Научная статья на тему 'Вузовская Наука и экологическое здоровье региона'

Вузовская Наука и экологическое здоровье региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовская Наука и экологическое здоровье региона»

жью на территории Калужской области; координация работы по подготовке и переподготовке специалистов по работе с молодежью с сетевым профессиональным сообществом научно-методических центров; научно-методическое обеспечение разработки и внедрения молодежных проектов; обеспечение сотрудничества с организациями для проведения практики и стажировок будущих специалистов по работе с молодежью.

Центр организует подготовку молодежи для участия в волонтерском движении за здоровый образ жизни, осуществляет патронат детского дома «Солнышко»,шко-лы-интерната № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья, проводит тренинговые занятия по развитию толерантности и эффективного поведения в конфликте, эмпатии и эффективного общения. В теоретическом плане ведутся исследования проблем обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи, изучаются особенности формирования полоролевых стереотипов у подрост-

ков и молодежи. Методическая работа осуществляется по следующим направлениям: организация психолого-педагогического сопровождения студентов - будущих специалистов по работе с молодежью, разработка и реализация совместных с Управлением молодежной политики Калужской области программ развития творчества, отдыха и оздоровления.

Начиная с лета 2007 г. при институте функционирует «Центр поддержки некоммерческих организаций», в практической и организационной работе которого принимают участие и студенты.

Современная система университетского образования предоставляет уникальные возможности в совершенствовании практической подготовки специалистов. С учетом особенностей социальной работы целесообразно придать ей инфраструктурный характер, максимально включая ее непосредственно в образовательный процесс, создавая творческую среду для повышения социальной активности студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

А. СТРЕЛЬЦОВ, профессор, директор лаборатории биоиндикации

Региональные вузы по праву становятся центрами концентрации прикладных научных исследований. Эта тенденция проявляется особенно в последние годы, и ее можно хорошо проиллюстрировать на примере деятельности КГПУ им. К.Э. Циолковского в области экологии. В настоящее время у нас сформирован Институт естествознания, в котором на кафедрах ботаники и экологии, общей биологии, географии активно проводится актуальная научно-исследо-вательскаяработа по экологической тематике в следующихосновных направлениях.

Оценка здоровья среды. Под «здоровьем среды» в самом общем смысле понимается ее состояние (качество), необходимое

Вузовская наука и экологическое здоровье региона

для обеспечения здоровья человека и других видов живых существ [1]. Это понятие используется как ведущими учеными-экологами, так и экологами-практиками. Оно становится одним из центральных и в экологической политике России,поскольку основным индикатором устойчивого развития в конечном счете является качество среды обитания. Сохранение здоровья среды, по-видимому, единственно возможный путь поддержания баланса между интересами хозяйственной деятельности и обеспечением экологической безопасности населения. Степень экологической комфортности среды оценивается с точки зрения благоприятности для жизни и развития

108

Высшее образование в России • № 4, 2008

обитающих на исследуемой территории живых организмов. Суть метода биоиндикации, разрабатываемого в лаборатории биоиндикации, заключается в определении ответной реакции растений и мелких животных на условия существования: местообитание живых организмов (в том числе людей) анализируется с позиции благоприятности для их жизни и развития. Состояние природных популяций билатерально симметричных организмов оценивается на основе исследования флуктуирующей асимметрии, характеризующей мелкие ненаправленные нарушения гомеостаза развития и являющейся ответом организма на состояние окружающей среды.

Для фиксации отклонений от нормы у живых организмов подобран ряд легкочитаемых признаков, достаточно четко реагирующих на изменение внешней среды (вызванное химическим загрязнением, изменением физических или биологических параметров) увеличением билатеральной асимметрии. После замеров выбранных признаков на первичном биологическом материале рассчитываются коэффициенты флуктуирующей асимметрии.

В лаборатории разработана комплексная трехуровневая оценка биологических показателей качества среды (для больших территорий и отдельных точек, имеющих особое значение; для населенных пунктов,

участков с большой антропогенной нагрузкой и аномальных точек; для конкретного антропогенного или иного источника загрязнения среды) [2].

