УДК 378
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с трансформацией российского общества проблемы воспитания в студенческой среде актуализировались. От качества воспитания, заложенного в студенческие годы, во многом зависит качество работы будущих специалистов. Реализуемые в процессе внеучебной деятельности воспитательные программы необходимо направлять на формирование и развитие знаний и умений студентов, которые будут необходимы им в условиях возрастающей жесткой конкуренции. Широкие перспективы и направления в собственном профессиональном развитии обеспечат будущим специалистам наличие таких качеств, как трудолюбие, творческое мышление, лидерство, умение формировать свой взгляд на что-либо, спо -собность к самостоятельному принятию решений.
Высшее учебное заведение всегда было не только хранителем, но и центром формирования особой атмосферы творчества в различных областях - науке, учебе, повседневной студенческой жизни.
Педагогический процесс, составной частью которого является внеучеб -ная деятельность, рассматривается нами как управляемый процесс твор -ческой жизнедеятельности преподавателей, кураторов, руководителей внеучебных творческих объединений и студентов, обеспечивающий усло -вия для развития личности будущего специалиста в системе внеучебных занятий.
Опираясь на концептуальные идеи, можно увидеть ключевые ориентиры деятельности, систематизировать воспитательную работу, сделать ее целенаправленной, а значит, и результативной.
Система воспитательной работы во внеучебной деятельности вуза -динамичное явление: она рождается, совершенствуется, обновляется, стареет, распадается. Ее нельзя привнести в высшее учебное заведение - она может зародиться и развиваться только в определенных условиях, индивидуальна в каждом вузе.
Мы исходим из того, что воспитательная работа во внеучебной деятельности в вузе должна представлять собой систему из разнообразных программ. В Балаковском институте экономики и бизнеса (филиале) СГСЭУ программы по воспитанию во внеучебной деятельности представ -лены по таким направлениям, как:
• студенческое научное общество;
• профессионально-нравственное воспитание;
• общественно-политическое и патриотическое воспитание;
• художественно-творческое воспитание;
• «поколение-инфо» по ВИЧ/СПИД профилактике;
• «институт» кураторов.
Данные направления представляют собой целенаправленную взаимосвязанную совокупность воспитательных мероприятий и коллективных твор -ческих дел. Структурными подразделениями этой системы являются разнообразные объединения по интересам, например молодежный парламент, студенческий клуб, клуб интеллектуалов, КВН, различные кружки и т.д.
Создание банка данных о творческих, организаторских способностях студентов, их использование в учебно-воспитательной деятельности имеют большое значение в дальнейшей воспитательной работе.
Педагогическая наука и практика чаще всего в своих поисках ограничивается организационными формами воспитательной деятельности, недооценивая другие источники влияния на внутренней мир, нравственную позицию личности, становление человеческой сущности.
Сегодня внеучебная работа понимается преимущественно как дея -тельность, организуемая со студентами во внеучебное время для удов -летворения их потребностей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Можно предположить, что совершенствование учебной деятельности и новые технологии приве-
Т.Г. Ямскова,
старший преподаватель, Балаковский институт экономики и бизнеса, СГСЭУ (филиал )
ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)
дут в будущем к увеличению времени на внеучебную деятельность.
В наше время действенными могут быть лишь активные формы воспитания, предполагающие участие на равных как преподавателей, так и студентов. Наиболее эффективны в воспитательном процессе отношения партнерства, основанные на доверии.
Внеучебная воспитательная работа может быть весьма многообразной, лабильной и сложной. Она не может протекать стихийно. Внеучебная деятельность -всегда одухотворенная деятельность, если организована педагогом-профессионалом. Помимо профессиональных знаний и умений, педагоги-воспитатели должны обладать призванием к воспитательной работе, доброжелательностью, терпением, деликатностью.
Проведение воспитательной работы во внеучебное время во многом зависит от личности педагога, его инициативы, возможности администрации вуза поддержать эту инициативу финансами.
В целом воспитательный потенциал внеучебной деятельности основывается на нескольких важных ее свойствах. Например, такая деятельность добровольна, следовательно, она допускает свободное общение юношей и девушек, в том числе межвозрастное, и предполагает свободное объединение в группы по интересам, большую степень самостоятельности и самоуправления; изменяется роль преподавателя: добровольный характер занятий требует демократичного стиля общения, ориентации на интересы студентов, учета их личностных особенностей.
Важно отметить, что воспитательная работа во вне-учебной деятельности не может строиться только исходя из текущих возможностей и ресурсов вуза - в ее основе должны лежать четкие цели, сформулированные на основе воспитательной концепции. Важнейшие моменты системы воспитательной работы - целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Основа -это единство задач по формированию культурного человека, специалиста, гражданина, социально зрелой личности.
Сегодня «человек для общества», как отмечают современные педагоги и психологи, уступает место «человеку для себя». Усилия передовых педагогов направляются теперь на развитие прежде всего тех способностей, которые требуются человеку для успешного продвижения к целям, которые он поставил себе сам.
Внеучебная деятельность - это в первую очередь деятельность коллективная (хотя должна проводиться групповая и индивидуальная работа). Коллективный характер деятельности определяет ее значительную роль в нравственном воспитании. Более того, правильно организованная внеучебная деятельность укрепляет коллектив, так как носит коллективообразующий характер.
Для подхода к изучению теоретического вопроса о внеучебной деятельности мы опирались на некоторые положения современной теории деятельности (А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.). Участвуя в развернутой деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, включающей в себя планирование действий, выполнение задач, обсуждение результатов и разнообразное общение в референтной группе, юноша получает доступ к осознанию ее смысла. Только на этой
основе у него могут сформироваться смыслообразую-щие мотивы, ценностные ориентации и в конечном счете направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от различных ситуаций1.
