Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация кадет в рамках образовательного учреждения Дубовая Л. И'

Социокультурная адаптация кадет в рамках образовательного учреждения Дубовая Л. И Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КАДЕТСКИЙ КЛАСС / КАДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовая Людмила Ивановна

В данной статье рассматриваются вопросы социокультурной адаптации кадет в пространстве общеобразовательной школы. Определены основные традиции и их влияние на духовно-нравственное развитие и становление кадет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация кадет в рамках образовательного учреждения Дубовая Л. И»

материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Таким образом, психолого-педагогические особенности младших школьников демонстрируют нам, что познавательный интерес лучше всего развивается и формируется в процессе игры.

Литература

1. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. Ноябрьск: 2005.- С.12-24.

2. Карпова Е. В. Дидактические игры. Ярославль: Академия развития, 2006.145 с.

3. Ушинский К. Д. Истрия педагогики. М.: Просвещение, 1982.98 с.

4. Шацкий Л. А. Играя, учимся математике. М.: Просвещение, 1993. 245с.

5. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. М.: Просвещение, 1996.123 с.

6. ЭльконинД. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2003. 23 с.

Социокультурная адаптация кадет в рамках образовательного

учреждения Дубовая Л. И.

Дубовая Людмила Ивановна /Dubovaja Ljudmila Ivanovna - педагог дополнительного

образования,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа искусства, культуры и спорта № 7 «Эдельвейс», магистрант,

Дальневосточный федеральный университет, г. Находка

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы социокультурной адаптации кадет в пространстве общеобразовательной школы. Определены основные традиции и их влияние на духовно-нравственное развитие и становление кадет.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, социокультурная среда, кадетский класс, кадетские традиции и ритуалы.

Образование в ХХ! веке призвано формировать целостную и ответственную личность на основании таких системообразующих принципов, как фундаментализация, открытость, опережающий характер и вариативность - это требования 21 века. Для реализации этих требований в условиях кадетских классов основная роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей учащихся и их социокультурное самоопределение.

Кадетские классы образовательного учреждения, представляя собой форму военизированного, стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе [4].

Образовательный и воспитательный процесс проходит в среде, приближенной к армейской, что оказывает влияние на формирование ценностного отношения кадета к государственной символике: флагу, гербу, гимну Российской Федерации. Символика используется в воспитательном процессе в соответствии с установленными требованиями. К символике также относится: кадетская форма, кадетское знамя, кадетский строй, кадетская клятва.

Все это можно назвать внешней особенностью процесса адаптации, как и ношение воспитанниками кадетских классов установленной формы одежды [6]. Ношение военной формы одежды, символы, ритуалы, кадетские традиции формирует мировоззрение кадетов, развивает организованность, дисциплинированность, чувство ответственности за свое поведение и готовность к служению на поприще военной и гражданской службы [1].

В нашем понимании, кадет - это личность, овладевшая ценностями отечественной и мировой культуры, обладающая психологическими знаниями, высококультурная духовно-нравственная личность. Обращение к культуре дает возможность выстраивать собирательный образ нравственного, культурного, духовного человека. В процессе социокультурной адаптации кадеты ориентированы на духовно-нравственные, общечеловеческие, национальные и личностные ценности [3].

Социокультурную адаптацию кадетов мы рассматриваем как специально -организованный и целенаправленный процесс становления нового образа современного молодого человека. Этот процесс протекает в деятельности, общении, отношениях в творчестве и творческом самовыражении [2]. Социокультурная адаптация предполагает естественный процесс вхождения, открытия, принятия культуры, норм и традиций кадетского корпуса посредством постепенного развития потребностей в овладении духовно-нравственными ценностями средствами творческого самовыражения. Познанием и осознанием себя, раскрытия в себе творческого потенциала, утверждение ценностей культуры в ежедневной практике -все это способствует воспитанию культурной личности кадета [7].

В кадетских классах физкультуре и спорту отводится одно из главных мест в воспитательном процессе, и социокультурная среда кадетского класса формирует здоровые привычки и установку на здоровый образ жизни. А как же влияют на формирование патриотических чувств, кадетские традиции и ритуалы?

