Обсуждаем проблему
99
зависимых экспертов и т.п. Для проведения качественной и объективной экспертизы состояния воспитательной работы в вузе необходимо ознакомиться с указанными документами в интервале пяти лет в соответствии с предложенными критериями.
Методологическим ориентиром, который объединяет все направления оценки в целостное представление о вузе, является идея о том, что главная миссия высшей школы состоит в становлении личностно-профессиональных функций будущего специалиста, создании ситуации его развития. Впервые воспитательная деятельность вуза выступает как объект комплексного оценивания со структурированной нормативной базой, четкими критериями определенной природы.
И в заключение заметим, что хотя воспитательная деятельность как в узком, так и в широком смысле всесторонне рассматривается многими современными исследователями (П.И. Бабочкин, Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, В.А. Сласте-нин, Е.Е. Чепурных и др.), в качестве объекта оценивания она пока еще мало изучена.
Данный материал мы рассматриваем как попытку описать один из возможных подходов к комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности вуза.
Литература
1. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность
образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). -М., 2002. - С. 11.
2. Оценка качества образовательной деятель-
ности школ / Отв. ред. В.В. Сериков. - Волгоград, 2002.
3. Боденко Б.Н. Оценка воспитательной рабо-
ты (на уровне ее представленности в вузе). Методическое пособие. - М., 2001. - С. 6.
4. Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Токарев В.В.
Гуманитарная среда в инженерном вузе // Высшее образование в России. - 1998. - №3. - С. 40-46.
5. Петрунева Р.М. Гуманитаризация инже-
нерного образования: методология и практика. - Волгоград, 2000.
6. Петрунева Р.М. Гуманитаризация обра-
зования. Модель гуманитарно ориентированного специалиста: Учеб. пособие. -Волгоград, 1998.
А. КОЧЕТОВА, доцент Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Интерес к проблемам воспитания в течение всего периода реформ не ослабевает как со стороны общества в целом, так и со стороны педагогической науки и практики. Однако реально это выражается чаще всего в констатации факта, что «дальше так воспитывать нельзя». Достойной замены советской системе воспитания в общегосударственном масштабе до сих пор не предложено.
Система высшего образования поставлена перед необходимостью решать указанные проблемы самостоятельно, без госу-
Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности
дарственного, так сказать, руководства. Хотя определенным намеком или стартом для их решения можно считать возвращение в вуз института кураторства и введение должностей проректоров по воспитательной работе со студентами.
Исключительность роли высшего педагогического образования заключается в том, что именно здесь осуществляется «воспитание воспитателей», подготовка той когорты людей, которая призвана «образовывать» новое поколение людей.
Вопросы воспитания творческого учите-
100
Высшее образование в России • № 4, 2006
ля, формирования его индивидуальности, педагогического профессионализма, особого стиля общения и деятельности, подготовки к научно-исследовательской и практической деятельности на сегодняшний день достаточно хорошо разработаны в науке. К сожалению, акцент делается прежде всего на самостоятельной работе студента, организуемой чаще всего во фронтальных и индивидуальных формах. Реальный опыт показывает, что возможности этого подхода ограничены: он много дает одаренным и развитым студентам без внутриличностных проблем, до определенной степени способствует развитию «средних», «слабые» же студенты, особенно с заниженной самооценкой, испытывают при такой системе обучения серьезные затруднения, показывают малый «прирост» - как «знаниевый», так и «личностный».
Нам представляется, что незаслуженно неразработанной до сих пор в науке и в массовой вузовской практике остается идея развития творческой самостоятельности будущих педагогов через сотворчество, через организацию различных форм совместной творческой деятельности с выходом на ее высшую форму - коллективную. Этот подход соответствует психологической идее взаимосвязи и взаимообусловленности процессов интериоризации и экстерио-ризации в развитии личности. Действительно, «сильные» студенты здесь могут играть роль «взрослых» и обеспечить необходимую индивидуализацию для более «слабых» сверстников в зоне их ближайшего развития, на что у преподавателя практически нет ни времени, ни организационных возможностей при фронтально-индивидуальной форме занятий. Проще говоря, творчески неразвитому или «закомплексованному» студенту гораздо легче научиться педагогическому творчеству, «раскрыться» лично-стно в группе сверстников разного уровня способностей, умений и опыта, чем в индивидуальном взаимодействии с преподавателем (даже если бы такая возможность была). Правда, здесь также возможны раз-
личные проблемы, связанные с включением отдельных студентов в совместную деятельность. Но они преодолеваются отчасти за счет творческого характера самой предлагаемой работы, отчасти за счет возможностей выбора «команды» и ролей среди участников.
Мы исходим из того, что коллектив как высокоорганизованная группа гуманистической направленности является наиболее комфортной средой развития и самореализации каждого ее члена и потому должна рассматриваться как продуктивная форма организации и необходимое условие воспитания личности. Подлинно научный, полноценный индивидуальный подход возможен только при коллективной организации деятельности, где каждый может найти уникальное место, раскрыть и развить свои неповторимые способности и получить признание и высокую оценку других.
