Научная статья на тему 'Воспитание на воинских традициях как одно из ведущих направлений военно-патриотического воспитания в кадетских классах общеобразовательной школы'

Воспитание на воинских традициях как одно из ведущих направлений военно-патриотического воспитания в кадетских классах общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / WARRIORS' TRADITIONS / CADETS' EDUCATION / WAR-PATRIOTIC UPBRINGING VECTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Ирина Борисовна

В статье рассмотрены направления военно-патриотического воспитания кадетов, значимость воинских традиций для воспитания подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing at warriors traditions as one of leading vectors of war-patriotic upbringing in secondary school cadets classes

Cadets war-patriotic upbringing vectors, warriors traditions significance for teenagers upbringing are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитание на воинских традициях как одно из ведущих направлений военно-патриотического воспитания в кадетских классах общеобразовательной школы»

ческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - это путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Следующее требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками.

Таким образом, молодежный досуг выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы молодого человека, способом самовыражения и самореализации. При его организации ведущая роль отводится широкой сети различных досуговых учреждений, осуществляющих свою деятельность на государственном, общественном уровнях, коммерческой основе, а также неформальным объединениям молодых людей, деятельность которых должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей личности в активном досуге, формирование личностного роста юношей и девушек.

УДК 376

Сазонова Ирина Борисовна

кандидат педагогических наук Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Героя Российской Федерации А.В. Крестьянинова, г. Балашиха

klimovaib@mail. ш

ВОСПИТАНИЕ НА ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрены направления военно-патриотического воспитания кадетов, значимость воинских традиций для воспитания подростков.

Ключевые слова: воинские традиции, направления военно-патриотического воспитания, кадетское образование.

Система военно-патриотического воспитания молодежи включает различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности [1]. Образовательная технология «кадетский компонент», в частности, дает больше возможностей для формирования активной гражданской позиции подростков в процессе их интеллектуального, духовнонравственного и физического развития. Приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ... взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Оте-

чества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы [1].

В концепции военно-патриотического воспитания молодежи закреплены его основные направления: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое, а также воспитание на воинских традициях. Все эти направления имеют место быть в кадетской школе. Однако, в общеобразовательной школе с кадетским компонентом содержания образования осуществление по этим направлениям практической деятельности имеет ряд особенностей.

Осуществление духовно-нравственного направления, включающего осознание личностью высших ценностей, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, не может быть обособлено от института семьи. В любой семье человек проходит стихий-

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Сазонова И.Б., 2012

ную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками, .ценностными установками, .стилем жизни и взаимоотношений членов семьи [2]. Обучаясь в школе-интернате, кадет ограничен в контактах с семьей, постоянно погружен в ситуацию взаимодействия внутри одного и того же коллектива, таким образом, усвоение духовно-нравственных ценностей происходит в условиях воспитывающей среды. Воспитанники кадетских классов общеобразовательных школ, напротив, имеют право выбора при планировании своего свободного внеучебного времени, постоянно проживают в семье, а значит родители также являются субъектами образовательного процесса. В этой связи практическая деятельность в осуществлении данного направления военно-патриотического воспитания будет эффективной при согласованности задач и содержания деятельности всех субъектов духовно-нравственного воспитания.

Историческое направление в общеобразовательной школе представлено на достаточно высоком уровне, так как для изучения кадетами исторических дисциплин через систему дополнительного образования школа располагает необходимым оснащением и кадрами. Кроме того, программой предусмотрены уроки мужества и творческие мероприятия по каждому Дню воинской славы России и памятным датам, что способствует более глубокому познанию наших корней, осознанию неповторимости Отечества, его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга.

Для работы по патриотическому направлению, призванному привить воспитанникам гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, организуются личные встречи с офицерами, ветеранами, участниками военных действий, посещения краеведческих и военно-исторических музеев. Данные формы работы (в контексте патриотического направления) наиболее приемлемы для общеобразовательной школы.

Профессионально-деятельностное направление, характеризующееся стремлением к активному проявлению профессионально-трудовых ка-

честв в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач, недостаточно наполнено специфическим (военным) содержанием, так как в штате общеобразовательной школы нет офицерского состава.

