Научная статья на тему 'Кузница Российской интеллигенции'

Кузница Российской интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кузница Российской интеллигенции»

УДК: 378-058.237(470)

Дружинина Л.М., главный редактор газеты «Кадры - селу» КУЗНИЦА РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

В настоящее время система высшего образования рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни университета, где поощряется творчество, инициатива и самодеятельность в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

Немного истории

Проректор по воспитательной работе, кандидат культурологических работ Светлана Владимировна КОВАЛЁВА: «В

2003 году в вузах начали возрождать работу со студентами. Меня назначили проректором по воспитательной работе. Такой должности прежде не было, поэтому здесь я была первооткрывателем. Сложно шло возрождение: нужны были кадры, ресурсы, помещения, костюмы, музыкальная аппаратура и оборудование. Но рядом оказались талантливые, увлечённые и энергичные люди. Студенты к нам приходят за советом, со своими идеями, чтобы получить поддержку. Сотрудники ОВР всегда готовы словом и делом помочь, подсказать молодёжи: как организовать свободное время с пользой для себя, найти дело по душе и развивать свои способности».

Краткая справка: Отделом по воспитательной работе ДальГАУ руководит замечательный человек, талантливый педагог и учёный Светлана Владимировна КОВАЛЁВА. Родом из многодетной семьи, где все дети получили достойное образование, она только благодаря упорству, трудолю-

бию, творческому потенциалу и способности мыслить на перспективу смогла преодолеть все жизненные трудности, самореализовалась как личность и достигла желаемого. Светлану Владимировну отличают интеллигентность и личная скромность, безупречная порядочность и обострённое чувство ответственности за дело.

Все условия для гармоничного развития личности

Правительство Российской Федерации особое внимание уделяет усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала обучающихся, формированию общечеловеческих ценностей у молодого поколения. Система воспитательной работы в Дальневосточном государственном аграрном университете включает в себя чёткую структуру, планирование, разнообразное содержание, кадровое и материальное обеспечение, тесное взаимодействие с институтами, преподавательским составом. В связи с этим активизировалась работа кураторов. Ректор ДальГАУ, д.т. н., профессор Иван Васильевич Бумбар всецело поддерживает студенческое самоуправление, создаёт педагогически целесообразные условия для деятельности общественных молодежных организаций. Заметна координирующая роль проректора по воспитательной работе, канд. культурологи Светланы Владимировны Ковалёвой и заместителей директоров институтов по ВР.

В соответствии с требованиями времени ученый совет Дальневосточного государственного аграрного университета определяет концепцию и программу развития воспитательного процесса. Согласно этому

отдел по воспитательной работе вуза в своей деятельности ставит следующие цели и задачи:

- воспитывать духовно развитого, высоконравственного и физически здорового

18

гражданина и патриота России, в будущем способного к профессиональной деятельности на высококачественном уровне, ответственно относящегося к принимаемым решениям;

- формировать у молодёжи социальную компетентность, нравственные, духовные и культурные ценности и потребности;

- создавать условия для интеллектуальной и творческой самореализации личности;

- формировать у студентов такие черты характера, как: трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность.

Отдел по воспитательной работе Даль-ГАУ определяет направленность ценностных основ воспитания и их реализацию; занимается формированием целостного воспитательного пространства коллектива, методов и форм взаимодействия преподавателей и студентов; осуществляет поддержку и развитие инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива. Он разрабатывает основные направления воспитательной деятельности, координирует и контролирует работу университетских и институтских структур, кураторов по проблемам воспитания. А также, содействует созданию новых организационных форм и методов работы, общественных объединений; разрабатывает рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания.

Основными направления воспитательной работы в ДальГАУ являются:

- Гражданско-патриотическое и правовое.

- Культурно-массовое и художественно-эстетическое.

- Спортивно-оздоровительное и экологическое.

- Профессионально-трудовое и нравственно-этическое.

Основными звеньями организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители директоров институтов по воспитанию и кураторы студенческих групп. Их деятельность направлена на успешную адаптацию студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в вузе, реализацию прав и обязанностей студентов, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего специалиста.