С 1998 г. в течение десяти лет на территории Калужской области функционирует региональная система биологического мониторинга на основе оценки стабильности развития живых организмов. Подобная система создана в России впервые. Часть этой работы проведена в рамках гранта Центра исследования международного развития ШЖС (Канада).

В диссертационном совете К 21.085.011 при КГПУ аспирантами и соискателями кафедры ботаники и экологии защищены девять диссертаций, в которых в качестве раздела или основной темы используется оценка здоровья среды. В темы дипломных работ обязательно включаются соответствующие сюжеты.

Сохранение биологического разнообразия. Для оценки изменения биологического разнообразия как показателя состояния животного мира, а также разработки научных основ сохранения, восстановления и рационального использования биоресурсов Калужской области проведен ряд исследований на особо охраняемых территориях области: в национальном парке «Угра » и в заповеднике «Калужские засеки». На основании тридцатилетних наблюдений калужских ученых, анализа краеведческой литературы, коллекций, гербариев, различных архивных данных к настоящему времени установлено пребывание на территории нашего края 69 видов млекопитающих, 261 вида птиц, 6 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных, 38 видов костных рыб, 2 видов круглоротых, более 6 тысяч видов членистоногих, 1121 вида растений.

По итогам проведенных исследований учеными университета и специалистами-биологами (почти все - выпускники университета) написана и на средства областного бюджета издана «Красная книга Калужской области». Она является официальным документом, используемым облас-

тными природоохранными структурами в их деятельности.

Устойчивость развития Калужской области. До настоящего времени системы индикаторов устойчивого развития официально разработаны в трех российских регионах - Томской, Воронежской и Кемеровской областях. Нашими учеными создана собственная, в большей степени ориентированная на природные аспекты система индикаторов устойчивого развития для Калужской области.

Устойчивость геоэкосоциосистемы зависит от возможности выполнения ландшафтами важных для человека и уязвимых при антропогенных воздействиях жизнеобеспечивающих (экологических) функций. Такие функции в полной мере способны выполнять ландшафты, находящиеся в ненарушенном состоянии, совокупная доля которых составляет экологический фонд территории. Чем этот фонд больше, тем выше естественная защищенность территории и устойчивость ландшафтов. Уничтожение или нарушение природных систем ведет к утрате ими основной функции - регуляции и стабилизации окружающей среды, приводя к негативным социальным и экономическим последствиям.

В соответствии с принципами теории

А.Б. Стрельцов

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

щ \

fc ■ (В

Калуга 2003

биотической регуляции и стабилизации окружающей среды актуальным показателем, входящим в состав интегрального индикатора устойчивого развития, может выступать индекс устойчивого природопользования, который фиксирует долю площади территорий, не нарушенных или мало нарушенных в результате хозяйственной деятельности (земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий) от общей площади региона.

Разработанный для Калужской области интегральный индикатор - индекс устойчивости - выводился на основании значений пяти базовых/ ключевых показателей, которые включают оценку экологических, социальных и экономических аспектов развития региона.

В рамках проведения комплексной оценки устойчивости развития Калужской области разные административные районы области получили свой индекс устойчивости (неустойчивые, слабоустойчивые, сред-неустойчивые, высокоустойчивые).

Экологическое образование. На биолого-химическом факультете Института естествознания КГПУ проходят обучение по специальностям 013100 - «Экология» и 013400 - «Природопользование» около 150 студентов. В 2006 г. состоялся первый выпуск специалистов-экологов.

Лекции и практические занятия проводят 7 докторов наук, 14 кандидатов наук. К работе по подготовке специалистов привлечены опытные профессионалы-практики из природоохранных структур. Производственную практику студенты проходят в природоохранных подразделениях предприятий и учреждений, научно-исследовательских и научно-производственных лабораториях Калужской области, в заповеднике «Калужские засеки » и национальном парке «Угра ».

В настоящее время на кафедре ботаники и экологии и кафедре географии обучаются 12 аспирантов дневной и заочной форм обучения.

Кроме подготовки профессиональных экологов, КГПУ занимается региональным

110

Высшее образование в России • № 4, 2008

экологическим просвещением. Так, еще в 1995 г. учеными университета и специалистами областного института усовершенствования учителей разработана «Концепция экологического образования и просвещения населения Калужской области ».

