вий и будет адекватен на территории любого крупного города (за исключением мегаполисов со сложившейся социальной дифференциацией - делением на «богатые » и «бедные» участки).
Нами проведен также целый ряд прикладных исследований регионального значения. В целом с 1996 г. выполнено более 20 хоздоговорных работ, основной целью которых является оценка здоровья среды на интересующей заказчика территории или объекте.
Литература
1. См.: Захаров В.М. Индикатор эффектив-
ности экологической политики — здоровье среды // На пути к устойчивому развитию / Бюлл. Центра экологической политики России. —1999. — Март. — № 6(10).
2. См.: Стрельцов А.Б. Региональная сис-
тема биомониторинга. — Калуга, 2003.
3. ГичевЮ.П. Современные проблемы эко-
логической медицины. — Новосибирск, 1999.
Л. ХРИСТИНА, доцент, проректор по учебно -воспитательной работе
Воспитательная работа в КГПУ им. К.Э. Циолковского осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания студентов и основными нормативными документами, утвержденными решением Ученого совета. Главная идея концепции состоит в том, что воспитание студента-педагога может осуществляться лишь на основе сочетания общегосударственных и региональных задач подготовки учителя-гражданина к целенаправленной педагогической деятельности. При этом важно обеспечить содействие максимальному духовно-нравственному развитию личности студента в условиях вуза, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека и гражданина Отечества.
На базе концепции в университете разработан Комплексный план воспитания студентов на весь период обучения. В нем по каждому курсу определены основные направления воспитательной работы (граж-данско-патриотическое, профессионально-педагогическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание). Создан координационный совет по внеучебной работе, который возглавляет
Из практики воспитательной работы
проректор, разработаны и изданы положения по организации внеучебной воспитательной работы со студентами: о совете по внеучебной работе, о кураторе студенческой группы, о фестивалях, конкурсах, спартакиадах, об оперативном студенческом отряде и др.
Большое внимание в КГПУ уделяется работе с первокурсниками. Основная ее задача — максимально быстрая адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения и требованиям в вузе, формирование
112
Высшее образование в России • № 4, 2008
активной позиции в учебе и внеучебной деятельности.
Работа с первокурсниками предусматривает ознакомление с личными делами студентов, тестирование накануне нового учебного года, проведение собраний с обсуждением вопросов об организации учебного процесса, о правах и обязанностях студентов, проведение собраний с родителями в начале учебного года, накануне первой сессии, по итогам первой сессии.
Психологическая служба университета ведет индивидуальное консультирование студентов, разрабатывает программы подготовки кураторов, специальные тренинги общения и тренинги личностного роста, которые способствуют снятию напряжения в период адаптации первокурсников. Опыт работы психологического факультета свидетельствует об эффективности такого механизма, какустановление вертикальных связей между курсами. Студенты старших курсов, курируя младшие курсы, становятся для них ориентиром, образцом преданности факультету и университету.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание ведется в рамках как учебного процесса, так и внеучебной
деятельности. В центре внимания оказываются вопросы патриотизма, гражданственности, веротерпимости. С целью повышения социальной активности студентов организуются встречи с представителями органов местного самоуправления, известными политическими и культурными деятелями.
Большое воспитательное значение имеет знакомство студентов с уникальными экспонатами музеев университета, которые осуществляют просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную деятельность. При музее истории университета работает студенческая лекторская группа.
На факультетах проводятся тематические вечера, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий, работают дискуссионные клубы. Студенты исторического факультета принимали участие в сборе материала для выпуска 30-томного издания «Книги памяти ».
Большую роль в патриотическом воспитании студентов играет добровольческий отряд «Возрождение», созданный на базе Института социальных отношений. Члены отряда имеют хорошую физическую под-
готовку, туристские навыки, необходимые морально-волевые качества, главное из которых - это внутренняя потребность быть причастным к великому делу, к поиску и достойному захоронению останков павших воинов. Важную работу делают студенты, приезжая к ветеранам войны, записывая их воспоминания, снимая о них фильмы.
Воспитанию активной жизненной позиции, трудолюбия, милосердия способствует участие студентов в волонтерском движении. С 2005 г. у нас существует добровольческое движение «Если не я, то кто? ». За два года волонтеры выполнили большой объем работы: провели акцию, приуроченную ко дню памяти погибших от СПИДа, массовые социологические опросы среди населения по данной проблеме, лекции с показом видеоматериалов для студентов первых курсов и учащихся средних школ города, молодежную акцию-концерт «Ты нужен этому миру!». Студенты понимают глубину и важность данной проблемы, чувствуют огромную отдачу от той просветительской работы, которую они проводят. С их помощью полезную информацию получают очень многие, и многим эта информация поможет сохранить здоровье.
Студенты-волонтеры факультета начальных классов и исторического факультета оказывают помощь детским домам: проводят вечера, выступают с концертными программами, организуют сбор книг и игрушек, ведут активную работу по пропаганде и расширению своих рядов.
Формированию у будущих педагогов чувства гордости и любви к своей
профессии способствует работа в педагогических отрядах. Учебно-педагогический центр «Воспитание» ежегодно направляет для работы в детских оздоровительных лагерях области, а также за пределы региона около 500 студентов.
Трудовое воспитание предполагает развитие и совершенствование коллективистских отношений среди студентов, воспитание трудовой дисциплины, ответственности и взаимопомощи. Эти задачи успешно решает организованный в КГПУ строительный отряд.