Кадетам было предложено ответить на ряд вопросов: какие чувства и эмоции они испытывали при выполнении тех или иных кадетских ритуалов.

Внос и вынос Знамени - очень торжественный и красивый ритуал. 46 % кадетов очень хотят участвовать в этом ритуале. 11 % кадетов испытывают неуверенность при выполнении этого ритуала, поэтому они отказываются быть участниками группы вноса и выноса Знамени. Остальные 43 % кадетов испытывают чувство гордости, волнения, ответственность и чувство наслаждения красивым ритуалом. Чувства радости, гордости и волнение 78 % кадетов испытывают при награждении медалями и поощрительными наградами. 22 % кадетов расстраиваются и обижаются за то, что их ожидания не оправдались, т. к. они не были награждены и поощрены.

Раз в год кадеты становятся участниками Торжественного Парада у вечного огня. 76 % кадетов при прохождении чувствуют гордость и волнение. 16 % чувствуют большую ответственность и получают удовольствие от красивого ритуала. 8 % кадетам все это действие не вызывает позитивных эмоций (безразлично).

Ежегодно выпускники выполняют торжественный ритуал Прощание со Знаменем. В это действо вовлечены все кадетские классы школы. 44 % кадетов испытывают печаль и грусть. 28 % кадетов испытывают гордость за свой кадетский класс, одноклассников, выпускников и Родину Россию. 16 % кадетам нравится этот красивый ритуал. 2 % кадетам все безразлично.

Красивый праздник - Кадетский бал, 58 % воспитанников кадетских классов считают его самым красивым мероприятием, оно вызывает чувство волнения и трепета. 33 % выпускников обожают участвовать в творческой программе,7 % стесняются танцевать, 2 % равнодушны к подобным праздникам.

По результатам проведенного исследования, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что кадеты понимают и принимают патриотизм как ценность. Таким образом, результаты исследования показали, что в кадетских классах достаточно мероприятий, которые могут вызвать широкий спектр эмоций и чувств у кадет. Подавляющее большинство кадет испытывают патриотические и глубокие чувства при выполнении кадетских ритуалов. Обращение к культуре, искусству и творчеству дает возможность выстроить собирательный образ психологически устойчивого, здорового, а также нравственного, культурного, духовного человека. Культура, искусство, творчество выступили основным условием творческого самовыражения человека (3).

Перед кадетами ставятся задачи осознания ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетского корпуса, формирование идеалов на основе мировой и отечественной культуры; способности осознания себя, как члена кадетского братства; осознание себя представителем своего народа и всего человечества; формирование патриотизма, гражданственности, основанных на любви к своему Отечеству, национальной культуре, формирование культуры поведения, здорового образа жизни, трудовых и жизненных навыков; развитие чувства прекрасного, творческого потенциала [1].

Социокультурная адаптация кадет проявляется в освоении их социальной роли, благоприятном статусе в среде сверстников, принятии правил, требований, предъявляемых в новых условиях, в дисциплинированности. В результате исследования можно сделать вывод, что организация гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания и социокультурная адаптация в дальнейшем будут успешны в данной школе, если воспитательная деятельность будет строиться с учётом взаимосвязи её содержательных и процессуальных компонентов в процессе специально организованной внеклассной работы [6].

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

2. Бережная М. С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности тема дис. док. пед. наук 2008 г.

3. Галеева Н. И. Активность личности в социокультурном пространстве кадетского корпуса: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии активности личности», февраль 2010 г. - М.: Психологический институт Российской Академии Образования, 2010 г.

4. Долгая Н. А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: Автореф. Дисс ... канд. псих. наук. Махачкала, 2012. - 12 с.

5. Кравченко Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Спб., 2006. - 167 с.

6. Мамонтова Д. М.Особенности социально-педагогического сопровождения адаптации воспитанников кадетского корпуса / Д. М. Мамонтова // Социальная политика и социология. - 2009 г. - № 10 (52). - С. 384-392.

7. Шитякова Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях / Н. П. Шитякова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.