Таким образом, задача воспитания всегда включает в себя задачу организации специальной, созданной для этой цели деятельности, которую исследователи называют педагогически организованной деятельностью.
Организация внеучебной деятельности - это не продолжение учебного занятия. Учебная и внеучебная деятельность должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Внеучебная работа преподавателя со студентами - специфическая и очень тонкая профессиональная работа.
Внеучебная деятельность - это фрагментарное проживание отдельных моментов реальной жизни на уровне современной культуры, «оснащение» студентов умением проживать свою жизнь на высоком уровне.
Как только студентами осмыслено и произведено разграничение учебной и внеучебной деятельности, многие эмпирические наблюдения становятся понятными. Например, почему при отсутствии внеучебной работы со студентами падает успеваемость, нарушаются элементарные дисциплинарные и этические нормы жизни, так агрессивна молодежь в общении друг с другом, равнодушны к вузовским проблемам студенты, ежедневно посещающие вуз? Потому что не организуется совместная деятельность после учебных занятий.
Главный критерий воспитательной работы во вне-учебной деятельности вуза - это ее способность содействовать формированию личности студента. Только позитивные изменения в процессе развития личности молодого человека свидетельствуют о качестве и результативности системы воспитательной работы во внеучебной деятельности.
Общеизвестно, что среди основных задач профессионального образования значительное место занимает развитие творческого потенциала будущего специалиста. К решению обозначенной проблемы можно приблизиться, если поставить вопрос о необходимости профессионально-творческой подготовки специалиста, используя при этом богатые возможности внеучеб-ной деятельности вуза. Невозможно подготовить будущего специалиста, ориентируя его только на накопление теоретических знаний.
Внеаудиторная деятельность предоставляет широкие возможности для профессионального становления будущих специалистов. Устойчивый интерес к своей будущей профессии вызывают у личности активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. 39% студентов 5 курса при социологическом опросе не выбрали ни одно из различных направлений внеучебной деятельности, проводимых в вузе. Они отдали свое предпочтение работе по обучаемой специальности.
Уровень развития творческого потенциала будущего специалиста сказывается не только на его профессиональной деятельности, но и на самом процессе его жизни, самореализации как средстве самоутверждения через самовыражение и саморазвитие. При этом укажем, что в разных видах активности личности сохра-
♦
♦
няется, является инвариантной ее творческая суть -поисково-преобразующая направленность. Базой любого творчества являются конкретные знания, умения, навыки и мотивы деятельности. Это положение имеет существенное значение при организации внеучебной деятельности в качестве фактора формирования творческой личности студента.
В современном вузе вопросы воспитания должны концентрироваться прежде всего на воспитании профессиональной культуры. Поэтому так популярны среди первокурсников интеллектуальные игры. Студенты 2 - 4 курсов с особым желанием принимают участие в научно-практических конференциях. Рефераты студентов 5 курса, посвященные 20-летию Балаковской АЭС, были признаны лучшими. Высказанное положение можно объяснить тем обстоятельством, что высшая школа имеет дело уже с взрослыми, сформированными личностями, владеющими основами саморазвития и самовоспитания, иа вопросы профессионализации стоят у них на первом месте.
Общеизвестна закономерность: воспитание человека совершается только на основе активности самого человека. Поэтому ключевые дела в вузе необходимо проводить таким образом, чтобы студенты, готовясь к ним, участвуя в них, проявляли свои лучшие качества.
Среди качеств, необходимых современному экономисту-профессионалу, - умение работать в режиме сотрудничества, социального партнерства. Этому успешно способствует организация подготовки внеучебных дел методом «творческих групп». Например, в конкурсе «Бизнес-леди» во всех номинациях принимают участие все учебные группы 1 - 3 курсов.
На наш взгляд, принципиально важным становится создание в самом учебном заведении поликультурного пространства, обеспечивающего творческое развитие личности в контексте социокультуры, создание которого делает реальным сочетание индивидуального и социального аспектов образования. Во внеучебной деятельности студентов согласно подходу, предложенному А. В. Мудриком, мы используем воспитательное пространство, которое имеет разноуровневый характер,
многообразие факторов, влияющих на социальное развитие личности студента:
а) макрофакторы воспитательной среды (такие как глобальные явления, специфика общества, страны, государственного устройства);
б) мезофакторы воспитательной среды (такие как региональное устройство, город, СМИ);
в) микрофакторы воспитательной среды (такие как общественные организации и объединения, институты образования, учебная группа, преподаватели, личность студента)2.
В Балаковском институте экономики и бизнеса (филиале) СГСЭУ составлен паспорт социокультурной среды вуза, в которую включены комитет по делам молодежи Балаковского муниципального образования, информационный центр Балаковской атомной станции, библиотеки, выставочный зал, киноцентр «Мир», драматический театр, городской Дворец культуры, городской студенческий клуб, молодежный парламент, общественная организация «Молодежная инициатива», областной КВН, Дворец спорта «Буревестник». С каждой из вышеперечисленных организаций составлен план совместных мероприятий.
На сегодняшний момент в решении вопроса о вне-учебной воспитательной работе необходимы, во-первых, сохранение эффективных прежних форм и, во-вторых, педагогический инновационный поиск, создание новых форм и воспитательных технологий. Крайне необходимо возрождение индивидуальных форм воспитательной работы, которые во многом оказались утерянными. Этот вид работы наиболее эффективно выполняют кураторы студенческих групп.
Определяя пути реализации программ воспитания во внеучебной деятельности в Балаковском институте экономики и бизнеса, мы выдвигаем на первый план воспитание творческой личности, умеющей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
1 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
2 См.: Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.,1997. С. 96.