Проведение на высоком уровне внеучебной работы в вузе требует профессионального подхода специалистов области культуры, искусства, художественного, литературного и музыкального творчества, научно-исследовательской деятельности, патриотического и гражданского воспитания, физической культуры и спорта. Огромная роль в формировании интеллигентного студенчества принадлежит профессорско-преподавательскому составу университета, гуманизации учебно-

воспитательного процесса, соответствующей организации всей жизни вузов.

Важной функцией отдела по воспитательной работе (ОВР) является выявление лучших кураторов и обобщение опыта воспитательной деятельности в университете. Об этом свидетельствуют многочисленные обучающие семинары с кураторами (куда приглашаются психологи и педагоги из БГПУ, представители наркоконтроля, милиции, медицины), открытые внеучебные мероприятия и конкурс «Куратор года». Ведь куратор должен быть не только источником профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой, способным оказывать позитивное влияние на становление и формирование молодых специалистов и будущую российскую интеллигенцию.

При выборе и реализации направлений и форм работы со студентами максимально используются возможности ведения диалога и поиска конструктивного компромисса. В процесс профессионального становления студентов органично включается воспитательная деятельность, направленная на соединение личностных ориентиров человека и общественных интересов. Для формирования у студентов чувства сопричастности к профессиональной корпоративности активно используются традиции университета, институтов, кафедр, примеры из жизни и деятельности известных учёных и специалистов различных отраслей. В нашем вузе создаётся атмосфера подлинной и постоянной заботы о студентах, социальнопедагогической поддержки. Составление планов по воспитательной работе и проведение мероприятий осуществляется с учётом интересов студентов. При этом содержание и формы внеучебной работы ориентированы на активную деятельность молодёжи, проявление её самостоятельности в организации и проведении мероприятий. В воспитательной деятельности используется

19

положительное влияние наиболее активных, увлечённых, целеустремлённых и успешных студентов на своих сокурсников. В ДальГАУ формируется установка на естественность и престижность участия студентов во внеаудиторной жизни вуза, широко привлекаются студенты к участию в самоуправлении, художественном творчестве и различных мероприятиях воспитательного отдела. За отличные результаты, проявленные в различных видах внеаудиторной деятельности, морально и материально поощряются отличившиеся студенты.

Результативность усилий по формированию здорового образа жизни в нашем университете связана не только с улучшением воспитательной работы на вербальном уровне, но и с созданием условий для включения студентов в различные виды общественно значимой деятельности: клубно-кружковая работа, физкультурнооздоровительная, волонтёрство, студенческие строительные отряды... Иначе говоря, в ДальГАУ созданы и постоянно совершенствуются все условия для развития социально-приемлемых возможностей самореализации, самоутверждения и социальной адаптации молодёжи. При соответствующем профессиональном и умелом педагогическом сопровождении наши студенты становятся активными пропагандистами здорового образа жизни в молодежной среде.

Психологическое обеспечение

Важным направлением воспитательной работы в вузе является психологическое обеспечение учебного процесса, который осуществляется в психологическом центре мотивации здорового образа жизни ДальГАУ. За время деятельности психологического центра определилась модель психологической работы в нашем университете. Она включает в себя как обязательный компонент - проведение обучающих семинаров и тренингов со студентами и кураторами студенческих групп, индивидуальное консультирование студентов и сотрудников, а также членов их семей, осуществление необходимой диагностики студенческих коллективов и отдельных лиц. Отдел по воспитательной работе работает в направлении изменения стереотипов поведения студентов в учебном процессе и быту.

Педагог - психолог и ведущие специалисты по воспитательной работе институтов на групповых занятиях в психологиче-

ском центре посредством специальных упражнений развивают у студентов соответствующие современным требованиям социальные умения, рассматривают групповые взаимоотношения. Наша задача дать студентам знания по практической психологии, позволяющие успешно справляться с личными и учебными проблемами. Мы делаем акцент не на «вытаскивание из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма, и какие есть пути, для того чтобы в эту яму не попасть».

Жизнь всё настойчивей ставит перед вузом задачу создания условий для проявления студентом личной инициативы, осознанного поиска и выбора правильного решения в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Всё это становится не менее ценным, чем усвоение студентами определенной суммы информации.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности студентов, а также индивидуальная психологическая помощь осуществляется психологом ДальГАУ в форме психологических тренингов (дифференцированных по проблемам студентов), в содержание которых включены знания, умения и опыт решения типичных психологических проблем учащейся молодёжи, индивидуальные психокоррекционные консультации и занятия по обучению методам психологической саморегуляции.

