Научная статья на тему 'Профессиональное становление молодого педагога в учреждении дополнительного образования'

Профессиональное становление молодого педагога в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СООБЩЕСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / YOUNG SPECIALISTS' SOCIETY / YOUNG PEDAGOGUES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Наталья Леонидовна

В статье представлена программа профессионального развития и адаптации молодых педагогов «Клуб «МоПед», ее содержание и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young pedagogues professional formation in additional education establishment

Young pedagogues professional development and adaptation program Moped Club (from Russian молодой [molodoy], meaning young, plus Pedagogue), its content and forms are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление молодого педагога в учреждении дополнительного образования»

ются почетные гости, некоторые праздники освещаются в средствах массовой информации. Главный ритуал, производящийся на всех военно-патриотических праздничных мероприятиях школы - вынос штандарта кадетских классов; в составе знаменной группы участвуют лучшие кадеты.

Воспитание на воинских традициях - направление военно-патриотического воспитания кадет наиболее ярко представленное наряду с другими, однако, данное направление выполняет компенсаторную функцию по отношению к направлениям, полностью раскрыть которые в условиях

общеобразовательной школы не представляется возможным.

Библиографический список

1. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Военно-патриотическое воспитание. - М.: Илек-са, Народное образование; Ставрополь: Сервис-школа, 2003. - 248 с.

2. МудрикА.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.

3. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2004. - 28 с.

УДК 374

Степанова Наталья Леонидовна

Костромской областной Дворец творчества детей и молодёжи

[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена программа профессионального развития и адаптации молодых педагогов «Клуб «МоПед», ее содержание и формы.

Ключевые слова: молодые педагоги, профессиональное развитие, сообщество молодых специалистов.

В Костромском областном Дворце творчества детей и молодежи работают 26 молодых педагогов (в целом - 81 педагогический работник), что с одной стороны является несомненным «плюсом» учреждения, а с другой стороны необходимо создать условия для их профессиональной адаптации и становления. Практика показывает, что педагоги, которые закончили высшее учебное заведение, имея знания и желание активно включиться в работу учреждения, часто обладают недостаточным набором умений и навыков для самостоятельной профессиональной деятельности.

Для решения данной проблемы была создана программа профессионального развития и адаптации молодых педагогов «Клуб «МоПед», целью которой является создание сообщества молодых специалистов, творческих, увлечённых своей профессией людей.

Введение в профессиональную деятельность и обеспечение адаптации молодого специалиста (педагога дополнительного образования, педаго-га-организатора, методиста) в учреждении состоит из нескольких этапов: практическое ознакомление молодого специалиста с содержанием работы учреждения по основным направлениям

деятельности особое внимание уделяется созданию представления о её целостности и системности; определение сформированности профессионально значимых качеств; формирование готовности к самостоятельной профессиональной организации деятельности, рефлексивной позиции в отношении ее (способности прогнозировать результаты, осуществлять самоанализ, самооценку и самокоррекцию), важность этого вида педагогический деятельности подчёркивал Б.З. Вульфов.

Особая творческая среда как в клубе, так и учреждении, доверительная атмосфера, способствуют как согласованию профессиональных предпочтений молодого специалиста со спецификой и задачами образовательного учреждения, так и актуализации профессиональных ожиданий.

Особая группа молодых педагогов - это выпускники непедагогических специальностей, которым требуется не только «педагогический ликбез», но и помощь в формировании этических профессиональных установок в работе с детьми, особенно старшего возраста. Вот что пишет о проблеме возрастной близости Б.З. Вульфов: «Она, с одной стороны, как бы «провоцирует» равенство; с другой, - именно такой близостью

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Степанова Н.Л., 2012

будто подчеркивает разность статусов. .Каждый остается самим собой, но, во-первых, обогащается общением друг с другом, а, во-вторых, выбита почва для произрастания педагогических «сорняков»: авторитаризма взрослых и нигилизма детей, равно как панибратства первых и фамильярности вторых».

Содержание и формы занятий Клуба.

Теоретические занятия по актуальным вопросам дополнительного образования (лекции, беседы, интерактивные занятия, в т.ч. с приглашением специалистов КОИРО), проводятся 1-2 раза в месяц, носят студийный характер. Тематика: «Дополнительное образование детей: современные подходы», «Создание бренда детского объединения», «Имидж педагога дополнительного образования», «Современные педагогические технологии в дополнительного образования», «Создание дополнительной образовательной программы детского объединения» и п.д. Все теоретические занятия сочетаются с практическими заданиями для творческих групп или индивидуальных.

Практические занятия, посещение мастер-классов и учебных занятий ведущих педагогов,

взаимопосещения открытых занятий, мероприятий и их рефлексия; выполнение творческих проектов и работа в творческих группах КОДТДиМ.

Экскурсии в музеи и на выставки, участие в творческих мастер-классах по современным видам прикладного творчества, вокалу, информационно-компьютерным технологиям.

Организация участниками клуба «МоПед» тематических мероприятий, социальных проектов, благотворительных акций.

Ожидаемые результаты программы заключаются в следующем:

Рост профессионально-прикладного уровня молодых специалистов, участвующих в программе.

Помощь при прохождении аттестационных и конкурсных процедур.

Повышение адаптивного уровня в процессе привыкания к профессиональной деятельности. Существенное снижение количества профессиональных проблем деятельности.

Но самым главным результатом является формирование во Дворце сообщества молодых профессионалов, искренне преданных Детству, Творчеству, Мечте, Дополнительному образованию.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.