Осуществление психологического направления военно-патриотического воспитания в кадетских классах общеобразовательной школы, в отсутствии повседневного воздействия воспитательной среды образовательного учреждения, жизнедеятельность в котором основана на имитации условий и норм жизни в воинской части, существенно затруднена. Формирование у воспитанников высокой психологической устойчивости, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части, возможно только при наличии у кадет соответствующего социального опыта. Психологическое направление воспитания здесь следует рассматривать не в военно-патриотическом, а в социально-педагогическом аспекте.

Воспитание на воинских традициях. Важнейшими воинскими традициями являются: верность военной присяге, Боевому Знамени; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам и т.д. Воспитательный процесс предполагает ряд эмоционально-значимых, ценностно-насыщенных событий, обеспечивающих приобщение кадет к военно-патриотической системе ценностей. Речь идет не только о событиях, происходящих внутри школы, таких как День кадета-пятиклассника, День памяти воинов-ин-тернационалистов, День кадетских корпусов, День защитника Отечества, торжественное построение по итогам полугодия (награждение отличившихся кадет), но и о мероприятиях муниципального уровня с непосредственным участием воспитанников: дача торжественного обещания, День города, День Победы и пр. Годовой цикл военнопатриотических мероприятий в школе предполагает подготовительную работу, в ходе которой воспитанники могут проявить себя в различных качествах. При подготовке кадетами изучается исторический материал, лежащий в основе того или иного дела, изучаются сценарии, фото- и видеоматериалы прошлых лет, обязанности по организации праздников распределяются между всеми кадетскими классами. Кроме того, приглаша-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

167

ются почетные гости, некоторые праздники освещаются в средствах массовой информации. Главный ритуал, производящийся на всех военно-патриотических праздничных мероприятиях школы - вынос штандарта кадетских классов; в составе знаменной группы участвуют лучшие кадеты.

Воспитание на воинских традициях - направление военно-патриотического воспитания кадет наиболее ярко представленное наряду с другими, однако, данное направление выполняет компенсаторную функцию по отношению к направлениям, полностью раскрыть которые в условиях

общеобразовательной школы не представляется возможным.

Библиографический список

1. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Военно-патриотическое воспитание. - М.: Илек-са, Народное образование; Ставрополь: Сервис-школа, 2003. - 248 с.

2. МудрикА.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

3. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2004. - 28 с.

УДК 374

Степанова Наталья Леонидовна

Костромской областной Дворец творчества детей и молодёжи

[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена программа профессионального развития и адаптации молодых педагогов «Клуб «МоПед», ее содержание и формы.

Ключевые слова: молодые педагоги, профессиональное развитие, сообщество молодых специалистов.

В Костромском областном Дворце творчества детей и молодежи работают 26 молодых педагогов (в целом - 81 педагогический работник), что с одной стороны является несомненным «плюсом» учреждения, а с другой стороны необходимо создать условия для их профессиональной адаптации и становления. Практика показывает, что педагоги, которые закончили высшее учебное заведение, имея знания и желание активно включиться в работу учреждения, часто обладают недостаточным набором умений и навыков для самостоятельной профессиональной деятельности.

Для решения данной проблемы была создана программа профессионального развития и адаптации молодых педагогов «Клуб «МоПед», целью которой является создание сообщества молодых специалистов, творческих, увлечённых своей профессией людей.

Введение в профессиональную деятельность и обеспечение адаптации молодого специалиста (педагога дополнительного образования, педаго-га-организатора, методиста) в учреждении состоит из нескольких этапов: практическое ознакомление молодого специалиста с содержанием работы учреждения по основным направлениям

деятельности особое внимание уделяется созданию представления о её целостности и системности; определение сформированности профессионально значимых качеств; формирование готовности к самостоятельной профессиональной организации деятельности, рефлексивной позиции в отношении ее (способности прогнозировать результаты, осуществлять самоанализ, самооценку и самокоррекцию), важность этого вида педагогический деятельности подчёркивал Б.З. Вульфов.

Особая творческая среда как в клубе, так и учреждении, доверительная атмосфера, способствуют как согласованию профессиональных предпочтений молодого специалиста со спецификой и задачами образовательного учреждения, так и актуализации профессиональных ожиданий.

Особая группа молодых педагогов - это выпускники непедагогических специальностей, которым требуется не только «педагогический ликбез», но и помощь в формировании этических профессиональных установок в работе с детьми, особенно старшего возраста. Вот что пишет о проблеме возрастной близости Б.З. Вульфов: «Она, с одной стороны, как бы «провоцирует» равенство; с другой, - именно такой близостью

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Степанова Н.Л., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.