Важную роль в жизни студентов играет созданная еще в 1949 г. первичная профсоюзная организация, объединяющая студентов очного обучения. С годами росла её численность, наполнялись новым содержанием формы работы, но неизменной оставалась главная задача - защита законных прав и интересов студенческой молодёжи. Основные принципы ее деятельности: системность, добровольность, самоуправление, независимость, демократия, солидарность, законность, равноправие, гласность. Свою работу она ведет в тесном контакте со студенческим клубом, спортивным клубом, студенческими советами общежитий.
Существенным моментом воспитательной работы в университете является деятельность
114
Высшее образование в России • № 4, 2008
студенческого клуба, который за много лет сумел создать стройную систему организации досуга студентов.
Одним из ярких мероприятий культурно-массового характера по праву считается фестиваль «Студенческая весна» (первый фестиваль по шести сценическим жанрам состоялся в 1971 г.). Из года в год фестиваль набирает силу и сегодня превратился в незабываемый праздник самодеятельного искусства. Интерес к событию настолько велик, что для конкурсных выступлений творческих коллективов факультетов ректорат и профком арендуют самые вместительные залы города.
Заботятся в университете и о преемственности творческих традиций. С нетерпением ждут на факультетах талантливого пополнения в лице первокурсников. В 1995 г. родился фестиваль первокурсников «Наши надежды», который по своей значимости и масштабности приближается к «Студенческой весне».
Целенаправленная работа по развитию художественной самодеятельности приносит свои плоды. Самодеятельные творческие коллективы института неоднократно завоёвывали высокие звания лауреатов различных конкурсов и фестивалей областного, российского и международного уровней.
Визитной карточкой художественной жизни университета является рок-балет «Кредо». Дважды (в 1992 и 1993 гг.) он становился лауреатом международных фестивалей студенческих танцевальных коллективов, а в 2003 г. ему было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив ».
В 2005 г. и 2006 г. коллектив художественной самодеятельности КГПУ им. К.Э. Циолковского был удостоен чести представлять Калужскую область на фестивале «Российская студенческая весна» (Пермь и Волгоград).
Команда КВН «Постольку поскольку» - многократный обладатель кубка губернатора Калужской области и постоянный участник международного фестиваля «КиВиН » в Сочи. В настоящее время она
получила право выступать в играх первой лиги.
Участники художественной самодеятельности дают шефские концерты в городе и области, принимают активное участие в мероприятиях, проводимых комитетом по делам молодежи при правительстве Калужской области. За высокие достижения в развитии художественной самодеятельности в 1997 г. КГПУ им. К.Э. Циолковского награждён Большой медалью оргкомитета Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества.
Самодеятельное творчество студентов тесно связано с организацией их активного отдыха. Во внеучебное время для студентов организуются и проводятся тематические вечера, вечера отдыха, развлекательные шоу-программы, праздничные концерты, конкурсы исполнителей патриотической песни, старинного русского романса, авторской песни. Традиционными стали такие торжественные ритуалы, как «Посвящение в студенты», «День факультета», «Последний звонок» и др.
Одним из любимых видов отдыха были и остаются коллективные просмотры спектаклей ведущих театров Москвы, а также экскурсионные поездки в исторические и художественные музеи столицы, других городов России и ближнего зарубежья. В период летних каникул для студентов организуются оздоровительные туры на черноморские курорты Краснодарского края.
Большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни студентов. В университете проводятся занятия по различным видам спорта - волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу и др. Традиционным является весенний физ-культурно-спортивный праздник «День здоровья», в котором участвуют до полутора тысяч студентов всех факультетов. Ежегодными стали спартакиада университета, включающая в себя соревнования по пяти видам спорта, и первенство университета по оздоровительной аэробике.
Совместно с Калужским филиалом
МГТУ им. Н.Э. Баумана организована профессиональная студенческая волейбольная команда мастеров «Ока», занимающая лидирующие позиции в первой лиге первенства России среди мужчин. Сборная команда по фитнес-аэробике «Флеш» является двукратным чемпионом России и бронзовым призером международных соревнований в Голландии. В числе наших выдающихся спортсменов - мастер спорта международного класса по фехтованию Светлана Кор-
милицина, мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо Елена Рубцова, мастер спорта по легкой атлетике Егор Овсянкин, мастер спорта по плаванию Евгений Кутенков.
Образование в современном вузе непременно включает в себя и воспитание. Тем более это относится к педагогическому вузу, где воспитательный аспект является приоритетным в профессиональной подготовке специалистов: воспитатель сам должен быть воспитан.
Культурно-региональный компонент в образовании
Н. МЫСЛИНСКАЯ, доцент, директор музея истории университета
Усиление внимания к ценностям родного края является для государства важной задачей, от решения которой зависит отношение граждан к своей стране, а в конечном счете - ее национальная безопасность.
С Калужским краем связаны имена многих выдающихся ученых и инженеров, писателей и поэтов, философов и художников, общественных и государственных деятелей и педагогов. Среди них: Е.Р. Дашкова, П.Л. Чебышёв, П.М. Голубицкий, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, С.Н. Трубецкой, П.А. Кропоткин, Н.Ф. Федоров, Н.В. Тимофеев-Ресовский, С.Т. Шацкий, М.И. Цветаева, В.Д. Поленов и др. В Калуге и ее окрестностях бывали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь.
К.Г. Паустовский, проживший около 15 лет в Тарусе Калужской области, считал эти годы самыми плодотворными и счастливыми. «Я не променяю Среднюю полосу на самые прославившиеся красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки...», - писал наш соотечественник.
Можно выделить такие ценностно нагруженные аспекты регионального образо-
вательного компонента, как исторические события, природа и природные богатства, наука, техника, образование, история и современность, литература, искусство и духовное богатство. Остановимся на некоторых методах и средствах работы по реализации их воспитательного потенциала в нашем вузе.
Безусловной образовательной и просветительской направленностью обладают научно-популярные издания, рассчитанные на