Научная статья на тему 'Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности'

Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности»

Обсуждаем проблему

99

зависимых экспертов и т.п. Для проведения качественной и объективной экспертизы состояния воспитательной работы в вузе необходимо ознакомиться с указанными документами в интервале пяти лет в соответствии с предложенными критериями.

Методологическим ориентиром, который объединяет все направления оценки в целостное представление о вузе, является идея о том, что главная миссия высшей школы состоит в становлении личностно-профессиональных функций будущего специалиста, создании ситуации его развития. Впервые воспитательная деятельность вуза выступает как объект комплексного оценивания со структурированной нормативной базой, четкими критериями определенной природы.

И в заключение заметим, что хотя воспитательная деятельность как в узком, так и в широком смысле всесторонне рассматривается многими современными исследователями (П.И. Бабочкин, Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, В.А. Сласте-нин, Е.Е. Чепурных и др.), в качестве объекта оценивания она пока еще мало изучена.

Данный материал мы рассматриваем как попытку описать один из возможных подходов к комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности вуза.

Литература

1. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность

образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). -М., 2002. - С. 11.

2. Оценка качества образовательной деятель-

ности школ / Отв. ред. В.В. Сериков. - Волгоград, 2002.

3. Боденко Б.Н. Оценка воспитательной рабо-

ты (на уровне ее представленности в вузе). Методическое пособие. - М., 2001. - С. 6.

4. Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Токарев В.В.

Гуманитарная среда в инженерном вузе // Высшее образование в России. - 1998. - №3. - С. 40-46.

5. Петрунева Р.М. Гуманитаризация инже-

нерного образования: методология и практика. - Волгоград, 2000.

6. Петрунева Р.М. Гуманитаризация обра-

зования. Модель гуманитарно ориентированного специалиста: Учеб. пособие. -Волгоград, 1998.

А. КОЧЕТОВА, доцент Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Интерес к проблемам воспитания в течение всего периода реформ не ослабевает как со стороны общества в целом, так и со стороны педагогической науки и практики. Однако реально это выражается чаще всего в констатации факта, что «дальше так воспитывать нельзя». Достойной замены советской системе воспитания в общегосударственном масштабе до сих пор не предложено.

Система высшего образования поставлена перед необходимостью решать указанные проблемы самостоятельно, без госу-

Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности

дарственного, так сказать, руководства. Хотя определенным намеком или стартом для их решения можно считать возвращение в вуз института кураторства и введение должностей проректоров по воспитательной работе со студентами.

Исключительность роли высшего педагогического образования заключается в том, что именно здесь осуществляется «воспитание воспитателей», подготовка той когорты людей, которая призвана «образовывать» новое поколение людей.

Вопросы воспитания творческого учите-

100

Высшее образование в России • № 4, 2006

ля, формирования его индивидуальности, педагогического профессионализма, особого стиля общения и деятельности, подготовки к научно-исследовательской и практической деятельности на сегодняшний день достаточно хорошо разработаны в науке. К сожалению, акцент делается прежде всего на самостоятельной работе студента, организуемой чаще всего во фронтальных и индивидуальных формах. Реальный опыт показывает, что возможности этого подхода ограничены: он много дает одаренным и развитым студентам без внутриличностных проблем, до определенной степени способствует развитию «средних», «слабые» же студенты, особенно с заниженной самооценкой, испытывают при такой системе обучения серьезные затруднения, показывают малый «прирост» - как «знаниевый», так и «личностный».

Нам представляется, что незаслуженно неразработанной до сих пор в науке и в массовой вузовской практике остается идея развития творческой самостоятельности будущих педагогов через сотворчество, через организацию различных форм совместной творческой деятельности с выходом на ее высшую форму - коллективную. Этот подход соответствует психологической идее взаимосвязи и взаимообусловленности процессов интериоризации и экстерио-ризации в развитии личности. Действительно, «сильные» студенты здесь могут играть роль «взрослых» и обеспечить необходимую индивидуализацию для более «слабых» сверстников в зоне их ближайшего развития, на что у преподавателя практически нет ни времени, ни организационных возможностей при фронтально-индивидуальной форме занятий. Проще говоря, творчески неразвитому или «закомплексованному» студенту гораздо легче научиться педагогическому творчеству, «раскрыться» лично-стно в группе сверстников разного уровня способностей, умений и опыта, чем в индивидуальном взаимодействии с преподавателем (даже если бы такая возможность была). Правда, здесь также возможны раз-

личные проблемы, связанные с включением отдельных студентов в совместную деятельность. Но они преодолеваются отчасти за счет творческого характера самой предлагаемой работы, отчасти за счет возможностей выбора «команды» и ролей среди участников.

Мы исходим из того, что коллектив как высокоорганизованная группа гуманистической направленности является наиболее комфортной средой развития и самореализации каждого ее члена и потому должна рассматриваться как продуктивная форма организации и необходимое условие воспитания личности. Подлинно научный, полноценный индивидуальный подход возможен только при коллективной организации деятельности, где каждый может найти уникальное место, раскрыть и развить свои неповторимые способности и получить признание и высокую оценку других.