В 2006 г. по контракту с министерством образования, культуры и спорта Калужской области была выполнена НИР «Региональная модель организации школьной научно-исследовательской работы по экологии (на примере Калужской области)», целью которой являлись разработка и обеспечение реализации региональной модели научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии на базе КГПУ им. К.Э. Циолковского. Выяснилось, что индивидуальная работа с учащимися-исследователями поставлена у нас хорошо, а вот групповых форм научной работы школьников практически нет. Между тем исследования по экологии требуют обычно именно комплексного подхода и взаимодействия специалистов из разных областей.

Экология человека. Основными критериями экологического благополучия территорий являются качество жизни человека и уровень его здоровья. Так, Ю.П. Гичев рассматривает здоровье человека как основной биоиндикатор экологического риска и важную составную часть экологического мониторинга [3].

Реакция человека на существенные изменения окружающей среды выражается в форме различных экологообусловлен-ных заболеваний. Наиболее чувствительным к неблагоприятному воздействию окружающей среды является, в силу своих анатомо-физиологических особенностей, детс-

кий организм. В многочисленных публикациях прослежена прямая зависимость между уровнем загрязнения окружающей среды антропогенными химическими веществами и заболеваемостью детей.

Для точного математического анализа территории по детской заболеваемости с адресной привязкой нами разработан и применен метод моделирования по плотности данных, позволяющий оценивать пространственное распределение данных по расстоянию между соседними точками. Нами проведена экологическая обработка уже имеющихся медицинских данных, полученных дипломированными врачами-педиатрами.

Пространственный анализ параметров биоиндикации по здоровью детей позволяет выявлять неблагоприятные для здоровья человека территории, которые традиционными методами контроля окружающей среды не обнаруживаются. Пространственная оценка качества среды и районирование территории Калуги по распределению детских экопатологий выявили на территории города несколько обширных пятен неблагоприятной экологической обстановки. Проведенный анализ позволяет отмечать участки городов с вредным для здоровья комплексом экологических усло-

вий и будет адекватен на территории любого крупного города (за исключением мегаполисов со сложившейся социальной дифференциацией - делением на «богатые » и «бедные» участки).

Нами проведен также целый ряд прикладных исследований регионального значения. В целом с 1996 г. выполнено более 20 хоздоговорных работ, основной целью которых является оценка здоровья среды на интересующей заказчика территории или объекте.

Литература

1. См.: Захаров В.М. Индикатор эффектив-

ности экологической политики — здоровье среды // На пути к устойчивому развитию / Бюлл. Центра экологической политики России. —1999. — Март. — № 6(10).

2. См.: Стрельцов А.Б. Региональная сис-

тема биомониторинга. — Калуга, 2003.

3. ГичевЮ.П. Современные проблемы эко-

логической медицины. — Новосибирск, 1999.

Л. ХРИСТИНА, доцент, проректор по учебно -воспитательной работе

Воспитательная работа в КГПУ им. К.Э. Циолковского осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания студентов и основными нормативными документами, утвержденными решением Ученого совета. Главная идея концепции состоит в том, что воспитание студента-педагога может осуществляться лишь на основе сочетания общегосударственных и региональных задач подготовки учителя-гражданина к целенаправленной педагогической деятельности. При этом важно обеспечить содействие максимальному духовно-нравственному развитию личности студента в условиях вуза, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека и гражданина Отечества.

На базе концепции в университете разработан Комплексный план воспитания студентов на весь период обучения. В нем по каждому курсу определены основные направления воспитательной работы (граж-данско-патриотическое, профессионально-педагогическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание). Создан координационный совет по внеучебной работе, который возглавляет

Из практики воспитательной работы

проректор, разработаны и изданы положения по организации внеучебной воспитательной работы со студентами: о совете по внеучебной работе, о кураторе студенческой группы, о фестивалях, конкурсах, спартакиадах, об оперативном студенческом отряде и др.

Большое внимание в КГПУ уделяется работе с первокурсниками. Основная ее задача — максимально быстрая адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения и требованиям в вузе, формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.