В первом семестре каждой группы 1-го курса проводятся:

- анонимное анкетирование студентов на употребление наркотических препаратов, алкоголя, наркотиков (для выявления группы риска). Работа психологического центра по профилактике употребления ПАВ (психологически активных веществ) осуществляется с привлечением федеральной службы по контролю за наркотиками. С 2008 года такое анкетирование прошли 1124 студента.

- первичная диагностика для определения возможных кандидатов для студенческого актива группы, института, университета; составление первичного психологического портрета каждого студента;

- практические занятия с элементами тренинга в психологическом центре для

20

знакомства и дальнейшего сплочения студенческой группы. При этом выявляются возможные группы риска.

Во втором семестре у первокурсников осуществляются:

- диагностика групповой сплоченности и психологического климата студенческих групп (для выявления возможных отклонений в психологическом климате, которые мешают учебной и воспитательной работе) и занятие по мотивации учебного и воспитательного процесса. Для дальнейшей работы с абитуриентами и проведения профориентационной работы через анонимное анкетирование выявляются причины, побудившие первокурсников поступить в наш университет.

Только за 2009-2010 учебный год было проведено 37 индивидуальных психологических консультаций для студентов и сотрудников университета по служебным и личным проблемам. В итоге, осуществлена необходимая индивидуальная психодиагностика 30 человек, обратившихся за психологической помощью. Кроме этого, проведено 55 групповых занятий по практической психологии для мотивации толерантного поведения студентов в университете, в которых приняли участие 733 человека. Они проходили в форме психологических тренингов в классе психологического центра университета. На занятиях были подняты такие вопросы, как: «Развитие групповой сплоченности», «Развитие коммуникативных навыков», «Обучение практическим методам самостоятельной психорегуляции» и др. Для определения психологического климата и групповой сплоченности (методики Фидлера и Сишора) в студенческих группах проведено 25 социально - психологических исследований. Для определения типа личности и составления индивидуального психологического портрета личности (типологический опросник Майерс-Бриггс) индивидуальную диагностику прошли 484 студента.

С целью подготовки к мероприятиям, посвящённым встрече первокурсников, в институтах со студенческим активом университета прошло 5 инструкторскометодических занятий.

Прославившие Приамурье

В настоящее время более 400 студентов являются активными участниками 12 творческих коллективов ДальГАУ. Это -Лига КВН «ДальГАРВАРД» (в которую входят 6 команд институтов), народный

ансамбль русской песни «Русь», хореографический ансамбль «Кураж», студенческий театр, студия художественного слова «Диалог» и 8 институтских коллективов художественной самодеятельности,

Например, сборная команда КВН «ДальГАРВАРД» успешно выступает с 2007 года в Тихоокеанской Лиге в Хабаровске. В 2009 году на базе нашего университета создана Амурская Лига КВН, как подразделение Тихоокеанской Лиги АМИК. Впервые в истории Дальневосточного государственного аграрного университета его студенты стали участниками Международного фестиваля студенческих команд КВН «Кивин-2010» в Сочи, где по итогам отборочных туров приняли участие в телевизионном гала-концерте.

Неоднократным лауреатом областных, региональных фестивалей самодеятельного творчества является народный ансамбль русской песни «Русь». В 2007 году он принял участие в международном фестивале русской песни в Харбине (КНР), а в 2009 году его солистка признана лауреатом всероссийского конкурса эстрадной песни в Сочи. Всегда поражает мастерством исполнения и немыслимыми трюками на взгляд простого зрителя хореографический ансамбль «Кураж». Недаром он стал лауреатом областного конкурса эстрадного танца и областного студенческого фестиваля «Student 28.ru». Два года подряд - в 2009-м и 2010-м на региональном танцевальном фестивале «Реверанс» во Владивостоке он признан лауреатом! В городском фестивале театральных коллективов «Благовещенск театральный» в 2009 году студенческий театр университета стал дипломантом. Ежегодно с профориентационной программой «Приходите к нам учиться» перед школьниками в городах и селах Амурской области выступают участники студии художественного слова «Диалог». Лучшим среди вузов города в 2010 году стал коллектив художественной самодеятельности Даль-ГАУ.