При этом педагогическая коллективная творческая деятельность приобретает особую значимость в силу специфичности своих функций в общественном разделении труда. Именно она служит тем прообразом, той моделью, с которой впоследствии происходит перенос механизмов коллективного творчества в другие сферы трудовой деятельности через трансляцию особенностей личности и механизмов взаимодействия от педагогов к их воспитанникам.
Сам педагогический труд является коллективным по своему характеру. Часто даже положительные наработки отдельных учителей, приходя в противоречие с наработками коллег, приносят в итоге отрицательные результаты. Кроме того, эпоха пе-дагогов-новаторов, профессионалов-оди-ночек безвозвратно отошла в прошлое, выдвинув задачу создания творческих коллективов учителей. Лучшие школы работают сегодня как коллективы единомышленников, возглавляемые лидером - руководителем, и в этом видят главное условие своего дальнейшего развития и сегодняшнего успеха. И к работе в таком коллективе студентов надо специально готовить.
Обсуждаем проблему
101
Таким образом, наш подход к подготовке студентов заключается в организации интегрированного учебно-воспитательного процесса в вузе на основе коллективного педагогического творчества, что отражено в следующей схеме (рис. 1).
Сегодня акцент в целевых установках вузовской подготовки специалистов переносится с передачи некой совокупности профессионально значимых знаний и овладения необходимыми профессиональными умениями на становление личности педагога. При этом особое значение приобретает личность преподавателя вуза, «учителя будущих учителей», а сам процесс обучения в педвузе может рассматриваться как трансляция не только знаний и умений, но и опыта деятельности, взаимоотношений, стиля деятельности, элементов мировоззрения и даже личностных качеств преподавателя студентам.
В опыте работы кафедры педагогики СГУТиКД было предпринято несколько попыток организации внеучебной воспитательной работы со студентами на коллективной основе в ходе проведения «Недель педагогики». Эта работа была продолжена в масштабах университета в ходе мероприятий студенческой общественности, посвященных 10-летнему юбилею вуза.
В рамках празднования юбилея были проведены следующие студенческие мероприятия с выходом на формирование соответствующих инициативных групп:
• конкурс студенческой стенной печати (группа «Молодежная редакция»);
• научно-практическая конференция (студенческое научное общество);
• фестиваль команд КВН (клуб капитанов КВН);
• фестиваль поэзии и самодеятельной песни (клуб авторов и исполнителей поэзии и песни);
• социально-психологический эксперимент «Черный ящик» (центр социологических опросов);
• конкурс университетской символики (группа хранителей традиций и ритуальная группа);
• сюжетно-ролевая игра «Выборы заместителя мэра Сочи по проблемам молодежи» (центр игровой культуры «Игровой дом»).
В настоящее время многие из этих мероприятий проводятся во взаимосвязи с учебным процессом по циклу педагогических дисциплин. В перспективе можно рассматривать создание и других общественных объединений клубного типа, например клуба эрудитов, философского общества, клуба знакомств, различных клубов любителей и т.д.
Руководство работой данных групп на постоянной основе не под силу одному человеку, необходима коллективная творческая деятельность преподавателей вуза, их заинтересованное, неформальное участие в этой работе.
В системе воспитательной внеучебной деятельности в университете в целом необходимо сочетание общеуниверситетских мероприятий с ежедневной работой кураторов со студенческими группами. При этом особое внимание должно уделяться формированию традиций университета, их постоянному обновлению, развитию представлений об университетском пространстве как среде самореализации, созданию внутреннего и внешнего облика, «лица» университета. Вспомним средневековые университеты, представлявшие собой город в городе или государство в государстве, со своими уставами, законами, ритуалами, общественным мнением, выборными руководящими органами и т.д.
Что касается работы кураторов в педвузе, то необходимо четко отличать ее от работы классного руководителя в школе. Это отличие можно определить как отход от методов руководства и управления в пользу методов влияния и направления, воодушевления и инициирования - того, что сегодня называют синергетическим управлением. Вся современная педагогика построена на Любви и Цели. И это главная идея воспитания, которую мы должны передать нашим студентам.
о
ы
Рис. 1. Организация коллективной творческой деятельности в вузе
Педагогические
коллективы
школ
Коллективы
студенческих
групп
Коллективы
преподавателей
кафедр
Проректор по воспитательной работе
Кураторы
студенческих
групп
Городской отдел по делам молодежи
Родители,
общественность
Учебная деятельность
I
Лекции, семинары, практикумы, спецкурсы, факультативы
Педагогическая практика, НИРС, Предметные недели, конференции, олимпиады, встречи, видеофильмы
Внеучебная деятельность
Г
Годовой круг традиций и праздников университета. Ключевые дела вуза. Факультетские мероприятия. Курсовые мероприятия. Коллективные творческие дела группы___________________________
ф ф Центры и группы по интересам ^
і і і і і і X і 1 X
Творческие лаборатории преподавателей Студенческое научное общество Социоло- гический центр Пресс- центр Фило- софский клуб Школа ораторского мастерства Клуб хранителей традиций Игровой центр Клуб капитанов КВН Клуб любителей авторской песни
Высшее образование в России • № 4, 2006