смены, и будут иметь возможность проявить полученные знания и умения на практике. Кроме того, на этом этапе смены функционируют мастер-классы. В ходе их работы комсорги получают информацию об особенностях организации конкретных форм деятельности (маршрутная игра, конкурсная программа, ток-шоу, комплексное дело, ярмарка и т.д.), а также овладевают способами и приемами (инструментарием) организации каждой их этих форм. Далее на общем сборе отряда выбираются комсорги, которые войдут в совет дела по подготовке общелагерного дела по этой форме. Совет дела работает в течение двух дней и на следующий день проводит общелагерное дело. Состав совета дела постоянно меняется. Комсорги, принявшие участие в работе совета дела, далее участвуют в подготовке творческих выступлений отряда. Состав каждого последующего совета постоянно обновляется. Это позволяет старшим подросткам максимально выразить себя, взаимодействовать со сверстниками и накапливать коммуникативный опыт.
Формирующий этап подразумевает включение старших подростков в социально-ориентированную деятельность, способствующую эффективному формированию опыта конструктивного взаимодействия. Каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Программа отряда органично вписывается в общую программу лагеря, а цель не противоречит главной цели лагеря, таким образом, программа отряда и дела, с помощью которых она реализуется. Таким образом, создаются условия, для того чтобы сформировать у данной личности умение вступать в продуктивное взаимодействие, выработать такой стиль общения, который позволяет вступать в контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции.
Опыт показывает, что у ребят, побывавших в «Комсорге» четко прослеживается динамика формирования опыта конструктивного взаимодействия.
УДК 371.4
Грушецкая Ирина Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
i.gru@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
Статья посвящена особенностям проведения свободного времени молодежью, описаны формы досуга, требования, особенности и учреждения, занимающиеся организацией досуга.
Ключевые слова: досуг, интернет, молодежь, студенчество.
Период ученичества, студенчества, в котором находится большая часть моло-. дёжи - время, когда с одной стороны ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой - ещё отсутствуют обременённость заботами о собственной семье и профессиональные обязанности. Молодёжный досуг - это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации молодых людей.
Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха в свободное от учебы время не имеет четкого определения. Социолог Ж. Дюмазедье определяет «досуг» как «определенное занятие, которое индивид осуществляет по собственной воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Большинством
отечественных исследователей «досуг» определяется как часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Современная молодежь часто не знает чем занять свободное время, одна из причин этого -недостаточное умение и желание самостоятельно организовать свою жизнь так, чтобы досуг, как и учебное время, был в дальнейшем источником жизненного опыта. К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Значимую роль в досуге молодые люди отводят общению.
Отличной особенностью молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, быть участником важных событий.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Грушецкая И.Н., 2012
Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся молодежные организации, дома культуры, художественные и спортивные студии, клубы, секции, в которых осуществляется включение в новые социальные отношения, творческая самореализация молодых людей.
Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, сходным интересам. В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне, растёт количество молодежных неформальных объединений, формирующихся по «дворовой», мик-рорайонной принадлежности, в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.
В связи с чем, актуальным является создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий. Необходимо расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием различных форм социальной девиации (алкоголизация, наркомания).
Учреждения, организующие досуговую деятельность молодёжи условно можно объединить в пять групп:
- учреждения, предполагающие пассивное потребление: учреждения общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные клубы, игровые клубы, казино, торгово-развлекательные комплексы и центры;
- учреждения, организующие интеллектуальный досуг молодёжи: театры, кинотеатры, культурные центры, музеи, библиотеки, галереи;
- учреждения, ориентированные на активное деятельное спортивное времяпрепровождение: стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, фитнесс-центры;
- учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения: пункты проката спортивного инвентаря и оборудования, бюро туризма и путешествий;
- клубные учреждения различной ведомственной принадлежности: органов по делам молоде-
жи, отделов культуры, осуществляющие функцию социального воспитания молодежи в сфере досуга.
Большие возможности для реализации досуговых интересов молодёжи на современном этапе создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, нравственным ценностям, включение в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодёжи и служит средством развития разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди использует Интернет для общения. Интернет - это наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть сетей. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах. Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными партнерами посредством Интернета.
К недостаткам сетевой коммуникации можно отнести: вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения; отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров; вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации Интернет-ресурсов.
В настоящее время сформировались определённые требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания молодого человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Активный, содержательный досуг требует определенных способностей людей. Упор на твор-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
165
ческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - это путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Следующее требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками.
Таким образом, молодежный досуг выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы молодого человека, способом самовыражения и самореализации. При его организации ведущая роль отводится широкой сети различных досуговых учреждений, осуществляющих свою деятельность на государственном, общественном уровнях, коммерческой основе, а также неформальным объединениям молодых людей, деятельность которых должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей личности в активном досуге, формирование личностного роста юношей и девушек.
УДК 376
Сазонова Ирина Борисовна
кандидат педагогических наук Средняя общеобразовательная школа № 9 им. Героя Российской Федерации А.В. Крестьянинова, г. Балашиха
klimovaib@mail. ш
ВОСПИТАНИЕ НА ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрены направления военно-патриотического воспитания кадетов, значимость воинских традиций для воспитания подростков.
Ключевые слова: воинские традиции, направления военно-патриотического воспитания, кадетское образование.
Система военно-патриотического воспитания молодежи включает различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности [1]. Образовательная технология «кадетский компонент», в частности, дает больше возможностей для формирования активной гражданской позиции подростков в процессе их интеллектуального, духовнонравственного и физического развития. Приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ... взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Оте-
чества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы [1].
В концепции военно-патриотического воспитания молодежи закреплены его основные направления: духовно-нравственное, историческое, патриотическое, профессионально-деятельностное, психологическое, а также воспитание на воинских традициях. Все эти направления имеют место быть в кадетской школе. Однако, в общеобразовательной школе с кадетским компонентом содержания образования осуществление по этим направлениям практической деятельности имеет ряд особенностей.
Осуществление духовно-нравственного направления, включающего осознание личностью высших ценностей, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, не может быть обособлено от института семьи. В любой семье человек проходит стихий-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Сазонова И.Б., 2012