состав городской и уездной полиции не отвечал предъявляемым требованиям. Уровень грамотности и профессиональной подготовки в целом оставался очень низким. Существовавшие школы и курсы полиции не смогли восполнить потребности в хорошо знающих свое дело полицейских. Отсутствие централизованного руководства подготовкой и обучением кадров сводило на нет тот положительный опыт, который накапливался на местах.
Профессионально-нравственному воспитанию чинов полиции и жандармерии уделялось большое значение. Отсутствие системы воспитательной работы с кадрами отчасти компенсировалось запретом неэтичных поступков и действий ведомственными циркулярами и инструкциями, рекомендациями соблюдения нравственных норм, включаемыми в учебные пособия, наставлениями и справочными книжками, которые изучались личным составом. Значительную роль в профессионально-нравственном воспитании играли различные общества взаимопомощи и общества попечения об отставных нижних чинах, учрежденные в
структурах полиции и жандармерии. В целом профессионально-нравственное воспитание, которое велось на протяжении всей службы, было направлено на то, чтобы в рядах полиции находились преданные режиму сотрудники.
Ритуал принятия присяги занимал особое место в системе как воинских ритуалов, так и ритуалов органов внутренних дел в XIX в. Присяга, или торжественный обет, давалась каждый раз при вступлении на престол нового государя. Присягая, офицеры, солдаты, государственные служащие органов внутренних дел клялись в верности новому монарху и Отечеству в беспрекословном повиновении начальству [10]. Текст присяги ничем не отличался от текста, утвержденного вместе с уставом 1716 г Серьезные изменения в ритуале связаны с периодом правления Павла I. Касались они, прежде всего, статуса знамени. В приказе Императора от 30 апреля 1797 г. предписывалось «...приводить к присяге, всякий раз не иначе как под знаменами, наблюдая при этом, чтобы приводимый к присяге распростертую руку вверх имея, другой бы держался за знамя» [4, с. 171-182].
Классическая форма триединства: Государь, Отечество, Вера сохранилась в воинской присяге до конца XIX в., хотя текст её не раз менялся. В «Клятвенном обещании» времён Императора Александра III воин клялся «не щадить живота своего до последней капли крови» и ставил свою подпись на специальном «присяжном листе». Здесь уже, помимо единоначалия, говорилось об иерархии: «А предпоставленным надо мною начальникам во всём, что к пользе и службе государственной касаться будет, надлежащим образом чинить послушание». Последние слова этой присяги - «И во всём так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину надлежит, - в чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий» [6].
В Своде военных постановлений за 1869 г. записано: «Присяга есть клятва, которую солдат даёт перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою <...>, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем» [6].
Немалый интерес представляет текст присяги полицейского чиновника начала XIX в., в которой полицейский клянется «служить и повиноваться не щадя живота своего», выполняя служебные обязанности, вести себя «благопристойно», по совести.
По данным Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, в России к XIX в. по действующему законодательству сформировались три основания принятия присяги:
1. На верность подданства воцарившемуся императору и его законному наследнику.
2. Присяга, по законам Российской империи одно из доказательств.
3. На верно сть службы при первоначальном определении чиновников на службу [1, с. 478].
Тексты присяги, инструкций и другие документы дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, основанных на духовности, среди которых: беззаветная преданность интересам государства; личная честность и порядочность; вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением. Наличие этих качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского в России.
Каждый офицер жандармерии, перед тем как выйти на службу, обязан был пройти тот путь, который в первую очередь и формирует уважение к гражданам, любовь к Родине, готовность самопожертвования. Каждый воин, находившийся на рубежах защиты Отечества, знал, за что он проливает кровь, и ради чего он воюет - за Родину, за Царя - олицетворение добра и гаранта безопасности его детей и близких.
Опираясь на отечественный исторический опыт, мы отмечаем позитивную социальную значимость патриотизма в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Сильное государство - это прежде всего сообщество патриотов. Сильные органы внутренних дел - это прежде всего сотрудники, подготовленные профессионально исполнять свой патриотический долг.
Сотрудники полиции Российской Федерации в эпоху глобализации мирового сообщества выполняют одну из основных функций патриотизма - нормативно-регулятивную. Она
предполагает, что патриотические ценности способствуют адекватной оценке жизни и деятельности каждого члена сообщества и его отдельных институтов. Патриотические ценности регламентируют многочисленные явления, события, акты общественной жизни. Регулирование общественного поведения людей в соответствии с критерием патриотизма является важным и эффективным средством укрепления общественной жизни, ее очищения от социальной аномии.
список литературы
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-литография И.А. Ефрона,1898. Т. 25.
2. Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф. Становление и развитие процесса принятия присяги в системе государственных органов в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3. С. 24-25.
3. История московской милиции. М., 2008.
4. Керсновский А.А. История Русской Армии. Т. 1. М., 1992.
5. Костоусов Н.С., Петухов А.С., Иванов В.Е. Предпрофессиональная подготовка кадетов Лицея милиции. Екатеринбург, 2002.
6. Морозов В. История русской присяги// Адмирал ФСБ. Документальный роман/ URL: http://www.voskres.ru/army/spirit/ugrumov.htm
7. Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. В.А. Демина, В.И. Брылева, С.В. Кодан, Л.Я. Драпкина, Ю.К. Саран-чина. Екатеринбург, 1998.
8. ПСЗ Российской империи. Собр. 1. Т. V. №3393.
9. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1864. Т. I, ст. 706707.
10. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М., 1986.
11. Указ от 25 мая 1718 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. V. № 3203.
12. Устав воинский. 1706 г. // ПСЗ Российской империи. Собр. 1. Т. V. 1830. № 3006.
МЕЛЬЦОВ Валерий Михайлович - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: aibechi@yandex. ru
MELTSOV, Valeriy Mikhaylovich - Candidate of Historical, Senior Lecturer of Department of Philosophy. Nizhny Novgorod Academy Ministry Internal Affairs of Russia. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: aibechi@yandex. ru