Положительных результатов в воспитательной, информационно-

пропагандистской работе в студенческой среде невозможно добиться без активизации деятельности молодежных организаций. В нашем вузе это - Объединённый студенческий совет (ОСС). Реализуя свои проекты и программы, он решает вопросы формирования гражданской позиции молодежи, её ответственного отношения к соци-

21

альному окружению. Деятельность ОСС строится так, чтобы привлекать широкие слои студенчества. Объединённый студенческий совет имеет свои традиции и праздники, пропитанные духом романтики и товарищества. Его члены изучают мнение и предложения студентов по совершенствованию организации учебно-

воспитательного процесса, принимают активное участие в воспитательной работе, проводят со студентами тренинги по развитию их организаторских способностей, создают благоприятные условия для рационального использования свободного времени молодёжи, способствуют получению нуждающимися материальной помощи. Они - активные участники научно -исследовательских и творческих объединений, коллективов.

Воспитательная деятельность регулярно освещается в университетской газете «Кадры - селу».

Воспитать гражданина

В качестве приоритета большое внимание в нашем университете уделяется укреплению психофизического, нравственного здоровья, без чего немыслимы подготовка будущего специалиста высшей квалификации, воспитание гражданина, патриота. Воспитать гражданина — значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач государства и общества, выполнению функций хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины.

В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи ДальГАУ патриотизм и национальное достоинство занимают значимое место. Ведь формирование активной патриотической позиции является стержнем всей воспитательной работы с молодежью. Практика свидетельствует, что современная молодежь не менее патриотична, чем её сверстники прошлых лет. В условиях трансформирующегося общества важно помочь молодому человеку не только определиться в понимании патриотических ценностей, но и помочь ему следовать им. Поэтому все мероприятия ОВР направлены: на развитие у студенчества лучших черт и качеств национального характера русских людей и других народов России; воспитание - любви к Родине, доброты и широты натуры, высокой нравственности, упорства в жизни, духа справедливости, желания действовать, стойкости в испытаниях, са-

моотверженности, умения постоять за своё достоинство.

Самое главное в нашем учебном заведении - это то, что каждому студенту предоставляется возможность раскрыться не только в учебе, но и в личностном плане. Здесь огромное внимание уделяется воспитательной работе, её интеграции в учебный процесс. Приходит студент учиться в ДальГАУ, и волей-неволей погружается в поток мероприятий и общественных дел: творческие конкурсы, спортивные и интеллектуальные соревнования, благотворительные акции, конференции и игры - чего только нет в запасниках традиций нашего университета! Самые интересные - «Посвящение в студенты»; битва интеллектуалов «Брейн-ринг»; фестиваль «Студенческая весна - 2010», посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Все они живы!»; презентация Объединённого студенческого совета; «Поэтическая гостиная»; «Музыкальная гостиная»; акция «Молодёжь Приамурья против наркотиков!»; просмотр спектаклей Амурского областного драматического театра; выставка декоративно-прикладного искусства, «Маскарад звёзд», «Студенту - всё масленица!»; II студенческая перевыборная конференция; «Студенческий дозор»; праздники, посвящённые 8 Марта, 23 февраля и Новому году; «Курс молодого бойца»; фестиваль гитарной песни; выездная школа студенческого актива на турбазе «Мухинская», профилактические мероприятия наркозависимости, алкоголизма и табакокурения, встречи с будущими работодателями, проводимые Центром выпускник; «День донора» и многое другое. ДальГАУ - единственный вуз в Амурской области, где можно развивать свои творческие способности не только в области вокала, хореографии, театрального искусства, но и в Центре народных ремёсел. В университете можно заняться спортом, войти в волонтерское или стройотрядовское движение, попробовать себя в общественной деятельности.

Сегодня общество остро нуждается не только в высококвалифицированных специалистах, но и в интеллигентных и высоконравственных гражданах России. Эту непростую задачу успешно решает профессорско-преподавательский состав Дальневосточного государственного аграрного университета.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.