При этом педагогическая коллективная творческая деятельность приобретает особую значимость в силу специфичности своих функций в общественном разделении труда. Именно она служит тем прообразом, той моделью, с которой впоследствии происходит перенос механизмов коллективного творчества в другие сферы трудовой деятельности через трансляцию особенностей личности и механизмов взаимодействия от педагогов к их воспитанникам.

Сам педагогический труд является коллективным по своему характеру. Часто даже положительные наработки отдельных учителей, приходя в противоречие с наработками коллег, приносят в итоге отрицательные результаты. Кроме того, эпоха пе-дагогов-новаторов, профессионалов-оди-ночек безвозвратно отошла в прошлое, выдвинув задачу создания творческих коллективов учителей. Лучшие школы работают сегодня как коллективы единомышленников, возглавляемые лидером - руководителем, и в этом видят главное условие своего дальнейшего развития и сегодняшнего успеха. И к работе в таком коллективе студентов надо специально готовить.

Обсуждаем проблему

101

Таким образом, наш подход к подготовке студентов заключается в организации интегрированного учебно-воспитательного процесса в вузе на основе коллективного педагогического творчества, что отражено в следующей схеме (рис. 1).

Сегодня акцент в целевых установках вузовской подготовки специалистов переносится с передачи некой совокупности профессионально значимых знаний и овладения необходимыми профессиональными умениями на становление личности педагога. При этом особое значение приобретает личность преподавателя вуза, «учителя будущих учителей», а сам процесс обучения в педвузе может рассматриваться как трансляция не только знаний и умений, но и опыта деятельности, взаимоотношений, стиля деятельности, элементов мировоззрения и даже личностных качеств преподавателя студентам.

В опыте работы кафедры педагогики СГУТиКД было предпринято несколько попыток организации внеучебной воспитательной работы со студентами на коллективной основе в ходе проведения «Недель педагогики». Эта работа была продолжена в масштабах университета в ходе мероприятий студенческой общественности, посвященных 10-летнему юбилею вуза.

В рамках празднования юбилея были проведены следующие студенческие мероприятия с выходом на формирование соответствующих инициативных групп:

• конкурс студенческой стенной печати (группа «Молодежная редакция»);

• научно-практическая конференция (студенческое научное общество);

• фестиваль команд КВН (клуб капитанов КВН);

• фестиваль поэзии и самодеятельной песни (клуб авторов и исполнителей поэзии и песни);

• социально-психологический эксперимент «Черный ящик» (центр социологических опросов);

• конкурс университетской символики (группа хранителей традиций и ритуальная группа);

• сюжетно-ролевая игра «Выборы заместителя мэра Сочи по проблемам молодежи» (центр игровой культуры «Игровой дом»).

В настоящее время многие из этих мероприятий проводятся во взаимосвязи с учебным процессом по циклу педагогических дисциплин. В перспективе можно рассматривать создание и других общественных объединений клубного типа, например клуба эрудитов, философского общества, клуба знакомств, различных клубов любителей и т.д.

Руководство работой данных групп на постоянной основе не под силу одному человеку, необходима коллективная творческая деятельность преподавателей вуза, их заинтересованное, неформальное участие в этой работе.

В системе воспитательной внеучебной деятельности в университете в целом необходимо сочетание общеуниверситетских мероприятий с ежедневной работой кураторов со студенческими группами. При этом особое внимание должно уделяться формированию традиций университета, их постоянному обновлению, развитию представлений об университетском пространстве как среде самореализации, созданию внутреннего и внешнего облика, «лица» университета. Вспомним средневековые университеты, представлявшие собой город в городе или государство в государстве, со своими уставами, законами, ритуалами, общественным мнением, выборными руководящими органами и т.д.

Что касается работы кураторов в педвузе, то необходимо четко отличать ее от работы классного руководителя в школе. Это отличие можно определить как отход от методов руководства и управления в пользу методов влияния и направления, воодушевления и инициирования - того, что сегодня называют синергетическим управлением. Вся современная педагогика построена на Любви и Цели. И это главная идея воспитания, которую мы должны передать нашим студентам.

о

ы

Рис. 1. Организация коллективной творческой деятельности в вузе

Педагогические

коллективы

школ

Коллективы

студенческих

групп

Коллективы

преподавателей

кафедр

Проректор по воспитательной работе

Кураторы

студенческих

групп

Городской отдел по делам молодежи

Родители,

общественность

Учебная деятельность

I

Лекции, семинары, практикумы, спецкурсы, факультативы

Педагогическая практика, НИРС, Предметные недели, конференции, олимпиады, встречи, видеофильмы

Внеучебная деятельность

Г

Годовой круг традиций и праздников университета. Ключевые дела вуза. Факультетские мероприятия. Курсовые мероприятия. Коллективные творческие дела группы___________________________

ф ф Центры и группы по интересам ^

і і і і і і X і 1 X

Творческие лаборатории преподавателей Студенческое научное общество Социоло- гический центр Пресс- центр Фило- софский клуб Школа ораторского мастерства Клуб хранителей традиций Игровой центр Клуб капитанов КВН Клуб любителей авторской песни

Высшее образование в России • № 4, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.